Анализ кредитоспособности предприятия

Кредитоспособность предприятия — это важнейшая характеристика его деловой активности и надежности. Она является важной составляющей в оценке потенциала предприятия, в определении его конкурентоспособности. Кредитоспособность предприятия – это способность своевременно погашать свои обязательства по кредитам и банковским ссудам.

Под кредитоспособностью хозяйствующего субъекта понимается наличие у него предпосылок для получения кредита и его возврата в срок. Кредитоспособность заемщика характеризуется:

• репутацией заемщика, которая определяется своевременностью расчетов по ранее полученным кредитам, качественностью представленных отчетов, ответственностью и компетентностью руководства;

• текущим финансовым состоянием и способностью производить конкурентоспособную продукцию;

• возможностью при необходимости мобилизовать денежные средства из различных источников.

Одновременно с этим банк производит оценку прибыли, которую он получит при кредитовании конкретных затрат заемщика и сравнивает эту прибыль со средней доходностью банка. Уровень доходов банка должен быть увязан со степенью риска при кредитовании. Банк оценивает размер получаемой заемщиком прибыли с точки зрения возможности уплаты банку процентов при осуществлении нормальной финансовой деятельности и определяет степень риска, который он готов взять на себя в данной ситуации.

Банк рассматривает также:

• цели использования кредитных ресурсов;

• сумму кредита, которая оценивается исходя из проведения заемщиком мероприятий по определению ликвидности баланса, соотношения между собственными и заемными средствами;

• «погашения» кредита. Изучение производится путем анализа возврата кредита за счет реализации материальных ценностей, предоставленных гарантий и использования залогового права;

• «обеспечения» кредита, т.е. изучения устава и положения с точки зрения определения прав банка брать в залог под выданную ссуду активы заемщика, включая ценные бумаги. При анализе кредитоспособности используют целый ряд показателей, наиболее важные из которых — норма прибыли на вложенный капитал и ликвидность.

Анализ кредитоспособности предприятия - student2.ru Анализ кредитоспособности предприятия - student2.ru Анализ кредитоспособности предприятия - student2.ru Анализ кредитоспособности предприятия - student2.ru Анализ кредитоспособности предприятия - student2.ru Анализ кредитоспособности предприятия - student2.ru Анализ кредитоспособности предприятия - student2.ru Анализ кредитоспособности предприятия - student2.ru Анализ кредитоспособности предприятия - student2.ru Схематично процесс оценки комплекса условий, определяющих кредитоспособность заемщика можно выразить следующим образом:

Рис.1 Условия оценки кредитоспособности заемщика

При анализе кредитоспособности клиента в зависимости от вида выдаваемого кредита и цели исследования выделяют оперативную и общую кредитоспособность.

Количественный анализ коэффициентов кредитоспособности осуществляется в несколько этапов.

I этап. Определение коэффициентов кредитоспособности и класса заемщика.

В основе комплексной оценки экономической состоятельности финансово-хозяйственной деятельности предприятия лежит использование системы различных показателей. В финансово-хозяйственной практике работы банков, инвестиционных компаний кредитующих предприятия, широко используются рейтинговые оценки кредитоспособности заемщика и инвестиционной привлекательности.

Приведем один из примеров методики расчета:

1. Определяют классность коэффициентов на основе шкалы представленной в таблице 1

Таблица 1

Шкала значений коэффициентов ликвидности и обеспеченности собственными средствами

Показатели Промышленность Снабжение Торговля
КЛАССЫ
К-т промежуточной ликвидности >1,0 1,0-0,6 <0,6 >1,5 1,5-1,0 <1,0 >1,5 1,5-1,0 <1,0
К-т текущей ликвидности >2 2,0-1,5 <1,5 >2,0 2,0-1,5 <1,5 >2,0 2,0-1,5 <1,5
К-т автономии >40 40-30 <30 >40 40-3,5 <35 >45 45-40 <40

На основании выше проведенных расчетов

На начало года на ОАО «ТАКФ величина коэффициентов составляет:

- коэффициент промежуточной ликвидности – 1,28 , что соответствует 1 классу

- коэффициент текущей ликвидности – 2,21 что соответствует 1 классу

- коэффициент автономии – 0,48, что соответствует 1 классу

на конец года величина коэффициентов составляет:

- коэффициент промежуточной ликвидности – 0,67 , что соответствует 2 классу

- коэффициент текущей ликвидности – 2,27, что соответствует 1 классу

- коэффициент автономии – 0,57, что соответствует 1 классу

2. Рассчитаем рейтинг ( по данным таблицы 1), для этого фактически полученное значение коэффициента умножается на класс, занимаемый по таблице 2. Затем находят сумму полученных баллов.

Таблица 2

Шкала рейтинга в баллах

Коэффициенты Промышленность Снабжение Торговля
Промежуточной ликвидности
текущей ликвидности
Автономии

Рейтинг на начало года 1*40+1*35+1*25=100 баллов

Рейтинг на конец года 2*40+1*35+1*25=140 баллов

3. Производится отнесение заемщика к классам кредитоспособности:

Таблица 3

Количество баллов до 150 150-200 221-275 276 и выше
Класс

Проведенные расчеты показывают, что предприятие в течении 2002 года относилось к 1 классу кредитоспособности

1 класс – предприятия с устойчивым финансовым состоянием, что подтверждается наилучшими значениями как всех показателей, так и рейтингом в целом.

2 класс – предприятия, финансовое состояние которых в общем устойчиво, но имеются незначительные отклонения от нормы по отдельным показателям.

3 класс – предприятия повышенного риска, имеющие признаки финансовой напряженности для преодоления которой у предприятия есть потенциальные возможности.

4 класс – предприятия с неудовлетворительным финансовым положением и отсутствием перспектив его стабилизации.

Следует отметить, что на конец 2002 года класс кредитоспособности предприятия находится на пороговой отметке между 1 и 2 классом кредитоспособности, поэтому необходимы уточнения класса предприятия, то проводят еще дополнительные расчеты показателей характеризующих эффективность хозяйственной деятельности: коэффициент привлечения, рентабельность и время обращения оборотных средств.

Таблица 4

Шкала значений коэффициентов привлечения, рентабельности и времени обращения оборотных средств

Показатели Промышленность Снабжение Торговля
КЛАССЫ
К-т привлечения <0,5 0,5-1,0 >1,0 <1,5 1,5-2,0 >2,0 <1,5 1,5-2,5 >2,5
Рентабельность >0,25 0,25-0,15 <0,15 >0,04 0,04-0,025 <0,025 >0,04 0,04-0,025 <0,025
Время обращения <50 50-120 >120 <40 40-80 >80 <30 30-60 >60

Коэффициент привлечения определяется, как соотношение собственных и заемных средств предприятия.

Для промышленных предприятий рентабельность определяется, как отношение прибыли до налогообложения к производственной себестоимости.

Время обращения определяется по материальным затратам. Таким образом, используя данные предыдущих расчетов определим по дополнительным показателям также, как и по основным, на основании таблицы 4 определим рейтинг предприятия. Причем рейтинг предприятий первого класса имеет отрицательное значение, то есть уменьшает рейтинг, повышая класс кредитоспособности.

На начало года на ОАО «ТАКФ»

Коэффициент привлечения -1,08, что соответствует 3 классу

Рентабельность затрат – 0,42, что соответствует 1 классу

Время обращения материальных запасов– 46,67, что соответствует 1 классу.

На конец 2002 года

Коэффициент привлечения -1,88, что соответствует 3 классу

Рентабельность затрат – 2,25, что соответствует 1 классу

Время обращения материальных запасов – 37,97, что соответствует 1 классу.

Таблица 5

Шкала рейтинга в баллах

Коэффициенты Промышленность Снабжение Торговля
Привлечения
Рентабельности
Время обращения материальных оборотных активов

Дополнительный рейтинг 3*5-3*3-1*2=4 балла

Итого общий рейтинг предприятия на начало года 100+4=104 – 1 класс

на конец года 140+4=144 – 1 класс

Таким образом, рейтинговая оценка показала ухудшение динамики класса кредитоспособности предприятия в 2002 году, но предприятие все равно остается инвестиционно привлекательным.

С целью более точного определения кредитоспособности заемщика, а, следовательно, и уровня финансового риска банка, проводят факторный анализ указанных показателей.

2 этап. Факторный анализ показателей кредитоспособности.

Факторный анализ направлен на выяснение воздействия на уровень показателей кредитоспособности изменения отдельных факторов, в частности, ликвидных ресурсов, различных видов задолженности. Он помогает выявить основной фактор, влияние которого наиболее сильно воздействует на изменение того или иного коэффициента кредитоспособности. В процессе контроля за осуществлением кредитного договора банк и заемщик должны наиболее внимательно следить за негативным изменением этого фактора, способным привести к росту кредитного риска банка.

Факторный анализ состоит:

• в оценке состояния и тенденций изменения элементов ликвидных активов;

• в определении кредиторской задолженности, задолженности перед банком и другими кредиторами, что позволяет банку прогнозировать возможность возникновения проблем в деятельности организации, ухудшения ее финансового положения и кредитоспособности, а также разрабатывать и включать в кредитный договор условия, гарантирующие интересы банка.

Не рекомендуется улучшать класс кредитоспособности заемщика или оговаривать условия его кредитования по данному классу при:

• улучшении коэффициента ликвидности только за счет роста дебиторской задолженности или остатков готовой продукции;

• повышении коэффициента покрытия за счет роста остатков готовой продукции, не обеспеченной договорами на сбыт, или труднореализуемых остатков сырья и незавершенного производства;

• ухудшении структуры ликвидных средств;

• фактическом наличии собственных оборотных средств в размере менее постоянной минимальной потребности в них;

• росте показателя обеспеченности собственными средствами малых производственных структур за счет фондов, связанных с рисковой деятельностью организации;

• улучшении показателя обеспеченности производственной деятельности договорами за счет заключения договоров с некредитоспособными покупателями и поставщиками;

• сокращении долговых обязательств банку в связи с не поставками кредитуемого сырья.

Банки используют различные методики определения рейтинга. Так, банки Германии используют многофакторную модель представленную на схеме 1.

СХЕМА 1

Наши рекомендации