В чем разница между деятельностью контроллера и финансиста?

Контроллер –это специалист, который работает внутри предприятия и ориентирует его по направлению к прибыли. Он должен следить, чтобы при постановке целей, планировании и принятии решений менеджером прибыль была достаточной, или должен препятствовать незаметному сползанию в зону убытков.

Финансист выполняет функцию казначея. Этот человек, который содержит в порядке финансы, управляет кассой, ведет переговоры с кредиторами и в обязанности которого входит формирование пассива баланса.

Примеры организации службы контроллинга в США часто показывают, что отделы контроллера и финансиста занимаются также и налогами. Это, в общем-то, правильно, поскольку речь идет о прибыли после уплаты налогов. Только эта прибыль остается в распоряжении предприятия для финансирования его развития за счет собственных средств.

На европейских предприятиях функции контроллера и финансиста чаще всего выполняет руководитель службы финансово-экономических расчетов, который может быть также и вице-директором, директором или членом правления. Если же попробовать разделить возложенные на одного человека функции контроллера и финансиста между двумя специалистами, то окажется, что тот, кто лучше справляется с делами руководителя финансового отдела, чаще всего в соответствие со своим образованием и опытом будет работать и с налогами.

Во всяком случае, если финансист берется за работу с налогами, то ему должна быть подчинена и бухгалтерия, занимающаяся разработкой торгового и налогового балансов, потому как не имеет смысла обсуждать налоговые вопросы после того, как баланс будет составлен. Очень часто бывает необходимо еще до проверки, при составлении учетных документов, так расставить налоговые платежи, как хотелось бы представить обстоятельства дела в последствии. Налоговые платежи имеют такие масштабы и являются настолько трудным делом при планировании денежных потоков, что ни в коем случае нельзя провоцировать неудачу в интересах «чистой» организации. Такая чистая организация службы контроллинга потребовала бы включения всех операций в сферу функциональных обязанностей контроллера.

В соответствие с вышеизложенным, контроллер должен ориентироваться на внутренние экономические расчеты, а финансист должен быть компетентен в вопросах внешней отчетности. К ним помимо торгового и налогового баланса следует отнести консолидированную отчетность концерна и международное право. Таким образом, получается следующее разграничение функций контроллера и финансиста:



Контроллер– советник по экономическим вопросам; выполняет функции «продавца» целей и планов; отвечает за управление прибылью, а также за планирование стратегических позиций успеха предприятия. Финансист– руководитель финансовой службы; обеспечивает подготовку внешней отчетности в соответствии с законодательством, а также отчетов для наблюдательного совета, собрания акционеров, дочерних обществ; отвечает за финансовый менеджмент, включая исчисление налогов и составление консолидированного отчета концерна.
Инструментарий: система внутренних экономических расчетов; метода планирования деятельности предприятия. Инструментарий: финансовая бухгалтерия, баланс, налоги, страхование, касса.

ЛЕКЦИЯ 5.

Прикладной контроллинг

Контроллинг маркетинга

Содержание темы:

Контроллинг маркетинга как система организации контроллинга результатов маркетинговой деятельности предприятия. Составляющие контроллинга маркетинга: подсистемы контроля и аудита.

Маркетинг-микс. Четыре основные сферы деятельности маркетинга: продукт, цена, место (условие) продажи, стимулирование. Политики маркетинга: в отношении продукта, сбытовая, ценовая, коммуникационная.

Контроллинг маркетинга как эффективное средство управления на предприятии. Задачи контроллинга маркетинга.

Регулирующая деятельность контроллинга. Принципы, на которых основан механизм контроллинга: движения и торможения, своевременности, стратегического сознания, документации.

Стратегический контроллинг маркетинга. Методы стратегического контроллинга маркетинга: анализ стратегического портфолио, методическая и информационная поддержка менеджмента при выборе и обосновании идей нового продукта, координация стратегических планов.

Оперативный контроллинг маркетинга как решение задач по формированию и контролю основных сфер деятельности и политики маркетинга.

Основные инструменты контроллинга маркетинга. Портфолио–анализ как подход к управлению отдельными стратегиями относительно продуктов и рынков. GAP-анализ как анализ отклонений фактического развития ситуации от запланированного. Расчет маржинальной прибыли как анализ эффективности мероприятий в области маркетинга. Сравнительный анализ как анализ причин и факторов, влияющих на результаты хозяйственной деятельности.

В условиях трансформации российской экономики в деятельности хозяйствующих субъектов значительно увеличилось значение фактора неопределенности, повысился риск. Выживание предприятий в таких условиях зависит от действия долгосрочных факторов. Их учет возможен в рамках реализации маркетинговой стратегии, направленной на поддержание и развитие производства, повышение профессионального и квалификационного уровня сотрудников предприятия, улучшение ассортимента и рост конкурентоспособности выпускаемой продукции, освоение новых рынков.

Сегодня главная проблема на большинстве предприятий связана с неумением правильно организовать маркетинг. Из-за нехватки информации они не могут найти продукт, который требует рынок. Поэтому основной задачей контроллинга маркетинга является информационная поддержка эффективного менеджмента по удовлетворению потребностей клиентов.

Контроллинг маркетинга– это система организации контроллинга результатов маркетинговой деятельности предприятия. Он включает подсистемы контроля и аудита, которые предполагают соответственно планирование, организацию и проведение процессов измерения, ревизии и оценки результатов реализации концепций, стратегий и планов маркетинга, эффективности управления мероприятиями для достижения тактических и стратегических целей маркетинга.

Конкретное сочетание инструментов маркетинга для достижения поставленных предприятием целей, направленных на увеличение прибыли или рост объемов продаж, называется маркетингом-микс. Выделяют четыре основные сферы деятельности маркетинга, известные еще под названием 4»Р»: продукт (product), цена (price), место, условие продажи (place), стимулирование (promotion).

Соответственно им выделяют следующие политики маркетинга:

  • политика в отношении продукта
  • сбытовая политика
  • ценовая политика
  • коммуникационная политика.

Контроллинг маркетинга выступает эффективным средством управления на предприятии, направленным на решение маркетинговых проблем. Задача контроллинга – при фактических расхождениях с планом привести в движение механизм, способный, несмотря на отклонения, достигнуть цели путем сравнения фактических и запланированных результатов своевременно определить место возникновения затруднений с реализацией плана и с помощью регулирующих мероприятий обеспечить получение запланированной прибыли и достижение других намеченных показателей.

Регулирующая деятельность контроллинга – сигнализировать об отклонениях, допущенных в одной сфере деятельности, другим отделам, посоветовать им необходимые действия, помочь воплотить их для достижения плановых границ в целом.

Как важный элемент управления предприятием контроллинг помогает руководству в процессе определения и реализации стратегических и оперативных целей развития. В рамках этого различают стратегический и оперативный контроллинг маркетинга.

Стратегический контроллинг маркетинга включает стратегическое планирование и контроль, которые предусматривают:

  • анализ стратегического портфолио
  • методическую и информационную поддержку менеджмента при выборе и обосновании идей нового продукта
  • координацию стратегических планов.

Оперативный контроллинг маркетинга предусматривает решение задач по формированию и контролю основных сфер деятельности и политики маркетинга.

Среди основных инструментов контроллинга маркетинга можно выделить следующие:

1. Портфолио-анализ – подход к управлению отдельными стратегиями относительно продуктов и рынков. Портфолио-анализ является инструментом для выработки стратегических рекомендаций. Его основная цель – помощь в рациональном распределении ограниченных ресурсов между различными рынками товаров, на которых он распределен. Портфолио-анализ позволяет сформулировать выводы по:

  • возможной стратегии по группе товаров
  • оценке денежных потребностей и потенциалу рентабельности
  • распределению объема продаж по квадрантам, для чего можно оценить равновесие портфеля направлений деятельности и товаров.

2. GAP-анализ – в контексте контроллинга означает анализ отклонений фактического развития ситуации от запланированного. Рекомендации, полученные в результате портфолио-анализа, требуют дальнейшей конкретизации в виде постановки целей и разработки стратегий их достижений, исходя из реальной ситуации на рынках. Для этого служит GAP-анализ, который является ядром стратегического планирования.

3. Расчет маржинальной прибыли – с помощью этого метода анализируется эффективность мероприятий в области маркетинга.

4. Сравнительный анализ – анализ причин и факторов, влияющих на результаты хозяйственной деятельности предприятия в сфере маркетинга.

Существуют различные программные средства для осуществления на предприятии функций контроллинга маркетинга. С их помощью решаются основные задачи контроллинга. Большинство этих средств используют для решения задач контроллинга маркетинга его основные инструменты, перечисленные выше.

Контроллинг логистики

Содержание темы:

Понятие логистики как науки о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков.

Концепция логистики как система взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности. Основные положения концепции логистики: реализация принципа системного подхода; отказ от выпуска универсального технического и подъемно-транспортного оборудования; гуманизация технологических процессов; учет логистических издержек; развитие услуг сервиса; способность логистических систем к адаптации.

Понятие логистической функции. Два вида функций логистики: оперативные и координационные. Оперативные функции: в сфере снабжения, в фазе производства, в сфере управления. Координационные функции: выявление, анализ потребностей, анализ рынков, прогнозирование поведения источников рынков, обработка данных по заказам, оперативное планирование.

Задачи контроллинга логистики. Действия контроллера в сфере логистики.

Планирование потребности в материалах. Функции контроллинга логистики. Определение потребностей подразделений и предприятия в целом. Разработка и анализ моделей управления складскими запасами.

Контроллинг как выбор методов заказов. Принцип, на котором основан выбор методов заказов. Основные методы заказов. Эффективное управление складскими запасами.

Расчет издержек. Предпосылки проведения расчетов издержек. Виды издержек. Места возникновения издержек.

Контроль экономичности. Информационное обеспечение подготовки решений. Контроллинг логистики как информационная поддержка принятия решений. Формирование оптимальных стратегий предоставления материалов. Выработка рекомендаций для руководства.

Логистика – это наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Система взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессов является концепцией логистики. Основными ее положениями являются следующие:

1. Реализация принципа системного подхода.

2. Отказ от выпуска универсального технического и подъемно-транспортного оборудования. Использование оборудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям.

3. Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда.

4. Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепочки.

5. Развитие услуг сервиса на современном уровне.

6. Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды.

Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

С учетом современных задач логистики различают два вида функций: оперативные и координационные.

Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения.

К функциям в сфере снабжения относятся управление движения продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам.

В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта.

Функция управления распределением продукции охватывает оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.

К числу функций логистической координации относятся: выявление, анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства, анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков, обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры. Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения на товар.

В рамках координационных функций логистики выделилось еще одно из ее направлений – оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирмы.

Таким образом, главная задача контроллинга логистики заключается в осуществлении текущего контроля за экономичностью процессов складирования и транспортирования материальных ресурсов. Контроллер должен обеспечивать руководство предприятия информацией, необходимой для принятия решений в сфере логистики, а также осуществлять согласование и оптимизацию материальных потоков с другими процессами, протекающими на предприятии.

На основе информации, которая содержатся в программах, устанавливающих качество, вид, количество производимых в единицу времени продукции, контроллинг определяет потребности подразделений и предприятия в целом в материалах, полуфабрикатах и комплектующих. Одной из функций контроллинга логистики является разработка и анализ моделей управления складскими запасами. Анализ моделей управления запасами сводится к установлению последовательности процедур снабжения и пополнения запасов, при которой обеспечиваются минимальные суммарные затраты, связанные с заготовками, хранением продукции и убытками из-за неудовлетворенного спроса. Контроллинг занимается выбором методов заказов, но все они основаны на одном моменте: складской запас пополняется после того, как объем запасов на складе достигнет определенного минимального значения, или по прошествии определенного периода времени.

Контроллинг занимается также расчетом издержек, основанных на системном охвате работ в области логистики. Места приемов материалов, полуфабрикатов и комплектующих, система транспортировки ресурсов на предприятии, а также склад готовой продукции являются основными местами возникновения издержек. Контроллинг логистики позволяет рассчитать плановые издержки на основе определения планового количества потребления запасов, определенного по плановым ценам.

Как уже отмечалось выше, первоочередная задача контроллинга – это контроль экономичности в сфере логистики. Контроллинг обеспечивает информационную поддержку принятия решений, существенных для достижения целей предприятия. Он определяет степень готовности поставщиков, затраты на складирование, транспортные издержки, выбирает подходящие места для складирования. С помощью служб контроллинга менеджеры формируют наиболее подходящие стратегии предоставления материалов подразделениям, рассчитывают структуру сети дистрибьюторов, выбирают оптимальную систему складирования.

При осуществлении контроля над экономичностью контроллер вырабатывает рекомендации для руководства, на основе которых достигается оптимальная система затрат.

Финансовый контроллинг

Содержание темы:

Комплексный подход к решению проблем эффективного функционирования предприятия. Задачи финансового управления: поддержание рентабельности, обеспечение платежеспособности. Рентабельность как эффективность функционирования предприятия. Платежеспособность как способность предприятия платить в счет своих обязательств.

Финансовый контроллинг как набор методик, направленных на совершенствование учетной политики и управленческой практики предприятий. Традиционные проблемы учета и управления, которые решает финансовый контроллинг: низкая платежная дисциплина структурных подразделений; неконтролируемая дебиторская задолженность; слабое управление затратами; ошибочное определение прибыльности филиалов и видов бизнеса; недостаток оборотных средств.

Задачи финансового контроллинга: обеспечение ликвидности и платежеспособности предприятия; согласование финансового и внутрипроизводственного учета; взаимоувязка внутренней и внешней сред предприятия с помощью бюджетирования; ориентирование на достижение финансово-экономических показателей.

Методы финансового контроллинга для поддержания ликвидности; структурное поддержание ликвидности; текущее обеспечение ликвидности; поддержание ликвидных резервов; финансирование.

Структурное поддержание ликвидности. Удержание сбалансированной структуры капитала. Возможность привлечения дополнительных финансовых средств. Согласование частичных планов с помощью плановых и информационных инструментов.

Текущее обеспечение ликвидности. Потоки платежей, поступления и выплаты, относящиеся к финансированию, инвестированию и собственному капиталу, – финансовый план.

Поддержание ликвидных резервов. Положительный и отрицательный моменты наличия ликвидных средств.

Основные элементы финансового контроллинга: кратко-, средне- и долгосрочное планирование.

Инструменты финансового контроллинга: коэффициенты ликвидности, временные сравнения балансов, схема показателей, основанная на разбиении позиций в балансе и отчете о прибылях/убытках, анализ потоков платежей, анализ работающего капитала, финансовая «паутина», баланс движения средств и финансовый план.

Управление предприятием в современных условиях предполагает комплексный подход к решению проблем эффективного функционирования, обусловленных внешними и внутренними факторами. Рыночная экономика требует от субъектов хозяйствования улучшения бизнес-процессов, ориентации на решение приоритетных проблем, что характеризуется постоянным прогрессом: разработкой и внедрением новых продуктов, технологий, оборудования, методов организации производства и т.д. Но при этом надо уделять внимание и иным вопросам, связанным, в частности, со сферой финансового управления.

К основным задачам финансового управления предприятием относят поддержание рентабельности и обеспечение платежеспособности6. Рентабельность показывает эффективность функционирования предприятия, то есть способность генерировать дополнительный продукт, а платежеспособность отражает способность предприятия в необходимых объемах и вовремя платить в счет удовлетворения своих обязательств, покупать нужное количество ресурсов для функционирования и развития. Сегодня все субъекты хозяйствования существуют на принципах самостоятельности и ответственности, поэтому обеспечение платежеспособности имеет высокое значение. Так как каждое предприятие должно поддерживать платежеспособность, то ему необходимо активное управление финансовыми процессами.

Управление каким-либо процессом требует соответствующего информационного обеспечения. Состояние платежеспособности, его динамику и тенденции изменения обеспечивает необходимой информацией финансовый контроллинг.

Финансовый контроллинг– это набор методик, направленных на совершенствование учетной политики и управленческой практики предприятий, исходя из финансовых критериев успешности функционирования предприятия.

С помощью финансового контроллинга могут быть решены традиционные проблемы учета и управления:

  • низкая платежная дисциплина структурных подразделений
  • неконтролируемая дебиторская задолженность
  • слабое управление затратами
  • ошибочное определение прибыльности филиалов и видов бизнеса
  • недостаток оборотных средств.

Для решения этих проблем финансовый контроллинг выполняет следующие задачи:

Ø обеспечение ликвидности и платежеспособности предприятия;

Ø согласование финансового и внутреннего производственного учета;

Ø взаимоувязка внутренней и внешней среды предприятия посредством бюджетирования;

Ø ориентирование на достижение финансово-экономических показателей.

Финансовый контроллинг обеспечивает поддержание ликвидности с помощью следующих методов:

· структурное поддержание ликвидности

· текущее обеспечение ликвидности

· поддержание ликвидных резервов

· финансирование.

Контроллеры, используя данные методы, концентрируют основные усилия в фазах планирования и контроля.

Структурное поддержание ликвидности стремится удерживать сбалансированную структуру капитала, чтобы обеспечить предприятию возможность привлечения дополнительных финансовых средств.

Финансовый контроллинг согласует частичные планы в рамках этого метода с помощью плановых и информационных инструментов и, когда необходимо, стремится к выравниванию структурного дисбаланса.

Текущее обеспечение ликвидности направлено на финансовый план, куда включены все потоки платежей, поступления и выплаты, относящиеся к финансированию, инвестированию и собственному капиталу.

Для формирования резервов ликвидности используется излишек ликвидных средств. Положительным моментом наличия ликвидных резервов является то, что они обеспечивают финансовую безопасность предприятия, а отрицательным – то, что они уменьшают рентабельность. Поэтому финансовый контроллинг следит, чтобы платежеспособность предприятия гарантировалась с минимальными издержками.

В качестве основных элементов финансового контроллинга различают кратко-, средне- и долгосрочное планирование.

Долгосрочное финансовое планирование связывают с инвестиционным планированием, но его информационная точность снижается при удалении планового момента времени.

Среднесрочное финансовое планирование предусматривает уточнение запланированных выплат, их объемов и сроков. Оно дополняет долгосрочное планирование.

Краткосрочное финансовое планирование используется в рамках подробного финансового плана с плановым периодом 3-12 месяцев.

Инструментами финансового контроллинга являются следующие:

  • коэффициенты ликвидности;
  • временные сравнения балансов;
  • схема показателей, основанная на разбиении позиций в балансе и отчете о прибылях/убытках.

У финансового контроллинга также есть инструменты, которые не получили широкой известности и применения:

Ø анализ потоков платежей (кэш-флоу-анализ);

Ø анализ работающего капитала;

Ø финансовая «паутина»;

Ø баланс движения средств и финансовый план.

Помимо приведенных выше существует целый ряд других методик финансового анализа, в той или иной мере нашедших применение на практике.

Контроллинг инвестиций

Содержание темы:

Контроллинг инвестиций как обслуживание сферы инвестиционной деятельности. Главные направления контроллинга инвестиций: планирование и координация деятельности в сфере инвестиций; проект-контроллинг; бюджетный контроль инвестиционного проекта; контроль реализации инвестиций.

Задачи контроллинга инвестиций: составление данных по инвестиционным решениям; координация получения информации; развитие средств планирования инвестиций; установление бюджета инвестиций; проверка и контроль инвестиционных заявок; проведение расчета инвестиций; контроль проекта по существу дела и по времени; текущий подсчет инвестиций; контроль бюджета; инициирование новых инвестиционных проектов; выработка предложений по реализации инвестиционных проектов.

Процесс принятия решений в контроллинге инвестиций. Шаги по выбору оптимальных проектов на этапах поиска и оценки: создание системы инвестиционного планирования, формирование концепции проведения инвестиционных расчетов, определение критериев для принятия решений, установление качественных для инвестиционных расчетов параметров, проведение инвестиционных расчетов для крупных проектов, осуществление контроля за инвестиционными проектами, проведение расчета эффективности инвестиционных проектов.

Реализация задач контроллинга инвестиций: разработка методов проведения инвестиционных расчетов и оценки рисков, нормирование и контроль данных.

Методы инвестиционных расчетов: статические, динамические, функционально-стоимостный анализ.

Статические методы инвестиционных расчетов: расчет сопоставления затрат, расчет сопоставления прибыли, расчет рентабельности, расчет амортизации, расчет стоимости машино-часа, статическое сравнение сроков окупаемости.

Динамические методы инвестиционных расчетов: метод приведенной величины дохода, метод внутренней нормы доходности, метод внутренней процентной ставки, метод аннуитета, метод динамического срока окупаемости, метод оценки стоимости капитала, динамический расчет амортизации.

Функционально-стоимостный анализ – метод, указывающий на возможные пути улучшения стоимостных показателей.

Основной задачей контроллинга инвестицийявляется обслуживание сферы инвестиционной деятельности

Его главными направлениями являются следующие:

· планирование и координация деятельности в сфере инвестиций

· проект-контроллинг

· бюджетный контроль инвестиционного проекта

· контроль реализации инвестиций.

В задачи контроллинга инвестиций входят:

1. Составление данных по инвестиционным решениям.

2. Координация получения информации.

3. Развитие средств планирования инвестиций.

4. Установление бюджета инвестиций.

5. Проверка и контроль инвестиционных заявок.

6. Проведение расчета инвестиций.

7. Контроль проекта по существу дела и по времени.

8. Текущий подсчет инвестиций.

9. Контроль бюджета.

10. Инициирование новых инвестиционных проектов.

11. Выработка предложений по реализации инвестиционных проектов.

Долгосрочное инвестиционное планирование включается в общее стратегическое планирование предприятия, что обеспечивает приспособление предприятия к изменениям в окружающем мире.

Перед приобретением собственности контроллинг инвестиций проводит подготовительные работы, в рамках которых осуществляется отбор потенциальных кандидатов, определяется ранг предприятия и приемлемая цена приобретения.

Контроллинг инвестиций реализует процесс принятия решений, выбирая наиболее подходящие проекты на этапах поиска и оценки. При этом он вырабатывает следующие шаги:

1. Создает систему инвестиционного планирования.

2. Формирует концепцию проведения инвестиционных расчетов и определяет критерии для принятия решений.

3. Устанавливает качественные для инвестиционных расчетов параметры.

4. Проводит инвестиционные расчеты для крупных проектов.

5. Осуществляет контроль за всеми инвестиционными проектами и проводит расчет их эффективности.

В области контроля контроллинг инвестиций создает систему контроля, ориентированную на реализацию проектов, а с помощью финансового плана проекта сравниваются фактические и запланированные показатели инвестиционного бюджета.

Анализируя схему инвестиционного процесса, можно показать основные задачи контроллинга инвестиций, сформулированные ранее.

Наши рекомендации