Объекты контроллинга на предприятии (в организации).

Контроллинг - это система повышения качества управления (управление управлением).

Объектом исследования контроллинга являются системы управления и закономерности их изменений под влиянием внешней среды.

К числу основных сфер, на которые распространяется воздействие контроллинга, следует отнести:

финансовую сферу - управление движением преимущественно денежных потоков (финансовых, кредитных, налоговых, страховых, пенсионных и др.) с целью их сбалансированности во благо развития бизнеса;

сферу реального инвестирования (качественный рост внеоборотных активов);

сферу управления рыночной капитализацией бизнеса (рост стоимости котирующихся на биржах акций компании в расчете на одного владельца);

производственную сферу (закупки, материально-производственные запасы, технологизация процессов их переработки и хранения, складирование и сбыт готовых товарных продуктов);

сферу кадрового обеспечения (рост эффективности и оплаты труда, социальных гарантий, создание действенной системы мотиваций, расстановки кадров, их профессионально-техническая подготовка и переподготовка);

инновационную сферу (научные исследования, опытное производство, стендовые испытания и выставки, научная организация труда, модернизации основных средств и технологий).

Финансовый контроллинг.

1. Сущность контроллинга.

Контроллинг – новая концепция управления. В ее основе – стремление обеспечить надлежащее функционирование компании в будущем периоде с помощью действий:

1) адаптация стратегических целей развития организации к измененным условиям внешней среды;

2) создание системы обеспечения информацией;

3) согласование оперативных и стратегических планов;

4) система контроля за исполнением планов, их корректировка;

5)адаптация организационной структуры организации.

Обеспечивает методологическую и инструмент базу для поддержки функций менеджмента.

Основные составляющие концепции контроллинга:

1) Философия доходности:

- ориентация действий сотрудников на рентабельность продукции и производства;

- сочетание ориентации на клиентов и доход;

- синхронизация целей предприятия и личных целей;

- рост суммы активов компании.

2) Создание информационной системы для задач целевого управления.

3) Разбиение задач на циклы:

- этап планирования;

- этап контроля исполнения и принятия корректированных решений – это анализ фактических данных и выработка мероприятий по устранению отклонений.

4) Формирование организационной структуры.

^ 2. Задачи и функции контроллинга.

Контроллинг - ориентирован на поддержку процесса принятия решений. Цели - вытекают из целей компании (достижение уровня рентабельности, производительности и т.д.).

Функции определяются поставленными перед компанией целями:

1) Учет:

- создание системы сбора и обработки информации;

- унификация методов и критериев оценки деятельности компании;

- ведение системы внутреннего учета.

2) Планирование

- информационная поддержка при разработке базовых планов;

- формирование и совершенствование всей системы планирования;

- установление потребности в информации;

- координация отдельных планов и процесса обмена информацией;

3) Информационно-аналитическое обеспечение:

- разработка системы информирования;

- стандартизация информационных носителей;

- предоставление цифр материалов для процесса планирования.

4) Контроль и регулирование:

- определение контрольных величин;

- сравнение плановых и фактических величин;

- определение допустимых отклонений, их анализ.

Специальные функции:

1) сбор и анализ информации о внешней среде;

2) проведение калькуляции для особых заказов;

3) расчет эффективности инвестиционных проектов.

^ 3. Основные этапы развития контроллингаВ России интерес к контроллингу начал проявляться в самом начале 1990-х гг., когда в экономике окончательно закрепились как юридически, так и фактически рыночные принципы хозяйствования. Наибольший интерес к контроллингу и в теоретическом, и в практическом плане был проявлен со стороны банков - наиболее динамично развивающегося сектора рыночной экономики нашей страны. К числу приоритетных задач контроллинга были отнесены:

создание системы управленческого учета;

разработка комплексной системы стратегического и оперативного планирования.

Таким образом, можно сделать вывод о значительном потенциале развития концепции и методов контроллинга и, что самое главное, возможностей их практического использования.

Наши рекомендации