Коэффициенты рыночной активности
Целью анализа рыночной активности организации является определение уровня прибыльности корпоративных ценных бумаг, их ликвидности и динамики изменения показателей качества эмитируемых организацией ценных бумаг, в том числе акций в случае с акционерным обществом.
Для анализа рыночной активности акционерных обществ рассчитываются следующие показатели:
1. Темп устойчивого прироста собственного капитала, характеризуется отношением части чистой прибыли, реинвестированной в развитие организации, к среднему размеру собственного капитала:
, (6.14)
где ЧП – суммарная чистая прибыль организации, полученная в анализируемом периоде, руб.; – прибыль, направленная на выплату дивидендов, то есть фонд дивидендных выплат по простым и привилегированным акциям, руб.; – средний размер собственного капитала в анализируемом периоде, руб.
Необходимый уровень прибыли является основой устойчивого развития организации в долгосрочной перспективе
2. Доля выплаченных дивидендов в чистой прибыли предприятия (коэффициент дивидендных выплат, норма распределения дивиденда, дивидендный выход) – показывает, какую часть чистой прибыли предприятие тратит на выплату дивидендов.
, (6.15)
где – сумма дивидендов, выплаченных на одну акцию, руб.; – чистая прибыль организации в расчете на одну акцию, руб.
3. Коэффициент соотношения стоимости акции и дохода на акцию:
, (6.16)
где – рыночная стоимость акции, руб.
Этот показатель может быть рассчитан на одну обыкновенную акцию, как отношение рыночной стоимости обыкновенной акции к сумме дивидендов, выплаченных на одну обыкновенную акцию.
1. Коэффициент соотношения цены и чистой прибыли организации в расчете на одну акцию (ценность акции)
. (6.17)
2. Норма дивиденда на акцию, дивидендная доходность акции:
или (6.18)
где – фактическая норма дивиденда; – номинальная норма дивиденда; – номинальная стоимость акции, руб.
3. Коэффициент прибыльности одной акции:
. (6.19)
4. Доходность акции с учетом курсовой стоимости – :
, (6.20)
где – разница между рыночной стоимостью акции и стоимостью продажи акции акционерам, руб.
5. Капитализированный доход компании
, (6.21)
где – рыночная стоимость акции на начало анализируемого периода; – рыночная стоимость акции на конец года.
6. Справедливая рыночная стоимость акции, руб.:
, (6.22)
где – курс акции.
7. Курс акции – :
, (6.23)
где СТ – ставка рефинансирования или ставка по рублевым депозитам, в долях от единицы.
Курс акции показывает, насколько выгоднее инвестировать средства в акции компании, чем держать их на депозите.
Показатели финансовой устойчивости и гибкости
Финансовая устойчивость – стабильность деятельности предприятия с точки зрения долгосрочной перспективы. Она связана со структурой источников средств организации и характеризует независимость организации от внешних кредиторов.
Коэффициенты финансовой устойчивости:
1. Коэффициент капитализации, который определяется как отношение всех обязательств субъекта хозяйствования (суммы итогов разделов IV и V бухгалтерского баланса) к собственному капиталу (итог раздела III бухгалтерского баланса). Значение коэффициента капитализации должно быть не более 1,0, так как только в этом случае соблюдается одно из правил финансового менеджмента: на каждый рубль заемного капитала у организации должно быть не менее одного рубля собственных средств.
2. Коэффициент финансовой независимости (автономии) определяется как отношение собственного капитала к итогу бухгалтерского баланса. Значение коэффициента финансовой независимости должно быть не менее 0,4 – 0,6.
, (6.24)
где – средний за анализируемый период размер собственного капитала, руб.; – средний размер активов организации, руб.
3. Коэффициент финансовой зависимости
. (6.25)
4. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами определяется как отношение долгосрочных и краткосрочных обязательств субъекта хозяйствования (суммы итогов разделов IV и V бухгалтерского баланса) к общей стоимости активов.
, (6.26)
где – средняя величина краткосрочных обязательств, руб.; – средняя велчина долгосрочных обязательств, руб.
5. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами определяется как отношение суммы собственного капитала (итог раздела III бухгалтерского баланса) и долгосрочных обязательств (итог раздела IV) за вычетом стоимости долгосрочных активов (итог раздела I) к стоимости краткосрочных активов (итог раздела II).
, (6.27)
где – средняя величина краткосрочных активов, руб.
6. Коэффициент собственности
(6.28)
Нормативное значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными составляет от 0,1 до 0,3 в зависимости от вида экономической деятельности субъекта хозяйствования.
Следует отличать собственные оборотные средства и чистые оборотные активы (капитал).
Чистые оборотные активы – это разница между оборотными активами и краткосрочными обязательствами. Оптимальная величина чистого оборотного капитала зависит от отрасли, размера предприятия, объема реализации, оборачиваемости активов, от экономической ситуации в стране.
При расчете оптимальной величины чистого оборотного капитала придерживаются правила: за счет собственных средств должны финансироваться наименее ликвидные оборотные активы – запасы материалов и незавершенного производства. Поэтому требуемый чистый оборотный капитал равен сумме запасов материалов и незавершенного производства.
Финансовая гибкость характеризует способность предприятия противостоять неожиданным перерывам в поступлении денежных средств в связи с непредвиденными обстоятельствами, то есть способность капитал и т. п.
Показатели финансовой гибкости:
1. Коэффициент накопления амортизации:
, (6.29)
где – накопленный износ (амортизация) основных средств (по данным формы № 5); – восстановительная стоимость основных производственных средств (по данным формы № 5).
2. Запас финансовой прочности:
, (6.30)
где ЗПФ – запас финансовой прочности, в долях от единицы, руб.; В – выручка от реализации продукции за вычетом косвенных налогов, руб.; – порог рентабельности (точка безубыточности в стоимостном выражении), руб.
3. Коэффициент накопления денежных средств в выручке определяется отношением чистого дохода организации к выручке от реализации продукции. При этом чистый доход представляет собой сумму прибыли от реализации и сумму амортизации, начисленной в анализируемом периоде.
Показатели рентабельности
Существует множество показателей рентабельности в зависимости от того, с какой целью и с чьих позиций оценивается эффективность деятельности организации.
Различают три подхода к определению показателей рентабельности:
1) затратный;
2) доходный;
3) ресурсный подход.
Показатели, базирующиеся на затратном подходе, характеризуют эффективность использования средств, потреблённых в процессе производства, и определяются отношением прибыли к затратам. В эту группу включаются показатели рентабельности продукции, рентабельности по текущей деятельности, рентабельности финансовой деятельности, рентабельность инвестиционной деятельности, рентабельность отдельных инвестиционных проектов и т. п.
Рентабельность продукции или коэффициент окупаемости (покрытия) затрат показывает, сколько организация имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, то есть показывает степень выгодности производства продукции. Рентабельность продукции может рассчитываться как в целом по организации, так и по отдельным видам продукции.
(6.31)
где – рентабельность продукции, %; Преал – прибыль от реализации продукции, руб.; СС – полная себестоимость реализованной продукции, руб.
Рентабельность по текущей деятельности определяется в целом по организации и представляет собой отношение брутто-прибыли от текущей деятельности до выплаты налогов к общей сумме затрат по текущей деятельности отчётного периода, относящейся только к реализованной продукции.
(6.32)
где – рентабельность текущей деятельности, %; ПТД – прибыль по текущей деятельности, руб.; ЗТД – затраты по текущей деятельности как сумма полной себестоимости от реализации продукции и расходов по текущей деятельности, руб.
Рентабельность инвестиционной деятельности рассчитывается как отношение полученной или ожидаемой суммы прибыли от инвестиционной деятельности к сумме инвестиционных затрат.
(6.33)
где ПИД – прибыль по инвестиционной деятельности, руб.; и – доходы (за вычетом налогов) и расходы по инвестиционной деятельности соответственно, руб.
Аналогично рассчитывается рентабельность финансовой деятельности.
Вторая группа показателей рентабельности − это показатели, характеризующие прибыльность продаж (рентабельность оборота). Показатели рентабельности продаж могут рассчитываться как по всей реализованной продукции в целом, так и по отдельным её видам. Они характеризуют удельный вес прибыли в доходе организации от реализации продукции на товарном рынке по отпускным ценам организации. Расчёт выполняется по следующей формуле:
(6.34)
где Рпродаж – рентабельность продаж, %; Преал – прибыль от реализации продукции, руб.; В – выручка от реализации продукции за вычетом косвенных налогов, руб.
Показатели рентабельности, основанные на ресурсном подходе, характеризуют возможность организации зарабатывать прибыль на вложенный капитал, то есть эффективность использования ресурсов и определяются отношением прибыли к величине ресурсов (капитала). К ним относятся рентабельность совокупных активов или общая рентабельность, рентабельность операционного капитала, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала и т. д.
Рентабельность совокупного капитала (рентабельность активов) определяется отношением прибыли до налогообложения к средней за период сумме совокупных активов организации. Данный коэффициент называется условно коэффициентом генерирования доходов.
(6.35)
Чистая рентабельность собственного капитала характеризует величину чистой прибыли, приходящейся на рубль собственного капитала, выраженную в процентах.
(6.36)
где ЧП – чистая прибыль организации, руб.
Чистая рентабельность заёмного капитала определяется отношением чистой прибыли к среднегодовой сумме заёмного капитала.
(6.37)
где ЗК – средняя за период сумма заёмного капитала (долгосрочных и краткосрочных обязательств организации), руб.
Рентабельность основных средств (фондорентабельность):
(6.38)
где – средняя за период стоимость основных средств, руб.
Рентабельность оборотных активов:
(6.39)
где – рентабельность краткосрочных (оборотных) активов, %;
– среднегодовая стоимость краткосрочных активов, руб.
Вопросы и задания по теме
1. Предложите свой вариант определения платежеспособности предприятия на основе данных бухгалтерской отчетности Формы № 4 «Отчет о движении денежных средств предприятия». Какая еще информация вам необходима?
2. Коэффициент текущей ликвидности предприятия составляет 2,8, но предприятие не в состоянии оплатить счета. Почему?
3. Поясните, анализ каких именно финансовых коэффициентов вы бы провели в первую очередь, если бы вы были:
a) банкиром, принимающим решение о предоставлении краткосрочного кредита на пополнение оборотных средств;
б) состоятельным человеком, ищущим прибыльные варианты вложения капитала.
4. Почему фирма может иметь значительную операционную прибыль и, тем не менее, испытывать трудности со своевременной оплатой своих обязательств? Какие финансовые коэффициенты могут быть использованы для выявления подобной ситуации?
5. Означает ли повышение коэффициента оборачиваемости товарно-материальных запасов фирмы рост ее рентабельности? Почему для расчета этого коэффициента принимается показатель себестоимости реализованных товаров, а не объема продаж?
6. Является ли корректным требование о том, чтобы финансовые коэффициенты фирмы (например, коэффициент текущей ликвидности) находились на уровне выше жестко установленных нормативов. Почему?
7.Какая фирма более прибыльна: фирма А с общей оборачиваемостью активов 10,0 и коэффициентом чистой рентабельности, равным 2 %, или фирма Б с общей оборачиваемостью активов 2,0 и коэффициентом чистой рентабельности, равным 10 % ?