Порядок защиты вкр и критерии оценки
Выполненная студентом выпускная квалификационная работа вместе с отзывом научного руководителя и рецензиями рецензентов сдается на кафедру. В рецензиях на работу должна содержаться предварительная оценка в форме вывода: «Работа допускается к защите с оценкой …» или «Работа не допускается к защите». Окончательная оценка дается после защиты. Если работа не допущена к защите, то она должна быть студентом переработана в соответствии с рецензией и вновь представлена на кафедру.
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! ВКР, подготовленная без соблюдения правил, изложенных в рекомендациях к подготовке, оформлению и выполнению работ, к защите не допускается.
Допуск к защите осуществляет научный руководитель, что отражается в его отзыве и закрепляется подписью на титульном листе выпускной квалификационной работы.
На защиту ВКР студент представляет:
- ВКР на бумажных и электронных носителях;
- отзыв научного руководителя с рекомендацией о допуске к защите;
- зачетную книжку.
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! При отсутствии хотя бы одного из вышеупомянутых элементов защита работы не может состояться.
Защита ВКР носит публичный характер в присутствии комиссии - ГЭК, сформированной по распоряжению декана факультета и в соответствии с приказом ректора.
В ходе защиты работы на заседании ГЭК задача студента – показать углубленное понимание вопросов темы выпускной квалификационной работы, хорошее владение материалом по теме, умение отвечать на вопросы членов ГЭК, владение материалом презентации в процессе доклада.
Процедура защиты включает следующие этапы:
- сообщение студента об основном содержании работы;
- ответы студента на вопросы членов ГЭК.
Студент должен тщательно подготовиться к защите ВКР. Общая продолжительность доклада не более 5-7 минут. Общая схема защиты:
- следует дать краткое обоснование темы, показать ее актуальность;
- указать, какова цель работы и ее задачи;
- проанализировать существующие в национальной или мировой экономике проблемы;
- раскрыть, какие результаты достигнуты в ходе исследования и что сделано лично студентом;
- изложить вытекающие из проведенного исследования основные выводы и предложения.
Краткий доклад должен быть подготовлен в письменном виде, но выступать на защите перед ГЭК следует, не зачитывая текст.
Доклад необходимо иллюстрировать презентациями: графиками, таблицами, схемами, подготовленными заблаговременно. Презентации должны включать 10-12 слайдов.
Оценка результатов защиты ВКР производится коллегиально членами ГЭК, присутствующими на защите работы. Критерии оценки:
- оригинальность формулирования темы;
- научно-практическое значение темы;
- качество анализа проблемы и ее исходных причин;
- адекватность выбора инструментария и методов исследования;
- качество и достоверность используемых данных;
- обоснование методик сбора и обработки данных;
- качество интерпретации полученных результатов;
- уровень освоенных профессиональных компетенций;
- оформления работы;
-содержательность доклада и ответов на вопросы;
- соблюдение графика выполнения работы;
- качество проведения презентации и материалов, на ней представленных.
Оценка объявляется после окончания защиты всех ВКР на данном заседании ГЭК.
Результат выполнения ВКР и ее защиты оценивается: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично» и затем он конвертируется в шкалу оценок ECTS (European Credit Transfer System) в соответствии с таблицей:
100-бальная шкала | Традиционная шкала | Шкала ECTS | |
95-100 | отлично | зачтено | A |
83-94 | B | ||
68-82 | хорошо | C | |
56-67 | удовлетворительно | D | |
50-55 | E | ||
20-49 | неудовлетворительно | не зачтено | FX |
0-19 | F |
Оценку «отлично» получают те работы, в которых содержатся элементы научного творчества, делаются самостоятельные выводы, дается аргументированная критика и самостоятельный анализ фактического материала на основе глубоких знаний экономической литературы по данной теме, показан высокий уровень освоенных профессиональных компетенций, представлен четкий доклад, представлена интересная презентация и получены полные ответы на предложенные вопросы.
Оценка «хорошо» ставится тогда, когда в работе полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени творчества, освоенные компетенции выражены средне, слабо проведена презентация, не получено полных ответов на вопросы.
Оценку «удовлетворительно» студент получает в случае, когда не может полностью и развернуто ответить на вопросы и замечания, не вполне владеет материалом работы, не всегда может дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы, показывает слабый уровень освоения компетенций, слабо представлена презентация работы.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не выполнил все вышеперечисленные требования.
РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Согласно п.42 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 г. №71, самостоятельная работа студентов является
одним из основных видов учебных занятий. ФГОС ВПО третьего поколения и разработанные в них компетенции при самостоятельной работе студентов направляют их на:
- формирование готовности к работе с информацией для эффективного решения профессиональных задач, включая : умения использовать методы и средства получения, хранения и переработки информации, умения применять технические средства и информационно-коммуникационные технологии;
- развитие самостоятельности профессионального мышления, в том числе: умения анализировать, интерпретировать и моделировать исследуемые процессы, объекты и явления, способности к профессиональному, личностному и культурному росту;
- формирование готовности к самостоятельной профессиональной деятельности на основе организованности, инициативности, умения постановки целей и решения задач по их достижению, ответственности за результат своей деятельности;
- развитие культуры межличностного общения, готовности к кооперации с коллегами, способности организовать работу малой группы при реализации различных проектов в рамках своей профессиональной деятельности.
Поскольку ВКР является формой самостоятельной работы бакалавра на заключительном этапе обучения, то вопросы организации и планирования этой работы представляются важными.
Выпускная квалификационная работа в целом, ее содержание, оформление и представление на защите должны позволить научному руководителю и государственной экзаменационной комиссии при защите оценить уровень освоения следующих компетенций студента:
- умение использовать основы правовых знаний в своей деятельности (ОК-5);
- способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ОПК-2);
- способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК-3);
- способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);
- способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
- способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4);
- способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);
- способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6);
- способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и аналитический отчет (ПК-7);
- способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8);
- способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений, разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11).