Совершенствование экономического анализа в условиях рыночной экономики и в соответствии с международными стандартами

Характерной чертой перестройки экономики России является перенос принятия конкретных управленческих решений с верхних иерархических уровней управления на уровень предприятия. Этот фактор играет решающую роль в повышении значимости и роли теории экономического анализа, так как он базируется на законах развития и функционирования систем и направлен на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования деятельности предприятия.

В 90-е гг. в России начались рыночные реформы, которые сопровождались либерализацией цен. Предполагалось, что рыночные условия будут способствовать развитию аналитических работ, без которых невозможно обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции. Однако этого пока не произошло, так как в условиях монополизации выпуска многих видов продукции и услуг предприятия пошли по пути роста цен и снижения объемов выполняемых работ.

Особенностью экономического анализа в современных условиях является существенное изменение его задач и функций, так как возникает необходимость учета неравномерности развития систем, вероятности наступления событий, децентрализация функций управления, привела к тому, что решения предопределяющие успех, принимаются в основном самим предприятием.

Результативность управления предприятием в значительной степени определяется уровнем его организации и качеством информационного обеспечения. В системе информационного обеспечения особое значение имеют бухгалтерские данные, а отчетность становится основным средством коммуникации, обеспечивающим достоверное представление информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Причин тому несколько, основная из них состоит в изменении форм собственности. Этот процесс привел к разрушению многих вертикальных связей и последовавшей за этим информационной обособленности предприятий.

Чтобы обеспечить выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо прежде всего уметь реально оценивать финансовое состояние как своего предприятия, так и его существующих и потенциальных конкурентов. Для этого необходимо:

- владеть методикой оценки финансового состояния предприятия;

- иметь соответствующее информационное обеспечение;

- иметь квалифицированный персонал, способный реализовать данную методику на практике.

До настоящего времени была наиболее распространена концепция, согласно которой аналитик – это человек, занимающийся аналитической работой и подготавливающий аналитические записки для руководства, т.е. линейных руководителей различного ранга, обладающих правом принятия управленческих решений. Вероятно, такой подход был оправдан в прежние годы, поскольку линейные руководители были существенно ограничены в проведении многовариантных аналитических расчетов временным параметром и имеющимися компьютерными программами. Следствие такого положения – полная неспособность многих ныне действующих руководителей понять содержание современной бухгалтерской и статистической отчетности, взаимосвязи между ними, принципы формирования и экономический смысл ряда приводимых в них показателей, возможности использования их в экономическом анализе.

Не секрет, что процесс принятия управленческих решений в большей степени искусство, чем наука. Результаты выполненных формализованных аналитических процедур не являются или по крайней мере не должны являться единственным и безусловным критерием принятия того или иного управленческого решения. Они в некотором смысле – «материальная основа» управленческих решений, принятие которых основывается также на интеллекте, логике, опыте, личных симпатиях лица, принимающих эти решения. Причем в некоторых случаях нематериальные компоненты могут иметь основополагающее знание.

Необходимость сочетания формализованных и неформализованных процедур в принятии управленческих решений накладывает естественный отпечаток как на порядок подготовки аналитических документов, так и на последовательность процедур экономического анализа: они не могут быть раз и навсегда жестко заданными, но, напротив, должны корректироваться как по форме, так и по существу. Именно такое понимание логики экономического анализа является наиболее соответствующим логике функционирования предприятия в условиях рыночной экономики.

Исторический аспект развития экономического анализа следует завершить тезисом о большом вкладе в мировую теорию и практику экономического анализа на макро- и микроуровне отечественных ученых. Особенно об этом необходимо помнить в условиях необходимости перевода бухгалтерского учета и статистики на мировые стандарты, о внедрении системы национального счетоводства.

С формированием рыночных отношений в России осуществляется постепенный переход к ведению бухгалтерского учета и анализа исходя из принципов и методов, стандартов, принятых за рубежом. Основное назначение международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности – обеспечить представление информации организацией в виде, доступном для единообразного понимания всеми ее пользователями внутри страны, так и за рубежом. Без этого невозможно эффективное сотрудничество между странами, развитие международного бизнеса, рынка, увеличения товарооборота между странами.

Во всех странах есть органы, которые регулируют формирование бухгалтерских стандартов, а также составление, представление и раскрытие финансовой отчетности. Эта динамичная задача, требующая постоянного совершенствования принятых стандартов. Каждая страна сама решает, какие стандарты учета и отчетности ввести в своей стране исходя из своеобразия страны, стоящих перед ней проблем и конкретных условий места и времени. Она может следовать международным стандартам или взять их за основу при разработке национальных стандартов.

За рубежом популярны следующие системы учета:

1. Британо-американская – данная система характерна для стран, в которых хорошо развит рынок ценных бумаг, много транснациональных корпораций и объединений (Австралия, Багамы, Барбадос, Бермуды, Великобритания, Венесуэла, Гана, Гонконг, Замбия, Израиль, Индия, Ирландия, Исландия, Канада, Кения, Кипр, Колумбия, Малайзия, Мексика, Нигерия, Нидерланды, Новая Зеландия, Пакистан, Панама, США, Танзания, Уганда, Фиджи, Филиппины, Страны Центральной Америки, ЮАР, Ямайка и др.);

2. Континентальная – данная система характерна для стран с регулируемой экономикой и сильным влиянием со стороны банковской системы, жесткими требованиями к учету и отчетности (Австрия, Алжир, Бельгия, Гвинея, Германия, Греция, Дания, Египед, Заир, Испания, Италия, Камерун, Люксембург, Мали, Марокко, Норвегия, Португалия, Сенегал, Того, Франция, Швейцария, Швеция, Япония и т.д.);

3. Южно-американская – данная система характерна для стран с высоким уровнем инфляции, унификацией принципов учета (Аргентина, Боливия, Гайана, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор и т.д.).

Реформирование бухгалтерского учета в России направлено на приближение его к международным стандартам учета. Это является одним из условий вхождения России в мировое сообщество. Именно к этому Россия стремится, перейдя к рыночному ведению хозяйства. В целях перестройки хозяйственного механизма предприятий в 1997 году была принята Концепция бухгалтерского учета, которая определяет основы организации и ведения бухгалтерского учета организации и его ведения во всех отраслях народного хозяйства, независимо от видов деятельности и организационно-правовых форм.

Данная концепция указывает на различия в формировании информации для внешних и внутренних пользователей, что соответствует международным принципам ведения бухгалтерского учета и отчетности. Такие нормы формирования информации позволяют усилить и ввести новые методы и приемы проведения экономического анализа.

В 1998 году была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В ней было предусмотрено осуществление системы мероприятий по следующим направлениям:

- методологическое обеспечение реформы, совершенствование нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности, в том числе подготовка 24 стандартов, нового плана счетов бухгалтерского учета. В настоящее время разработано 14 положений, что составляет 60% от плана.

- реорганизация системы управления бухгалтерского учета. Совершенствованием системы управления бухгалтерского учета занимаются: Минфин РФ, Банк России, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Межведомственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности, Экспертный Совет по аудиту, бухгалтерскому учету и финансовой статистике, Ассоциация бухгалтеров РФ, Институт профессиональных бухгалтеров РФ и др.

- подготовка и переподготовка кадров, способных вести бухгалтерский учет в соответствии с требованиями международных стандартов. В 1991 году была создана Ассоциация бухгалтеров России основной целью которой является содействие развитию экономической науки и внедрения в практику хозяйствования передового отечественного и зарубежного опыта бухгалтерского учета, контроля и экономического анализа. Большая роль в деле реформирования бухгалтерского учета принадлежит Институту профессиональных бухгалтеров России, который занимается подготовкой и аттестацией профессиональных бухгалтеров, аудиторов, финансовых управляющих и финансовых эксперт-консультантов.

В 2001 году было принято постановление правительства «Меры по реализации в 2001-2005 гг Программы реформирования бухгалтерского учета». Согласно данного постановления к 2006 году система бухгалтерского учета, отчетности и анализа должна соответствовать требованиям международных стандартов.

Следует отметить, что историческим аспектам возникновения систематизированного анализа отчетности внимания уделяется сравнительно мало; это характерно для исследований как отечественных, так и за рубежных специалистов в области бухгалтерского учета и анализа. В настоящее время пять самостоятельных подходов в становлении и развитии анализа отчетности. Такое деление является достаточно условным, так как эти направления пересекаются и дополняют друг друга.

Первый подход связан с деятельностью «школы эмпирических прагматиков». Ее представители – профессиональные аналитики, которые занимаются оценкой кредитоспособности предприятий на основе набора относительных показателей. По мнению Пола Барнса, ученые данного направления впервые попытались показать многообразие аналитических коэффициентов, которые могут быть рассчитаны по данным бухгалтерской отчетности и являются полезными для принятия управленческих решений финансового характера.

Второй подход связан с деятельностью «школы статистического финансового анализа». Основная идея представителей этой школы заключалась в том, что аналитические коэффициенты, рассчитанные на основании бухгалтерской финансовой отчетности, необходимо сравнивать с нормативными значениями. Исследования показали, что коэффициенты необходимо классифицировать на группы, так как внутри установленных групп между показателями существует высокий уровень корреляции, а с показателями других групп связи достаточно слабые. Кроме того, ученые предложили разработать различные нормативы для предприятий с разным производственно-коммерческим циклом.

Третий подход связан с деятельностью представителей «школы мультивариантных аналитиков», которые искали зависимости между различными показателями финансово-хозяйственной деятельности и определяли возможное влияние на систему показателей изменения условий финансово-хозяйственной деятельности.

Четвертый подход связан с появлением «школы аналитиков, занятых прогнозированием возможного банкротства компаний». В отличие от первого подхода представители данного направления делают упор на финансовую устойчивость предприятия (стратегический аспект), предпочитая перспективный анализ ретроспективному. По их мнению, ценность бухгалтерской отчетности определяется исключительно ее способностью обеспечить предсказуемость возможного банкротства.

Пятый подход связан с разработками ученых «школы участников фондового рынка» – это самое молодое направление зародившееся в начале 60-х годов прошлого столетия. Разработки представителей данной школы связаны с прогнозированием уровня эффективности инвестирования в те или иные ценные бумаги и степени связанного с ним риска.

Опыт хозяйственного развития показывает, что перед экономической наукой в целом и перед теорией экономического анализа в частности на различных этапах выдвигались новые задачи, корректировались ранее поставленные. Следовательно, процесс совершенствования экономического анализа связан с развитием производительных сил и производственных отношений общества.

2.5. Вопросы к семинарскому занятию и практические задания:

Вопросы для опроса студентов

1. Охарактеризуйте этапы развития экономического анализа.

2. Определите научные источники формирования экономического анализа.

3. С работами каких ученых связано становление экономического анализа в условиях царской России.

4. Определите основные направления развития экономического анализа в период НЭПа

5. Каковы особенности работ по экономическому анализу в предвоенный и военный период.

6. Выявите основные проблемы и направления развития в послевоенный период

7. Определите сходство и различия в подходах, целях и задачах экономического анализа в условиях командно-административной и рыночной экономик.

8. Охарактеризуйте состояние экономического анализа в настоящее время.

9. Составьте перечень сходства и различий между действующей системой бухгалтерского учета в России и международными стандартами учета и отчетности.

10. В чем заключается совершенствование экономического анализа в соответствии с требованиями международных стандартов.

11. Подготовьте рефераты по основным этапам развития экономического анализа на темы:

· Истоки экономического анализа

· Экономический анализ в условиях царской России

· Экономический анализ советского периода

· Экономический анализ в условиях рыночной экономики

· Значение трудов Луки Пачоли в развитии теории экономического анализа

· Значение теории балансоведения в развитии финансового анализа (труды А.К. Рощаховского, А.П. Рудановского, Н.А. Блатова, И.Р. Николаева)

· Теория и практика анализа хозяйственной деятельности в трудах (С.К. Татура, М.И. Баканова, А.Д. Шеремета и др.)

· Современные направления экономического анализа в трудах российских ученых (В.В. Ковалев, И.Т. Абдукаримов, М.В. Мельник, Г.В. Савицкая и др.)

ТЕСТ

по теме «История и перспективы развития экономического анализа»

1. Родоначальником экономического анализа, как составной части бухгалтерского учета, является:

а) Лука Пачоли

б) Жак Савари

в) Джузеппе Чербони

г) Пауль Герстнер

2. Начало развития науки об экономическом анализе в России приходится на:

а) конец XVIII века

б) первую половину ХIХ века

в) первую половину ХХ века

г) конец ХIХ века

3. Оценка деятельности А.К. Рощаховского, позволяет сделать вывод о том, что он:

а) первый русский бухгалтер;

б) бухгалтер, оценивший взаимосвязь анализа и учета;

в) автор теории балансоведения;

г) современный бухгалтер-аудитор, аналитик.

4. Первые попытки проведения экономического анализа в России строились на основе:

а) анализа ликвидности и структуры балансовых отчетов

б) анализа прибыли и себестоимости

в) анализа доходов и расходов

г) анализа баланса и объема производства

5. Понятие аналитических характеристик баланса (о соотношении краткосрочных и долгосрочных обязательств, взаимосвязи финансового состояния и ликвидности) в экономический анализ ввели:

а) Брозиус, Губер, Шенванд

б) Шер И., Герстнер П., Ляйтнер Ф.

в) Байгель Р., Ремер Э., Порциг К.

г) Баканов М.И., Шеремет А.Д.

6. Приоритетное значение юридическому анализу баланса, теории и практике бухгалтерской ревизии отдавали:

а) Брозиус, Губер, Шенванд

б) Шер И., Герстнер П., Ляйтнер Ф.

в) Байгель Р., Ремер Э., Порциг К.

г) Баканов М.И., Шеремет А.Д.

7. Популяризации знаний о балансе среди пользователей, свои работы посвещали:

а) Брозиус, Губер, Шенванд

б) Шер И., Герстнер П., Ляйтнер Ф.

в) Байгель Р., Ремер Э., Порциг К.

г) Баканов М.И., Шеремет А.Д.

8. Какому ученому принадлежит высказывание о том, что анализ – это философия счетоводства:

а) Вейцман Н.Р.

б) Татур С.К.

в) Худяков П.Н.

г) Поклад И.

9. У какого ученого впервые встречается словосочетание «Экономический анализ»:

а) Вейцман Н.Р.

б) Валуев А.И.

в) Худяков П.Н.

г) Усачев А.Я.

10. Вопросы кругооборота капитала и ускорения его оборачиваемости в 1927-1928 гг рассматривались в трудах:

а) Вейцман Н.Р.

б) Татур С.К.

в) Худяков П.Н.

г) Поклад И.

11. Первые труды по методологии экономического анализа были посвящены изучению деятельности в:

а) потребительской кооперации

б) промышленности

в) сельском хозяйстве

г) сфере услуг

12. Экономический анализ как отрасль знаний сложился не только в методологическом, но и в отраслевом направлении:

а) в условиях царской России;

б) в период НЭПа

в) в предвоенные годы;

г) в условиях командно-административной экономики

13. Введение хозрасчета и анализ деятельности хозрасчетных подразделений сформировался в период:

а) НЭПа

б) в предвоенные годы;

в) в условиях командно-административной экономики

г) в условиях становления рыночных отношений

14. Страны с хорошо развитым рынком ценных бумаг, где много транснациональных корпораций используют:

а) британо-американскую систему учета;

б) континентальную систему учета;

в) южно-американскую систему учета;

г) национальную систему учета.

15. Страны с регулируемой экономикой и сильным влиянием со стороны банковской системы используют:

а) британо-американскую систему учета;

б) континентальную систему учета;

в) южно-американскую систему учета;

г) национальную систему учета.

16. Изучение и анализ отчетности в области кредитоспособности предприятий, на основе относительных показателей, характерен для представителей школы:

а) эмпирических прагматиков

б) статистического финансового анализа

в) мультивариантных аналитиков

г) прогнозирования вероятности банкротства

17. Разработкой нормативных значений коэффициентов, рассчитанных на основе финансовой отчетности, занимаются представители школы:

а) участников фондового рынка

б) статистического финансового анализа

в) мультивариантных аналитиков

г) прогнозирования вероятности банкротства

18. Оценкой взаимосвязи показателей финансовой отчетности занимаются представители школы:

а) эмпирических прагматиков

б) статистического финансового анализа

в) мультивариантных аналитиков

г) прогнозирования вероятности банкротства

19. Упор на финансовую устойчивость и перспективный анализ делают представители школы:

а) участников фондового рынка

б) статистического финансового анализа

в) мультивариантных аналитиков

г) прогнозирования вероятности банкротства

20. Приоритет прогнозированию уровня эффективности инвестирования в ценные бумаги и оценки рисков, отдают представители школы:

а) участников фондового рынка

б) статистического финансового анализа

в) мультивариантных аналитиков

г) прогнозирования вероятности банкротства

Литература для подготовки к семинарским занятиям:

1. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2004. – с.476-514

2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.:Финансы и статистика, 2002. – с.376-406.

3. Блауг М., Экономическая мысль в ретроспективе. – М.: Дело ЛТД, 1994. 720с.

3. Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 2001. – с.48-57.

4. Коваль Л.С. Международные стандарты и теория бухгалтерского учета. – М.: Гелиос АРВ, 2002. – с.4-5, 28-53.

5. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Сучков Е.А. Теория экономического анализа. М.: Юристъ, 2002. - С.28-33.

6. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2000.,496с.

Наши рекомендации