Объекты контроллинга на предприятии (в организации).
Контроллинг - это система повышения качества управления (управление управлением).
Объектом исследования контроллинга являются системы управления и закономерности их изменений под влиянием внешней среды.
К числу основных сфер, на которые распространяется воздействие контроллинга, следует отнести:
финансовую сферу - управление движением преимущественно денежных потоков (финансовых, кредитных, налоговых, страховых, пенсионных и др.) с целью их сбалансированности во благо развития бизнеса;
сферу реального инвестирования (качественный рост внеоборотных активов);
сферу управления рыночной капитализацией бизнеса (рост стоимости котирующихся на биржах акций компании в расчете на одного владельца);
производственную сферу (закупки, материально-производственные запасы, технологизация процессов их переработки и хранения, складирование и сбыт готовых товарных продуктов);
сферу кадрового обеспечения (рост эффективности и оплаты труда, социальных гарантий, создание действенной системы мотиваций, расстановки кадров, их профессионально-техническая подготовка и переподготовка);
инновационную сферу (научные исследования, опытное производство, стендовые испытания и выставки, научная организация труда, модернизации основных средств и технологий).
Финансовый контроллинг.
1. Сущность контроллинга.
Контроллинг – новая концепция управления. В ее основе – стремление обеспечить надлежащее функционирование компании в будущем периоде с помощью действий:
1) адаптация стратегических целей развития организации к измененным условиям внешней среды;
2) создание системы обеспечения информацией;
3) согласование оперативных и стратегических планов;
4) система контроля за исполнением планов, их корректировка;
5)адаптация организационной структуры организации.
Обеспечивает методологическую и инструмент базу для поддержки функций менеджмента.
Основные составляющие концепции контроллинга:
1) Философия доходности:
- ориентация действий сотрудников на рентабельность продукции и производства;
- сочетание ориентации на клиентов и доход;
- синхронизация целей предприятия и личных целей;
- рост суммы активов компании.
2) Создание информационной системы для задач целевого управления.
3) Разбиение задач на циклы:
- этап планирования;
- этап контроля исполнения и принятия корректированных решений – это анализ фактических данных и выработка мероприятий по устранению отклонений.
4) Формирование организационной структуры.
^ 2. Задачи и функции контроллинга.
Контроллинг - ориентирован на поддержку процесса принятия решений. Цели - вытекают из целей компании (достижение уровня рентабельности, производительности и т.д.).
Функции определяются поставленными перед компанией целями:
1) Учет:
- создание системы сбора и обработки информации;
- унификация методов и критериев оценки деятельности компании;
- ведение системы внутреннего учета.
2) Планирование
- информационная поддержка при разработке базовых планов;
- формирование и совершенствование всей системы планирования;
- установление потребности в информации;
- координация отдельных планов и процесса обмена информацией;
3) Информационно-аналитическое обеспечение:
- разработка системы информирования;
- стандартизация информационных носителей;
- предоставление цифр материалов для процесса планирования.
4) Контроль и регулирование:
- определение контрольных величин;
- сравнение плановых и фактических величин;
- определение допустимых отклонений, их анализ.
Специальные функции:
1) сбор и анализ информации о внешней среде;
2) проведение калькуляции для особых заказов;
3) расчет эффективности инвестиционных проектов.
^ 3. Основные этапы развития контроллингаВ России интерес к контроллингу начал проявляться в самом начале 1990-х гг., когда в экономике окончательно закрепились как юридически, так и фактически рыночные принципы хозяйствования. Наибольший интерес к контроллингу и в теоретическом, и в практическом плане был проявлен со стороны банков - наиболее динамично развивающегося сектора рыночной экономики нашей страны. К числу приоритетных задач контроллинга были отнесены:
создание системы управленческого учета;
разработка комплексной системы стратегического и оперативного планирования.
Таким образом, можно сделать вывод о значительном потенциале развития концепции и методов контроллинга и, что самое главное, возможностей их практического использования.