Организационная деятельность в финансовом менеджменте

Традиционные подходы к организации управления финансами субъекта хозяйствования

Организационная деятельность в области управления финансами субъекта хозяйствования включает два этапа:

1. Создание организационной структуры управления финансами хозяйствующего субъекта.

2. Установление формальных связей в ней путем делегирования полномочий и распределения ответственности.

Организационная структура управления финансами организации и ее кадровый состав зависят от размеров бизнеса; вида деятельности; национальных особенностей бизнеса в той или иной стране и прочих факторов. Для крупных предприятий наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой финансовым директором и, как правило, включающей службу главного бухгалтера и финансовый отдел (рисунок 9.1).

В составе финансового отдела обычно выделяют бюро или группы: плановые и расчетные (по пассивам и банковским операциям, по мобилизации внутренних резервов и т. д.).

На малых предприятиях роль финансового директора выполняет руководитель или по его поручению – главный бухгалтер. На средних по размеру предприятиях имеется работник или группа работников (финансово-аналитическое бюро или финансовая группа) в составе бухгалтерии.

Финансовый менеджер с помощью финансовых инструментов и методов осуществляет управление финансовыми взаимоотношениями субъекта хозяйствования, финансированием деятельности, инвестициями и кругооборотом

капитала, а также контроль этих процессов.

Совет директоров (акционеров)
Генеральный директор
Зам. по экономике и финансам
Заместитель директора по маркетингу
Главный инженер

Договор- ной отдел
Главный бухгалтер
Финансовый управляющий (начальник финансового отдела)  
Плановый отдел

- бухгалтерский (управленчес-кий) учет; - составление бухгалтерской отчетности; - инвентариза- - ция имущества; - внутренний аудит; - уплата налогов и т. п.
- финансовый анализ и планирование; - разработка учетной политики; - управление активами; - управление пассивами; - налоговое планирование; - управление денежными потоками; - обеспечение финансовых взаимоотношений с партнерами; - взаимоотношения с банками; - финансовый контроль и т .п.

Рисунок 9.1 – Примерная схема управления финансами в организации

Финансовые отношения предприятия включают:

- отношения между организацией и бюджетом, а также бюджетными и внебюджетными фондами;

- между организацией и банками по уплате процентов по кредиту;

- между предприятиями и другими организациями при уплате и получении штрафов, неустоек; получение дивидендов по акциям и процентов облигациям при инвестировании средств в них;

- между организацией и страховыми организациями и т. п.

Схема управления финансами западной корпорации приведена на рисунке 9.2

Трэжери – главный финансовый менеджер  
Казначей (финансовый управляющий)
Контролер (главный бухгалтер)
- участие в разработке оперативных бюджетов капитала (смет); - организация бухучета; - участие в разработке и внедрении системы управленческого учета; - подготовка финансовых отчетов; - налоговое планирование и контроль; - разработка цен; - кредитный контроль; - выплата заработной платы; - внутренний аудит; - создание информационных систем для внутренних и внешних пользователей; - прочее.
- управление стоимостью и структурой капитала; - привлечение финансовых ресурсов; - планирование и регулирование денежных потоков; - управление кредитными ресурсами; - управление валютными операциями; - страхование имущества; - пенсионные программы; - дивидендная и инвестиционная политика; - управление финансовыми рисками; - управление денежной наличностью и счетами дебиторов и прочие финансовые операции.

9.2 – Схема управления финансами западной корпорации

В основе организации финансов предприятий лежат три основных принципа:

- жесткая централизация финансовых ресурсов;

- финансовая дисциплина, то есть выполнение финансовых обязательств перед партнерами и соблюдение законодательства;

- обязательный учет фактора риска (формирование финансовых резервов).

Наши рекомендации