Вопрос 3 Региональные и местные налоги
В сфере налоговой политики субъекты Федерации и органы местного самоуправления имеют право устанавливать региональные и местные налоги. Региональные налоги предусмотрены Налоговым кодексом РФ, вводятся в действие органами власти субъектов Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующего региона. Законодательство субъекта Федерации при этом определяет конкретные ставки налогов в пределах, указанных в Налоговом кодексе страны, а также порядок и сроки их уплаты, налоговые льготы и порядок их применения. Региональные налоги включают налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес.
Налог на имущество организаций может составлять не болee 2,2% балансовой стоимости основных средств по их остаточной стоимости. Налоговый кодекс устанавливает перечень организаций, освобождаемых от данного налога: производите- ли отдельных лекарств, организации инвалидов, государственные научные центры, организации уголовно-исполнительной системы. Освобождены от уплаты данного налога и магистральные трубопроводы.
Транспортный налог устанавливается в рублях за одну лошадиную силу таких транспортных средств как легковые и грузовые автомобили, автобусы, мотоциклы и мотороллеры, катера, моторные лодки, яхты, снегоходы, самолеты и вертолеты, другие самоходные машины и механизмы. Ставки налога дифференцированы в зависимости от мощности двигателей легковых автомобилей: чем она больше, тем выше налог. Базовые налоговые ставки, определенные Налоговым кодексом, могут быть увеличены или уменьшены законами субъекта Федерации, но не более чем в 5 раз. Плательщиками налога являются владельцы транспортных средств.
Налог на игорный бизнес взимался в субъектах Федерации до 1 июля 2009 года, однако после этой даты вся игорная деятельность должна быть сосредоточена только в специально определенных игорных зонах на территории страны.
Для стимулирования развития экономической деятельности органы власти субъектов Федерации могут использовать следующие механизмы:
- предоставление налоговых льгот;
- предоставление гарантий возврата кредитов, получаемых хозяйствующими субъектами в коммерческих банках;
- установление порядка пользования земельными участками или приобретения в собственность земельных участков;
- долевое участие в финансировании за счет бюджетных средств реализации отдельных инвестиционных проектов с последующим оформлением собственности региона.
В состав доходов консолидированного бюджета субъекта Федерации зачисляются также местные налоги, состоящие из земельного налога и налога на имущество физических лиц. Земельный налог устанавливается в процентах от кадастровой стоимости земельных участков и составляет от 0,3 до 1,5%. Минимальная ставка налога применяется по отношению к землям сельскохозяйственного назначения, занятым жилым фондом и объектами инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. Конкретные ставки устанавливаются нормативными актами представительных органов муниципальных образований.
Объектами обложения налогом на имущество физических лиц являются индивидуальные жилые дома, квартиры, дачи и иные строения, помещения и сооружения. Ставки налога устанавливаются в процентах от инвентарной стоимости имущества, размеры ставок составляют от 0,1 до 2% и определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Для стимулирования развития отдельных видов экономической деятельности, имеющих наиболее важное для региона значение, субъекты Федерации имеют право устанавливать налоговые льготы, предусматривающие:
- снижение налога на прибыль с 18 до 14% за счет средств, предназначенных для зачисления в региональные бюджеты;
- полное или частичное освобождение от уплаты налога на имущество организаций;
- полное или частичное освобождение от уплаты транспортного налога.
Тема 9. Региональные рынки
Вопрос 1 Объекты и функции управления региональными рынками
Региональный рынок определяется как сфера обращения товаров в пределах субъекта Федерации. Управление региональными рынками предполагает воздействие субъекта управления (полномочные органы государственной власти и региональные администрации) на объект управления для достижения целей как отдельно взятого региона, так и национального рынка в целом.
Функционирование региональных рынков несовместимо с натурализацией обмена, местничеством, потому что это ведет к нарушению единого экономического пространства страны. Региональные рынки имели место в нашей стране еще в период лимитного (фондового) распределения. Они же складываются и при переходе к рынку. Разница лишь в том, что при плановой системе распределение осуществлялось в соответствии с планом, а в условиях рынка - под воздействием рыночных инструментов: цены, налогов, процентов по кредиту и т.д.
Основными целями управления региональными рынками является обеспечение сбалансированности рынков, удовлетворение потребностей населения региона, обеспечение экономической эффективности развития территории.
К основным объектам управления относятся:
- население, выступающее в качестве конечного потребителя;
- фирмы, предприятия, организации, частные предприниматели, производящие товары и услуги;
- сельскохозяйственные предприятия и личные подсобные хозяйства, производящие сырье для перерабатывающих предприятий и продовольственные товары, потребляемые в свежем виде (овощи, фрукты и др.);
- объекты рыночной инфраструктуры региона.
Основными функциями управления региональными рынками Являются:
- аналитическая, которая подразумевает экономическую диагностику процессов развития региональных рынков и включает исследование обще региональной конъюнктуры и конъюнктуры отдельных региональных рынков, исследование конкурентной среды региональных рынков, анализ институциональной структуры региональных рынков, исследование рыночной инфраструктуры региона, исследование структуры отдельных товарных рынков региона;
- функция организации и контроля, которая включает процесс построения органов управления региональными рынками, упорядочивание их взаимосвязей и информационных потоков, а также контроль над развитием отдельных региональных рынков и региональной экономики в целом;
- функция планирования, включающая разработку стратегических и тактических планов по развитию системы региональных рынков в целом и по отдельности;
- функция координации, предполагающая разработку различных нормативов, квот, законов, программ;
- функция мотивации, которая чаще всего выражается в предоставлении различных льгот хозяйствующим субъектам и в повышении покупательской способности потребителей региональных рынков.
Региональные рынки формируются под влиянием особенностей спроса и предложения в пределах административно - территориального образования. А сами эти особенности проистекают из множества социально-экономических, демографических, этнических и других причин. Развитый региональный рынок может успешно функционировать при хорошо поставленном постоянном изучении спроса, тенденций и закономерностей его развития.
Все это позволяет прогнозировать емкость, структуру и другие важные параметры рынка, а также сдвиги в нем.
Потребности в товарах и услугах обуславливаются платежеспособным спросом населения региона, который наряду с инфраструктурой также определяет характер функционирования региональных рынков.
Региональные рынки неоднородны. Существует несколько их классификаций.
По территориальной организации региональных рынков выделяют:
- поселенческие - рынки в населенных пунктах сельской местности;
- городские;
- областные;
- межобластные;
- республиканские;
- межрегиональные.
По виду продаваемого товара и предоставляемых услуг региональные рынки подразделяются:
- на потребительский - рынок благ;
- рынок земли и недвижимости;
- рынок капитала - кредитный и рынок ценных бумаг;
- рынок информации;
- рынок природных ресурсов;
- рынок культурных ценностей;
- рынок образовательных услуг и др.