Анализ начинается с изучения объема, динамики и структуры основных средств.

Состав основных средств хозяйствующего субъекта:

- здания и сооружения;

- силовые машины;

- рабочие машины;

- измерительные приборы и вычислительная техника;

- транспортные средства;

- инструменты.

Для анализа движения и технического состояния основных производственных средств рассчитываются следующие показатели:

- коэффициент обновления (характеризует долю новых средств предприятия на конец года);

- - срок обновления основных средств;

- - коэффициент выбытия;

- - коэффициент прироста;

- - коэффициент износа;

- - коэффициент годности.

Проверяется выполнение плана по следующим показателям:

- - внедрение новой техники;

- - ввод в действие новых объектов;

- - ремонт основных средств.

Определяется также доля прогрессивного оборудования в общем его количест­ве, а также доля автоматизированного оборудования.

Для характеристики возрастного состава и морального износа средства группиру­ются по продолжительности их эксплуатации.

Обеспеченность предприятия отдельными видами машин, механизмов, обору­дования, помещениями устанавливается сравнением фактического наличия с их плановой потребностью, необходимой для выполнения плана по выпуску продукции.

Обобщающими показателями являются:

- фондовооруженность труда;

- техническая вооруженность труда.

Показатель общей фондовооруженности труда рассчитывается отношением среднегодовой стоимости промышленно-производственных фондов к среднеспи­сочной численности рабочих в наибольшую смену.

Уровень технической вооруженности труда определяется отношением стоимо­сти производственного оборудования к среднесписочному числу рабочих в наи­большую смену.

Желательно, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста технической вооруженности труда.

Примерный состав и структура основных средств (железной дороги)

Состав - по хозяйствам (вагоны, локомотивы и т.п). Структура – удельный вес, доля (51% - 52% - путевое хозяйство; 21% - 22% - вагонное и локомотивное хозяйство; у движенцев почти все чужое 1,2% - 1,5%; СЦБ и связь 4% - 5%; энергетика (контактная сеть) – порядка 5%; здания и сооружения примерно 6% -7%).

Необходимо оценивать динамику изменения в течение некоторого периода. Она может меняться в результате переоценки, т.е. дооценки или уценки.

Виды движения основных средств:

- ввод;

- выбытие;

- безвозмездная внутритранспортная передача.

В экономике принято считать коэффициенты движения основных средств. В числителе любого коэффициента – величина (стоимостная характеристика) введенных или выбывших основных средств (ОФ), а в знаменателе – среднегодовая их стоимость в начале или в конце периода (года).

Анализ начинается с изучения объема, динамики и структуры основных средств. - student2.ru Анализ начинается с изучения объема, динамики и структуры основных средств. - student2.ru .

Причины выбытия: физический, моральный износ; при этом становится экономически невыгодно использовать объект, форс-мажорная ситуация. Необходимо вовремя производить удаление (списание с баланса) объектов основных средств.

Железнодорожный транспорт должен иметь трехкратный запас прочности (дополнительное ресурсное обеспечение). Это связано с безопасностью выполнения работ по оказанию транспортных услуг грузоотправителям и пассажирам.

Оценка технического состояния основных средств и
пригодность их для дальнейшей эксплуатации

Наши рекомендации