Экономическое обеспечение муниципального управления

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Взаимоотношения органов местного самоуправления с хозяйствующими

Выводы

В состав муниципальной собственности входят средства мест­ного бюджета, движимое и недвижимое имущество, муниципальные предприятия и учреждения, имущественные права.

Муниципальная собственность служит для эффективного осуществления полномочий местного самоуправления, решения основных задач жизнеобеспечения населения. Использование муниципаль­ной собственности должно обеспечивать возможность оказания услуг населению, в том числе функционирование муниципальных учрежде­ний, оказывающих эти услуги, получение дополнительных доходов в местный бюджет и снижение расходов бюджета на решение вопросов местного значения.

Муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, за исключением имущества, закрепленного за муниципальными предприятия­ми учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативно­го управления.

В отношении муниципальной собственности наиболее распространенными являются три правовых режима: хозяйственное ведение, оперативное управление, режим муниципальной казны.

Принимая решение о создании муниципального предприятия или учреждения, органы местного самоуправления должны сопостав­лять эффективность данного решения с другими вариантами.

Учет муниципального имущества включает в себя описание объекта учета с указанием его индивидуальных особенностей, позво­ляющих однозначно отличить его от других объектов.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципально­го имущества.

Распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления только в отношении участков, находящихся в муниципальной собственности.

БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО

УПРАВЛЕНИЯ

2.1 Финансово-экономическая основа местно­го самоуправления

Нормы международного права закрепляют принцип материально-финансовой автономии местного самоуправления. В, частности, ч. 1 ст. 9 Европейской Хартии местного самоуправления гласит, что «орга­ны местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций».

Практика осуществления местного самоуправления в Россий­ской Федерации и зарубежных странах показывает, что местное самоуправление будет реальным только в том случае, если муниципальные образования обладают необходимыми финансовыми и материальными ресурсами для принятия самостоятельных решений, удовлетворения потребностей жителей, достижения поставленных перед муниципали­тетом целей. Этому служит финансово-экономическая, основа местно­го самоуправления.

Понятие финансово-экономической основы местного само­управления следует рассматривать в материальном и формальном смысле.

В материальном смысле финансово-экономическая основа ме­стного самоуправления представляет собой совокупность фактически существующих в муниципальном образовании финансовых средств, имущества различных форм собственности, объектов инфраструкту­ры, использование которых позволяет решать вопросу, местного зна­чения и осуществлять переданные органам местного самоуправления государственные полномочия.

В этом случае необходимо поставить знак равенства между финансово-экономическими основами местного самоуправления и наличными финансово-экономическими ресурсами муниципального образования.

Однако для того, чтобы каждое муниципальное образование имело указанные ресурсы, нормами муниципального права закрепля­ются правовые гарантии экономической обеспеченности местного самоуправления.

Таким образом, в формальном смысле финансово-экономическая основа местного самоуправления - это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отно­шения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в инте­ресах населения муниципальных образований.

Федеральное законодательство предоставляет органам местного самоуправления определенные финансовые гарантии, необходимые для обеспечения потребностей населения. Важнейшей гарантией явля­ется гарантия финансовой самостоятельности, включающая наличие собственных источников доходов, самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов.

Представительный орган МСУ осуществляет рассмотрение про­екта бюджета, утверждение бюджета и отчета о его исполнении. Пе­ред принятием бюджета и утверждением отчета о его исполнении предусматривается обязательное проведение публичных слушаний, кото­рые позволяют сделать бюджетный процесс прозрачным. Прозрач­ность бюджета предполагает публикацию проекта бюджета и отчет о его исполнении. Участие общественности в публичных слушаниях дает возможность высказывать свои предложения к проекту бюджета.

Основные характеристики бюджета:

- общий объем доходов бюджета;

- общий объем расходов бюджета;

- дефицит бюджета.

Доходы и расходы местных бюджетов формируются по статьям единой бюджетной классификации с использованием единой методологии и нормативной базы.

В соответствии с законодательством в доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансиро­вание решения вопросов местного значения и осуществление органа­ми местного самоуправления отдельных государственных полномо­чий.

Состав муниципального имущества все годы становления мест­ного самоуправления не удовлетворял в полной мере интересам муниципалитетов. Более того, включение некоторых объектов в состав му­ниципальной собственности повлекло резкое ухудшение экономического положения большинства муниципальных образований.

В частности, проблемой общероссийского масштаба аналитики признают муниципализацию социальных объектов (передача школ, поликлиник и других социальных объектов в муниципальную собственность). Данный процесс стал одной из главных причин роста дота­ционных местных бюджетов.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местно­го самоуправления в РФ» № 131 (далее ФЗ № 131) конкретизирует со­став экономической основы местного самоуправления и включает в нее находящееся в муниципальной собственности имущество, средст­ва местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

В связи с усложнением структуры муниципальных образований в законодательство и практику финансового планирования вошло по­нятие «консолидированный бюджет муниципального района», кото­рый включает бюджет муниципального района и свод бюджетов го­родских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района без учета межбюджетных трансфертов между ними.

Суммарные доходы консолидированных местных бюджетов должны быть сбалансированы с суммарными расходными обязатель­ствами.

Очень важно, что налоговые органы ведут учет налогоплатель­щиков по каждому муниципальному образованию и предоставляют финансовому органу местной администрации информацию о начисле­нии и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в местный бюджет.

Полномочия органов государственной власти в отношении бюджетов муниципальных образований можно представить следую­щим образом.

1. Федеральные органы государственной власти решают следующие вопросы:

- разграничения расходных обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

- определения порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;

- установления нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ;

- установления общих принципов предоставления межбюджет­ных трансфертов, а также порядка и условий предоставления меж­бюджетных трансфертов из федерального бюджета;

- установления порядка ведения бюджетного учета, отчетности, форм бюджетной документации и др.

2. Органы государственной власти субъектов РФ решают следующие основные вопросы:

- определения порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ;

- установления порядка и условий предоставления трансфертов из бюджета субъекта РФ;

- предоставления межбюджетных трансфертов из соответст­вующих бюджетов;

- временного осуществления отдельных бюджетных полномо­чий органов местного самоуправления и др.

Вопросы:

1. О чем гласит ч. 1 ст. 9 Европейской Хартии местного самоуправления?

2. Когда местное самоуправление может быть реальным?

3. Что представляет собой в материальном смысле финансово-экономическая основа ме­стного самоуправления?

4. Для чего закрепля­ются правовые гарантии экономической обеспеченности местного самоуправления?

5. Что представляет собой в формальном смысле финансово-экономическая основа местного самоуправления?

6. Что явля­ется важнейшей финансовой гарантией необходимой для обеспечения потребностей населения?

7. Что предполагает прозрач­ность бюджета?

8. Основные характеристики бюджета – это…?

9. Как формируются доходы и расходы местных бюджетов?

10. Какую проблему аналитики признают проблемой общероссийского масштаба?

11. Какой со­став у экономической основы местного самоуправления?

12. Что из себя представляет «консолидированный бюджет муниципального района»?

13. Как должны соотноситься суммарные доходы консолидированных местных бюджетов с суммарными расходами?

14. Какие имеются полномочия у органов государственной власти в отношении бюджетов муниципальных образований?

15. Какие основные вопросы решают органы государственной власти субъектов РФ?

Структура местного бюджета

Наличие бюджета укрепляет экономическую самостоятельность органов местного самоуправления, способствует активизации хозяйственной деятельности и развитию инфраструктуры муниципального образования.

С точки зрения экономической теории, местный бюджет рассматривается как совокупность экономических отношений, способствующих территориальному перераспределению национального дохода страны, обеспечивающих создание финансовой базы местных органов власти. Местный бюджет позволяет планировать деятельность органов местного самоуправления по решению возложенных на них задач.

В качестве отличительных признаков местного бюджета как инструмента экономического регулирования в финансово-экономической системе муниципального образования выделяют:

• широкую сферу влияния, так как бюджетные отношения пронизывают все стороны территориального воспроизводственного процесса;

• высокую степень действенности, обусловленную перераспределительной природой данной экономической категории;

• гибкость, поскольку система бюджетных методов управле­ния формируется не как заданная раз и навсегда, а как динамичная, постоянно развивающаяся в зависимости от целей и задач территориального развития.

Как правовая категория местный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначен­ предназначен­ных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам веде­ния местного самоуправления.

Иными словами, местный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением местного бюджета осуществляется с соблюдением особой процедуры. Структура местного бюджета вклю­чает доходную и расходную части.

Доходная часть местного бюджета

Доходы местного бюджета – это денежные средства, поступаю­щие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления. Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных дохо­дов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных ре­гулирующих налогов и сборов. Бюджетный Кодекс доходы местных бюджетов подразделяет на налоговые и неналоговые, а также на зако­нодательно закрепленные и полученные от субъекта РФ в порядке межбюджетного регулирования для выполнения отдельных государст­венных полномочий.

К собственным доходам бюджета относятся: налоговые дохо­ды, закрепленные за соответствующими бюджетами законодательст­вом РФ неналоговые доходы и безвозмездные перечисления.

Регулирующие доходы бюджетов - это федеральные и регио­нальные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются норма­тивы отчислений в местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее, чем на три года) по раз­ным видам таких доходов.

Налоговые доходы бюджетов муниципальных образований составляют: собственные доходы от местных налогов и сборов, определен­ные налоговым законодательством РФ; отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектом РФ.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Нало­говым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представи­тельных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ, нормативными правовыми актами представи­тельных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Перечень местных налогов в настоящее время ограничен сле­дующими видами: земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии со ст. 41-46 БК РФ, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – в размерах, устанав­ливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:

• доходы от приватизации муниципального имущества;

• доходы от сдачи в аренду муниципального имущества;

• безвозмездные перечисления;

• штрафы, подлежащие перечислению в местный бюджет в соответствии с федеральными законами, и др.

Между тем, большинство муниципальных образований в Рос­сийской Федерации при формировании доходной части местного бюджета не имеют достаточных собственных и регулирующих дохо­дов для покрытия расходов, возникающих в ходе осуществления ме­стного самоуправления. Нормативы отчислений по налогам субъектов РФ пересматриваются ежегодно, что нарушает принцип их закрепле­ния за местными бюджетами на постоянной основе. Сложившаяся практика справедливо критикуется за отсутствие стабильности бюд­жетной политики и проявления субъективизма региональных органов власти.

Для выполнения социальных обязательств муниципальными образованиями в качестве доходов местных бюджетов БК РФ предусматривает финансовую помощь из федерального и региональных бюджетов. Безвозмездные перечисления из вышестоящих бюджетов осуществляется в виде дотаций. субвенций и субсидий.

Дотация – это бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Недостаток дотаций - снижение ответственности получателей за эффективное использование предоставленных финансовых ресурсов.

Субвенция – это бюджетные средства, предоставляемые мест­ному бюджету на безвозмездной и безвозвратной основах на финанси­рование целевых расходов, связанных с осуществлением отдельных государственных полномочий, для реализации федеральных и региональных законов или для компенсации потерь, вызванных решениями органов государственной власти в процессе исполнения бюджета.

Субсидия – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В соответствии с федеральным законодательством в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от местных налогов, устанавливаемых представительными органами власти поселений по сле­дующим нормативам:

- земельный налог – 100%;

- налог на имущество физических лиц –100%;

- налоговые доходы от федеральных, региональных и мест­ных налогов и сборов в соответствии с нормативами, установленными органами государственной власти субъекта РФ и представительными органами муниципальных районов;

- единыe для всех поселений, а также единые для всех муниципальных районов субъекта РФ нормативы отчислений от отдельных федеральных и региональных налогов и сборов устанавливаются законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год;

- могут быть также установлены дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц.

В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению:

- земельный налог, взимаемый на межселенных территориях по нормативу 100%;

- налог на имущество физических лиц, взимаемый на межсе­ленных территориях по нормативу 100%;

- отчисления от федеральных налогов:

- на доходы физических лиц по нормативу 20%;

- единого налога на вмененный доход 90%;

- единого сельскохозяйственного налога по нормативу 90%;

- ряд государственных пошлин;

- доходы от федеральных и региональных налогов и сборов по нормативам, устанавливаемым ежегодно органами государственной власти субъектов РФ.

В бюджеты городских округов зачисляются доходы:

- от земельного налога - по нормативу 100%;

- налог на имущество физических лиц – по нормативу 100%;

- налоговые доходы от федеральных налогов:

- на доходы физических лиц по нормативу 30%;

- единого налога на вмененный доход – по нормативу 90%;

- единого сельскохозяйственного налога по нормативу 60%;

- государственная пошлина за ряд юридически значимых дей­ствий или выдачу документов;

- доходы от федеральных и региональных налогов и сборов по единым или дополнительным нормативам отчислений, устанавливае­мым органами государственной власти субъектов РФ.

Расходная часть местного бюджета

Расходы местного бюджета – это затраты, возникающие в ре­зультате выполнения органами МСУ своих функций. Расходы бюдже­тов включают следующие группы:

- расходы, связанные с решением вопросов местного значе­ния;

- расходы, связанные с осуществлением отдельных государ­ственных полномочий;

- расходы, связанные с обслуживанием и погашением муни­ципального долга.

Расходная часть местного бюджета формируется, исходя из единых стандартов минимальной бюджетной обеспеченности - мини­мально допустимой стоимости муниципальных услуг в денежном вы­ражении, предоставляемых органами местного самоуправления в рас­чете на душу населения за счет средств местного бюджета. Таким об­разом, размеры расходов местного бюджета не могут быть меньше указанных стандартов.

Расходная часть местного бюджета делится на бюджет текущих расходов и бюджет развития. Основные статьи текущих расходов местных бюджетов составляют:

- финансирование муниципального хозяйства;

- финансирование социально-культурной сферы;

- расходы на управление;

- расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и ссудам;

- ассигнования на страхование муниципальных служащих, муниципального имущества и другие страховые платежи;

- прочие и непредвиденные расходы.

Конкретный состав расходов зависит от перечня вопросов мест­ного значения каждого типа муниципального образования - поселе­ния, городского округа, муниципального района, внутригородской территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

В бюджете текущих расходов могут выделяться так называемые «защищенные» статьи, сокращение расходов по которым недопустимо ни при каких обстоятельствах. К защищенным обычно относятся расходы:

- на заработную плату,

- на оплату коммунальных и транспортных услуг бюджетных организаций,

- на питание в бюджетных учреждениях (больницы, детские учреждения и др.),

- на медикаменты,

- на выплату пособий и компенсаций и др.

Средства бюджета развития расходуются на капитальное строительство, капитальный ремонт и иные инновационные мероприятия. В условиях острого дефицита бюджетных средств большинство муни­ципальных образований оказывается не в состоянии сформировать бюджет развития. Но и в экономически благополучных странах пря­мые бюджетные расходы на цели развития обычно невелики, и основ­ная доля средств формируется за счет займов. При формировании бюджета развития важно оценивать возможную отдачу от вложений. В этом смысле полезно разграничивать бюджет развития на следующие направления:

- расходы на цели социального характера, не имеющие прямой окупаемости;

- расходы на мероприятия, результатом которых будет расши­рение налогооблагаемой базы и увеличение доходов бюджета;

- расходы на ресурсосберегающие и иные мероприятия, резуль­татом осуществления которых будет сокращение расходной части бюджета. На второе и третье направления получить заемные средства легче.

В расходной части муниципального бюджета предусматривает­ся создание резервных фондов. Средства резервных фондов расходу­ются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. Порядок расходования средств резервных фондов устанавливается правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы МСУ при определении расходов местных бюджетов самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда лиц, работающих на постоянной основе в органах местного самоуправления, ра­ботников муниципальных предприятий и учреждений (за исключением дотационных муниципальных образований), устанавливают муници­пальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы рас­ходов на решение вопросов местного значения.

Местный бюджет должен быть сбалансирован. Принцип сбалансированности бюджета означает: текущие расходы не могут превышать как плановый, так и отчетный объем доходов бюджета; дефицит не может превышать 10% доходов местного бюджета без учета финансовой помощи. В случае принятия бюджета с дефицитом, необходимо утвердить источники финансирования дефицита бюджета.

Способы обеспечения сбалансированности местного бюджета:

- наращивание налоговой базы;

- управление местными налогами;

- согласование муниципальной политики с региональными приоритетами;

- оптимизация расходов;

- привлечение населения к решению вопросов местного значе­ния.

ФЗ № 131 усилил контроль со стороны населения за формирова­нием и исполнением местного бюджета. В частности, проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местно­го бюджета и о численности муниципальных служащих органов мест­ного самоуправления, работников муниципальных учреждений с ука­занием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Кроме того, органы МСУ в обязательном порядке должны про­водить публичные слушания по проекту местного бюджета и отчету о его исполнении.

При регулировании расходов местных бюджетов ФЗ № 131 ис­ходит из общего принципа самостоятельности муниципального обра­зования, но обязывает соблюдать установленные Бюджетным Кодек­сом формы расходования бюджетных средств, устанавливает отдель­ные ограничения относительно финансирования оплаты труда муниципальных служащих, депутатов представительного органа, содержит запрет на финансирование из местного бюджета полномочий феде­ральных и региональных органов государственной власти.

Органам МСУ вменена обязанность вести реестр расходных обязательств, под которым понимается свод (перечень) нормативных правовых актов и заключенных органами местного самоуправления договоров и соглашений, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств местного бюджета.

Составление любого бюджета начинается с планирования рас­ходов, поскольку в них отражается цель деятельности органа власти. Поскольку расходная часть отражает цели деятельности органа мест­ного самоуправления, то и классификация видов расходов прежде все­го исходит из того, на какие цели будут направлены бюджетные сред­ства.

В соответствии с единой классификацией доходов и расходов РФ, расходы местного бюджета группируют по экономическому, функциональному и ведомственному признакам.

Экономическая классификация предполагает разделение расхо­дов на текущие и капитальные (оплата труда, товары и услуги, субси­дии, строительство и др.). Данная классификация позволяет достаточ­но четко дифференцировать бюджетные приоритеты.

Необходимость долгосрочного планирования привела к тому, что в ходе подготовки финансового плана требуется взглянуть на предполагаемые расходы с точки зрения приоритетов развития. Для этого существует комплексная классификация, получившая название функциональной классификации.

Ее основная особенность состоит в том, что за основной при­знак, по которому происходит разграничение средств, принимаются предметы ведения или функции органов местного самоуправления, которые этим органам передали граждане и законодательство. В дан­ном случае происходит своеобразная оценка стоимости каждой из функций. Функциональная классификация может применяться при различного рода аналитических работах (бюджетный анализ, опреде­ление пропорциональности в финансировании и др.).

Ведомственная классификация расходов местных бюджетов яв­ляется группировкой расходов местных бюджетов, отражающей рас­пределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из местных бюджетов.

Муниципальные образования крайне разнообразны, и спектр расходов местных бюджетов также крайне широк. В связи с этим осо­бое искусство требуется от муниципалов при определении приоритет­ности тех или иных расходов местных бюджетов.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следую­щих формах:

1) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

2) средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по муниципальным контрактам;

3) трансфертов населению;

4) ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных на уровень МСУ;

5) ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государствен­ной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

6) субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

7) межбюджетных трансфертов;

8) кредитов и займов и др.

Расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Измене­ния, вносимые в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предпо­лагают новый порядок разграничения расходных обязательств. Введе­ны три новых бюджетных термина:

− расходные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанно­сти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муници­пального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти (органам местного самоуправления) средства соответствующего бюджета (государственного внебюджетного фонда, территориального государственного внебюд­жетного фонда);

− бюджетные обязательства – расходные обязательства, исполнение которых предусмотрено законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год;

− реестр расходных обязательств - свод (перечень) норматив­ных правовых актов и заключенных органами местного самоуправле­ния договоров и соглашений, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств местного бюджета.

ФЗ № 131 регламентирует установление законами субъектов Российской Федерации предельных нормативов, определяющих раз­мер заработной платы муниципальных служащих в муниципальных образованиях, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых является основанием для предоставления дотаций в целях выравнива­ния бюджетной обеспеченности муниципального образования.

Вопросы:

1. Для чего необходимо наличие бюджета для органов местного самоуправления?

2. Как рассматривается местный бюджет с точки зрения экономической теории?

3. Что выделяют в качестве отличительных признаков местного бюджета как инструмента экономического регулирования в финансово-экономической системе муниципального образования?

4. Что представляет собой местный бюджет как правовая категория?

5. Какое определение существует для местного бюджета?

6. Что представляют собой доходы местного бюджета?

7. Как формируются доходы местных бюджетов?

8. Как Бюджетный Кодекс подразделяет доходы местных бюджетов?

9. Что относят к собственным доходам бюджета?

10. Из чего состоят налоговые доходы бюджета?

11. Какие налоги и сборы признаются местными?

12. Каков порядок учета и формирования неналоговых доходов бюджета?

13. Что относят к другим собственным доходам местного бюджета?

14. Что предусматривает БК РФ в качестве доходов местных бюджетов для выполнения социальных обязательств муниципальными образованиями?

15. Что такое дотация?

16. Что такое субвенция?

17. Что такое субсидия?

18. Какие налоговые доходы от местных налогов зачисляются в бюджеты поселений в соответствии с федеральным законодательством?

19. Что подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов?

20. Что подлежит зачислению в бюджеты городских округов?

21. Что такое – расходы местного бюджета?

22. Какие группы расходов включаются в расходы местного бюджета?

23. Исходя из чего формируется расходная часть местного бюджета?

24. Как подразделяют расходы местного бюджета?

25. Что составляют основные статьи текущих расходов местных бюджетов?

26. От чего зависит конкретный состав расходов местного бюджета?

27. Что представляют собой «защищенные» статьи бюджета и что к ним относят?

28. На что расходуются средства бюджета развития?

29. Как полезно разграничивать бюджет развития?

30. Как формируются и расходуются средства резервных фондов?

31. Что органы МСУ определяют самостоятельно при определении расходов местных бюджетов?

32. Какие можно назвать способы обеспечения сбалансированности местного бюджета?

33. Что подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и для чего это необходимо?

34. Относительно чего БК РФ устанавливает отдельные ограничения при финансировании из местного бюджета?

35. Что понимается под реестром расходных обязательств?

36. Как группируют расходы местного бюджета в соответствии с единой классификацией доходов и расходов РФ?

37. Что предполагает Экономическая классификация?

38. Для чего существует комплексная классификация расходов, получившая название функциональной классификации?

39. По какому основному признаку происходит разграничение средств на расходы?

40. Когда может применяться Функциональная классификация?

41. Чем яв­ляется Ведомственная классификация расходов местных бюджетов?

42. В каких формах осуществляется предоставление бюджетных средств?

43. Новые бюджетные термины внесенные в БК РФ?

44. Что собой представляют собой расходные обязательства?

45. Что собой представляют собой бюджетные обязательства?

46. Что собой представляет собой реестр расходных обязательств?

47. Какие предельные нормативы регламентирует ФЗ № 131?

2.3. Бюджетный процесс в муниципальном об­разовании

Составление и исполнение бюджетов являются функциями ме­стной администрации МО. Рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов - функциями соответствующих представительных органов МСУ.

К участникам бюджетного процесса в муниципальном образо­вании (МО) относятся:

- глава муниципального образования;

- представительный орган МСУ;

- местная администрация;

- главные распорядители бюджетных средств;

- распорядители бюджетных средств;

- получатели бюджетных средств - муниципальные предпри­ятия и учреждения;

- уполномоченные кредитные организации.

Главные распорядители бюджетных средств:

- определяют задания по предоставлению муниципальных ус­луг для распорядителей и получателей бюджетных средств;

- утверждают сметы доходов и расходов муниципальных учреждений;

- составляют бюджетную роспись, распределяют лимиты бюджетных обязательств по распорядителям и получателям бюджет­ных средств;

- осуществляют контроль за целевым использованием бюд­жетных средств, своевременностью их возврата, предоставлением отчетности, выполнения задания по предоставлению муниципальных услуг;

- составляют сводную смету доходов и расходов, отчет о вы­полнении задания по предоставлению муниципальных услуг и др. Распорядители бюджетных средств:

- определяют задания по предоставлению муниципальных ус­луг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финан­совых затрат;

- составляют бюджетную роспись, распределяют лимиты бюджетных обязательств по получателям бюджетных средств;

- утверждают сметы доходов и расходов подведомственных муниципальных учреждений;

- осуществляют контроль за целевым использованием бюд­жетных средств получателями бюджетных средств и др.

Муниципальные учреждения ведут деятельность в соответствии со сметой доходов и расходов. На основе прогнозируемых объемов предоставления муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат, с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода, муниципальное учреждение составляет бюджет­ную заявку на очередной финансовый год, которая утверждается глав­ным распорядителем или распорядителем бюджетных средств.

Бюджетные права органов местного самоуправления связаны с их бюджетными полномочиями. Бюджетные полномочия местного самоуправления - это установленные законодательством Россий­ской Федерации права и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

Органы МСУ в соответствии с федеральным законодательст­вом осуществляют следующие бюджетные полномочия:

- установление порядка составления и рассмотрения проекта местно­го бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществле­ния контроля над его исполнением и утверждения отчета об ис­полнении местного бюджета;

- составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля над его испо

Наши рекомендации