МДК.02.01 Финансы, налоги и налогообложение

МДК.02.01 Финансы, налоги и налогообложение

Методические указания по изучению дисциплины для обучающихся на заочном отделении по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Методические рекомендации составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и в соответствии с рабочей программой по ПМ.02 Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности МДК.02.01 Финансы, налоги и налогообложение по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 539 от 15 мая 2014 г.

Организация-разработчик: ГАПОУ ТО «Тюменский техникум индустрии и питания, коммерции сервиса»

Разработчик: Батурин В.Ю., преподаватель.

Методические рекомендации рассмотрены

на заседании ПЦК учетно-экономических

дисциплин

Протокол № 1 «29» августа 2016 г.

Председатель ПЦК

__________ М.В. Демьянова

(Подпись)


Аннотация

Методические указания по изучению междисциплинарного курса МДК.02.01 Финансы, налоги и налогообложение предназначены для обучающихся на заочном отделении по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям).

В методических указаниях отражается содержание основных тем дисциплины, предложены вопросы для самоконтроля по изучаемым темам, представлены методические указания по выполнению практических работ.

Также в методических указаниях приведены вопросы для подготовки к промежуточной аттестации, которая проводится в форме зачета.

Рекомендована литература, предназначенная для самостоятельного изучения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания по междисциплинарному курсу МДК.02.01 Финансы, налоги и налогообложение предназначены для обучающихся на заочном отделении по специальности 38.02.04 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Изучение профессионального модуля ПМ. 03 Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами базируется на знаниях общепрофессиональных дисциплин Экономика, Экономика организаций, Налоги и налогообложение, и является в свою очередь, теоретической базой для изучения общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, а также курсового и дипломного проектирования.

Цели и задачи дисциплины:

В соответствием с требованиями ФГОС к результатам освоения дисциплины обучающиеся должны уметь:

составлять финансовые документы и отчеты;

осуществлять денежные расчеты;

пользоваться нормативными правовыми актами в области налогообложения, регулирующими механизм и порядок налогообложения;

рассчитывать основные налоги;

В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны знать:

сущность, функции и роль финансов в экономике, сущность и функции денег, денежного обращения;

финансирование и денежно-кредитную политику, финансовое планирование и методы финансового контроля;

основные положения налогового законодательства;

функции и классификацию налогов;

организацию налоговой службы;

методику расчета основных видов налогов.

В результате освоения профессионального модуля у обучающихся должны формироваться общие компетенции (ОК):

ОК 1. Знать сущность налогов и их значимость в своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Знать основные методы и приемы налогообложения для решения практических задач, уметь составлять финансовые документы и отчёты.

ОК 4. Знать сущность, функции и роль финансов в экономике, сущность и функции денег, денежного обращения, уметь осуществлять направления и использование автоматизации налогообложения.

ОК 12. Знать необходимые нормативные документы, стандарты и использовать их для организации работы, уметь осуществлять соблюдение действующего налогового законодательства, ориентироваться в законодательных документа

Освоение дисциплины способствует формированию следующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 2.1. Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации.

ПК 2.2 Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем.

ПК 2.3. Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их.

ПК 2.4. Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату.

Объем учебной дисциплины

Максимальная учебная нагрузка: 132 час.

Обязательная учебная нагрузка: – 88 час.

Аудиторная учебная нагрузка на заочном отделении: - 22 час,

в том числе:

Теоретические – 8 часа

Практические занятия – 14 часа

Промежуточная аттестация по дисциплине - дифференцированный зачет.

Аудиторная нагрузка для обучающихся на заочном отделении составляет 22 часа. Оставшиеся часы в рамках перечня тем и их содержания предназначены для самостоятельного изучения.

Приступая к изучению тем дисциплины, предназначенных для самостоятельного изучения, следует проработать теоретический материал. Для улучшения его усвоения необходимо вести конспектирование и после изучения темы ответить на вопросы самоконтроля.

Содержание учебной дисциплины

Тема 1.5. Кредитная система

Основные понятия и термины по теме:кредит, кредитный договор, банковский, государственный, потребительский, ипотечный кредиты

Содержание темы:

1. Сущность, необходимость и роль кредита.

2. Виды кредитов и их классификация (банковский, государственный, потребительский, ипотечный и т.д.).

3. Кредитный договор, его содержание и порядок заключения. Порядок получения и погашения кредитов. Условия прекращения действия кредитного договора.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое кредит?

2. Какие виды кредитов Вы знаете?

3. Назовите основные условия кредитования

4. Какие условия необходимо включить в кредитный договор

Практическая работа № 1

Практическая часть

Инструкция по выполнению задания.

1. Рассчитайте норматив оборотных средств в запасах сырья, основных материалов и покупных полуфабрикатов.

Дано: Время пребывания оборотных средств в текущем запасе — 10 дней, в страховом — 1 день, в транспортном — 3 дня, в технологическом — 6 дней. Среднедневной расход оборотных средств составляет 347 тыс. руб.

2. Рассчитайте норму оборотных средств в транспортном запасе. Срок транспортировки груза от поставщика к потребителю составляет 19 дней. Срок документооборота — 15 дней.

Дано: Переходящая сумма расходов будущих периодов на начало планируемого года 456 тыс. руб., расходы будущих периодов в предстоящем году, предусмотренные соответствующими сметами, — 567 тыс. руб., расходы будущих периодов, подлежащие списанию на себестоимость продукции предстоящего года в соответствии со сметой производства, — 345 тыс. руб.

3. Рассчитайте норматив оборотных средств в целом по готовой продукции. Норма оборотных средств по запасам готовой про­дукции на складе — 4 дня, норма оборотных средств по товарам отгруженным — 3 дня, предполагаемый выпуск готовой продукции в 4 квартале по производственной себестоимости — 3500 руб.

4. Рассчитайте величину потребления в оборотных средствах на сырье (запасы сырья). План расхода сырья на изготовление продукции со­ставляет 800 млн руб., количество дней в квартале — 90. Норма запаса сырья — 20 дней.

5. Определите потребность в оборотных средствах по готовой продукции. Выпуск продукции по себестоимости в 4-м квартале текущего года — 467 390 тыс. руб. Норма оборотных средств по готовой продукции — 15 дней.

6. Определитепотребность в оборотных средствах по товарным запасам.

Оборот товаров по покупным ценам во 2-м квартале текущего года составляет 980 000 тыс. руб. Норма товар­ных запасов — 6 дней.

Примеры решения задач.

Рассчитайте прирост в оборотных средствах за квартал, потребность в оборотных средствах по незавершенному производству, готовой продукции, товарным запасам.

Дано: Выпуск продукции по себестоимости — 27 000 руб., норма оборотных средств по готовой продукции — 3 дня, норма незавершенного производства — 2 дня. Оборот товаров по покупным ценам — 9 000 руб. Норма товар­ных запасов — 2 дня. Сумма оборотных средствах на на­чало квартала составила — 1546 руб.

Решение.

1. Однодневный выпуск продукции по себестоимости равен 27000 / 90 = 300 руб.

2. Потребность в оборотных средствах по незавер­шенному производству равна 300 • 3 = 900 руб.

3. Потребность в оборотных средствах по готовой продукции равна 300 • 2 = 600 руб.

4. Однодневный товарооборот равен 9000 / 90 = 100

5. Потребность в оборотных средствах по товарным запасам равна 100 • 2 = 200 руб.

6. Общая потребность в оборотных средствах на ко­нец квартала равна 900+600+200 = 1700 руб.

7. Прирост потребности в оборотных средствах равен 1700 - 1546 = 154 руб.

Рассчитайте длительность одного оборота оборотных средств. Объем товарной продукции по себестоимости за от­четный год — 60 000 тыс. руб. при сумме оборотных средств на конец отчетного года 8 000 тыс. руб.

Решение. О = 8 000 • 360 / 60 000 = 48 дней.

Практическая работа № 2-3

Практическая часть

Инструкция по выполнению задания.

1. Необходимо определить сумму НДС, подлежащую уплате в отчетном периоде организацией.

Дано: Организация оптовой торговли закупила новогодние подарки у индивидуального предпринимателя на сумму 8 000 руб. (НДС не предусмотрен) и у фирмы (юридического лица) — на сумму 90000 руб. (в том числе включая НДС 18 %). Торговая наценка составила 15 %. Новогодние подарки были реализованы полностью через собственный магазин розничной торговли площа­дью 200 м2.

2. Необходимо определить сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет.

Дано: Завод производит телевизоры. В отчетном периоде было реализовано 600 телевизоров по цене 2 720 руб. при себестоимости изготовления 1 850 руб. (в том числе НДС 18 %). Рыночная цена изделия в отчетном периоде составила 3 100 руб. (включая НДС). Кроме реализации продукции оптовому покупателю, завод 10 телевизоров передал подшефной школе, 30 телевизоров было передано по себестоимости в качестве натуральной оплаты труда сотрудникам. Завод также реализовал ранее приобретенные запчасти к телевизорам на сумму 15 млн руб., стоимость закупки которых составляла 12 млн руб. (в том числе НДС 18 %).

3. Необходимо определить сумму НДС.

Дано: В отчетном месяце организация произвела 840 единиц про­дукции при себестоимости изготовления 2 060 руб. (в том числе НДС 18%). Из них 200 единиц были реализованы по цене 4600 руб., 140 единиц — по цене 5 350 руб., 423 единицы обменяли по бартеру, и договорная цена единицы обмена составила 3 100 руб., 20 единиц передали безвозмездно (оценка стоимости продукции, указанная в акте приемки-передачи — 3500 руб.), 57 единиц ис­портились из-за неправильного хранения и были проданы по сни­женной цене 2 300 руб.

Примеры решения задач.

1. Выручка от реализации товаров (без учета НДС) оптовой торговой организации в сентябре 2006 г. составила: а) по товарам, облагаемым по ставке 18 %, — 180000 руб.; б) по товарам, облагаемым по ставке 10 %, — 175 000 руб. Покупная стоимость товаров (без НДС): а) по товарам, облагаемым по ставке 18%, — 150000 руб.; б) по товарам, облагаемым по ставке 10%, — 160 000 руб. Услуги сторонних организаций, отнесенные на издержки обращения (в том числе НДС) — 8000 руб.

Необходимо определить сумму НДС, подлежащую перечисле­нию в бюджет.

Решение. 1. Определим сумму НДС, начисленную по резуль­татам реализации:

175000x 10% + 180000x 18% = 17500 + 32400 = 49900 (руб.).

Определим сумму НДС, которую организация заплатила в составе цены за товар поставщикам, принимаемую к возмещению:

160 000 х 10 % + 150 000 х 18 % + 8000 х 18/118 = 16000 + 27000 + 1 220 = = 44220 (руб.).

Определим сумму, подлежащую перечислению в бюджет:

49900 - 44220 = 5680 (руб.).

Ответ: 5 680 руб.

2. ООО «Бланки» заключило с департаментом государственного и муниципального имущества г. Москвы договор на аренду помещения. По условиям договора ежемесячная сумма арендной платы составляет 8 000 руб. с учетом НДС. В декабре предшествующего аренде года организация заплатила аренду целиком за весь следующий год.

Необходимо определить сумму НДС за декабрь и сумму аренд­ной платы, которую необходимо перечислить департаменту.

Решение. Так как государственные и муниципальные учреж­дения не являются плательщиками НДС, то, арендуя муници­пальное или государственное имущество, организация является налоговым агентом (ст. 161 Налогового кодекса РФ). Поэтому всю сумму НДС, которая включается в сумму арендной платы, организация обязана перечислить в бюджет как налоговый агент.

Определим сумму арендной платы, которую организация заплатила за год:

8000 руб. х 12 мес. = 96 000 руб.

Определим сумму НДС, которую организация должна заплатить с суммы арендной платы как налоговый агент:

96 000x18/118 = 14 644 руб.

Определим сумму арендной платы, которую необходимо перечислить департаменту:

96 000 - 14 644 = 81 356 руб.

Ответ: Сумма налога составляет 14644 руб., сумма арендной платы, перечисленная департаменту, равна 81 356 руб.

3. Организация производит мебель и является плательщиком НДС. В отчетном периоде было реализовано 750 шкафов по цене 2 500 руб. (цена без НДС) при себестоимости изготовления 1 200 руб. (в том числе НДС 18 %). Кроме реализации продукции оптовому покупателю, завод 10 шкафов передал подшефной школе, 30 шкафов было передано по себестоимости в качестве натуральной оплаты труда сотрудникам.

Необходимо определить сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет.

Решение. 1. Определим сумму НДС, начисленную по реализованной мебели: 2 500 руб. х 750 шт. х 18 % = 337 500 руб.

Определим сумму НДС, которую организация может принять к вычету:

1 200 руб. х 750 шт. х 18/118 = 137 288 руб.

Определим сумму НДС, которую организация должна заплатить при передаче продукции подшефной школе, так как безвозмездная передача товаров признается реализацией (ст. 146 Налогового кодекса РФ):

2 500 руб. х 10 шт. х 18 % = 4 500 руб.

Определим сумму НДС, которую организация должна заплатить при реализации товаров работникам по себестоимости. Налоговая база в этом случае рассчитывается исходя из рыночной стоимости изделия (ст. 154 Налогового кодекса РФ). Поэтому расчет суммы НДС следующий:

500 руб. х 30 шт. х 18 % = 13 500 руб.

Определим сумму НДС, подлежащую уплате по итогам от­четного периода с учетом всех операций:

337 500 руб. + 4 500 руб. + 13 500 руб. - 137 288 руб. = 218 212 руб.

Ответ: 218 212 руб.

Практическая работа № 4-5

Практическая часть

Инструкция по выполнению задания.

1. Необходимо определить минимальную отпускную цену товара с учетом НДС и акциза.

Дано: Организация выпускает подакцизный товар. Себестоимость производства — 340 руб. Организация рассчитывает получить прибыль в объеме не менее 15% от себестоимости. Ставка акциза — 6 руб. с единицы товара.

2. Необходимо определить сумму акциза, подлежащую уплате в бюджет за отчетный период.

Дано: Предприятие, изготавливающее и реализующее табачные изделия, выплатило заработную плату работникам в виде натуральной оплаты 1 ООО пачек сигарет (в пачке 20 штук). В августе реализации продукции не было. Средняя рыночная цена в августе в данном регионе по табачным изделиям этого вида составила 3 руб. 20 коп. за пачку. Предприятием в июле были приобретены марки акцизного сбора на сумму 150 руб. Табачная фабрика реализовала в отчетном периоде сигареты с фильтром в количестве 600 000 пачек (в пачке 20 шт.). Ставка акциза — 64 руб. за 1 000 шт. + 8 % от отпускной цены. Оптовая цена составила 10 руб. за пачку (без учета НДС).

3. Необходимо определить сумму акциза, которую должна уплатить организация «Луч».

Дано: Организация «Луч», производитель акцизной продукции, реализовала 450 л алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта 25 % акцизному складу оптовой организации «Чемпион» и 300 л в розничную торговлю. Ставка акциза — 146 руб. за 1 л безводного спирта. Организация произвела 60000 бутылок водки (вместимость каждой 0,5 л, крепость 40 %) и реализовала в отчетном периоде 55 000 бутылок. В отчетном периоде было закуплено 30 000 л 96%-ного спирта, который был полностью оплачен и списан в производство.

4. Необходимо определить сумму акциза, подлежащую уплате в бюджет за отчетный период.

Дано: Пивоваренный завод в отчетном году реализовал 25 ООО ящиков пива. В каждом ящике находилось 20 бутылок вместимостью 0,5 л. Ставка акциза — 1,75 руб. за 1 л пива.

5. Необходимо определить сумму акциза, подлежащую уплате в бюджет.

Дано: Стоимость реализованного игристого вина в отпускных ценах 10 млн руб., в том числе НДС 18 %. Одна бутылка вина вместимостью 0,7 л стоит 50 руб. (в том числе НДС). Ставка акциза составляет 10,5 руб. за 1 л вина.

6. Необходимо определить сумму акциза и НДС, подлежащие уплате в бюджет.

Дано: Таможенная стоимость товара составляет 400 000 руб. Объем поставки 4000 л; ставка акциза 3 руб. 15 коп. за 1 л; ставка НДС — 18 %; таможенные пошлины — 60000 руб.

Примеры решения задач.

1. За отчетный период ООО «Гранат» было произведено и реализовано оптовому покупателю (индивидуальному предпринимателю Е. С. Фролову) 250 000 шт. сигарет с фильтром, стоимость которых без учета НДС и акцизов составила 140000 руб., а также 400000 шт. сигарет без фильтра стоимостью 60000 руб.

Необходимо определить сумму акцизов, подлежащую уплате в бюджет.

Решение. Подпунктом 5 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ табачные изделия отнесены к подакцизным товарам. Пунктом 3 ст. 194 Налогового кодекса РФ установлено, что акциз по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой и адвалорной налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения суммы акциза, исчисленной как произведение твердой ставки и объема реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении и соответствующей адвалорной налоговой ставке процентной доли стоимости таких товаров.

Налоговые ставки по подакцизным товарам установлены в соответствии со ст. 193 п. 1 Налогового кодекса РФ (т.е. 65 руб. + 8 % от этой суммы за 1000 шт. сигарет с фильтром и 28 руб. + 8 % от этой суммы за 1000 шт. сигарет без фильтра).

Следовательно:

1. Сумма акциза по сигаретам с фильтром, подлежащая уплате:

(65 руб. х 250) + (140000 руб.х8%) =

= 16 250 руб. + 11 200 руб. = 27 450 руб.

2. Сумма акциза для сигарет без фильтра составляет:

(28 руб. х 400) + (60000 руб.х8%) =

= 11 200 руб. + 4 800 руб. = 16 000 руб.

3. Общая сумма акциза составит:

27 450 руб. + 16 000 руб. = 43 450 руб.

Ответ: 43 450 руб.

Пивоваренный завод реализует пиво. Себестоимость производства равна 10 руб. за 1 л. Организация рассчитывает получить прибыль в объеме не менее 30 % от себестоимости. Ставка акциза составляет 1,75 руб. за 1 л.

Необходимо определить минимальную цену за 1 бутылку вместимостью 0,33 л.

Решение.

1. Себестоимость 1 бутылки пива:

10 руб. х 0,33 = 3,3 руб.

2. Сумма акциза, приходящаяся на 1 бутылку пива:

1,75x0,33 = 0,58 руб.

3. Себестоимость 1 бутылку пива с учетом акциза:

3,3 руб. + 0,58 руб. = 3,88 руб.

4. Сумма НДС, приходящаяся на 1 бутылку:

3,88x18% = 0,70

5. Минимальная отпускная оптовая цена:

(3,88 + 0,7) х 1,3 = 5,95 руб.

Ответ: 5,95 руб.

Практическая работа № 6-7

Практическая часть

Инструкция по выполнению задания.

1. Необходимо определить налог на доходы физического лица за год.

Дано: Ежемесячная заработная плата штатного сотрудника, предоставившего документы о наличии на иждивении двух детей составила, руб.:

Месяц Доход Месяц Доход Месяц Доход
Январь 12 000 Май 4 000 Сентябрь 5 000
Февраль 12 000 Июнь 5 000 Октябрь 6 000
Март 3 500 Июль 4 000 Ноябрь 6 000
Апрель 3 500 Август 4 000 Декабрь 7 000

2. Необходимо определить налог на доходы физического лица за год.

Дано: А. А. Иванов имеет на иждивении трех детей и ежемесяч­но получал следующие доходы по основному месту работы, руб.:

Месяц Доход Месяц Доход Месяц Доход
Январь 4 000 Май 6 000 Сентябрь
Февраль 5 000 Июнь 5 000 Октябрь
Март Июль 6 000 Ноябрь
Апрель Август Декабрь 6 000

В январе А. А. Иванову выплатили материальную помощь в размере 2200 руб., а в декабре — премию в размере 5 000 руб.

3. Необходимо определить его годовой налог на доход физического лица.

Сотрудник охранной организации — участник боевых действий в Афганистане, имеющий на иждивении одного ребенка, получает по месту работы ежемесячный оклад в сумме 5000 руб.

4. Необходимо определить размер ежемесячных вычетов и налог на доход физического лица за год.

Дано: Сотрудница организации, получающая в месяц зарплату в размере 6000 руб., подала в бухгалтерию документы о наличии на иждивении двух детей. Один ребенок в возрасте 14 лет, второй — студент в возрасте 22 лет, имеющий собственную семью и проживающий отдельно.

5. Необходимо определить его годовой налог на доходы физического лица.

Дано: Гражданин А. Р. Петров продал свою квартиру, которая находилась в его собственности в течение двух с половиной лет, за 1,6 млн руб. Его заработок по основному месту работы составляет 6000 руб. в месяц (72000 руб. в год). Петров имеет на иждиве­нии двоих детей в возрасте 15 и 16 лет.

6. Необходимо рассчитать налог на доход физического лица за I квартал.

Дано: Работнице, находящейся в разводе и имеющей на иждивении одного ребенка в возрасте 16 лет, начислена следующая заработная плата: за январь — 2 900 руб., февраль — 4 000 руб., март — 200 руб. Кроме того, в январе она получила материальную помощь в сумме 1000 руб., а в марте ей был вручен ценный подарок стоимостью 1300 руб.

7. Необходимо рассчитать сумму налога на доход физического лица А. А. Грушина за январь.

Дано: Штатному сотруднику А. А. Грушину в январе выплачена заработная плата в сумме 9000 руб., выдана материальная помощь в размере 1 000 руб. и предоставлен ипотечный кредит на сумму 300 000 руб. (со ставкой 2 % годовых, гашения кредита в январе не было, ставка рефинансирования ЦБ РФ за январь не менялась и составила 13 % годовых).

8. Необходимо определить сумму его налога с доходов физического лица.

Дано: Гражданин К. С. Богачев продал свой частный дом, который находился в его собственности ровно 5 лет, за 1 млн. 200 тыс. руб. Его заработок по основному месту работы составляет 8000 руб. в месяц, или 96 тыс. руб. в год. У него на иждивении находятся двое несовершеннолетних детей.

9. Необходимо определить сумму его налога на доходы физических лиц.

Дано: Работник банка с ежемесячной зарплатой 25000 руб. в марте текущего года продал за 200000 руб. собственный автомобиль, который был приобретен год назад за 150000 руб. (все документы в порядке).

10. Необходимо определить сумму материальной выгоды сотрудника от пользования ссудой и общую сумму его налога с доходов физического лица за год.

Дано: Ежемесячный заработок сотрудника (не имеющего детей) составляет 12000 руб., или 144000 руб. за год. 15 мая он получил ссуду на покупку мебели в сумме 150000 руб. сроком на 6 мес. из расчета 5 % годовых. Ставка рефинансирования ЦБ РФ за расчетный период не менялась и составила 13 %. Погашение ссуды было произведено единовременным платежом 1 сентября.

11. Необходимо определить сумму налога, которую по итогам года на основании декларации Т. В. Пуговкиной вернут ей, и сумму имущественного вычета.

Дано: Т. В. Пуговкина, имеющая на иждивении одного ребенка, продала квартиру, которой владела 1 год, за 600000 руб. Добавив 150000 руб., она в том же году купила двухкомнатную квартиру. Ежемесячная заработная плата Т. В. Пуговкиной составила 7000 руб.

12. Необходимо определить, в какой сумме будет удержан налог на доходы физического лица источником выплаты.

Дано: Физическое лицо получило от участия во всероссий­ской лотерее денежный приз в сумме 430 000 руб.

Примеры решения задач.

1. Работник получил от предприятия ссуду на покупку бытовой техники на год в размере 30 000 руб. под 5 % годовых со сроком возврата в следующем году. Половину ссуды он погасил 1 июля.

Необходимо определить:

1) сумму материальной выгоды, вклю­чаемую в налогооблагаемую базу, если известно, что ставка рефинансирования ЦБ РФ в отчетном году с 1 января по 30 июня составляла 13 % годовых, с 1 июля — 12 % годовых;

2) сумму налога с материальной выгоды.

Решение. Материальная выгода возникает в том случае, если ставка по кредиту меньше 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Для этого нам надо сравнить эти показатели.

Рассчитаем материальную выгоду до 30 июня включительно. В период с 15 января по 30 июня прошло 167 дней. Сравним ставки:

Ставка по кредиту: 5 %/365 дней х 167 дней = 2,2877 %. Минимальная ставка (3/4 ставки рефинансирования): 13 %х3/4/ 365 дней х 167 дней = 4,461 %.

Минимальная ставка больше ставки по кредиту. Поэтому воз­никает материальная выгода с суммы 30 000 руб. и ставкой 2,1733 %. Сумма материальной выгоды за период с 15 января по 30 июня составит 651 руб. 99 коп. (30 000 руб. х 2,1733 %).

Сумма ссуды с 1 июля уменьшилась вдвое. Материальную выгоду будем считать от суммы 15 000 руб.

Рассчитаем материальную выгоду с 1 июля по 31 декабря включительно. В период с 1 июля по 31 декабря прошло 184 дня. Сравним ставки: Ставка по кредиту:

5 %/365 дней х 184 дней = 2,5205 %.

Минимальная ставка (3/4 ставки рефинансирования):

12 % х 3/4/365 дней х 184 дней = 4,537 %.

Минимальная ставка больше ставки по кредиту. Поэтому возникает материальная выгода с суммы 15 000 руб. и ставкой 2,0165 %. Сумма материальной выгоды за период с 1 июля по 31 декабря составит 302 руб. 48 коп, т.е. 15 000 х 2,0165 %. Сумма материальной выгоды за весь период составит 954,47 руб. Ставка налога 35 %, так как материальная выгода возникает по ссуде, выданной на покупку бытовой техники.

Сумма налога равна 334 руб., т.е. 954,47 руб. х 35 %.

Ответ. Сумма материальной выгоды 954 руб. 47 коп., сумма налога 334 руб.

2. Сотрудница организации, получающая в месяц зарплату в размере 7 000 руб., подала в бухгалтерию документы о наличии на иждивении двух детей. Один ребенок в возрасте 14 лет, второй — студент в возрасте 22 лет. Сотрудница уплатила за обучение сына в сумму в размере 16 000 руб. за год.

Необходимо определить сумму налога с доходов физического лица, удержанную с сотрудницы в в текущем году на работе, и сумму налога, которую ей вернут при подаче декларации и заявления о предоставлении социального вычета.

Решение. 1. Определим, в каком месяце доход сотрудницы нарастающим итогом превысит 40 000 руб. для расчета объема стандартных вычетов, руб.:

Месяц Доход Месяц Доход Месяц Доход
Январь 7 000 Май 35 000 Сентябрь 63 000
Февраль 14 000 Июнь 42 000 Октябрь
Март Июль 49 000 Ноябрь
Апрель Август 56 000 Декабрь 84 000

Таким образом, зарплата нарастающим итогом превысит 40 000 руб. в июне и 20 000 руб. в марте. А значит, стандартные вычеты в размере 400 руб. предоставят за 2 мес. и в размере 600 руб. на каждого ребенка за 5 мес.

Сумма стандартных налоговых вычетов:

400 руб. х 2 мес. + 600 руб. х 2 ребенка х 5 мес. = 6 800 руб.

Сумма налога, которую удержат на работе:

(84 000 руб. - 6 800 руб.) х 13 % = 77 200 руб. х 13 % = 10 036 руб.

Налоговая база по налогу на доходы физических лиц при предъявлении социального вычета:

84 000 руб. - 6 800 руб. - 16 000 руб. = 61 200 руб.

Итоговая сумма налога, которую должна заплатить по итогам года сотрудница фирмы:

200 руб. х 13 % = 7 956 руб.

Сумма налога, которую вернут сотруднице фирмы по итогам года по налоговой декларации, так как по месту работы с нее уже удержали 10036 руб.:

10 036 руб. - 7 956 руб. = 2 080 руб.

Ответ: По месту работы с сотрудницы удержали 10036 руб., при подаче декларации вернут 2 080 руб.

3. Гражданин К. С. Богачев продал свой частный дом, который находился в его собственности ровно 2 года, за 1 млн 200 тыс. руб. Его заработок по основному месту работы составляет 8 000 руб. в месяц, или 96 000 руб. в год. Кроме того, в декабре ему была выплачена материальная помощь в размере 10000 руб. У него на иждивении двое несовершеннолетних детей.

Необходимо определить сумму налога с доходов К. С. Богачева как физического лица.

Решение. Определим, в каком месяце доход К. С. Богачева нарастающим итогом превысит 20000 и 40000 руб., для расчета объема стандартных вычетов, руб.:

Месяц Доход Месяц Доход Месяц Доход
Январь 8 000 Май Сентябрь 72 000
Февраль 16 000 Июнь 48 000 Октябрь
Март 24 000 Июль 56 000 Ноябрь
Апрель 32 000 Август 64 000 Декабрь 106 000

Таким образом, заработная плата нарастающим итогом пре­высит 40 000 руб. в мае и 20 000 руб. в марте. А значит, стандартные вычеты в размере 400 руб. предоставят за 2 мес., а 600 руб. (на каждого ребенка) за 5 мес.

Определим сумму стандартных налоговых вычетов:

400 руб. х 2 мес. + 600 руб. х 2 ребенка х 5 мес. = 6800 руб.

Материальная помощь не облагается налогом на доходы физических лиц до 2 000 руб. Превышающая сумма облагается по ставке 13 % (п. 28 ст. 217 Налогового кодекса РФ).

Определим сумму налога, которую удержат на работе с гражданина Н. С. Богачева:

(106 000 руб. - 6 800 руб. - 2 000 руб.) х 13 % = 97 200x13% = 12636 руб.

При продаже квартиры гражданину К. С. Богачеву предоставляется имущественный вычет в размере 1 млн руб. (в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ), так как дом был в его собственности не более 3 лет.

Определим сумму налога, которую дополнительно должен будет уплатить К. С. Богачев по налоговой декларации:

(1 200 000 руб. - 1 000 000 руб.) х 13 % = 200 000 руб. х 13 % = 26 000 руб.

Общая сумма налога, уплаченного за год К. С. Богачевым, составит 38 636 руб.

Ответ: 38 636 руб.

4. Сотрудница организации, получающая в месяц зарплату в размере 7 000 руб., подала в бухгалтерию документы о наличии на иждивении двух детей. Один ребенок в возрасте 14 лет, второй — студент в возрасте 22 лет. Сотрудница уплатила за обучение сына в 2005 г. сумму в размере 16 000 руб.

Необходимо определить сумму налога с доходов физического лица, удержанную с сотрудницы в 2005 г. на работе, и сумму налога, которую ей вернут при подаче декларации и заявления о предоставлении социального вычета.

Решение. 1. Определим, в каком месяце доход сотрудницы нарастающим итогом превысит 40 ООО руб. для расчета объема стандартных вычетов, руб.:

Месяц Доход Месяц Доход Месяц Доход
Январь 7 000 Май 35 000 Сентябрь 63 000
Февраль 14 000 Июнь 42 000 Октябрь
Март Июль 49 000 Ноябрь
Апрель Август 56 000 Декабрь 84 000

Таким образом, зарплата нарастающим итогом превысит 40000 руб. в июне и 20 000 руб. в марте. А значит, стандартные вычеты в размере 400 руб. предоставят за 2 мес. и в размере 600 руб. на каждого ребенка за 5 мес.

Сумма стандартных налоговых вычетов:

400 руб. х 2 мес. + 600 руб. х 2 ребенка х 5 мес. = 6 800 руб.

Сумма налога, которую удержат на работе:

(84 000 руб. - 6 800 руб.) х 13 % = 77 200 руб. х 13 % = 10 036 руб.

Налоговая база по налогу на доходы физических лиц при предъявлении социального вычета:

84 000 руб. - 6 800 руб. - 16 000 руб. = 61 200 руб.

Итоговая сумма налога, которую должна заплатить по итогам года сотрудница фирмы:

200 руб. х 13 % = 7 956 руб.

Сумма налога, которую вернут сотруднице фирмы по итогам года по налоговой декларации, так как по месту работы с нее уже удержали 10036 руб.:

10 036 руб. - 7 956 руб. = 2 080 руб.

Ответ: По месту работы с сотрудницы удержали 10036 руб., при подаче декларации вернут 2 080 руб.

Практическая работа № 8

Расчет налога на прибыль

Цель занятия: Сформировать навыки по расчету налога на прибыль.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Плательщики налога на прибыль — организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Объект налогообложения — прибыль.

Прибыль = Доходы — Расходы, связанные с получением этих доходов.

Объект налогообложения — прибыль, полученная в налоговом периоде от источников как в РФ, так и за ее пределами.

Прибыль — сложная структура, включающая сумму доходов от реализации товаров, работ, услуг или имущественных прав, а также внереализационных доходов, уменьшенных на сумму расходов, связанных с производством и реализацией, и на сумму внереализационных расходов.

Доход от реализации — выручка от реализации товаров, работ и услуг как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущества, включая ценные бумаги.

Выручку от реализации составляют все поступления в денежной или натуральной форме, связанные с расчетами за реализованные товары, работы, услуги, другое имущество или имущественные права.

Все остальные доходы, не связанные с реализацией, считаются внереализационными.

Расходы, связанные с производством и (или) реализацией:

• материальные расходы;

• расходы на оплату труда;

• суммы начисленной амортизации;

• прочие расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией, делятся на прямые и косвенные.

Внереализационные расходы — убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном или налоговом периоде.

Налоговая база по налогу на прибыль организаций — денежное выражение подлежащей налогообложению прибыли, разницы между доходами и принимаемыми к вычету расходами.

Подлежащая налогообложению прибыль определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. Если в налоговом или отчетном периоде получен убыток, то налоговая база признается равной нулю. Формирование налоговой базы зависит от применяемой учетной политики.

Методы учета поступающей выручки и произведенных затрат при исчислении налога на прибыль:

1) кассовый — налогоплательщик учитывает доходы по состоянию на дату поступления средств на счет в банке или в кассу организации, поступления другого имущества или имущественных прав, а расходы — после их фактической оплаты;

2) метод начисления — доходы и расходы отражаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, другого имущества или имущественных прав.

Датой получения дохода для целей налогообложения в этом случае считается день отгрузки или передачи товаров, работ, услуг, имущественных прав. При этом днем отгрузки считается день реализации.

Примерно такой же порядок установлен для определения даты получения дохода для внереализационных доходов.

Расходы при методе начисления по сделкам с конкретными сроками исполнения признаются в том налоговом периоде, в котором они возникают.

Основная ставка налога на прибыль — 20%. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет, 13,5% — в бюджеты субъектов РФ.

По итогам дея

Наши рекомендации