Возможности и недостатки метода
Расчет финансовых коэффициентов является одним из наиболее известных и часто используемых приемов анализа финансовой отчетности. Данный прием позволяет увидеть взаимосвязи между показателями и оценить тенденции их изменения.
Владение методикой интерпретации динамики поведения показателей позволяет аналитику увидеть проблему, дать оценку последствиям ее развития и своевременно задуматься над путями ее решения.
Использование финансовых коэффициентов, разделенных на отдельные группы, дает возможность представить информацию отчетности в наиболее удобном для ее понимания виде. Тот факт, что финансовые коэффициенты являются относительными показателями, позволяет проводить оценку динамики, а также заниматься отраслевыми сравнениями.
Финансовые коэффициенты находят наиболее широкое применение:
• при анализе динамики показателей, характеризующих финансовоесостояние организации;
• при оценке тенденций поведения показателей в процессе прогноз-ных расчетов;
• при отраслевых сравнениях.
Вместе с тем расчет финансовых коэффициентов является приемом, успешность применения которого во многом определяется не столько владением техникой расчетов, сколько способностью понимать используемую информацию и умением аналитически интерпретировать полученные результаты расчетов. В противном случае использование данного инструмента носит скорее арифметический, нежели экономический характер.
Используя результаты расчетов финансовых коэффициентов, аналитик должен соотнести полученное значение показателя с определенной экономической причиной (причинами). Это позволяет расширить горизонты представления о финансовом состоянии анализируемой организации и ее финансовой устойчивости.
Применение финансовых коэффициентов требует понимания следующих проблем:
• надежность показателей финансовой отчетности. От того, насколько надежна информации, нашедшая отражение в отчетности, напрямую зависят результаты анализа. Так, например, присутствие в со-
ставе дебиторской задолженности так называемых сомнительных долгов в отсутствие информации об этом завышает величину оборотных и чистых активов, а следовательно, искажает значения таких показателей, как коэффициенты ликвидности, финансовой структуры, рентабельности продаж и рентабельности активов;
• сопоставимость показателей отчетности. Результаты расчета показателей и их интерпретация зависят от выбранной учетной политики. При анализе показателей, в которых задействована величина активов, необходимо выяснить, какой метод оценки активов применяет организация и имели ли место факты изменения учетной политики в сравниваемых периодах. Возможность выбора вариантов оценки конкретных статей касается:
- величины остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов (вследствие возможности выбора различных вариантов амортизационной политики, а также определения србка полезного использования объектов);
- размеров производственных запасов (возможно использование различных вариантов их оценки);
- величины незавершенного производства, а также стоимости готовой продукции (возможна оценка по фактической или плановой
(нормативной) себестоимости; в зависимости от выбранной учетной политики величина расходов, участвующих в формировании себестоимости незавершенного производства и готовой продукции, может быть различной);
- дебиторской задолженности (оценка реальной для взыскания задолженности покупателей достаточно субъективна);
- размеров резервов предстоящих расходов (реальная сумма предстоящих расходов не может быть точно установлена до их совершения);
- оценочных резервов (предположительная оценка);
- полной суммы финансовых обязательств (возможно присутствиепотенциальных обязательств, размеры которых установить не представляется возможным на момент составления отчетности);
- величины собственного капитала (зависит от выбора способа оценки активов и обязательств);
- полученных доходов и понесенных расходов (в силу действующихподходов к их признанию);
• взаимозависимость показателей отчетности. Используемые в процессе анализа финансовой отчетности показатели могут оказывать влияние друг на друга, усиливать или ослаблять. Так, завышенная рентабельность продаж может сказаться на падении оборачиваемости активов. Наоборот, снижение цены и, как следствие, рентабельности продаваемой продукции может вызвать увеличение продаж и, значит, ускорение оборачиваемости средств, вкладываемых в активы.