Анализ начинается с изучения объема, динамики и структуры основных средств.
Состав основных средств хозяйствующего субъекта:
- здания и сооружения;
- силовые машины;
- рабочие машины;
- измерительные приборы и вычислительная техника;
- транспортные средства;
- инструменты.
Для анализа движения и технического состояния основных производственных средств рассчитываются следующие показатели:
- коэффициент обновления (характеризует долю новых средств предприятия на конец года);
- - срок обновления основных средств;
- - коэффициент выбытия;
- - коэффициент прироста;
- - коэффициент износа;
- - коэффициент годности.
Проверяется выполнение плана по следующим показателям:
- - внедрение новой техники;
- - ввод в действие новых объектов;
- - ремонт основных средств.
Определяется также доля прогрессивного оборудования в общем его количестве, а также доля автоматизированного оборудования.
Для характеристики возрастного состава и морального износа средства группируются по продолжительности их эксплуатации.
Обеспеченность предприятия отдельными видами машин, механизмов, оборудования, помещениями устанавливается сравнением фактического наличия с их плановой потребностью, необходимой для выполнения плана по выпуску продукции.
Обобщающими показателями являются:
- фондовооруженность труда;
- техническая вооруженность труда.
Показатель общей фондовооруженности труда рассчитывается отношением среднегодовой стоимости промышленно-производственных фондов к среднесписочной численности рабочих в наибольшую смену.
Уровень технической вооруженности труда определяется отношением стоимости производственного оборудования к среднесписочному числу рабочих в наибольшую смену.
Желательно, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста технической вооруженности труда.
Примерный состав и структура основных средств (железной дороги)
Состав - по хозяйствам (вагоны, локомотивы и т.п). Структура – удельный вес, доля (51% - 52% - путевое хозяйство; 21% - 22% - вагонное и локомотивное хозяйство; у движенцев почти все чужое 1,2% - 1,5%; СЦБ и связь 4% - 5%; энергетика (контактная сеть) – порядка 5%; здания и сооружения примерно 6% -7%).
Необходимо оценивать динамику изменения в течение некоторого периода. Она может меняться в результате переоценки, т.е. дооценки или уценки.
Виды движения основных средств:
- ввод;
- выбытие;
- безвозмездная внутритранспортная передача.
В экономике принято считать коэффициенты движения основных средств. В числителе любого коэффициента – величина (стоимостная характеристика) введенных или выбывших основных средств (ОФ), а в знаменателе – среднегодовая их стоимость в начале или в конце периода (года).
.
Причины выбытия: физический, моральный износ; при этом становится экономически невыгодно использовать объект, форс-мажорная ситуация. Необходимо вовремя производить удаление (списание с баланса) объектов основных средств.
Железнодорожный транспорт должен иметь трехкратный запас прочности (дополнительное ресурсное обеспечение). Это связано с безопасностью выполнения работ по оказанию транспортных услуг грузоотправителям и пассажирам.
Оценка технического состояния основных средств и
пригодность их для дальнейшей эксплуатации