Этапы разработки финансовой стратегии

Процесс разработки и реализации финансовой стратегии включает ряд этапов:

1. Определение периода, на который разрабатывается стратегия. Он зависит от специфики отрасли, в которой функционирует организация, предсказуемости развития финансовой среды, от избранной общей стратегии развития организации. В условиях нестабильного развития экономики этот период не может превышать 3 – 5 лет.

2. Исследование факторов внешней финансовой среды: экономико-правовых условий финансовой деятельности организации и возможного их изменения в предстоящем периоде; конъюнктуры финансового рынка, его сегментов и фак­торов, ее определяющих.

3. Оценка сильных и слабых сторон субъекта хозяйствования в области его финансовой деятельности. Для этого исполь­зуется метод управленческого обследования организации, основанный на изучении различных функциональных зон организации, обеспечи­вающих развитие финансовой деятельности.

4. Комплексная оценка стратегической финансовой позиции организации. В процессе такой оценки должно быть получено четкое представление об основных параметрах, характеризующих возможности и ограничения развития финансовой деятельности организации.

5. Формирование стратегических целей финансовой деятельно­сти организации. Главной целью этой деятельности может выступать повыше­ние уровня благосостояния собственников или максимиза­ция ее рыночной стоимости. Затем производится декомпозиция главной цели.

6. Разработка целевых стратегических нормативов финансовой деятельности. Систему взаимосвязанных стратегических целей конкретизируют установлением плановых или нормативных показателей:

- минимальный уровень самофинансирования;

- предельный уровень финансовых рисков;

- минимальная доля собственного капитала в общей сумме и проч.

Разработка таких целевых стратегических нормативов финансовой деятельности служит базой для принятия управленческих решений и обеспече­ния контроля выполнения финансовой стратегии.

7. Собственно разработка финансовой стратегии. На этом этапе, исходя из целей и целевых стратегических нормативов, определяются главные стратегии финансо­вого развития организации в разрезе отдельных доминантных сфер.

8. Конкретизация финансовой стратегии и основных ее показателей по периодам реализации стратегии, увязка их между собой и с показателями общей стратегии организации.

9. Разработка финансовой политики организации: инвести-ционной, политики финансирования, в том числе финансирования оборотного капитала и т. д.

10. Оценка разработанной финансовой стратегии:

- уровня финансовых рисков;

- результативности на основе прогнозирования финансовых и нефинансовых результатов разработанной стратегии и проч.

По результатам оценки в разработанную финансовую стратегию вносятся необходимые коррективы, после чего она принимается к реализации.

11. Разработка системы мероприятий по обеспечению реализации стратегии:

- распределение полномочий и ответственности между руководителями по реализации стратегии и финансовой политики;

- разработка стратегии стимулирования работников за вклад в инновационное развитие и т. д.

12. Организация контроля реализации финансовой стратегии. Этот контроль может осуществляться на основе стратегического финансового кон­троллинга.

Изложенная последовательность основных этапов процесса разра­ботки финансовой стратегии организации может быть уточнена и дета­лизирована с учетом особенностей финансовой деятельности организации.

8 Финансовое планирование

8.1 Сущность, цели, задачи финансового планирования в организации

При наличии различных подходов к пониманию сущности планирования все они в том или ином приближении опираются на трактовку, данную Р. Л. Акоффом, который рассматривал планирование как процесс разработки вариантов желаемого будущего и нахождения путей наиболее эффективного приближения к нему.

Финансовое планирование – это процесс разработки целевых установок количественного и качественного характера в области финансовой деятельности организации и определения путей наиболее эффективного их достижения.

Главная цель финансового планирования – обеспечение реализации стратегии, тактических и оперативных целей организации необходимым объемом финансовых ресурсов, по структуре и срокам соответствующих потребностям организации, а также повышение эффективности ее финансовой деятельности в будущем с учетом компромисса между риском, доходностью и ликвидностью.

Задачи финансового планирования:

- обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации;

- определение возможности и целесообразности внешнего финансирования, выявление имеющихся резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и на основе этого определение объема и структуры финансирования;

- установление рациональных пропорций распределения финансовых ресурсов: целесообразность, объемы и направления инвестирования средств, размеры дивидендных выплат, целесообразность и необходимость формирования резервов и т. д.

- синхронизация поступления денежных средств и их выплат;

- обеспечение увязки доходов и расходов;

- обосновать возможность финансирования предполагаемых проектов;

- определение путей эффективного вложения капитала, то есть обеспечение эффективного использования свободных денежных средств.

Принципы финансового планирования базируются на общих принципах теории планирования, основными из которых являются:

- принцип единства, означающий использование единых подходов к расчету плановых показателей, взаимную увязку планов и общность целей всех подразделений организации;

- принцип координации планов отдельных подразделений;

- принцип непрерывности заключается в том, что процесс планирования должен осуществляться систематически, планы должны уточняться и корректироваться;

- принцип точности предполагает, что планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в которой позволяют условия работы организации;

- принцип финансового соотношения сроков, то есть получение и использование средств должно происходить в установленные сроки, вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств;

- принцип платежеспособности означает, что планирование денежных средств должно обеспечивать платежеспособность организации в любое время года;

- принцип рентабельности капитала означает, что для вложений в активы необходимо выбирать самые дешевые источники финансирования. Заемный капитал необходимо привлекать лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственных средств организации;

- принцип сбалансированности рисков означает, что рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств;

- принцип приспособления к потребностям рынка, то есть необходимо учитывать специфику финансового рынка и свою зависимость от предоставленных кредитов;

- принцип предельной рентабельности означает, что целесообразно выбирать такие вложения средств, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.

Исходной базой, информационными источниками разработки финансовых планов являются:

- результаты финансового анализа деятельности организации за предыдущий период;

- договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов;

- учетная политика организации;

- результаты анализа эффективности производства, потребности и возможности его расширения, конкурентоспособности выпускаемой продукции, ее реализации исходя из конъюнктуры рынка для прогнозирования денежных поступлений за соответствующий период;

- экономические нормативы: ставки налогов, ставки обязательных отчислений в специальные фонды и т. п.

8.2 Методы финансового планирования

Основой для разработки финансовых планов служат производственные показатели, прежде всего задания по вы­пуску и реализации продукции, использованию основных средств, сырьевых и трудовых ресурсов. Кроме того, используются установленные нормы, финансовые нормативы, учитываются сложившиеся тенденции движения ресурсов, выявленные закономерности развития.

В практике финансового планирования применяются следующие методы: расчетно-аналитический, метод коэффициентов, нормативный, балансовый, оптимизации плановых расчетов, денежных потоков, программно-целевой, экономико-математического моделирования и другие.

Расчетно-аналитический основан на анализе движения ресурсов за истекший период, позволяет определить основные закономерности, тенденции в изменении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

Метод коэффициентов имеет в своей основе корректировку плановых заданий истекшего периода исходя из фактических достигнутых результатов и прогнозов на предстоящий период. В качестве коэффициентов применяются темпы роста объемов производства и продаж, индексы цен, инфляции, коэффициенты переоценки стоимости основных средств и др.

Сущность нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках.

Балансовый метод – это метод согласования отдельных разделов финансовых планов, он используется для взаимной увязки расходов с доходами. Сущность и содержание балансового метода в финансовом планировании состоит в том, что путем построения баланса достигается увязка имеющихся ресурсов и фактической потребности в них (источников формирования).

Метод оптимизации плановых расчетов предполагает составление нескольких вариантов плановых расчетов, из которых выбирают лучший на основе различных критериев.

Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов.

Программно-целевой метод и методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и факторами, их определяющими, дают возможность обоснованного предвидения уровня плановых заданий.

Для обоснования статей финансового плана (отдельных показателей плана) используются специальные методы. В зависимости от главных подходов к исчислению эти мето­ды делятся на две группы:

1. Непосредственный (метод прямого счета). Он заключается в осуществлении подробных расчетов по каждой статье финансового плана. Для этого используются данные бухгалтерского учета, калькуляции, нормы амортизации и т. п. Метод прямого счета остается весьма трудоемким из-за множества расчетов и показателей, и в условиях нес­табильности рыночной конъюнктуры не всегда обеспечива­ет реальность плановых заданий.

2. Посредственные – методы аналитического счета – заключаются в кор­ректировке базовых показателей (достигнутых резуль­татов) на предполагаемые изменения в наступающем пла­новом периоде с учетом тенденций роста (снижения) взаи­мосвязанных данных, намечаемых мероприятий по совер­шенствованию их структуры, ускорению роста и других количественных и качественных показателей.

К посредственным методам относят метод удельного веса, метод «Проформа», метод комбинированного счета.

Метод удельного веса используется, когда не хватает точной информации о предполагаемых изменениях некоторых показателей. Он применяется для обоснования предварительных вариантов плановых зада­ний, расчета планового объема запасов материальных цен­ностей, прибыли, затрат на производство и реализацию продукции. В данном случае на основе полу­ченных данных (иногда и тенденции) рассчитывается про­центное соотношение между взаимосвязанными показате­лями, которое переносится на новый плановый период. Например, при объеме реализации продукции в отчетном периоде в размере 20 млрд. руб. запасы материальных ценностей составили 2,4 млрд. руб. или 12 %, затраты на выпуск и реализацию продукции – 16,8 млрд. руб. или 84 %. При росте объемов реализации в плановом периоде исходят из того, что эти основные пропорции сохранятся.

Метод «Проформа» включает четыре этапа.

1. Оценка базового уровня решающего показателя (например, выручки от реализации продукции).

2. Установление взаимосвязанных с ним других пока­зателей и исчисление их плановой величины.

3. Определение размеров статей, непосредственно не связанных с главным показателем (прямым или анали­тическим счетом).

4. Балансировка финансового плана.

Использование комбинированных методов предполагает одновременное применение нескольких методов для обоснования отдельных статей плана (посредственных и непосредственных) или усложнение аналитических методов посредством корректи­ровки намечаемых изменений структуры, темпов роста от­дельных показателей с учетом средних темпов изменений, влияния решающих факторов, оказывающих существенное влияние в данный период.

8.3 Виды финансовых планов и порядок их разработки

Конечным продуктом финансового планирования являются финансовые планы. Финансовый план – это особая форма плана, показатели которого всегда отражаются в стоимостном выражении, он, как правило, имеет доходную и расходную части, которые сбалансированы между собой.

Финансовое планирование базируется на использовании следующих систем:

1. По значимости в плановой деятельности: стратегическое, тактическое, оперативное финансовое планирование.

2. По длительности: долго-, средне-, краткосрочное планирование.

Каждое направление финансового планирования имеет определенные формы финансовых планов и периоды, на которые эти планы разрабатываются. Все виды финансовых планов находятся во взаимосвязи и разрабатываются в определенной последовательности.

Перспективный финансовый план (долгосрочный) устанавливает важнейшие показатели, пропорции, и темпы развития. Базу перспективного планирования составляет прогнозирование. Перспективный план учитывает финансовые возможности производства новой продукции, использования новых технологий и т. п.

Изменившаяся в последнее десятилетия экономическая среда обусловила появление в отечественной практике бизнес-планов. Бизнес-план – это программа деятельности организации, обоснование его стратегии и тактических мер по ее осуществлению. Финансовый план как составная часть бизнес-плана организации обобщает в стоимостной форме материалы других разделов бизнес-плана, и включает следующие финансовые расчеты:

- прогнозный баланс доходов и расходов;

- баланс денежных доходов и поступлений;

- прогнозный баланс активов и пассивов;

- график достижения безубыточности (точка безубыточности).

В рамках текущего (краткосрочного) финансового планирования составляется годовой финансовый планорганизации, который включаетрасчет выручки от реализации продукции, работ, услуг, соответствующих расходов и финансовых результатов деятельности. Текущий финансовый план объединяет финансовые результаты по всем видам деятельности организации (текущей, инвестиционной, финансовой) и отражает возможности производственного и социального развития на предстоящий год.

В ходе текущего планирования составляется расчет суммы платежей в бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды; суммы амортизационных отчислений; плановой потребности в оборотных средствах; объема привлечения заемных средств; объема вложений в долгосрочные активы и источников их финансирования; отчислений в различные фонды организации (резервный, страховой и др.).

Годовой финансовый план может разрабатываться в рамках бизнес-плана развития организации на предстоящий год.

Оперативное финансовое планирование предполагает составление финансовых планов на месяц, декаду, неделю. Оперативное планирование дополняет текущее. Система оперативного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности организации. Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря (см. раздел 6.4, таблицу. 6.2), а также расчет потребностей в краткосрочном финансировании.

В платежном календаре, с одной стороны, отражается график поступления денежных средств от всех видов деятельности в течение прогнозного периода времени (5, 10, 15, 30 дней и более), а с другой стороны – график предстоящих платежей (оплата поставщикам за сырье и материалы, уплата налогов, выплата заработной платы, погашение кредитов и т. д.). Платежный календарь дает возможность финансовым службам организации осуществлять оперативный контроль поступления и расходования денежных средств, своевременно фиксировать изменение финансовой ситуации и вовремя принимать корректирующие меры. Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить недостатки средств, вскрыть их причину, наметить соответствующие мероприятия по восполнению дефицита денежных средств и таким образом избежать финансовых затруднений.

При дефицитном (отрицательном) денежном потоке снижается ликвидность и уровень платежеспособности, что приводит к росту просроченной задолженности организации по кредитам, поставщикам, персоналу по оплате труда, и как результат – увеличивается финансовый цикл (время от оплаты сырья до получения средств от покупателей) и снижается рентабельность капитала организации.

При избыточном денежном потоке происходит потеря реальной стоимости свободных денежных средств в результате инфляции, замедляется оборачиваемость капитала, теряется часть потенциального дохода в связи с упущенной выгодой от возможного прибыльного размещения денежных средств.

Для достижения сбалансированности денежных потоков в краткосрочном периоде разрабатываются мероприятия по ускорению привлечения денежных средств и замедлению их выплат.

Основными мероприятиями по ускорению привлечения денежных средств в краткосрочном периоде могут быть:

- обеспечение частичной или полной предоплаты за продукцию, пользующуюся спросом на рынке;

- сокращение сроков представления товарного кредита покупателям;

- увеличение размера ценовых скидок при реализации продукции за наличный расчет;

- ускорение инкассации просроченной дебиторской задолженности;

- использование современных форм реинвестирования дебиторской задолженности (учет, векселей, факторинг, форфейтинг).

Основными мероприятиями по замедлению денежных выплат в краткосрочном периоде могут быть:

- увеличение по согласованию с поставщиками сроков представления предприятию товарного кредита;

- приобретение долгосрочных активов на условиях лизинга;

- реструктуризация полученных кредитов, в том числе путем перевода краткосрочных в долгосрочные.

Параллельно должны предусматриваться меры по сбалансированности денежного потока в долгосрочном периоде.

Основными мероприятиями долгосрочного характера по сбалансированности дефицитного денежного потока могут быть:

- дополнительная эмиссия акций;

- дополнительный выпуск облигаций;

- привлечение долгосрочных кредитов;

- привлечение стратегических инвесторов;

- продажа части долгосрочных финансовых вложений;

- продажа или сдача в аренду неиспользуемых основных средств;

- снижение суммы постоянных издержек организации;

- сокращение объема реальных инвестиций;

- сокращение объема финансовых инвестиций и другие.

Синхронизация денежных потоков в процессе финансового планирования должна быть направлена на устранение сезонных и циклических различий в формировании как положительных, так и отрицательных денежных потоков, а также на оптимизацию средних остатков денежной наличности.

Результаты оптимизации денежных потоков должны находить отражение при составлении финансового плана организации на год с разбивкой по кварталам и месяцам.

В мировой практике крупные и средние предприятия в фи­нансовый комплексный план включают следующие балансы.

1. Баланс доходов и расходов (так называемый расчет финансовых результатов), в котором отражаются денежные поступления от всех сфер деятельности и соответственно расходы.

2. Баланс движения денежных ресурсов, так называе­мый кассовый план (сash flow), задачей которого стано­вится сбалансированность в плановом периоде денеж­ных поступлений с платежами.

3. Плановый баланс активов и пассивов, который содер­жит предполагаемую рациональную структуру имущества и источники его финансирования. Его разраба­тывают в основном крупные акционерные общества и ком­пании, для которых первостепенное значение имеют пла­ны изменения объема и структуры имущества.

4. Инвестиционный план, обосновывающий размеры инвестиционных затрат и ис­точники их финансирования, а также ожидаемые результаты.

Этапы (порядок разработки) финансовых планов:

1. Определение объекта планирования.

2. Определение того, какая система планов будет использоваться, их формы, способ взаимной увязки показателей отдельных планов.

3. Сбор и анализ необходимой информации.

4. Выбор методов планирования и обоснование нескольких вариантов плановых заданий.

5. Практическая реализация планов и контроль выполнения плановых заданий.

Количество и формы планов, разрабатываемых предприятием, зависят от специфики деятельности, размеров предприятия, квалификации финансовых работников.

Детальный расчет финансовых показателей проводится только для первого планового года, на остальные годы планы носят прогнозный характер. Основа для разработки финансового плана – производственные показатели и стратегия развития предприятия.

8.4 Бюджетирование в системе оперативного финансового планирования

Бюджетирование – инструмент финансового управления, планирования учета и контроля. Бюджеты могут быть различной формы. Некоторые несут информацию только о затратах (бюджет закупок), либо только о доходах (бюджет продаж), либо о доходах и затратах одновременно (бюджетный отчет о прибыли и убытках).

Форму бюджета выбирает само предприятие. Бюджетный период – год, квартал. Бюджет по инвестициям – 3–5 лет. Наиболее широко используется система генерального (общего) бюджета организации, состоящего из операционного и финансового бюджетов (рисунок 8.1).

Не все бюджеты входят в компетенцию финансового менеджера.

Работа по составлению бюджета осуществляется в несколько этапов:

1. Подготовка прогнозов по основным показателям деятельности (спрос, цены, структура финансового рынка).

2. Составление бюджета продаж в натуральном и стоимостном выражении.

3. Составление бюджета производства в натуральных единицах, исходя из бюджета продаж и остатков готовой продукции на складе. Если производственные мощности предприятия ограничены (по сравнению с объемом спроса), то разработку генерального бюджета начинают с бюджета производства.

Прогнозные оценки по основным параметрам
Бюджет продаж
Бюджет управленческих и коммерческих расходов
Бюджет производства
Бюджет запасов сырья, готовой продукции
Бюджет прямых затрат труда
Бюджет затрат сырья и материалов
Бюджет переменных накладных расходов
Бюджет себестоимости реализованной продукции
Прогнозный отчет о прибылях и убытках
Прогнозный баланс
Бюджет денежных средств

Рисунок 8.1 – Схема генерального бюджета предприятия

4. Расчет объема периодичности закупок сырья и материалов – составление бюджета закупок и т. д.

Операционный бюджет может включать также налоговый бюджет.

Процесс бюджетирования носит непрерывный, скользящий характер. На основе годовых бюджетов разрабатываются квартальные и месячные. Особая форма бюджета – платежный календарь.

Бюджетирование эффективно, если служит основой для принятия финансовых решений, для чего необходима система учета, интегрированная с системой бюджетирования. Бюджетирование может стать основой контроллинга.

Затратные бюджеты могут иметь другую форму и предполагать деление затрат на постоянные и переменные.

Схема разработки и внедрения системы бюджетирования

1. Построение модели бюджетирования. Оно начинается с постановки цели и определения ограничений.

2. Определение объектов бюджетирования. Это объекты фирмы, по которым ведется планирование, учет, анализ и контроль исполнения бюджетов.

Если объект планирования – предприятие в целом, то модель бюджетирования может включать только группу финансовых бюджетов. Если предприятие разработало и внедрило финансовую структуру управления, то объектами бюджетирования выступают центры финансового учета: центры затрат, прибылей, доходов, инвестиционные (венчурные) центры. Сначала составляются бюджеты по отдельным центрам финансового учета, а затем все эти бюджеты консолидируются.

3. Определение совокупности бюджетов и их форм.

4. Определение регламента системы бюджетирования:

- временного регламента, определяющего в какие сроки и через какие промежутки времени будут формироваться бюджеты, когда будет осуществляться учет, контроль и анализ их исполнения;

- организационный регламент: распределение полномочий и ответственности.

5. Обучение персонала, реализация бюджетирования.

Вопросы и задания по теме

1. Что представляет собой финансовое планирование на предприятии:

а) процесс обоснования потребности в материальных ресурсах;

б) систему управления качеством продукции;

в) определение источников финансирования;

г) научный процесс обоснования движения денежных средств, обеспечивающих функционирование предприятия.

2. Составить годовой финансовый план предприятия (баланс доходов и расходов), используя следующие данные.

Таблица 8.1 – Исходные данные для проведения расчетов

№   Показатели   Сумма, млн.руб.  
Прибыль от реализации продукции
Прибыль по финансовой и инвестиционной деятельности
Налог на добав­ленную стоимость
Мобилизация (–) (иммобилизация (+)) внутренних ресур­сов в капитальном строительстве   ­– 500  
Амортизация
Средства, поступающие в порядке долевого участия в строительстве
Долгосрочный кредит на реконструкцию основного производства
Объем инвестиций в реконст­рукцию основного производства
Прирост нормати­ва собственных оборотных сред­ств
Окончание таблицы 8.1
Прирост устойчи­вых пассивов
Погашение долгосрочных кредитов и процентов по ним
Расходы на содержание объектов социальной сферы
Налог на прибыль
Образование финансового резерва
Расходы на благотворительные цели

Сделайте выводы.

Наши рекомендации