Сущность и значение организационной структуры
В настоящее время эффективность работы предприятия во многом зависит от организационной формы, которая выбрана для управления им. При этом организационная структура должна соответствовать определенному объекту управления (т. е. предприятию), его целям и условиям.
Под организационной структурой следует понимать упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, которые находятся между собой в устойчивых отношениях и обеспечивают их функционирование и развитие как единого целого [16, с. 28].
Организационная структура осуществляет регулирование следующих важных задач:
1. Регулирование разделения задач по отделениям и подразделениям предприятия.
2. Регулирование компетентности отделений и подразделений предприятия в решении определенных проблем.
3. Регулирование общего взаимодействия элементов организационной структуры.
Рассмотрим и коротко охарактеризуем основные элементы организационной структуры (рисунок 1) [11, с. 59].
Рисунок 1 – Основные элементы организационной структуры
Согласно рисунку 1 основными элементами организационной структуры являются отделы (звенья) предприятия, уровни (степени) управления и связи. Например, к звеньям (отделам) управления можно отнести как отдельных работников предприятия (генеральный директор и его заместители), так и службы, и иные звенья аппарата управления, являющиеся самостоятельными структурными подразделениями.
Уровень (ступень) управления подразумевает под собой единство звеньев (отделов) предприятия определенного уровня, в иерархии управления (например, управление предприятием, цехом, участком и т. д.).
Отношения между элементами организационной структуры поддерживаются благодаря связям, которые подразделяются на горизонтальные (согласование) и вертикальные (подчинение) связи. Необходимость в данных связях возникает при иерархичности построения системы управления, т. е. при наличии различных уровней управления, на каждом из которых предусматривается выполнение определенных целей.
Следует отметить, что главными целями организационной структуры являются:
1. Разделение труда сотрудников предприятия.
2. Определение задач и обязанностей сотрудников предприятия.
3. Определение ролей и взаимоотношений между сотрудниками предприятия.
4. Определение каналов взаимосвязи.
Из выше изложенного следует, что организационная структура предприятия определяет схему распоряжений и приказов, с помощью которых деятельность предприятия планируется, организуется, направляется и контролируется. Следовательно, организационная структура придает некую форму (очертание) предприятия и обеспечивает его соответствующей базой для организационного процесса и выполнения работ.
Далее рассмотрим и коротко охарактеризуем принципы формирования (построения) организационной структуры (рисунок 2) [13, с. 44].
Рисунок 2 – Основные принципы формирования (построения) организационных структур
Формирование (построение) организационных структур заключается в группировке функций управления для создания единой системы, которая будет охватывать предприятие сверху донизу и позволять наиболее эффективно распределять задачи и ресурсы между работниками, которые в свою очередь реализуют данные функции и процессы.
Представленные на рисунке 2 основные принципы формирования (построения) организационных структур позволяют обеспечить разделение труда по двум направлениям:
1. Постадийное разделение функций, начиная с поступления на предприятие ресурсов и завершая выходом продукции или услуги (снабжение, планирование, производство, сбыт) - горизонтальная специализация.
2. Разделение функций по уровням иерархии предприятия – вертикальная специализация.
Также следует отметить, что любая организационная структура предприятия должна следующим требованиям (рисунок 3) [17, с. 36]:
Рисунок 3 – Требования к организационной структуре
1. Оптимальность организационной структуры, т. е. должны быть установлены между звеньями и ступенями управления на всех уровнях рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления.
2. Оперативность организационной структуры, т. е. за время от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не должны произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений.
3. Надежность организационной структуры, т. е. структура аппарата управления должна гарантировать достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и иных передаваемых данных, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления.
4. Экономичность организационной структуры, т. е. необходимый эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат.
5. Гибкость организационной структуры, т. е. структура должна иметь способность изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.
Таким образом, можно сказать, что сущность и значение организационной структуры заключается в обеспечении эффективного и компетентного руководства каждой управленческой функции.