Управленческая команда и персонал
Организационная структура управления делом, личностные характеристики и квалификация персонала, формы юридического и банковского обслуживания -ключевые моменты, особенно в малом бизнесе, для успеха дела в целом.
Особенностью малой формы бизнеса является то, что в организационном плане формальная структура фирмы может быть в максимальной степени совмещена с конкретными характеристиками и требованиями к ключевому персоналу.
При формировании структуры управления необходимо помнить, что наиболее существенное отличие установления организационной структуры от выработки технических решений заключается в решающей роли человеческого фактора на всех стадиях деятельности. Индивидуальные и групповые интересы, опыт и традиции, квалификационные и социально-психологические характеристики руководителей и специалистов следует учитывать уже на ранних этапах подготовки проекта структуры. Если предприятие небольшое, вовлечение ключевых работников и специалистов в творческий процесс формирования структуры управления будет залогом эффективной работы коллектива.
Известны типовые организационные структуры управления: линейная, линейно-штабная, функциональная, программно-целевая, матричная. При формировании организационной структуры небольшого коллектива важно обратить внимание на основные принципы эффективных структур управления: оптимальное распределение обязанностей, информационную обеспеченность
руководителя, заинтересованность исполнителя в конечном результате, наличие контроля и единоначалие.
В малом бизнесе эффективную организационную структуру рекомендуется формировать под определенную команду. Поэтому для реализации замыслов необходимо иметь квалифицированных работников, способных решать ключевые задачи, обсудить организацию деятельности управленческой команды компании, оценить ее возможности по развитию дела так, чтобы свести к минимуму возможности риска. Работа персонала фирмы будет успешной лишь в том случае, когда интересы производства и индивидуальные способности работника будут согласованы.
Известны два наиболее распространенных подхода к организации управления персоналом: американский и японский. Американский подход основан на индивидуальном принятии решений и индивидуальной ответственности, специализации, достаточно быстрой оценке и продвижении по служебной лестнице, найме работника на определенное время. Для японского подхода характерны коллективное принятие решений и коллективная ответственность, неспециализированная деятельность, медленное продвижение по службе, пожизненный наем работников.
При подборе сотрудников и дальнейшей работе с ними указанные признаки должны быть трансформированы и дополнены с учетом специфики вашего дела и конкретных видов работ, поскольку каждый из них будет оказывать прямое воздействие на положение и доходы фирмы.
В бизнес-плане должна быть отражена политика в отношении ключевого персонала и определены способы изменения квалификации. Особые требования предъявляются к квалификации работников для работы на внешнем рынке.
Наконец, необходимо указать форму юридического обслуживания бизнеса. Юридическая защита часто имеет определяющее значение для успеха. Продумайте также вопрос о консультантах и референтах.
Планируемая прибыль
В данном разделе составляется план так называемой объявленной прибыли (дохода). Объявленная прибыль позволит затем вычислить чистую прибыль или потери (до уплаты налогов) для каждого года. Данные ресурсы можно определить следующим образом.
1) Перенесите в рабочую таблицу (табл. 6) объемы продаж, определенные ранее в разделе «Прогнозирование продаж».
2) Внесите в рабочую таблицу 6. данные о переменных затратах на продажу товаров (определены в разделе «Переменная составляющая затрат на продажи»).
3) Вычислите валовую прибыль для каждого года (разность между объемом продаж и переменными затратами на продажи).
4) Определите расходы по функционированию (постоянные или накладные расходы) для каждого года по статьям, представленным в таблицу 6.
5) Найдите прибыль или потери для каждого года (разность между валовой прибылью и накладными расходами по коммерческой деятельности). Такие расчеты проводятся в том случае, когда вы не несете непосредственно затрат на производство товара. В общем случае следует учитывать еще и затраты, связанные с обеспечением производства товара.
6) Перенесите в таблицу 6 производственные издержки: постоянные, переменные и суммарные по годам.
7) Определите чистую прибыль (потери) до уплаты налога (разность торговой прибыли и суммарных производственных издержек).
Таблица 6 - Расчет планируемой прибыли
Показатели | 20_ | 20_ | 20_ | Итого |
Объем продаж | ||||
Затраты на продажи | ||||
Валовая прибыль | ||||
Расходы по коммерческой деятельности | ||||
Юридическая помощь | ||||
Бухгалтерские расходы | ||||
Реклама | ||||
Поездки | ||||
Оборудование связи | ||||
Страхование | ||||
Другие расходы | ||||
Общие расходы по коммерческой деятельности | ||||
Торговая прибыль (потери) | ||||
Переменные производственные издержки | ||||
Чистая прибыль (потери) до уплаты налогов |
Анализ точки критического объема продаж Критическая точка представляет собой уровень выручки, покрывающей общие затраты и расходы по функционированию. Эта величина продаж называется точкой критического объема продаж (КОП), или точкой безубыточности. В точке КОП достигается равновесие: если вы продаете больше, то получите чистый доход, если же продаете меньше, то будете иметь чистые потери. Рабочая таблица 6 вычислений точки КОП заполняется для каждого года следующим образом.
Запишите величину общего объема продаж в денежном выражении (выручка) на 1-й год - эта величина уже была определена в разделе «Прогнозирование продаж». Запишите общую величину переменных затрат на 1-й год - сумма статей «Переменные затраты на продажи» и «Переменные производственные издержки» (раздел «Планируемая прибыль»). Определите валовую прибыль для 1-го года (разность между выручкой и общими переменными затратами).
Объем продаж, руб. = ?
Общие переменные затраты, руб. = ?
Общая валовая прибыль, руб. = ?
2) Определите по формулам, приведенным ниже, долю общей валовой прибыли. Процент общей прибыли говорит о доле общей прибыли в каждом рубле общих продаж.
Доля общей валовой прибыли = Общая валовая прибыль
Объем продаж
3) Запишите общие постоянные расходы - сумма расходов по коммерческой деятельности и постоянных производственных расходов за 1-й год (эти величины содержатся в разделе «Планируемая прибыль»). Общие постоянные расходы, руб.
4) Рассчитайте точку КОП для 1-го года, используя приведенную ниже формулу
КОП = Общие постоянные расходы Доля общей валовой прибыли Замечание. В дополнение к анализу по точке КОП настоятельно рекомендуется после первых реальных сделок рассмотреть соответствующие реальные доходы или потери. На затраты, связанные с продажами, влияет большое число параметров. Именно реальные сделки и устанавливают действительную доходность операций. Анализ по точке КОП и по реальным сделкам позволяет минимизировать риск потерь.
Оценка риска
Понятие риска, его оценка, прогнозирование и даже управление им - вещь малознакомая для наших предпринимателей, хотя их повседневная деятельность связана практически с постоянным риском. Для крупных проектов необходим тщательный просчет рисков с использованием теории вероятностей. Для небольших проектов достаточен анализ риска с помощью экспертных методов.
Главное здесь - не сложность расчетов и не точность вычислений, а умение автора бизнес-плана заранее выявить все типы рисков, с которыми он может столкнуться, источники этих рисков и моменты их возникновения, А затем следует разработать меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь.
Чем глубже вы проанализируете эту проблему, тем выше будет к вам доверие потенциальных партнеров и инвесторов. Верят не тому, кто оптимистически утверждает, что его дело беспроигрышное, а тому, кто способен заранее предвидеть проблемы и объяснить, как он собирается выходить из трудного положения.
Возможность возникновения риска, к сожалению, весьма широка: это могут быть пожары и землетрясения, забастовки и межнациональные конфликты, изменения в налоговом регулировании и колебания валютных курсов. От вас требуется хотя бы ориентировочно определить, какие риски для вас наиболее вероятны и во что они могут вам обойтись. Отсюда вы сможете ответить на вопрос: как уменьшить риски и потери?
Ответ этот должен состоять из двух разделов: в первом вы укажете организационные меры профилактики рисков, во втором - свою программу страхования от рисков. Например, при возможности сбоев в графике железнодорожных перевозок материалов и комплектующих вы можете проработать альтернативную программу транспортировки необходимых изделий с помощью авиационного или автомобильного транспорта.
Что касается страхования, то здесь тема для разговора столь обширна, что мы коснемся ее лишь вкратце. К сожалению, в России система страхования развита крайне слабо. Это поражает зарубежных коллег, привыкших подстраховывать каждый свой шаг: от покупки оборудования до обесценения валютных средств из-за спекулятивных колебаний курсов валют.
Открытое и честное обсуждение этого вопроса в бизнес-плане, во-первых, характеризует вас с хорошей стороны как предпринимателя, во-вторых, показывает, что вы проявляете определенную заботу о тех средствах, которые собираетесь получить от своего партнера. Более конкретно вам следует:
• Обосновать все допущения, которые вы сделали, разрабатывая деловой план, и риск, который в них заложен.
• Порассуждать о таких проблемах, как:
риск истратить всю наличность до получения заказа на продукт; риск снижения цен из-за действий конкурентов; возможные тенденции в развитии отрасли;
риск превышения запланированных уровней затрат разработки и производства продукта;
невыход на намеченный объем продаж;
срыв графика разработки продукта;
трудности в поставках сырья и комплектующих;
трудности в получении банковского кредита;
риск оказаться без наличности после массового поступления заказов.
• Отметить, какие из потенциальных проблем являются критическими для успеха вашего предприятия, и описать ваши планы по минимизации влияния неблагоприятных факторов.
Для разных сфер предпринимательства характерен разный уровень риска. Схема данного раздела имеет следующий вид.
А. Степень риска коммерческой неудачи для вашей сферы бизнеса •Относится ли бизнес к уже хорошо освоенной области предпринимательства, новой, осваиваемой области или новейшей, неосвоенной области?
В своей области предпринимательства относится ли бизнес к предприятиям с высоким, средним или низким уровнем риска?
Б. Степень обеспеченности получения и продажи вашего продукта.
• Укажите вероятность технического успеха в получении продукта.
• Укажите долю продаваемого объема продукции от общего объема продукции, предназначенного для продаж.
В. Рентабельность вашего бизнеса с учетом риска •Укажите прогнозируемую чистую прибыль (эти данные имеются в разделе «Планируемая прибыль»).
•Укажите общие издержки (сумму издержек по статьям: «Затраты на продажи», «Общие расходы по коммерческой деятельности», «Суммарные производственные издержки», данные в разделе «Планируемая прибыль»).
Г. Конкретные виды рисков для вашего бизнеса
• Перечислите наиболее существенные виды риска, с которыми вы можете встретиться в бизнесе и которые целесообразно страховать (уничтожение, хищение или порча товара при транспортировке; невыполнение субподрядчиками своих обязательств; риск, связанный со стихийными бедствиями, транспортными катастрофами, несчастными случаями с ведущими работниками и др.).
• Перечислите наиболее существенные виды риска, с которыми можете встретиться в бизнесе, не зависимые от страхования и требующие использования специальных способов уменьшения негативных последствий (связанные с неверным выбором проекта и колебанием конъюнктуры, изменениями цен и спроса; коммерческий риск; финансовый риск; ошибки менеджеров; социальная нестабильность и др.).
Д. Мероприятия по уменьшению ущерба, связанного с предпринимательским риском.
• К каким страховым организациям и компаниям планируете обратиться?
• Какие типы договоров о страховании и на какие суммы планируете заключить?
• Намерены ли использовать хеджирование для уменьшения возможного ущерба?
• Укажите мероприятия по нестрахуемым видам риска.
17. Финансовый план
Раздел предназначен для определения эффективности и финансовой состоятельности проекта. Он является ключевым разделом бизнес-плана. Составление этого раздела один из самых ответственных моментов. На основании данных финансового плана производится анализ коммерческой привлекательности проекта.
При разработке финансового плана учитываются характеристики и условия среды, в которой предполагается реализация проекта:
- налоговая среда (перечень видов налогов, ставки налогов и сроки их выплаты, тенденции изменения);
- изменение курса валют, по которым ведется расчет проекта;
- инфляционная характеристика среды;
- дата начала и время реализации проекта;
- горизонт расчета проекта.
Результатом проведенных расчетов являются три основных документа:
-план прибылей и убытков (документ, показывающий, как будет формироваться и изменяться прибыль) - отражает операционную деятельность предприятия в текущий период проекта. С помощью данного отчета можно определить размер получаемой предприятием прибыли в определенный период времени;
-прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия (показывает финансовую платежеспособность предприятия) - отражает финансовое состояние предприятия на конец рассчитываемого периода времени;
- план движения денежных средств (Cash Flows) , т. е. проект потоков денежных средств - показывает формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств предприятия в динамике от периода к периоду.
План прибылей и убытков отражает операционную деятельность предприятия (под операционной деятельностью понимается процесс производства и сбыта продукции и услуг) в определенные периоды времени (месяц, квартал, год). Из "Плана прибылей и убытков" можно определить прибыльность предприятия, реализующего проект.
Для построения таблицы "Отчет о прибылях и убытках" необходимы следующие данные:
1. Из плана продаж - выручка от реализации продукции и услуг, потери при продажах за определенный период времени (например, год).
2. Из плана издержек - сумма переменных (прямых) издержек с учетом плана производства за расчетный период времени (месяц, квартал, год).
3. Из плана издержек - сумма общих (операционных, торгово-административных издержек) за расчетный период. При этом необходимо помнить, что общие (постоянные) затраты включают в себя амортизационные отчисления и начисленные проценты по кредитам.
В основе Плана денежных средств (Кэш-Фло) лежит метод анализа денежных потоков, лежащий в основе "классических" методов инвестиционного анализа и используемый во всех наиболее известных методиках планирования и оценки эффективности инвестиционных проектов. Термин "Кэш-Флоу" используется для определения текущего остатка имеющихся в распоряжении предприятия денежных средств. В форме "План прибылей и убытков" показываются расчетные величины прибыли или доходов от продаж, «Кэш -Флоу» отражает фактические поступления выручки от продаж.
"План движения денежных средств" содержит два дополнительных раздела: "Кэш-Флоу от инвестиционной деятельности" и "Кэш-Флоу от финансовой деятельности", из которых можно выяснить объемы и сроки инвестиций, формы финансирования предприятия.
Что касается затрат, то в "Плане прибылей и убытков" отражаются затраты, списываемые за период, в то время, как в "Кэш-Флоу" - фактическая оплата этих затрат.
Прогнозируемый баланс имеет такую же форму как и Ф. №1.Следовательно, баланс состоит из двух частей: суммы стоимостей актива и пассива.
На основе результатов трех отчетов проводится анализ финансовых ресурсов предприятия и выработка схемы финансирования проекта:
- сколько всего необходимо средств;
- откуда, в какой форме и на каких условиях планируется получить средства;
- сроки и условия возврата долговых обязательств и процентов по ним (если таковые предполагаются).
Также проводятся расчеты показателей эффективности проекта (интегральных показателей), выполненных с учетом дисконтирования. Это, прежде всего:
- чистая текущая стоимость (NPV);
- внутренняя норма доходности (IRR);
- индекс доходности (PI);
- срок окупаемости с учетом дисконтирования (PB).
1. Показатель чистой текущей стоимости (NPV -net present value).
Позволяет классифицировать варианты и принимать решения на основе сравнения инвестиционных затрат с доходами от объекта инвестирования, приведенной к текущей стоимости.
(1)
где PV - современная стоимость денежного потока (ден.ед);
IC - суммарные инвестиции с учетом дисконтирования (ден.ед);
CF - чистый денежный поток в периоде t (ден.ед);
r - норма дисконта;
t - порядковый номер периода получения дохода или осуществления инвестиций.
2. Внутренняя норма доходности IRR (international rate of return).
Это процентная ставка, при которой показатель чистой современной стоимости проекта равен 0 (NPV =0).
Предприятие может принимать любые решения инвестиционного характера, уровень рентабельности которых не ниже текущего значения показателя стоимости использованного (авансированного) капитала (СС - cost of capital). Именно с ним сравнивается показатель IRR, рассчитанный для конкретного проекта, при этом связь между ними следующая:
если IRR>CC, то проект следует принять.
IRR<CC, то отклонить.
IRR=CC, то нет ни прибыли, ни убытков.
IRR позволяет выявить разницу между прогнозируемой внутренней нормой окупаемости проекта и требуемой доходностью. Эта разница является запасом прочности, позволяющим сопоставить доходность и риск.
Показатель IRR вручную вычислить невозможно, его точное значение может быть найдено при помощи Microsoft Excel или других программных пакетов, а также приблизительное значение IRR можно вычислить при помощи математических преобразований: например, метода последовательной итерации.
3. Индекс рентабельности (PI - profitability index) - отношение суммы всех дисконтированных денежных доходов от инвестиций к сумме всех дисконтированных инвестиционных расходов.
(2)
при PI<=1 проект следует отклонить;
PI> 1, следует отдать предпочтение проекту с большим PI.
Показатель PI, как правило, является дополнением к показателю NPV при анализе эффективности проекта.
4. Срок окупаемости.
- продолжительность времени, необходимого для возмещения начальных инвестиционных затрат из чистых денежных поступлений.
Срок окупаемости может определяться в двух вариантах:
1) на основе дисконтированных членов потоков платежей (Nok);
2) без учета дисконтирования (Ny).
Nok характеризует число лет, необходимых для того чтобы сумма дисконтированных на момент окончания инвестиций чистых доходов была равна размеру инвестиций.
Ny не учитывает фактор времени, т.е равные суммы дохода, получаемые в разное время, рассматриваются как равноценные и равен:
(3)
Этот расчет имеет смысл при относительно незначительных колебаниях прогнозируемых годовых доходов относительно средней.
Данные показатели целесообразно рассчитывать в совокупности. При выборе инвестиционного решения приоритет следует отдать показателю чистой современной стоимости, в том случае, если остальные показатели эффективности проекта дают неоднозначные результаты.
Показатели эффективности, рассчитанные с учетом ставки дисконтирования, демонстрируют сравнительную эффективность инвестиций в проект по отношению к другим финансовым инструментам, доступным для инвесторов. В дополнение к этому также проводятся расчеты основных показателей платежеспособности, ликвидности, деловой активности и рентабельности. Расчетные риски проекта по основным параметрам, влияющим на его реализацию, отражаются в анализе чувствительности.
Целью анализа чувствительности является определение степени влияния различных факторов на финансовый результат проекта. В качестве интегральных показателей, характеризующих финансовый результат проекта, используются обычно показатели эффективности инвестиционного проекта, рассмотренные выше.
Задача анализа состоит в численном измерении влияния реализации тех или иных факторов риска на эффективность проекта. Чем шире диапазон параметров, в котором показатели эффективности остаются в пределах приемлемых значений, тем выше "запас прочности" проекта, тем лучше он защищен от колебаний различных факторов, оказывающих влияние на результаты реализации проекта. Исследования чувствительности проекта к возможным изменениям параметров выполнены с помощью средств компьютерной программной системы Project Expert
В бизнес-плане различают два вида финансового планирования: долгосрочное и краткосрочное. Определение потребности в капитале - основа долгосрочного финансового планирования, позволяющая осуществить выбор и сроки получения кредитов, разделить капитал на собственный и заемный.
Важнейшее место в финансовой политике фирмы занимают два основных источника, обеспечивающих формирование собственных средств, ускоренная амортизация и резервный фонд. Резервный фонд определяется результатами деятельности фирмы и зависит от стабильности дохода, состояния платежеспособности, регулярности денежных поступлений, перспектив конъюнктуры.
Заемные денежные средства используются в период оживленной конъюнктуры. Заемные средства привлекаются в расчете на то, что прибыль перекроет издержки на оплату процента за кредит.
Цель этого раздела - выявить, каковы будут доходы от продаж и прибыль за первый и последующие годы как результат выбранной финансовой стратегии. Один из основных вопросов - как много потребуется средств для инвестиций и поддержания дела в рассматриваемом периоде? Финансовый план выявляет потенциал дела. Он должен быть представлен в бизнес-плане в виде расписания по финансированию (для вновь начатого дела все оценки являются прогнозными).
Вам предстоит определить допустимость и формы изменений в обязательствах, как и на каких условиях, может быть получено дополнительное финансирование, как может быть возвращен кредит. Эта информация становится частью прогноза поступления денег.
Финансовые прогнозы составляются на 3 года: на 1-й год - помесячно, на 2-й и 3-й - поквартально.
При работе фирмы на внешнем рынке, где особенно велик финансовый риск, рекомендуется использовать специальные методы регулирования платежей (аккредитивы, инкассо без документов, платеж на открытый счет и др.) и по возможности иметь полную информацию о финансовом положении клиента. Такую информацию можно получить через банки или специальные фирмы. Существуют специальные виды страхования, охватывающие кредитный риск.
Системы бухгалтерского учета и отчетности в России и на Западе отличаются друг от друга, и поскольку ваша цель состоит в том, чтобы сотрудничать с западным партнером или получить инвестиции от них, вы должны сделать свои финансовые документы по западным образцам. В целом партнера интересует ваша кредитоспособность, т. е. финансовое состояние фирмы, оценка затрат на ее организацию и функционирование, ведомость прибылей и убытков, балансовая ведомость и кассовый план. Все эти документы на Западе имеют определенный стандарт.
Что касается кредитоспособности вашего продукта, то желательно, чтобы вы представили предполагаемому зарубежному партнеру ведомость прибылей и убытков, а также балансовый отчет фирмы за текущий год (прогноз) и за 2-3 предшествующих года. Дело в том, что на Западе корпорации обязаны публиковать подобные документы, поэтому будет очень странно, если ваш бухгалтерский отчет окажется конфиденциальным. К тому же вы можете попросить эти финансовые документы и у своего предполагаемого партнера, что его нисколько не обидит, а, наоборот, утвердит в том, что он имеет дело с солидным, серьезным партнером.
Для кредитора необходим детальный перечень издержек (табл.9), связанных с пуском производства, вместе с полными эксплуатационными расходами для 1-3 месяцев.
Финансовые показатели деятельности фирмы.
В конце раздела следует дать оценку по основным финансовым показателям деятельности фирмы.
Чистый доход к продажам получается делением прибыли после уплаты налогов на объем продаж за год.
Текущий коэффициент состояния активов и пассивов фирмы исчисляется как текущие активы, деленные на текущие обязательства. Большинство фирм рассматриваются как финансово здоровые, когда этот показатель равен или больше 2.
Рентабельность исчисляется как чистая прибыль, деленная на инвестированный капитал.
Для западного партнера вложение капитала в российскую экономику является рискованным предприятием. На Западе такого рода вложения осуществляются, если возврат на капитал не меньше 4060%.
Предложения по уровню финансирования (степени финансового участия зарубежного партнера) Этот подраздел бизнес-плана должен отражать:
• количество денег, которое потребуется;
• время, когда вы будете нуждаться в них;
• как они будут использованы.
Основываясь на вашем проектируемом бухгалтерском балансе и оценке того, сколько денег вам необходимо в период от трех до пяти лет для развития и расширения бизнеса, опишите, сколько из них будет получено от западного партнера и сколько - через займы у других организаций; какова доля участия российского партнера, если создается совместное предприятие.
Инвесторы захотят узнать, как вы собираетесь потратить капитал, в частности, какое количество средств будет использовано на НИОКР, оборудование, маркетинг и пополнение оборотного капитала. Приведите ваши планы расчетов с инвесторами, многие из них очень положительно относятся к планам перевода фирмы в акционерное предприятие, акции которого свободно продаются и покупаются на фондовой бирже. Этот переход может планироваться через 5-7 лет.
Использование кредита и ожидаемый эффект.
Результативность использования кредита имеет важное значение независимо от того, как вы намереваетесь финансировать фирму: за счет собственных средств или заемных.
В данном разделе должны содержаться ответы на следующие вопросы:
• На какие цели будет израсходована ссуда? Ответ может быть дан в общей форме - функционирующий капитал, новое оборудование, запасы и т.д.
• Что конкретно будет приобретено?
• Кто является вашим поставщиком?
• Сколько будет стоить эта покупка?
• Какая именно модель или марка машины?
• Какую сумму нужно будет заплатить в виде налогов, платы за установку и доставку оборудования?
Представителям банка небезынтересно знать, на что вы тратите деньги, потому что все купленное вами послужит залогом ссуды.
Оцените возможную выгоду от аренды части капитального оборудования и помещений как альтернативы их приобретения в частную собственность. При наличии денег последнее может оказаться более выгодным.
В аренде есть свои преимущества: по мере роста фирмы вы сможете маневрировать основным капиталом.
Аренда дает некоторые налоговые льготы. Посоветуйтесь со своим бухгалтером.
•Каким образом использование ссуды повысит прибыльность фирмы?
Проценты за кредит - это прямой вычет из дохода. Прибегая к ссуде или вкладывая собственные деньги, вы должны знать, как сработают эти деньги, какой доход принесут. Убедитесь, что прибыль от использования кредита выше затрат по его привлечению.
Пока не завершена работа над финансовой частью плана, вы не сможете привести точные цифры, характеризующие использование и ожидаемый эффект от кредита. Тем не менее, стоимость элементов основного капитала, которые вы планируете приобрести, а также расчетная величина функционирующего капитала могут и должны быть отражены. Вы всегда можете отказаться от разумного варианта в пользу более скромного, если этого потребует состояние финансов.
Ниже приводится примерная рекомендуемая схема написания финансового плана.
А. Источники, финансовая политика, контроль.
Назовите источники финансирования ресурсов фирмы за счет собственных денежных средств, за счет заемных денежных средств.
Какова политика распределения прибыли после уплаты налогов?
Каковы условия контроля по платежам покупателей?
Какова финансовая политика фирмы в отношении страхования кредитов?
Таблица 9 - Издержки подготовки производства
Перечень единовременных расходов | Затраты |
Оборудование, машины, движимое имущество Стоимость установки оборудования Благоустройство территории производственных помещений Начальные запасы сырья и материалов Различного рода залоги и единовременные выплаты Плата за лицензии и допуски Регистрация и презентация Наличность для неожиданных расходов Итого единовременных расходов Текущие (повторяющиеся) расходы за три месяца: Вся зарплата и вознаграждения Аренда Реклама Транспортные расходы Эксплуатационные расходы Страхование всех типов Залоги (государственные и местные) Выплата процентов по займам и кредитам Ремонт и профилактика Расходы по подготовке персонала Неожиданные расходы Общие текущие расходы за три месяца Итого издержек подготовки производства |
Б. Эффективность инвестиций.
Какие способы и критерии оценки эффективности инвестиций Вы используете?
В. Прибыль вашей фирмы в 1-й год по месяцам, на следующие два года по кварталам и еще на два года по годам.
Г. Баланс вашей фирмы в первый год по месяцам, на следующие два года по кварталам и еще на два года по годам.
Стратегия финансирования
В этом разделе следует изложить план получения средств для создания или расширения предприятия, решить сколько необходимо средств для реализации данного проекта, определить источник и форму получения денег, когда можно ожидать полного возврата вложенных средств и получения инвесторами дохода на них.
Финансирование через кредиты предпочтительно для проектов, связанных с расширением производства на уже действующих (и действующих успешно) предприятиях. С одной стороны, от таких предприятий банкиры не будут требовать повышения платы за кредит, так как риск вложений здесь невелик, с другой - не трудно найти материальное обеспечение кредитов: в качестве него могут выступать имеющиеся активы.
Порой привлечение средств партнеров и акционеров кажется предпринимателям нежелательным из-за возможности лишиться контрольного пакета акций, размер которого обычно оценивается в 51%.
Во-первых, на деле контрольный пакет может быть и значительно меньше 51%. При сильно распыленном капитале для контроля над предприятием может оказаться достаточным и 10-15% акционерного капитала.
Что касается сроков возврата заемных средств, то для этого необходимо проведение и включение в бизнес-план специальных расчетов, дающих возможность определить срок окупаемости вложений. Формулы этих расчетов можно найти в соответствующих справочных пособиях.
Образец сопроводительного письма к кредитору. Предположим, вы приняли решение о кредите. Тогда вам понадобится хорошая бумага, чтобы напечатать это письмо. Ее качество и повлияет на первое впечатление. Пусть оно отразит затраченный труд и ваше мастерство, создаст ваш образ. Расходы окупятся достигнутым эффектом.
Если бизнес-план предназначен для получения ссуды и будет предложен вниманию потенциального кредитора или финансовой организации, то вам необходимо составить сопроводительное письмо, отпечатанное на отличной бумаге и знакомящее с вами и с целью вашего обращения.
Деловое расписание
Деловое расписание - необходимый раздел бизнес-плана. В нем фиксируется временной график ключевых действий (разработка продукта и процесса его производства, анализ рынка, разработка программы продаж). Следует указать и важнейшие частные задания, критические события, определяющие успех дела. Перечень таких событий включает: завершение дизайна; представление продукта на выставках; заказ сырья, материалов и комплектующих в количествах, необходимых для организации планируемого объема производства, начало производства; получение первого заказа, первая продажа, оплата первых счетов. Составление делового расписания позволяет контролировать ключевые моменты дела, предусматривать и корректировать возникающие сбои с тем, чтобы уменьшить возможный риск.
Грамотно составленное деловое расписание демонстрирует зарубежному партнеру профессионализм управленческой команды. Покажите на графике решающие для успеха вашего бизнеса события:
• создание фирмы;
• окончание НИОКР;
• создание прототипа изделия;
• достижение договоренностей с торговыми представителями;
• выход на торговые показы продукции;
• подписание соглашений с оптовиками;
• заказ материалов в количествах, необходимых для производства первых партий;
• начало производства;
• получение первых заказов;
• поставка первых партий товара;
• получение первых платежей и поступлений на
счет.
На графике отразите, сколько времени проходит от момента приобретения сырья до получения денежной выручки по каждому выпускаемому продукту или услуге; как изменяется численность управленческого и производственного персонала, идет процесс приобретения или строительство зданий, сооружений и оборудования по мере развития бизнеса.
В разработке этого раздела бизнес-плана вам поможет заполнение таблицы 10
Таблица 10 - Критические события бизнес-плана
Область деятельности (события) | Ответственный | Дата начала события | Дата окончания события | Возможные сбои в расписании и их корректировка | Критические отклонения в расписании |
1. Выделите ключевые области деятельности. Составьте список видов деятельности, которые являются жизненно важными в деле.
2. Определите дату начала каждой работы. Для этого рассмотрите место этой работы в общем плане работ.
3. Определите срок завершения каждой работы.
4. Назовите ответственных за каждую ключевую область деятельности.
5. Обсудите возможные сбои в расписании и действия по их корректировке.
Обсудите влияние отклонений в расписании на потенциальную жизнеспособность предпринимаемого бизнеса.
20. Приложения к бизнес-плану
Остались еще темы, которые можно изложить в бизнес-плане, и вопросы, кото