Глава i. методический инструментарий финансового менеджмента

Содержание

  Введение
ГЛАВА I. МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Финансовый менеджмент как управленческий комплекс
  1.1 Сущность и задачи финансового менеджмента. Требования, предъявляемые к финансовому менеджеру  
  1.2 Принципы финансового менеджмента
  1.3 Цели финансового менеджмента на предприятии
  1.4 Функции финансового менеджмента
  1.5 Терминология и базовые показатели западного и американского финансового менеджмента  
      Вопросы и задания по теме
Базовые концепции финансового менеджмента
  2.1 Система концепций и моделей финансового менеджмента
  2.2 Концепция денежного потока
  2.3 Концепция альтернативных затрат
  2.4 Концепция временной стоимости денег
  2.5 Оценка денежных потоков с учетом временной стоимости денег  
      Вопросы и задания по теме
Капитал предприятия: критерии классификации, цена основных источников  
  3.1 Понятие и критерии классификации капитала
  3.2 Понятие цены денег и цены капитала
  3.3 Цена отдельных источников средств организации
  3.4 Средневзвешенная и предельная цена капитала
      Вопросы и задания по теме
Основы финансовой математики
  4.1 Декурсивный и антисипативный способы начисления процентов  
  4.2 Простая и сложная ставки процентов
  4.3 Простая и сложная ставки ссудного процента
  4.4 Простая и сложная ставка учетного процента
  4.5 Эквивалентность процентных ставок
  4.6 Построение графика платежей по кредитам
      Вопросы и задания по теме
Финансовые риски и управление ими
  5.1 Сущность и виды финансовых рисков
  5.2 Оценка степени риска
  5.3 Оценка риска инвестиционного портфеля
  5.4 Модель оценки доходности финансовых активов
  5.5 Управление финансовыми рисками
    Вопросы и задания по теме
ГЛАВА II. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАК СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ (УПРАВЛЯЮЩЕЙ СИСТЕМЫ)
Финансовый анализ в системе финансового менеджмента организации
  6.1 Понятие, логика и содержание финансового анализа
  6.2 Виды и методы финансового анализа
  6.3 Принципы и проблемы финансового анализа
  6.4 Коэффициентный метод анализа финансового состояния
      Вопросы и задания по теме
Финансовая стратегия предприятия
  7.1 Сущность и принципы разработки финансовой стратегии предприятия  
  7.2 Этапы разработки финансовой стратегии
Финансовое планирование
  8.1 Сущность, цели, задачи финансового планирования в организации  
  8.2 Методы финансового планирования
  8.3 Виды финансовых планов и порядок их разработки
  8.4 Бюджетирование в системе оперативного финансового планирования  
      Вопросы и задания по теме
Организационная деятельность в финансовом менеджменте
  9.1 Традиционные подходы к организации управления финансами субъекта хозяйствования  
  9.2 Финансовая структура управления организации
Система финансового контроллинга в организации: сущность, этапы построения  
  10.1 Понятие финансового контроллинга и основные этапы построения системы финансового контроллинга организации  
  10.2 Управление прибылью как главный инструмент контроллинга  
ГЛАВА III. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ (УПРАВЛЯМОЙ СИСТЕМЫ)  
Управление финансированием деятельности организации
  11.1 Финансирование как стадия привлечения необходимых предприятию финансовых ресурсов  
  11.2 Управление заемным капиталом организации
    11.2.1 Управление привлечением кредитов
    11.2.2 Управление текущими обязательствами предприятия по расчетам  
    11.2.3 Франчайзинг как форма расширения финансовых возможностей организации  
  11.3 Управление структурой капитала. Понятие и количественная оценка финансового левериджа  
    Вопросы и задания по теме
  Управление прибылью и дивидендная политика организации  
  12.1 Понятие финансовых результатов деятельности организации  
  12.2 Сущность, цели, задачи, функции управления прибылью  
  12.3 Производственный леверидж и его количественная оценка  
  12.4 Дивидендная политика акционерного общества
    Вопросы и задания по теме
  Управление инвестициями субъекта хозяйствования
  13.1 Экономическая сущность и классификация инвестиций организации  
  13.2 Сущность и задачи управления инвестициями. Этапы формирования инвестиционной политики предприятия    
  13.3 Оценка эффективности инвестиционных проектов
    13.3.1 Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов в статичной системе оценки    
  13.3.2 Динамичные системы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов  
    Вопросы и задания по теме
  Управление краткосрочными активами организации
  14.1 Сущность и задачи управления краткосрочными активами  
  14.2 Управление запасами
  14.3 Управление дебиторской задолженностью
  14.4 Управление денежными средствами и их эквивалентами  
    Вопросы и задания по теме
  Антикризисное финансовое управление
  15.1 Сущность, задачи, принципы антикризисного финансового управления  
  15.2 Диагностика финансового кризиса
  15.3 Аналитические модели диагностики банкротства
  15.4 Внутренние механизмы финансовой стабилизации деятельности предприятия в условиях кризиса  
  15.5 Процедуры банкротства. Последовательность возмещения рисков  
  15.6 Понятие и формы санации предприятия
Список литературы
                       




ВВедение

В условиях рыночной экономики управление финансами становится приоритетной и наиболее сложной задачей, стоящей перед управленческим персоналом любой компании независимо от сфер и масштабов ее деятельности. Как известно, относительно самостоятельными экономическими объектами, составляющими сферу приложения общих функций управления, являются материальные, трудовые и финансовые ресурсы. От того, насколько эффективно последние трансформируются в основные и оборотные средства, а также в средства стимулирования рабочей силы, зависят возможности развития организации, финансовое благополучие ее владельцев и работников.

Чтобы рационально управлять движением финансовых ресурсов и капитала, необходимо знать методологию финансового менеджмента и овладеть умением принятия финансовых решений. Разработка решений в области финансов имеет свои особенности, так как предполагает использование специального инструментария – концепций и методов финансового менеджмента, которым посвящена первая глава курса лекций.

Во второй главе рассматриваются вопросы постановки в организациях функций финансового менеджмента как управляющей системы: финансового анализа, финансового планирования, организации финансовой работы, финансового контроля и контроллинга.

Третья глава посвящена рассмотрению функций финансового менеджмента как управляемой системы с выделением соответствующих объектов управления: активы, капитал организации, прибыль, инвестиции.

При изучении курса следует иметь в виду, что основы теории и практики управления финансами были заложены зарубежными исследователями и представителями бизнеса. Это предполагает использование в качестве информационной базы для принятия финансовых решений международных стандартов отчетности, учет особенностей бизнес-среды и специфики деятельности зарубежных компаний. Поэтому ряд методик зарубежного финансового менеджмента перед их применением должны быть адаптированы к условиям деятельности отечественных организаций.

Кроме того, следует помнить, что основными задачами изучения курса является выработка логики принятия финансовых решений и приобретение соответствующих компетенций и навыков. Формулы являются лишь инструментом расчетов и могут быть трансформированы в зависимости от условий принятия решений и специфики решаемых задач. В финансовом менеджменте в принципе не может быть универсальных решений. Это одна из немногих областей менеджмента, где выбор методик расчета зависит не только от того, какая проблема решается, но в большей степени от специфики самого объекта управления и предмета анализа. Материал, изложенный в курсе лекций, позволит студентам получить комплексное представление об управлении финансами на уровне организации.

Требования, предъявляемые к финансовому менеджеру

Если рассматривать организацию как систему, в ней можно выделить функциональные области: маркетинг, финансы, персонал, инновации, собственно управление. Финансовый менеджмент относится к блоку функциональных менеджментов и носит соподчиненный характер по отношению к общему менеджменту предприятия. Отличительной чертой современных крупных предприятий является то, что владельцы (например, акционеры) обычно напрямую не вовлечены в процесс принятия деловых, в том числе и финансовых решений, особенно ежедневных. Вместо этого предприятия нанимают менеджеров, которые представляют интересы владельцев и принимают решения от их лица. Финансовые менеджеры в этом случае сталкиваются с необходимостью решения трех основных проблем:

1. Какие долгосрочные инвестиции необходимы фирме? То есть, какие активы ей нужны, исходя из сферы ее деятельности?

2. Из каких источников она будет осуществлять финансирование, в том числе и инвестиций?

3. Каким образом будет осуществляться ежедневное управление финансовыми операциями (получение денег с клиентов или погашение задолженности поставщикам)?

Финансовый менеджмент – это изучение способов решения данных проблем. Его можно рассматривать в двух аспектах:

1. В прикладном аспектефинансовый менеджмент – самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на урегулирование финансовых взаимоотношенийорганизации с другими субъектами рынка (государством, банками, страховыми организациями и прочими), а также выработку целей управления финансами и осуществление воздействия на финансы организации с помощью методов и рычагов финансового механизма для достижения поставленной цели.

2. В теоретическом аспекте финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов, капитала предприятия и организацией оборота его денежных средств.

Финансовый менеджмент как самостоятельная наука сформировался сравнительно недавно. Первые разработки в области финансового менеджмента относятся к 1938 году, когда Дж. Уильямсом была разработана модель оценки стоимости финансового актива. Однако принято считать, что начало этому процессу было положено разработками Г. Марковица, заложившего в 50-е г. г. основы современной теории портфеля. Во второй половине 50-х г. г. проводились исследования по теории структуры капитала и цене источников финансирования, но общепризнанным считается, что основной вклад в развитие этой теории был сделан Ф. Модильяни и М. Миллером, опубликовавшим в 1958 году работу «Цена капитала, корпоративные финансы и теория инвестиций». Теория портфеля и теория структуры капитала по сути и представляют собой основу науки управления финансами крупной компании, так как позволяют ответить на два принципиальных вопроса: откуда взять и куда эффективно вложить финансовые ресурсы.

Предприятию в конкретных условиях всегда приходится делать выбор между теми или иными актами хозяйственной деятельности, просчитывая их финансовые последствия. Только после этого можно принимать решения о направлениях дальнейших действий. Такое принятие финансовых решений с учетом всех сопутствующих им обстоятельств и можно, по существу, назвать финансовым менеджментом.

Финансовый менеджмент предприятия направлен на реализацию следующих основных задач: обеспечение достаточного объема внешнего и внутреннего финансирования; обеспечение эффективного использования сформированного объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия; оптимизация всех ресурсов, затрат, структуры капитала с целью обеспечения финансовой устойчивости в процессе развития предприятия; повышение результативности деятельности; снижение степени риска; проведение обоснованной амортизационной, налоговой, дивидендной политики.

Финансовый менеджмент – часть общего менеджмента организации, занимающегося решением вопросов эффективного управления финансами организации на основе использования определенных принципов, методов, приемов управления финансовыми отношениями субъекта хозяйствования, его финансовыми ресурсами, денежными потоками и капиталом.

Чтобы успешно выполнять поставленные задачи, финансовый менеджер должен отвечать определенным квалификационным требованиям. Он должен знать теорию финансов и кредита; бухгалтерский учет; налогообложение; действующее законодательство в области финансовой, кредитной, банковской, внешнеэкономической, биржевой и валютной деятельности; порядок совершения операций на финансовом рынке. Кроме того, он должен разбираться в финансовой информации (отечественной и зарубежной); уметь анализировать результаты финансовой деятельности и эффективность мероприятий по вложению капитала; критически подходить к возможностям использования методик зарубежного финансового менеджмента в отечественной практике управления финансами (необходима их адаптации к специфике функционирования предприятий в транзитивной экономике).

Необходимыми условиями реализации финансового менеджмента на предприятии являются наличие рыночных механизмов, экономическая самостоятельность предприятий (возможность выбора собственной стратегии), профессионализация управления (профессиональная подготовка менеджеров в области управления финансами), экономическая заинтересованность.

Выход

Рисунок – 1.1 Схема управления финансами организации

Функции финансового менеджмента как управляемой системы выделяют в соответствии с объектами управления. При определении объектов финансового менеджмента на конкретном предприятии необходимо руководствоваться принципами системности, полноты, логической последовательности. Объекты могут быть определены исходя из их связи с текущей или долгосрочной деятельностью предприятия, а также их места в кругообороте капитала: формирование, распределение, возвращение. В наиболее обобщенном виде среди функций финансового менеджмента как управляемой системы можно выделить:

1. Управление источниками средств (финансированием деятельности), что предполагает определение потребности в финансовых ресурсах; оптимизацию объема и структуры источников финансирования и включает:

- управление собственным капиталом;

- управление заемным капиталом;

2. Управление размещением и использованием капитала:

- управление инвестициями:определение объема и основных направлений инвестиций, определение экономической эффективности инвестиций, управление инвестиционными рисками;

- управление активами;

3. Управление текущей финансовой деятельностью:

- управление денежными потоками;

- управление затратами;

- управление финансовыми отношениями предприятия;

- функции, связанные со страхованием активов, налогообложением, финансовым консультированием, амортизационной, дивидендной политикой и проч.

4. Управление финансовыми результатами:

- управление прибылью;

- управление ликвидностью и платежеспособностью;

- управление финансовой устойчивостью и прочие.

Третья группа концепций

1. Гипотеза эффективности финансового рынка. Эта гипотеза была выдвинута в 1970 году американским экономистом Юджином Фама. Она отражает зависимость ценовой эффективности фондового рынка от уровня информационного обеспечения его участников.

Все финансовые рынки имеют одну важную общую деталь – они связаны со сбором, обработкой и распространением больших объемов информации. Финансовый рынок можно представить как информационную систему, на вход которой поступают данные финансовой отчетности предприятий, газетные публикации, информация рейтинговых агентств, политические новости, сообщения о природных катаклизмах и т. п. В результате обработки этого информационного «сырья» внутри системы оно преобразуется в «готовую продукцию» – цены на финансовые инструменты, обращающиеся на рынке.

Очевидно, что если рыночная цена абсорбирует в себя всю информацию, имеющую прямое или косвенное отношение к конкретному предприятию, то она будет представлять собой справедливую (внутреннюю) стоимость финансового актива. Рынок, на котором цена любого финансового актива всегда равна его внутренней стоимости, называется абсолютно эффективным.

Гипотеза абсолютной эффективности рынка предполагает, что любая новая информация не просто поступает на рынок, а делает это очень быстро – практически мгновенно она находит отражение в уровне цен. Поэтому равенство рыночной цены, например акции, ее внутренней стоимости соблюдается в любой момент времени. В таких условиях становится невозможным «перехитрить» рынок, то есть купить ценную бумагу дешевле или продать дороже ее действительной (справедливой, внутренней) стоимости. На этом свойстве абсолютно эффективного рынка базируется его другое определение: рынок считается абсолютно эффективным по отношению к определенной информации, если, используя эту информацию, нельзя принять решение о покупке или продаже ценных бумаг, позволяющее получить сверхприбыль.

Изменение цен на эффективном рынке носит случайный характер, так как цены могут изменяться только при поступлении новой информации, а она не может быть заранее предсказана. Если цены акций уже отражают все что предсказуемо, то изменение цен на акции должно отражать только непредсказуемое.

Гарри Робертс определил три уровня эффективности рынка в зависимости от условий информационного обеспечения участников:

- слабая эффективность – нынешние цены отражают всю информацию о ценах в прошлом;

- средняя форма эффективности – цены отражают не только информацию о прошлых ценах, но и всю другую опубликованную информацию;

- сильная ценовая эффективность фондового рынка – цены отражают не только всю доступную информацию, но и всю, которая может быть добыта в ходе кропотливого фундаментального анализа деятельности компаний и экономики в целом.

2. Концепция агентских отношений. Авторами этой концепции являются американские исследователи Майкл Дженсен и Уильям Меклинг, опубликовавшие ее в 1976 году. Рассматриваемая концепция основывается на том, что сегодня на предприятии функции владения и управления разделены, поэтому одна и та же финансовая операция может быть выгодна с точки зрения менеджеров и невыгодна с точки зрения собственника капитала. В контекст финансового менеджмента первичные агентские отношения – это отношения между:

а) акционерами и менеджерами. Проблема морального риска, то есть возможность незамеченных со стороны акционеров действий менеджеров в своих собственных интересах, может быть решена при помощи агентских затрат, к которым относят все затраты, производимые с целью побудить менеджеров действовать с позиции максимизации достояния акционеров. К ним относят:

- расходы на осуществления контроля за деятельностью менеджеров, например, затраты на проведение аудиторских проверок;

- расходы на создание организационной структуры, ограничивающей возможность нежелательного поведения менеджеров;

- расходы, связанные с соблюдением условий, установленных акционерами, например, обязательное согласование с акционерами определенных вопросов.

б) кредиторами и акционерами. Например, в случае осуществления рисковых инвестиционных проектов, или при увеличении заемного капитала, акционеры фирмы получают выгоду за счет кредиторов фирмы, так как у последних возрастает риск невозврата долга.

3. Концепция асимметричной информации. Авторами этой концепции являются американские экономисты Стюарт Майерс и Николас Майджлаф, опубликовавшие ее в 1984 г. Сущность её состоит в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в полной мере, например, потенциальные инвесторы (возможные покупатели ценных бумаг компании) располагают о ее деятельности меньшим объемом информации, чем ее менеджеры и владельцы компании. В этом случае говорят, что в наличии асимметричная информация. В результате чего инвесторы могут нести впоследствии определенные финансовые потери. Повысить определенность при оценке финансовых операций, а соответственно и снизить риск, можно, купив дополнительную информацию.

4. Арбитражная теория ценообразования. Она была разработана американским профессором Стефаном Россом в 1976 году. Основу этой теории составляет положение о том, что на конкурентных финансовых рынках «арбитраж» (спекулятивные операции, основанные на разнице рыночных цен на отдельных рынках) обеспечивает выравнивание реальных рыночных цен отдельных финансовых активов в соответствии с уровнем их риска и доходности.

Концепция денежного потока

Применение концепции денежного потокапредполагает, что в финансах любой актив или операция оцениваются с точки зрения величины и направления движения денежных потоков, порождаемых этим активом или операцией.

Денежный поток – движение денежных средств предприятия в наличной или безналичной форме, выражающееся в поступлении денежных средств на счета организации и их расходовании, то есть переводе на счета других субъектов, в результате операций с какими-либо активами.

Анализ целесообразности проведения операций с активами или реализации инвестиционных проектов, основанный на учете денежных потоков дает более объективную оценку, так как не зависит от учетной политики предприятия и учитывает только фактическое движение денежных средств. Например, независимо от того, какой метод учета выручки от реализации продукции использует предприятие, при анализе денежных потоков она будет учтена только по факту зачисления на расчетный счет.

В зависимости от направления движения денежных средств различают:

1) положительные потоки (притоки) – поступление денежных средств. Например: зачисление выручки на расчетный счет; инкассирование дебиторской задолженности; привлечение кредита и прочие;

2) отрицательныепотоки(оттоки) – выбытие или расходование денежных средств: инвестирование средств в активы, выплата заработной платы, уплата налогов, погашение кредита и процентов по нему и т. д.

Важнейшим условием возникновения денежного потока является пересечение денежными средствами условной «границы» предприятия. В связи с этим внутренние перемещения денежных средств, например, их перевод с расчетного счета в кассу предприятия не рассматриваются как денежные потоки. В этом случае деньги лишь меняют свою форму: переходят из безналичной формы в наличную.

Чистый денежный поток – разница между всеми (валовыми) притоками и всеми оттоками денежных средств организации за определенный период времени, либо по какому-либо проекту, либо как результат операции с тем или иным активом, результат по коммерческой сделке. Чистый денежный поток, в свою очередь, также может быть или положительным, или отрицательным и рассчитывается следующим образом:

глава i. методический инструментарий финансового менеджмента - student2.ru , (2.2)

где ЧДП – чистый денежный поток по конкретной сделке или операции; глава i. методический инструментарий финансового менеджмента - student2.ru – i-тое поступление (приток) денежных средств по сделке или операции; глава i. методический инструментарий финансового менеджмента - student2.ru – t-тое расходование (отток) денежных средств по сделке или операции.

При этом следует иметь в виду, что между доходами организации и притоками денежных средств, а также между затратами и оттоками денежных средств существуют принципиальные различия. Под затратами понимают стоимостную оценку ресурсов, потребленных организацией в процессе осуществления хозяйственной деятельности, а под доходами, соответственно, стоимостную оценку экономических выгод, полученных в результате этой деятельности. Под движением же денежных средств понимают все денежные поступления и платежи организации. Например, амортизационные отчисления, с одной стороны, рассматриваются как затраты на производство продукции, а с другой – как приток денежных средств, представляющий собой возмещение ранее осуществленных платежей в рамках инвестиционной деятельности.

Еще один пример, выручка от реализации продукции (доход) может превысить сумму денежных поступлений от реализации продукции, если часть обязательств была погашена покупателями в не денежной форме. Кроме того, выручка будет зафиксирована в отчетных документах по факту реализации продукции в зависимости от выбранного метода учета (например, по начислению, если организация использует метод учета реализованной продукции по факту отгрузки), а приток денежных средств будет зафиксирован только по факту зачисления денежных средств на расчетный счет организации.

Такое несовпадение между расходами и оттоками денежных средств, а также между доходами и поступлениями приводит к тому, что чистая прибыль организации за отчетный период и чистый денежный поток за тот же период времени – это разные величины. В результате зачастую в практической деятельности отечественных организаций можно столкнуться с ситуацией, когда при наличии прибыли в отчетных документах эта организация испытывает проблемы с платежеспособностью (а иногда и вовсе является неплатеже-способной) и наоборот.

Чистый денежный поток по конкретной операции или сделке должен быть положительным, только в этом случае сделка или операция окупается и приносит организации прибыль.

У нормально функционирующего предприятия совокупный чистый денежный поток за определенный период времени должен стремиться к нулю, то есть, с одной стороны, все заработанные в отчетном периоде и не связанные в других операциях денежные средства должны быть эффективно инвестированы, но, с другой стороны, организация не может «обнулять счета», так как некоторая сумма денежных средств должна оставаться на счетах для проведения текущих платежей (выплаты заработной плат, уплаты налогов и проч.).

В финансовом менеджменте различают денежные потоки пренумерандо,илиавансовые, и постнумерандо. Денежный поток, поступления по которому имеют место в начале рассматриваемого временного периода, называется пренумерандо, например, поступления денежных средств в счет оплаты товаров или услуг. Денежный поток постнумерандо предполагает учет денежных поступлений в конце периода. При проведении финансовых расчетов чаще всего все поступления условно относят к концу периода, даже если они авансовые, так как согласно общим принципам учета принято подводить итоги, в том числе оценивать финансовые результаты, по окончании отчетного периода.

Группировка денежных потоков предприятия осуществляется по трем видам деятельности:

1. По текущейдеятельности (в зарубежном финансовом менеджменте ее называют операционной деятельностью).Многие организации одновременно осуществляют несколько видов деятельности, совмещая производство с посредническими операциями или оказанием услуг. Тем не менее, деятельность такого рода часто обозначается единым термином – производственная или операционная.В отечественной практике финансового менеджмента такая деятельность называется текущей.

В качестве поступления денежных средств по текущей деятельности можно рассматривать зачисление выручки на счета организации, полученные авансы; полученные пени и неустойки за нарушение хозяйственных договоров и др. В качестве оттока денежных средств – оплату счетов поставщиков, выплату заработной платы, уплату налогов и др.

2. По инвестиционной деятельности. Расходование (оттоки) денежных средств поинвестиционной деятельности включают:

- суммы денежных средств, направленные на оплату приобретения и создание основных средств, нематериальных активов и других долгосрочных активов (в том числе выданные авансы, предварительная оплата), включая уплаченные проценты по кредитам, займам, которые относятся на стоимость долгосрочных активов в соответствии с законодательством;

- расходы от выбытия основных средств, нематериальных активов и других долгосрочных активов (недоамортизиро-ванная стоимость объекта, затраты на демонтаж и т. п.);

- денежные средства, направленные на предоставление организацией кредитов другим субъектам;

- суммы денежных средств, направленные в уставные фонды других организаций, то есть направленные на приобретение акций или долей в капитале других организаций с целью получения дохода либо для осуществления контроля их деятельности;

- прочие расходы по инвестиционной деятельности.

Поступления (притоки) денежных средств по инвестиционной деятельности формируются за счет:

- сумм денежных средств, полученных от продажи основных средств, нематериальных активов и других долгосрочных активов (в том числе полученные авансы, предварительная оплата);

- денежных средств, полученных в погашение займов, предоставленных организацией;

- денежных средств, полученных организацией в виде дивидендов и других доходов от участия в уставном капитале других организаций;

- денежных средств, полученных организацией в виде процентов;

- прочих денежных доходов по инвестиционной деятельности, за вычетом налогов и сборов, исчисляемых от этих доходов.

3. По финансовой деятельности,то естьпо операциям с финансовыми инструментами (первичными и вторичными). Притоки денежных средств по финансовой деятельности формируются за счет:

- денежных средств, полученных в виде кредитов и займов;

- денежных средств, полученных от выпуска и размещения акций;

- денежных средств, полученных от выпуска и размещения корпоративных облигаций;

- положительных курсовых разниц, возникающих от пересчета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте;

- прочих доходов по финансовой деятельности, за вычетом налогов и сборов, исчисляемых от этих доходов.

Расходование денежных средств по финансовой деятельности включает:

- суммы денежных средств, направленные на погашение кредитов и займов;

- суммы денежных средств, направленные на выплаты процентов по кредитам, займам, предоставленным организации, (за исключением процентов по кредитам, займам, которые относятся на стоимость долгосрочных активов в соответствии с законодательством);

- суммы денежных средств, направленные организацией собственнику имущества (учредителям, участникам) на выплаты дивидендов и других доходов от участия в уставном фонде организации;

- денежные средства, направленные на оплату расходов по эмиссии и размещению акций и облигаций, выпущенных организацией;

- денежные средства, направленные на погашение облигаций, эмитированных организацией, на отзыв акций из обращения;

- суммы денежных средств, направленные на погашение задолженности по лизинговым платежам (если лизинговая деятельность не является текущей деятельностью);

- отрицательные курсовые разницы, возникающие от пересчета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте и другие.

Денежные потоки следует определять исходя из того, что налоги уже уплачены, то есть на «посленалоговой» основе. Кроме того, информация должна быть представлена на приростнойоснове, то есть должна учитываться разница между денежными потоками фирмы в том случае, когда рассматриваемый вариант действий будет реализован и тогда, когда не будет.

Примеры построения графика платежей по кредиту

Рассмотрим расчет платежей по кредиту при различных вариантах погашения кредитов.

Платежи по кредиту в общем случае состоят из двух частей:

- погашение основной суммы долга – амортизация долга, то есть возмещение заемщиком суммы выданного кредита;

- уплата процентных денег за пользование кредитом, то есть плата за предоставление заемщику денег в долг.

Следует иметь в виду, что при расчете платежей по кредиту день получения кредита и день погашения кредита чаще всего учитываются

Наши рекомендации