Вопрос 1 Теоретические аспекты регионального управления
Повышение статуса регионов-субъектов РФ сопровождается усилением роли территориального управления и планирования. При этом идет активный поиск оптимального сочетания «вертикальных» и «горизонтальных» управленческих структур, а также новых форм регионального управления и местного самоуправления.
Возлагаемые надежды на рыночное регулирование и как следствие снижение роли государственного управления оказались иллюзорными и не совсем оправданными. Поэтому возобновился интерес к теории государственного управления и местного самоуправления.
Управление в широком смысле понимается как деятельность органов власти, организующая и стабилизирующая процессы и явления с целью их совершенствования.
Региональное управление как пространственная форма общей системы управления представляет собой совокупность действий по руководству социально-экономическими процессами, протекающими в границах регионов разного иерархического уровня, с целью поддержания их на планируемой (предлагаемой) траектории. Траектория «прокладывается» на основе стратегии социально-экономического развития территории, имеющей четко сформированные и реально достижимые цели. Главная из них - повышение уровня и качества жизни населения.
Территориальное управление имеет сложную структуру, включающую следующие взаимосвязанные компоненты:
1. Субъект управления - органы территориальной власти (региональные администрации, министерства, органы местного самоуправления и т.д.).
2. Объект управления - регионы, муниципальные образования, депрессивные территории и др.
Пространственные сочетания субъекта и объекта управления формируют систему управления.
3. Методы управления - административные (прямого распоряжения), экономические (косвенного воздействия через создание условий) и общественные (морального воздействия).
4. Механизм управления - прогнозирование, программирование, планирование, стимулирование, ограничение, контроль и т.д.
5. Инструменты управления- нормативы, тарифы, кредиты, субсидии, дотации, штрафы и др.
Процесс территориального управления включает три последовательных этапа (блока).
Первый этап - предвидение. На этом этапе разрабатываются и научно обосновываются стратегии, концепции, прогнозы, программы, планы, проекты и схемы развития регионов и муниципалитетов. При этом активно участвуют научные организации и общественность.
Второй этап - регулирование. Регулирование социально-экономического развития территории происходит путем поддержания ее развития на траектории, обоснованной в документах (материалах) предвидения. Для этого субъект управления подает управляющее воздействие на управляемый объект, по каналам обратной связи получает и перерабатывает информацию о его поведении и реагировании, дает новый сигнал (поддерживающий или корректирующий поведение-деятельность объекта). Подобная операция осуществляется последовательно и непрерывно исполнительными органами власти.
Третий этап - мониторинг и контроль. Деятельность исполнительной власти постоянно отслеживается и контролируется представительными (законодательными) органами в содружестве с системой контролирующих организаций (налоговые инспекция и полиция, контрольно-счетная палата, прокуратура и др.).
Деятельность территориальных органов управления охватывает весь спектр видов человеческой деятельности и всех сфер жизни людей. Она не ограничивается лишь регулированием развития региональной и муниципальной экономики, а распространяется на социальную, демографическую, экологическую, культурную и другие сферы жизнедеятельности населения. Региональное управление - это, по существу, управление деятельностью людей, всей совокупностью общественных отношений, включая производственные, социальные, идеологические, экологические и др.
Региональное управление опирается на теорию управления, достижения философии, экономики, политологии, социологии, юриспруденции и кибернетики. Оно широко использует результаты научных исследований региональных дисциплин: регионоведения, региональной и муниципальной экономики, региональной политики, региональной социологии, региональной экологии и др. Особенно широкие контакты установились с градостроительством, районной планировкой, гео информатикой, которые обогащают территориальное управление проектными разработками и гео информационными системами.
Региональное управление следует рассматривать в трех аспектах: теоретическом, практическоми познавательном.
Теоретический аспект - это научное направление, базирующееся на системно-диалектическом и пространственном подходах, имеющее собственный объект и предмет познания. Формирующаяся теория территориального управления исходит из современных реалий общественного развития и включает в свой арсенал всю совокупность законов и закономерностей территориальной организации жизнедеятельности людей. Она активно воспринимает позитивные стороны отечественного и зарубежного опыта теоретического обоснования и практической деятельности органов территориального управления и планирования.
Практический аспект - это практическая деятельность управленческих структур всех уровней, регулирующих пространственное развитие и планирующих территориальную организацию страны, регионов, городов и сел, размещение хозяйственных и инфраструктурных объектов.
Познавательный аспект - это учебная дисциплина, синтезирующая теорию и практику территориального управления и планирования. Она обличена в форму, доступную для восприятия студентов. Как учебная дисциплина, она входит в систему учебных курсов направления «Экономическая и социальная география» и остро нуждается в обеспечении учебной и методической литературой.