Лимская декларация руководящих принципов контроля.
Лимская декларация руководящих принципов контроля – это документ, декларирующий основные принципы осуществления финансового контроля. Лимская декларация была принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лима (Республика Перу) в 1977 году. Лимской декларации придерживаются 186 стран, в том числе и Казахстан.
Декларация определяет цель контроля, различает разные виды контроля – предварительный контроль и контроль по факту; внешний и внутренний контроль, формальный контроль и контроль исполнения (ст. 1-4).
Декларация провозглашает в качестве базового принципа деятельности контролирующего органа независимость, понимаемую как независимость органов, осуществляющих контроль, как независимость членов и сотрудников этого органа, как финансовая независимость контрольного органа (ст. 5-7).
Декларация устанавливает принципы взаимодействия контрольного органа с парламентом и с правительством и администрацией, права органа финансового контроля, методы его деятельности (ст. 8-13); принципы проверки различных видов предприятий и организаций (ст. 23-25).
В Декларации предъявляются определенные требования к персоналу органа финансового контроля – честность и квалификация, утверждается необходимость подотчетности органов финансового контроля обществу (ст. 14, 16); провозглашается (в качестве одного из средств повышения эффективности работы органов финансового контроля) международный обмен опытом (ст. 15).
Лимская декларация 1977 года предусматривает классификацию видов финансового контроля:
1) в зависимости от момента осуществления контроля:
• предварительный контрольпредставляет собой проверку до осуществления административных и финансовых действий;
• контроль по факту– это все остальные виды контроля (т.е. проверка в момент и после осуществления административных и финансовых действий).
В статье 2 Лимской декларации 1977 г. отмечается, что эффективный предварительный контроль является неотъемлемой частью надежной системы управления доверенными денежными и материальными средствами. Он может быть проведен как высшим контрольным органом, так и другими контрольными организациями.
Предварительная проверка, проводимая высшим контрольным органом, имеет преимущество: она позволяет предотвратить возможные нарушения до того, как они произошли. Однако у нее имеются и недостатки: перегрузка в работе высшего контрольного органа, неопределенность по вопросу юридической ответственности.
Проверка по факту, проведенная высшим контрольным органом, приводит к привлечению виновных к ответственности, компенсации причиненного ущерба, предотвращению нарушений в будущем.
Возможность проведения высшим контрольным органом предварительной проверки определяется внутренним законодательством страны, а также условиями и требованиями к органам контроля в отдельной стране. В то же время проведение проверок по факту является прямой обязанностью высшего контрольного органа, независимо от того занимается он предварительной проверкой или нет.
2) в зависимости от субъекта, осуществляющего контроль: внутренний и внешний.
Внутренняя контрольная службасоздается внутри отдельного ведомства или организации. Она обязательно должна подчиняться руководителю организации, внутри которой создана. В то же время она должна быть (по возможности) функционально и организационно независима внутри соответствующей организационной структуры.
Внешние контрольные службыне являются частью организационной структуры проверяемых организаций. Высший контрольный орган является как раз внешней контрольной службой. В этом качестве он должен проверять эффективность внутренней контрольной службы. Если последняя признана эффективной, то необходимо проводить всеохватывающую проверку с тем, чтобы обеспечить необходимое разделение задач и сотрудничество между высшим контрольным органом и внутренней контрольной службой (не ущемляя прав высшего контрольного органа).
3) в зависимости от предмета контроля: формальный и контроль исполнения.
Традиционной задачей для высшего контрольного органа является проверка законности и правильности распределения финансовых средств и ведения бухгалтерского учета (формальный контроль). В дополнение к этому виду контроля, важность которого неоспорима, имеется также другой вид контроля, который направлен на проверку того, насколько эффективно и экономно расходуются государственные средства (контроль исполнения). Такой контроль включает не только специфические аспекты управления, но и всю управленческую деятельность, в том числе организационную и административную системы.
Цели контрольной работы высшего контрольного органа – обеспечение законности, правильности, эффективности и экономичности управления денежными и материальными средствами – в основном одинаково важны. В то же время высший контрольный орган вправе определять приоритетные цели своей контрольной деятельности.