Управление привлечением кредитов

Основной формой привлечения заемных средств является банковский кредит, который предоставляется в различных формах: необеспеченный банковский кредит, залоговый кредит, кредитная линия, в том числе возобновляемая, лизинговый кредит, ипотечный кредит, факторинговый, вексельный и т. п.

Управление привлечением кредитов предусматривает:

1. Определение целей кредитования.

2. Оценка собственной кредитоспособности. В современной банковской практике оценка уровня кредитоспособности заемщиков исходит из двух основных критериев: уровня финансового состояния предприятия и характера погашения предприятием ранее полученных кредитов.

3. Выбор вида банковского кредита на основе изучения и оценки условий кредитования. На этом этапе анализируются:

- предельный размер кредита;

- предельный срок кредитования;

- валюта кредита;

- условия выплаты процентов, вид, уровень, форма кредитной ставки;

- возможные формы обеспечения кредита;

- условия возврата основного долга.

Сравнительный анализ стоимости финансового кредита на условиях, предложенных конкретным коммерческим банком, по сравнению со среднерыночной стоимостью аналогичных кредитов осуществляется с помощью показателя грант-элемент– Гэ.

Управление привлечением кредитов - student2.ru , (11.2)

где Гэ – от­клонение стоимости привлечения конкретного кредита от сред­нерыночной стоимости аналогичных кредитных инструмен­тов, в процентах к сумме кредита; Управление привлечением кредитов - student2.ru – сумма процентных денег, уплачиваемых в конкретном t - том интервале начисления процентов; Управление привлечением кредитов - student2.ru – сумма амортизируемого основного долга в конкретном t-том интервале погашения; К – общая сумма кредита, привлекаемого предприятием; i – средняя ставка процента за кредит по аналогичным кредитным инструмен­там, сложившаяся на фи­нансовом рынке, выраженная десятичной дробью; t – конкретный интервал кредитного периода;

n – общая продолжительность кредитного периода, выражен­ная числом входящих в него интервалов.

Ранжируя значения грант-элемента, можно оценить уровень эффективности условий привлечения предприятием финансового кредита в соответствии с предложениями отдельных коммерческих банков.

4. На основе расчета грант-элемента разрабатывается политика «выравнивания» кредитных условий в процессе заключения кредитного договора, то есть ведение переговоров с банком с целью приведения условий конкретного кредитного договора в соответствие со среднерыночными.

5. Обеспечение условий эффективного использования банковского кредита.Критерии эффективности:

- уровень кредитной ставки по краткосрочному банковскому кредиту должен быть ниже уровня рентабельности хозяйственных операций, для осуществления которых он привлекается;

- уровень кредитной ставки по долгосрочному банковскому кредиту должен быть ниже коэффициента рентабельности активов, иначе эффект финансового левериджа будет иметь отрицательное значение.

6. Организация контроля текущего обслуживания банковс­кого кредита.

Помимо банковского кредита предприятие может привлекать или предоставлять товарный (коммерческий) кредитв форме отсрочки платежа за поставленные сырье, материалы, товары. Привлечение товарного кредита имеет несомненные достоинства: позволяет за счет заемного капитала финансировать наименее ликвидную часть оборотных активов; сокращать финансовый цикл предприятия (между длительностью финансового цикла и периодом оборота кредиторской задолженности по товарным операциям существует обратная зависимость); сглаживать сезонную потребность в привлечении заемных средств (это так называемое спонтанное, «встроенное» финансирование – кредиторская задолженность, возникновение которой трудно планировать, так как ее размер зависит от таких факторов, как календарные объемы производства, падение спроса на продукцию, сезонные колебания объемов продаж и проч.). Для предприятия-поставщика предоставление товарного кредита – способ увеличения объема реализованной продукции.

Управление привлечением товарного кредита предполагает:

1. Определение потребности в товарном кредите с учетом сложившейся хозяйственной практики, структуры и периодичности закупок, длительности хозяйственных связей с партнерами и других условий.

2. Определение среднего срока использования товарного кредита в плановом периоде. Он рассчитывается на основе среднего периода задолженности по коммерческому кредиту за ряд предшествующих периодов. Расчет ведется по формуле

Управление привлечением кредитов - student2.ru , (11.3)

где Управление привлечением кредитов - student2.ru – средний период задолженности по товарному кредиту в предшествующем периоде, в днях; Управление привлечением кредитов - student2.ru – средний остаток задолженности по товарному кредиту в предшествующем периоде, тыс. руб.; Ро – однодневный объем реализации продукции по себестоимости, тыс. руб.

3. Выбор вида товарного кредита. Выделяют следующие виды товарного кредита:

- товарный кредит с отсрочкой платежа по условиям контракта;

- с оформлением задолженности векселем;

- товарный кредит в форме консигнации – вид внешнеэкономической комиссионной операции, при которой поставщик отгружает товары на склад торгового предприятия с поручением реализовать их. Расчеты с поставщиком осуществляются после реализации товара.

4. Оптимизация условий привлечения товарного кредита предусматривает увеличение объема кредитных операций с постоянными партерами; поиск новых партеров, увеличение среднего периода использования коммерческого кредита, совершенствование выбора видов кредита в разрезе хозяйственных партнеров. Однако следует иметь ввиду, что несмотря на выгоды от увеличения объема и сроков привлекаемого коммерческого кредита, такой рост ограничен возможным снижением ликвидности.

5. Определение цены товарного кредита и ее минимизация в ходе переговоров с партерами. Необходимо выяснить, кто несет затраты, связанные с привлечением кредита. Возможны следующие варианты:

- поставщик может переложить затраты на покупателя в виде повышения цен на товары. В этом случае целесообразно попробовать произвести закупки в других местах;

- бремя расходов может быть возложено на поставщика. Если спрос на его продукцию вскоре может сократиться, то он, как правило, не повышает цены на продукцию, тем самым, отвлекая денежные средства из своего оборота, что может увеличить его потребность в заемных средствах;

- расходы распределяются между обоими участниками.

Если организации предлагается денежная скидка за досрочное погашение счетов, но она ею не пользуется, то неиспользованная скидка превращается в статью затрат – в альтернативные издержки по товарному кредиту.

6. Обеспечение эффективного использования товарного кредита. Критерием эффективности выступает соблюдение следующего неравенства:

Управление привлечением кредитов - student2.ru , (11.4)

где Управление привлечением кредитов - student2.ru – средний период использования товарного кредита, в днях; Управление привлечением кредитов - student2.ru – средний период обращения запасов товарно-материальных ценностей, которые обслуживает товарный кредит, в днях.

7. Обеспечение своевременных расчетов по кредиту.

Наши рекомендации