Трудности, с которыми сталкиваются управляющие компании и как у них строятся взаимоотношения с собственниками жилых помещений

Сегодня управляющие компании, по сути, бесконтрольны. Нет ни одного законодательного акта, регламентирующего их деятельность или ответственность. Одно исключение – они обязаны раскрывать информацию о проделанной работе и потраченных деньгах в разрезе каждого дома. И если они этого не делают, можно обратиться в суд, который заставит управляющие компании делать это. Плюс ко всему, внесены изменения в Жилищный кодекс РФ о том, что компания должна заявить о намерении работать в сфере жилищно-коммунального хозяйства, после чего может спокойно этим заниматься. В результате периодически возникают некие фирмы «Рога и копыта», которые собирают с жильцов деньги под видом управляющих компаний и исчезают в неизвестном направлении.

Чтобы не быть обманутыми гражданам нужно активнее защищать свои права и не стесняться обращаться в суд. Есть случаи шантажа «управленцами», когда они, например, за свои деньги поменяли бойлер в доме, а после замены приходят и говорят, что жильцы должны заплатить им некоторую установленную сумму за выполненную работу, с каждой квартиры.

Или, например, управляющая компания устанавливает общедомовые счетчики, и взимает плату с жильцов по общим нормативам, а поставщикам воды и энергии управляющая компания перечисляет по показаниям счетчиков. Следовательно разница, оставшаяся после уплаты поставщикам идет в карманы «управленцев» И заставить их вести честную игру и вернуть украденное может только суд. Поэтому люди должны вникать, за что они конкретно платят, и предъявлять претензии, если они существуют.

Одной из часто встречающихся трудностей, с которыми сталкиваются управляющие компании при осуществлении своей деятельности это – изношенный жилой фонд, доставшийся им в управление. Естественно, что затраты на приведение в порядок такого жилья немалые.

Еще одна трудность – непростые взаимоотношения с энергоснабжающими организациями, которые в большинстве своем занимают монопольное положение и диктуют свои условия. Не урегулировано много вопросов, которые истекают из существующего законодательства, которое далеко от совершенства.

Одной из наболевших проблем у собственников помещений при выборе управляющей компании является финансовая сфера. И здесь ее можно разделить на составные: цены на тарифы и оказываемые ими услуги и долги, как у жильцов, так и у самой управляющей компании.

На сегодняшний день мало кто может оплатить содержание жилья без ущерба своим потребностям, ведь услуги жилищно-коммунального хозяйства очень дороги. Первое, что волнует жильцов при выборе управляющей компании, – это оплата коммунальных услуг. Все боятся ее повышения. Поэтому новые управляющие компании, «пришедшие на дома», стараются ее не задирать.

Кстати, болезненным и открытым остается вопрос по установке приборов учета для тех и других. Потому что редко какая компания может установить приборы за свой счет. Дорого. Приборы учета устанавливаются за счет жильцов, а жильцы, в свою очередь, неохотно идут на такие дополнительные траты. А ведь наличие прибора учета тепла значительно снижает оплату за коммунальные услуги.

В общем, ни частная, ни государственная управляющая организация сегодня не могут обойтись без долевого участия жильцов. До сих пор собственники жилья на свои средства ставят домофоны. Довольно распространены случаи, когда и те, и другие компании собирают дополнительные средства на разные нужды.

Но бывают и более сложные трудности. Наличие задолженности у управляющей компании непосредственно перед поставщиками ресурсов.

Еще одной немаловажной проблемой является неосведомленность собственников о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации и т.п.

Итак, следует отметить, что сегодня управляющие компании, по сути, бесконтрольны. Одно исключение – они обязаны раскрывать информацию о проделанной работе и потраченных деньгах в разрезе каждого дома. Рассмотрев основные трудности и проблемы можно выделить следующие: одной из часто встречающихся трудностей, с которыми сталкиваются управляющие компании при осуществлении своей деятельности это – изношенный жилой фонд. Еще одна из наболевших проблем это – оплата коммунальных услуг и долги, как у жильцов, так и у самой управляющей компании. На сегодняшний день популярна еще одна проблема – установка общедомовых счетчиков. Не каждая компания может установить приборы за свой счет, и жильцы, в свою очередь, неохотно идут на такие дополнительные траты. Неосведомленность собственников о выполняемых работах управляющей компанией тоже стоит в ряде наболевших проблем. 3 параграф раскроет основные проблемы выбора управляющей компании и возможные пути решения сложившихся проблем.

Правильный выбор управляющей компании снимает с собственников помещений многоквартирного дома проблемы по организации обслуживания дома, позволяет оперативно решать большинство вопросов, более эффективно распоряжаться средствами для обеспечения жилищно-коммунального хозяйства.

Выделяют пять правил выбора управляющей компании:

1) Поинтересоваться опытом работы компании в жилищно-коммунальной сфере. Желательно, чтобы он был не менее двух-трех лет.

2) Узнать, какие отзывы от прежних клиентов эта компания заслужила. Лучше всего сходить и посмотреть, чисто ли в подъездах тех домов, которые она обслуживает, есть ли во дворе скамейки. Можно поговорить с жильцами - довольны ли они.

3) Уточнить, есть ли у компании техника, материалы, оборудование. Здесь полезно вспомнить анекдот: «Солидная фирма возьмет в аренду дырокол»… Если компания собирается, например, арендовать экскаватор, то она будет это делать на деньги обслуживаемых ею жильцов.

4) Проверить, соответствует ли договор управления жилищному законодательству. Проще всего сравнить его с типовым договором, разработанным специалистами городской администрации (постановление «Об утверждении примерной формы договора управления многоквартирным домом»). Если есть серьезные расхождения, посоветоваться со специалистами.

5) По возможности узнать, насколько стабильно финансовое положение компании. Например, какова величина ее уставного фонда. Компания должна предоставить гарантии финансового обеспечения своей работы. Помнить, что она может нанести и убытки собственникам квартир.

Важно не забывать: нужно оплачивать услуги после их поступления. Если с собственника помещения требуют предоплату (за исключением капремонта), будьте осторожны. Насторожить собственника должны и необоснованно высокие или низкие тарифы.

Как уже говорилось, ежегодные конкурсы и составление рейтингов на лучшую управляющую компанию, проводимые местной властью города, тоже могут помочь собственникам помещений при выборе новой управляющей компании. Те компании, которые заняли первые места в рейтинге и будут той потенциальной компанией, на которую в первую очередь обратят свое внимание собственники помещений.

Также о качестве работы управляющей компании можно судить по количеству обслуживаемых ею домов. Как правило, у добросовестных управляющих компаний в управлении находится большое количество домов.

Таким образом, правильный выбор управляющей компании позволит собственникам помещений более эффективно распоряжаться вопросами жилищно-коммунального хозяйства. А для того, чтобы сделать правильный выбор следует поинтересоваться управляющими компаниями, у которых опыт работы на «рынке» ЖКХ не менее двух-трех лет, имеется наличие хороших отзывов о работе, у управляющей компании должно быть стабильное финансовое положение. При выборе управляющей компании можно воспользоваться ежегодными рейтингами управляющих компаний, составленными администрацией городов.

Управляющим компаниям необходимо учиться на более высоком уровне подходить к стратегическому планированию и переходить на многоуровневые долгосрочные программы работы. Такой подход позволит управляющим компаниям выработать в итоге совместную программу развития отрасли, которая должна реализоваться совместно с инвестиционными программами ресурсоснабжающих организаций. Кроме того, консолидация необходима жилищным организациям еще и для того, чтобы государство обратило на них внимание, ведь управляющие компании, как представители малого бизнеса, могут в полной мере претендовать на господдержку.

Обучение сотрудников управляющих компаний – задача не только государства или общественных сил. Управление жильем – это прежде всего бизнес, а в нем самое важное – это кадры. Поэтому управляющие компании региона должны уделять подготовке и переподготовке специалистов повышенное внимание, ведь от этого во многом зависит качество предоставляемых услуг.

В 2011 году вступило в силу постановление правительства, упорядочивающее взаимоотношения между ресурсоснабжающими организациями, управляющими компаниями и жителями. Прямые платежи водоканалу решат ряд проблем, так как управляющие компании часто собирают деньги с жильцов, а до ресурсоснабжающих компаний эти платежи не доходят. Новая форма оплаты услуг позволит бороться с коммерческими потерями воды. С вступлением в силу постановления у водоканалов появится инструмент воздействия на должников. Ранее водоканалы были единственными среди ресурсоснабжающих организаций, кто не мог ограничивать поставки своих услуг должникам, но теперь водоснабжающие предприятия получили возможность ограничения холодного водоснабжения при долге, превышающем сумму трехмесячных размеров платы исходя из нормативов.

Также уже полным ходом идет решение такой проблемы, как неосведомленность собственников о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Жители российских городов теперь, не выходя из дома, могут узнать о том, как работает их управляющая компания. Например, на официальном сайте городов можно найти общую информацию об управляющих компаниях, порядок и перечень работ в конкретном доме, сколько потрачено средств на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и т.д.

Необходимость раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, определена Постановлением Правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 года «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

В настоящее время управляющие организации могут размещать сведения о себе в сети Интернет, опубликовав отчеты о проделанной работе, сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, услуги и т.д.

Такая система раскрытия информации, резюмирует Управление по связям с общественностью ГК ФСР ЖКХ, поможет населению оценить работу своей управляющей компании и сравнить ее с другими, а в случае неудовлетворительного выполнения работ выбрать другую управляющую компанию. Все это будет способствовать росту конкуренции на рынке управления жильем, что сделает невозможной работу недобросовестных управляющих компаний.

Более того, на официальном сайте ряда городов уже функционируют порталы, где жители могут узнать о деятельности их управляющей компании, сколько потрачено средств на содержание и ремонт в доме и т.п.

Также, в 2011 году вступило в силу постановление правительства, упорядочивающее взаимоотношения между ресурсоснабжающими организациями, управляющими компаниями и жителями. Жители могут платить за водоснабжение напрямую водоканалу, минуя управляющие компании. Тем самым, жители, совершая платеж за водоснабжение или газ, электроэнергию, могут не переживать на счет того, окажутся ли их деньги в чужом кармане.

Но бывает так, что решить сложившиеся трудности и проблемы со своей управляющей компанией, собственники помещений могут лишь обратившись в правоохранительные органы, либо через суд.

Опыт работы показывает, что далеко не всегда управляющие организации готовы добросовестно исполнять взятые на себя обязательства, а мирные способы урегулирования возникающих разногласий не приносят нужного результата.

В этом случае законодатель предоставил собственникам помещений в многоквартирном доме право на основании решения общего собрания в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условия такого договора (п. 8.2. ст. 162 Жилищного кодекса РФ). При этом изменение и (или) расторжение договора осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (глава 29 Гражданского кодекса РФ).

Для эффективной защиты своих прав и интересов собственникам помещений многоквартирных домов необходимо изучить следующие нормативные правовые акты:

– Гражданский кодекс РФ (глава 27, 28, 29, 30);

– Жилищный кодекс РФ (глава 6 раздела II, разделы VI, VIII);

– Гражданский процессуальный кодекс РФ;

– федеральный закон от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»;

– постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»;

– постановление Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

– постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;

– письмо Министерства регионального развития РФ от 20.12.2006 г. №14314-РМ/07 «О сроках возникновения обязанности приступить к управлению многоквартирным домом».

Если собственников помещений многоквартирного дома не устраивает работа его управляющей компании, то необходимо:

1. Изучить положения договора управления многоквартирным домом:

– о сроке действия договора, заключенного между действующей управляющей организацией и собственниками помещений многоквартирного дома;

– условиях его изменения и прекращения.

2. Подготовить акт о ненадлежащем выполнении управляющей организацией обязательств по договору управления, претензию к управляющей организации либо иные документы, которые могут послужить основанием для доказательства ненадлежащего выполнения управляющей организацией своих обязательств по управлению, содержанию и ремонту многоквартирного дома.

3. Провести общее собрание собственников помещений многоквартирного дома, на котором решить вопрос:

– о расторжении договора управления многоквартирным домом с действующей управляющей организацией в соответствии с п.8.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ с указанием оснований и даты его расторжения;

– о выборе новой управляющей организации;

– об утверждении условий договора управления с новой управляющей организацией.

4. Направить действующей управляющей организации уведомления:

– от собственников помещений дома о расторжении договора управления с указанием основания и даты его расторжения с приложением копии протокола общего собрания о выборе новой управляющей организации;

– от новой управляющей организации о передаче технической и иной документации, связанной с управлением домом, в соответствии с п.10 ст.162 Жилищного кодекса РФ.

5. Заключить договоры управления новой управляющей организации с собственниками помещений дома.

В соответствии с п. 9 ст. 161 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

До разрешения конфликтных ситуаций между собственниками помещений многоквартирного дома и действующей управляющей организацией (до достижения соглашения, истечения срока действия договора управления, вступления в законную силу решения суда и т.п.), вновь выбранная управляющая организация не вправе приступать к управлению домом и направлять собственникам дома квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг.

Собственникам важно знать общий порядок расторжения договора:

1) Договор управления до истечения его срока может быть расторгнут на основании письменного соглашения между сторонами.

2) Если между сторонами не достигнуто соглашение о расторжении договора, то после получения от управляющей организации отказа на предложение расторгнуть договор либо неполучение ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом или договором, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок, собственники вправе с требованием о расторжении договора управления обратиться в суд.

Исковое заявление о расторжении договора управления многоквартирным домом, как и исковое заявление о понуждении управляющей организации исполнить взятые на себя обязательства по договору, собственники предъявляют в районный суд по месту нахождения управляющей организации.

Требования к форме и содержанию искового заявления предусмотрены ст. 131 Гражданского процессуального кодекса РФ.

За неисполнение обязательств собственники жилых помещений вправе расторгнуть договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, а также потребовать возмещения убытков в судебном порядке.

3.4. МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ И ОБЩЕГО­РОДСКИМ КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

К инженерному обеспечению МО относится обеспечение таки­ми ресурсами, как электроэнергия, тепло, газ, вода. Ресурсоснабжающими организациями в системе ЖКК являются организации, постав­ляющие данные ресурсы потребителям через сети, а также организа­ции, оказывающие услуги по водоотведению. Предприятия, обеспечи­вающие поставку ресурсов по распределительным сетям, относятся к числу естественных локальных монополистов.

Процессы тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения характеризуются рядом общих признаков:

- использование сложной инженерной инфраструктуры;

- недопустимость перерывов в подаче ресурсов;

- необходимость четкой взаимосвязи всех стадий производст­венного процесса;

- неразрывность процессов производства, передачи и потребле­ния ресурсов;

- невозможность компенсации не полученных ресурсов за счет более интенсивного предоставления в другой период;

- тесная зависимость потребности в мощностях, конкретных инженерных решений и организаций производственного процесса от местных условий.

Задачи органов МСУ в сфере инженерного обеспечения терри­торий муниципальных образований:

- разработка и утверждение перспективных схем ресурсосбережения МО;

- содействие установке приборов учета;

- формирование местных рынков теплоэнергии;

- установление экономически обоснованных тарифов;

- создание конкурентной среды;

- переход от оплаты по нормативам потребления ресурсов к оп­лате за фактическое потребление;

- привлечение инвестиций и др.

Так, привлечение частных инвестиций в предприятия инженер­ной инфраструктуры МО возможно при получении инвестором существенной экономии от сокращения потерь ресурсов в процессе их вы­работки и транспортировки до конечных потребителей. Это делает сферу ресурсоснабжения инвестиционно привлекательной. Предполагается развитие концессионных схем привлечения инвестиций в мо­дернизацию объектов коммунальной энергетики, для чего требуется развитие нормативно-правовой базы.

Финансирование коммунальной инфраструктуры за счет собст­венных средств коммунальных предприятий возможно путем надле­жащего контроля предприятий в процессе тарифного регулирования за эффективным целевым использованием затрат на ремонт, включаемых в состав себестоимости, амортизационных отчислений, прибыли, а также посредством включения в тариф затрат на возврат и обслужива­ние долгосрочных заимствований. Перспективным направлением раз­вития должно стать постепенное сокращение доли расходов на капиталовложения в коммунальную инфраструктуру из муниципального бюджета при одновременном росте доли средств инвесторов и собственных средств коммунальных предприятий.

Формирование местных рынков теплоэнергии предполагает разделение ее монопольной транспортировки по единым муниципальным сетям и конкурентное производство на различных теплоисточни­ках. Это предполагает передачу муниципальных теплосетей и источ­ников теплоэнергии в управление разным хозяйствующим субъектам. Созданию конкурентной среды будет способствовать внедрение новых технологий, позволяющих эффективно обслуживать небольшие груп­пы потребителей. В частности, компания, управляющая жилищным фондом, будет иметь возможность рассматривать альтернативные ва­рианты - создать собственный локальный источник или воспользо­ваться услугами централизованной системы.

Муниципальное управление общегородским коммунальным хо­зяйством включает деятельность органов МСУ в таких сферах, как строительство и содержание улиц и дорог, содержание мест массового отдыха, инженерная защита территории, ее санитарная очистка, благоустройство, озеленение, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, организация уличного освещения, банно­прачечное хозяйство, содержание мест захоронения, оказание ритуальных услуг.

Основная цель муниципального управления общегородским коммунальным хозяйством заключается в наиболее полном удовлетворении потребностей населения в соответствующих услугах.

Исполнителями работ и услуг могут быть муниципальные предприятия, частные фирмы всех организационно-правовых форм. Муни­ципальная власть должна позаботиться о четкой координации этих работ, создании конкурентной среды, своевременной выдаче муниципального заказа на бюджетные услуги и его финансировании. В круп­ном городе может существовать большое количество специализированных муниципальных и частных предприятий по выполнению от­дельных видов работ и услуг. В малом муниципальном образовании может быть всего одно многопрофильное муниципальное предпри­ятие, обеспечивающее весь комплекс работ.

Рассмотрим роль органов МСУ в предоставления услуг в про­цессе обращения твердых бытовых отходов (ТБО).

Сложившаяся в России ситуация в области использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью будущих поколений страны. Еже­годно в стране образуется около 7 млрд. тонн отходов, из которых ис­пользуется лишь 30%. Под полигоны твердых бытовых отходов ежегодно отчуждаются десятки тысяч гектаров пригодных для использования земель, не считая площади земель, загрязняемых многочислен­ными несанкционированными свалками.

Одним из необходимых условий рационального ресурсопотреб­ления является комплексная переработка отходов. Комплексное ис­пользование имеющихся ресурсов путем комбинирования различных производств позволяет использовать отходы одного производства в качестве исходного сырья для другого.

Современная политическая ситуация, при которой муниципали­тетам РФ предоставлена большая самостоятельность, создает благо­приятные предпосылки для реализации концепции комплексного управления отходами.

В настоящее время в России в сфере переработки бытовых от­ходов действуют в основном крупные предприятия, образованные в форме государственных или муниципальных унитарных предприятий, реже - акционерных обществ с участием государства. Эти предпри­ятия, как правило, отличаются косностью в отношении применяемых технологий, обладают устаревшим оборудованием, персоналом невы­сокой квалификации и, в результате применения заниженных тарифов, имеют крайне низкую эффективность производства.

Так, переработка бытовых отходов на мусороперерабатывающих заводах зачастую осуществляется по технологии, разработанной в 70-х годах прошлого века. Для своего времени это была передовая технология, но сегодня она остро нуждается в усовершенствовании, а предприятия - в модернизации производства. Из-за несоответствия установленных тарифов реальной величине затрат и несовершенства рынка продуктов вторичной переработки, средств, находящихся в рас­поряжении предприятий, хватает, фактически, только на поддержание технологического процесса.

Основные проблемы в сфере обращения с отходами:

1. Загрязнение территорий токсическими веществами, вымы­ваемыми или выделяемыми из скоплений отходов: загрязнение почв, воды, воздуха; сокращение рекреационных территорий, сельскохозяй­ственных угодий.

2. Схема сборов отходов и материально-техническое оснащение в сфере обращения с отходами не соответствует реальным потребно­стям: недостаток мощностей для промышленной переработки отходов, большая степень износа оборудования на мусороперерабатывающих заводах; низкий уровень рециклинга отходов.

3. Отсутствие надлежащей системы учета отходов: отсутствие единой информационно-справочной системы по обращению с отхода­ми, слабый контроль за образованием отходов и их движением.

4. Неэффективная тарифная политика: тарифы на захоронение отходов на полигонах ниже, чем на переработку на заводах, распределение финансовых средств между перевозчиками и переработчиками отходов нуждается в коррекции (транспортировка отходов зачастую оплачивается дороже, чем переработка).

Чтобы изменить ситуацию, требуется принципиальный пере­смотр подхода к организации системы переработки отходов: внедре­ние экономических стимулов, расширение числа предприятий, предоставляющих услуги по переработке отходов, разработка и внедрение новых технологий, привлечение инвестиций для развития произ­водства.

Одной из задач по решению проблем предоставления услуг в процессе обращения твердых бытовых отходов, активизации инновационной деятельности в сфере переработки твердых отходов и извле­чения пользы из вторичных ресурсов является привлечение в сферу вторичной обработки частного бизнеса, который отличается большей гибкостью и мобильностью в отношении внедрения новых техноло­гий. Эта задача должна решаться как на муниципальном, так и на региональном уровнях.

Повышение эффективности муниципального управления общегородским коммунальным хозяйством должно происходить за счет совершенствования организационного обеспечения, создания индикативного экономического механизма и системы мероприятий по дос­тижению установленных нормативов и стандартов качества.

Вопросы:

1. Что относят к инженерному обеспечению МО?

2. Какими признаками характеризуются процессы тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения?

3. Какие задачи стоят перед органами МСУ в сфере инженерного обеспечения терри­торий муниципальных образований?

4. Когда возможно привлечение частных инвестиций в предприятия инженер­ной инфраструктуры МО?

5. Когда возможно финансирование коммунальной инфраструктуры за счет собст­венных средств коммунальных предприятий?

6. Какое направление развития коммунальной инфраструктуры должно стать перспективным?

7. Что предполагается сделать при формирование местных рынков теплоэнергии?

8. Что будет способствовать созданию конкурентной среды на рынке теплоэнергии?

9. Что включает в себя муниципальное управление общегородским коммунальным хо­зяйством?

10. В чем заключается основная цель муниципального управления общегородским коммунальным хозяйством?

11. О чем должна заботиться муни­ципальная власть при управлении коммунальным хозяйством?

12. К чему ведет сложившаяся в России ситуация в области использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов?

13. Что является одним из необходимых условий рационального ресурсопотреб­ления?

14. Чем отличаются имеющиеся мусороперерабатывающие заводы?

15. Какие основные проблемы стоят перед сферой обращения с отходами?

16. Какие мероприятия необходимо предпринять, чтобы изменить ситуацию в сфере обращения с отходами?

17. Что является одной из задач по решению проблем предоставления услуг в процессе обращения твердых бытовых отходов, активизации инновационной деятельности в сфере переработки твердых отходов и извле­чения пользы из вторичных ресурсов?

18. За счет чего должно происходить повышение эффективности муниципального управления общегородским коммунальным хозяйством?

3.5. Благоустройство муниципального образования

Благоустройство территории – совокупность работ и мероприятий, направленных на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни и досуга населения в границах муниципального образования и осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Благоустройство населённых мест охватывает часть вопросов, объединяемых понятием «градостроительство», и характеризует, прежде всего, уровень инженерного оборудования территории населённых мест, санитарно-гигиеническое состояние их воздушных бассейнов, водоёмов и почвы.

Система благоустройства и озеленения включает в себя комплекс программ и планов, составные части которых, имеют между собой тесные связи. В этом аспекте комплексное благоустройство означает разработку и реализацию той совокупности мероприятий, которые направлены на создание и развитие эстетичности и социально-экологической организованной городской среды. Важнейшими составными частями этой среды являются приведение в порядок дворовых фасадов зданий; архитектурно-планировочную организацию территории; реконструкцию; освещение территорий, зданий, сооружений, зеленых насаждений; размещение малых архитектурных форм и объектов городского дизайна; размещение рекламы, элементов визуальной коммуникации и информации.

Озеленение– комплексный процесс, связанный с непосредственной посадкой деревьев, кустарников, цветов, созданием травянистых газонов, и с проведением работ по различным видам инженерной подготовки и благоустройству озелененных территорий.

Отличительная особенность современного искусства озеленения – это использование зеленых насаждений для улучшения условий жизни человека в труде, быту, на отдыхе, приближение зеленых насаждений непосредственно к сфере человеческой деятельности: на территории заводов и фабрик, учреждений, учебных и детских заведений, общественных и жилых зданий. Прогрессивным течением в озеленении городов считается создание вокруг них зеленых поясов-аккумуляторов чистого воздуха и обширных зеленых насаждений, пронизывающих их территорию. В жилых зонах создаются зоны отдыха на основе существующих лесных массивов, превращаемых в лесопарки.

Процесс благоустройства включает в себя, прежде всего, проектирование системы благоустройства, реализацию благоустроительного проекта, содержание и техническую эксплуатацию, ремонт и реконструкцию системы благоустройства объекта и его элементов.

К видам работ по благоустройству территории относятся:

– уборка территории, включающая в себя регулярную очистку тротуаров и иных территорий с твердым покрытием от грязи, мусора, снега и льда, газонов - от мусора, вывоз мусора, твердых бытовых отходов, снега, уход за зелеными насаждениями;

– содержание элементов внешнего благоустройства;

– озеленение территории муниципального образования (услуги по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству, производство и реализация посадочного и посевного материала декоративных древесно-кустарниковых, цветочных и травянистых растений);

– содержание и эксплуатация дорог;

– освещение населенных пунктов муниципального образования.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения и городского округа относится организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утвержден перечень вопросов, которые требуют принятия на уровне поселений нормативно-правовых актов. К числу таких актов относятся: установление правил благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Для решения вопроса благоустройства и озеленения территории муниципального образования представительный орган муниципального образования утверждает правила благоустройства территорий муниципального образования.

Правила благоустройства территории муниципального образования устанавливают единые и обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами нормы и требования в сфере внешнего благоустройства и содержания территорий в границах муниципального образования. Задачами правил благоустройства являются:

– установление единого порядка содержания территории муниципального образования;

– привлечение к осуществлению мероприятий по содержанию территории муниципального образования физических и юридических лиц;

– усиление контроля за использованием, охраной и благоустройством территории муниципального образования, повышение ответственности физических и юридических лиц за соблюдение чистоты и порядка в муниципальном образовании.

Органы местного самоуправления наделены всеми необходимыми полномочиями в законодательной, социальной, экономической, градостроительной сферах для того, чтобы осуществить полнокровное комплексное развитие территорий и поселений, решение назревших социальных, экологических и других задач.

Правовую основу деятельности органов местного самоуправления в сфере благоустройства территории муниципального образования составляют Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иные федеральные законы. Органы местного самоуправления создают муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие работы по благоустройству территории муниципального образования, либо заключают договоры на выполнение указанных работ со специализированными организациями.

Органы местного самоуправления в сфере благоустройства:

– разрабатывают и утверждают решением представительного органа муниципального образования правила благоустройства территории муниципального образования;

– организуют работу административных комиссий и уполномоченных лиц по составлению протоколов об административных правонарушениях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности за нарушение правил благоустройства территории муниципального образования;

– организуют контроль за соблюдением правил производства земляных работ и своевременного восстановления дорожного полотна, зеленных насаждений и других элементов благоустройства;

– закрепляют объекты внешнего благоустройства общего пользования за муниципальными унитарными предприятиями или специализированными организациями по договору;

– включают условия по содержанию прилегающей территории (в радиусе 10 м) в договоры аренды и постоянного бессрочного пользования земельных участков, находящихся в

Наши рекомендации