Понятия стратегии и концепции. Проблемы терминов. Классификация стратегий.

В настоящее время в научной литературе не сформированы общие определения для основных категорий стратегического планирования, понятие стратегии трактуется широко. Участники стратегического процесса наряду с понятием «стратегия» используют понятие «концепция». Различные определения категорий стратегического планирования представлены в табл. 1.

Таблица 1

Категории стратегического планирования  
Стратегия Концепция  
1. Стратегия – совокупность действий, осуществляемых над элементами планируемой системы с целью изменения их функциональных характеристик или над элементами ее внешнего окружения с целью изменения внешних условий функционирования [11] 1.Общая, вербальная модель, определенный способ понимания и трактовка явления, процесса, основная точка зрения на предмет [5].   2.Прогнозно-аналитический документ, содержащий систему представлений о стратегическом выборе, стратегических целях и приоритетах развития города, основные положения местной социально-экономической политики в разрезе ее отдельных составляющих и средства реализации поставленных целей. Включает в качестве составляющей основные положения стратегии [5].  
 
2.Стратегия - инструмент реализации государственной региональной политики, отражающей основные направления развития страны в целом, что предполагает приведение в действие потенциала регионов для решения важнейших государственных вопросов [3].  
 
 
 
 
 
3.Стратегия - план. (Стратегия как план поднимается до фундаментальных вопросов познания: каким образом возникают у человека намерения и что на самом деле они представляют) [2].  
 
 
4.Стратегия - ловкий прием. (Погружает в область прямой конкуренции, где в ходу различные угрозы и маневры, широко применяемые для достижения победы) [4].  
 
 
 
 
5. Стратегия - принцип поведения. (Фокусирует внимание на действии, напоминая, прежде всего, о том, что любая концепция мертва вне ее осуществления) [2].  
 
 
 
6. Стратегия - позиция. (Ориентирует на рассмотрение объекта планирования в его реальной среде, включающей в себя конкурентные процессы) [2].  
 
 
 

Литература

1. Медынский В. Г. , Инновационный менеджмент, М. - 2002. - 360 с.

2. Минцберг Г. Стратегический процесс, СПб. – 2001.- 688 с.

3. Парсаданов Г. А. Прогнозирование и планирование социально-экономической системы страны, М. – 2001. – 315 с.

4. Родионова В. Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие.- М.: РИОР, 2003. – 81 с.

5. Перфильев С. В. «Принципы формирования стратегического управления социально-экономическим развитием муниципальных образований»//Вестник РГРТА. - Рязань, 2003.- Вып.13.-с. 91-97.

Неопределенность и множественность определения понятия «стратегия» приводит к множественности вариаций и видов стратегий и, как следствие этого, – к различным по определению их целям и предметам регулирования (таблица 2).

Таблица 2

1№ Виды стратегии Определение   Цели разработки
Стратегия социально-экономического развития Система мер государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти, направленная на обеспечение социально-экономического развития региона, при учете государственной политики РФ • Определение приоритетных направлений и целей развития региона (регион может не совпадать с границами субъекта РФ) на долгосрочную перспективу (не менее 20 лет); • Оценка потенциала социально-экономического развития региона; • Взаимоувязка краткосрочной политики и долгосрочных стратегических приоритетов развития региона; • Обеспечение совместных действий и поиск предметов партнерства государственных органов исполнительной власти, представителей бизнеса и общественных организаций. • Обеспечение согласованности действий федеральных и региональных органов государственной власти.
Стратегия устойчивого развития Долгосрочный стратегический план действий, направленный на решение приоритетных местных проблем в области устойчивого развития. Решение приоритетных местных проблем в области устойчивого развития
3.3 Стратегия развития промышленности Преобразующие меры воздействия на промышленность в соответствии с общими тенденциями и направлениями, намеченной политикой Немонетарные цели: показатели улучшения качества жизни, экологического благополучия, развития отраслей рекреации, туризма, отдыха (именно эти показатели определяют устойчивое развитие региона). Монетарные цели: повышение уровня экономического развития (ВРП), уровень потребления благ на душу населения, уровень производительности труда
Стратегия реформирования государственной службы Стратегический документ, разрабатываемый в целях ускорения адаптации государственной службы и масштабов деятельности государства в сфере экономики к условиям рынка Ускорение адаптации государственной службы и масштабов деятельности государства в сфере экономики к условиям рынка, связанная с сокращением и внесением в деятельность государственных органов принципиальных структурных и организационных изменений
55. Научно-техническая стратегия Долговременный курс научно-технической политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий формирование крупномасштабных целей в области науки и техники. Крупномасштабные цели в области науки и техники
66. Стратегия вертикальной интеграции Нет четкого определения Более тесное сотрудничество с вышестоящими (обратная интеграция) или нижестоящими уровнями управления (прямая интеграция); согласование развития интересов города и региона
77. Стратегия кластерного управления Нет четкого определения Формирование и поддержание связанных групп (кластеров) конкурентных предприятий или целых отраслей
88. Центральная инновационная стратегия (инновационная стратегия на государственном уровне) 1. Способ содействия развитию народного хозяйства, когда на внешние условия функционирования предприятия (учреждения) и внутренний механизм оказывается такое воздействие, которое позволяет ускорить техническое развитие и тем самым повысить уровень экономической эффективности. 2. Система долговременных концеп­туальных установок распределения ресурсов между траекториями инновационного развития-системы, а также их перераспределения при изменении внутренних и внешних условий ее функционирова­ния, включающая научно-технический, организационный, мотивационный и материально-финансовый механизмы обеспечения   Создание наиболее благоприятных условий технического и хозяйственного развития, концентрация усилий разработчиков инновации на вариантах решения, которые не противоречат принятой стратегии, отбросить в сторону все другие варианты.
99. Бранд-стратегия Комплексная проработка имиджа хозяйствующего субъекта на основе продвижения его брандов на рынке Создание положительного имиджа объекта стратегического планирования
Инвестиционная стратегия Искусство руководства развитием воспроизводства, науки, культуры, здравоохранения и других сфер деятельности государства в соответствии с возможностями и имеющимся инвестиционным потенциалом. Это долговременная политика в перечисленных выше сферах. • изучение и обнаружение признаков технологического старения выпускаемой (создаваемой) продукции и поиск альтернативных возможностей обновления производства; • определение смены фаз цикла спроса на рынке с целью пересмотра стратегии.


Требование к стратегии СЭР субъекта РФ.

Освоение материала по данному разделу основано на изучении приказа Министерства регионального развития РФ от 27 февраля 2007 года № 14 «Об утверждении требований к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ».

Тема 5. Потенциал территории. Финансовый потенциал региона.

План

1. Потенциал территории как категориальное понятие

2. Финансовый потенциал региона

Наши рекомендации