Факторы, влияющие на величину прибыли и убытков
Коммерческих предприятий
Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей прибыли. Обобщенно эти показатели представлены в Отчете о прибылях и убытках (форма № 2).
Конечный финансовый результат деятельности предприятия, балансовая прибыль или убыток, представляет собой алгебраическую сумму результата (прибыли или убытка) от реализации товаров, продукции, работ, услуг; результата (прибыли или убытка) от финансовых операций, доходов и расходов от прочих внереализационных операций. Формализованный расчет балансовой прибыли представлен ниже:
Р = ± Рр ± Рф ± Рвн
где, Р — балансовая прибыль или убыток;
Рр - результат от реализации товаров, продукции, работ, услуг;
Рф - результат от прочей реализации и финансовых операций;
Рвн - результаты (доходы и расходы) от прочих внереализационных операций.
Показатели прибыли характеризуют абсолютную эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние.
К внешним факторамотносятся: цены на производственные ресурсы, конъюнктура товарного и фондового рынков, действующая система налогообложения предприятия и организаций, сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции, транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей и др.
К внутренним факторам изменения прибыли относят, во-первых, объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, цена продукции предприятия, жизненный цикл, продолжительность операционного цикла, сезонность производства и реализации продукции, система принятой учетной политики, амортизационная политика предприятия, неотложность инвестиционных программ, финансовый менталитет владельцев и менеджеров предприятия. Перечисленные факторы называют основными. Во-вторых (второстепенные), выделяют факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям, и др.).
Внешняя группа факторов играет в современных российских условиях первостепенную роль. Более того, эти факторы в основном определяют сферу функционирования предприятия, решение о расширении или сворачивании его деятельности.
Анализ факторов, влияющих на величину прибыли, должен осуществляться в зависимости от того, результатом чего является прибыль. Если прибыль (убыток) является результатом от реализации,то на ее величину могут влиять:
• объем реализации - анализируются показатели, определяющие взаимосвязь прибыли и объема реализации;
• изменение отпускных цен - отпускная цена формируется на основании себестоимости продукции;
• материалоемкость производства - чем выше этот показатель, тем большее влияние на величину прибыли оказывает изменение цен на материалы;
• трудоемкость производства - влияние определяется аналогично материалоемкости;
• энергоемкость производства - влияние определяется аналогично материалоемкости;
•изменение доли прочих затрат (командировочные, представительские и др.);
• учетная политика в целях налогообложения и учетная политика организации;
• структурные сдвиги в ассортименте продукции, степень выполнения договорных отношений;
• соблюдение норм расходования сырья и материалов в организации и др.
Прибыль от внереализационных операцийзависит от других факторов и может быть связана:
• с долей ценных бумаг в имуществе организации;
• с величиной дивидендов, получаемых от других организаций по ценным бумагам;
• с принятой формой арендных отношений;
• с особенностями налогообложения внереализационных операций и принятой учетной политикой в целях налогообложения;
• с изменением курса рубля к иностранной валюте и т. д.
Расчет суммы прибыли от реализации продукции (работ, услуг) может быть осуществлен по следующей формуле:
ΣР = ΣN - ΣS
где, ΣN – сумма выручки от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов и др. аналогичных платежей;
ΣS – сумма затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по полной себестоимости.
Из данной формулы следует, что все факторы, влияющие на объем продаж (выручку от реализации) и себестоимость реализованной продукции, сказываются также на прибыли от реализации и балансовой прибыли.
Причем можно оценить не только абсолютное влияние факторов, но и относительное, характеризующее изменение в режиме хозяйствования.
Приведем пофакторные расчеты изменения прибыли.
Общее изменение себестоимости за период составляет
∆S= ∆U + ∆M + ∆A
где, ∆S - общее изменение затрат на производство реализованной продукции;
∆U -изменение затрат по оплате труда;
∆M - изменение материальных затрат;
∆A - изменение амортизации.
В свою очередь, изменение затрат по оплате труда характеризуется абсолютным и относительным отклонением - абсолютное отклонение:
∆U = U1 – U2
относительное отклонение:
∆U = U1 – U0 х JN
где, U1, U0- отчетная и базовая величина затрат по оплате труда;
JN - индекс изменения объема выручки от реализации товаров, продукции, работ и услуг.
Изменение материальных затрат раскладывается аналогично - абсолютное отклонение:
∆М = М1 – М2;
относительное отклонение:
∆М = М1 – М0 х JN
где, М1, М0 - отчетная и базовая величина материальных затрат.
Влияние амортизации составит - абсолютное отклонение:
∆А = А1 – А2
относительное отклонение:
∆А = А1 – Ао х JN
гдеА1, А0- отчетная и базовая величина амортизационных отчислений. Таким образом, изменения в оплате труда, материальных затрат и амортизации ведут к изменению себестоимости продукции. Это отражается на изменении прибыли от реализации и, в конечном счете, на изменении балансовой прибыли. Повышение себестоимости ведет к снижению балансовой прибыли и наоборот.
Показатели относительной экономики ресурсов используются для оценки режима ресурсосбережения по каждому виду затрат материальных, трудовых, основных фондов.
Получение достаточной величины прибыли является конечной целью любой коммерческой организации. Однако отношение субъектов хозяйствования к оценке прибыли неоднозначно. Увеличение массы прибыли отражает увеличение результативности работы предприятия. Вместе с тем, действующая система налогообложения доходов вынуждает субъекты хозяйствования скрывать свои доходы, использовать все легальные возможности манипулирования величиной прибыли для снижения налогооблагаемой базы.
Объективная оценка качества показателей прибыли, представленных в бухгалтерской отчетности, необходима не только в фискальных целях, но более всего - в целях определения степени надежности финансового положения предприятия. Сокращение дистанции между зафиксированной в бухгалтерской отчетности номинальной величиной прибыли и ее реальной величиной, подкрепленной реальным притоком денежных средств на предприятие, является одной из важнейших задач финансового анализа. Информативность результатов решения этой задачи наиболее высока для внешних пользователей бухгалтерской отчетности (потенциальных инвесторов, кредиторов и др.). Отметим основные причины несовпадения отчетной и реальной величины прибыли.
Во-первых, разрыв между отчетной и реальной величиной прибыли обусловлен особенностями самой действующей системы бухгалтерского учета, выявления и отражения в отчетности финансовых результатов производственно-коммерческой деятельности организаций.
Во-вторых, указанный разрыв обусловлен применением регулирующих воздействий учетной политики предприятия, т.е. особенностями конкретной методики, формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета на предприятии.
Методы регулирования прибыли, самостоятельно определяемые предприятием на основании действующих общих правил организации бухгалтерского учета при выборе учетной политики, сводятся к следующим положениям:
● выбор порядка начисления износа по основным средствам.
В соответствии с действующим положением предприятия имеют возможность осуществлять ускоренную амортизацию активной части основных средств. Метод ускоренной амортизации позволяет в более короткие сроки перенести стоимость используемых основных средств на издержки производства и обращения, т.е. их воспроизводства. При этом себестоимость продукции возрастает, что ведет к уменьшению прибыли и налогов на прибыль;
● выбор порядка начисления износа по нематериальным активам.
Предприятия сами определяют порядок начисления износа и перечень объектов нематериальных активов, по которым износ начисляется. Нормы износа также устанавливаются предприятием самостоятельно. Имея в виду, что первоначальная стоимость объектов нематериальных активов, а также срок их полезного использования определяются договорными отношениями, можно заключить, что предприятие имеет немалые возможности в регулировании себестоимости продукции и прибыли;
● выбор порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимости продукции. Затраты по ремонту основных средств могут быть отнесены на себестоимость продукции одним из следующих трех способов:
- фактические затраты по ремонту списываются на счета издержек производства или обращения;
- создается ремонтный фонд с последующим списанием из него фактических затрат по ремонту основных средств;
- фактические затраты по ремонту основных средств аккумулируются на счете «Расходы будущих периодов» с последующим равномерным списанием на издержки производств и обращения.
При первом способе списания затрат по ремонту основных средств существующие колебания в затратах на ремонт, вызванные неравномерностью ремонтных работ в течение года, прямо переносят на себестоимость продукции и прибыль.
Второй и третий способы свободны от этого недостатка, однако их использование приведет к увеличению финансово-эксплуатационных потребностей предприятия в оборотных средствах;
● выбор способа распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования.
Распределение косвенных расходов по объектам учета и калькулирования может осуществляться пропорционально основной заработной плате производственных рабочих или пропорционально производственной себестоимости. Способ распределения косвенных расходов оказывает существенное влияние на точность исчисления себестоимости и рентабельности отдельных видов продукции, работ, услуг;
● изменение сроков погашения расходов будущих периодов. Сокращение сроков погашения расходов будущих периодов ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода.
● выбор метода определения выручки от реализации продукции. Предприятия могут определять выручку от реализации продукции либо по моменту оплаты отгруженной продукции (работ, услуг), либо по моменту отгрузки продукции и предъявления платежных документов покупателю (заказчику).
Несоответствие между доходами и расходами имеет место как при первом, так и при втором методах определения выручки. Однако при втором методе величина начисленной прибыли не подкреплена реальным притоком денежной массы на предприятие. Наоборот, второй метод инициирует отток денежной массы за счет ускорения платежей в бюджет по налогам на прибыль, на добавленную стоимость и другие платежи. Малейшая задержка платежей покупателями может вызывать ухудшение финансового состояния предприятия. Поэтому этот метод стимулирует предприятия к переходу на предоплату продукции, что не соответствует условиям нормальной рыночной экономики.
● создание резервов предстоящих расходов и платежей.
Предприятия самостоятельно определяют размер и виды резервов. Создание их позволяет нейтрализовать влияние на себестоимость продукции и прибыль резких (пиковых) колебаний в уровне затрат в связи с неравномерным распределением их в течение года.
Прибыль - это не просто учетная величина, определяемая как разность между чистой выручкой от реализации (без НДС и акцизов) и затратами на производство реализованной продукции, но прежде всего экономическая категория, отражающая суть бизнеса.
Прибыль является мерой эффективности бизнеса. Рассматривая бизнес как систему движения капиталов, нельзя не отметить, что его сущностью является вложение средств с целью создания через определенное время существенной экономически выгодной величины для возмещения первоначальных вложений, а затем получения достаточной прибыли.
Жизнеспособность бизнеса в целом определяется непрерывностью этого процесса, улучшением экономического положения владельцев и возможностями выполнения дальнейшего вложения средств.
Для владельцев предприятия, потенциальных инвесторов и кредиторов важна прибыль не только в конце данного отчетного периода, но и в последующие периоды. Поэтому реальная величина прибыли должна рассматриваться как мера жизнеспособности предприятия.Она должна нести в себе заряд результативности будущей производственно финансовой деятельности предприятия.
Формирование прибыли предполагает решение следующих основных задач:
● обеспечение максимизации размера формируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия и рыночной конъюнктуре. Эта задача реализуется путем оптимизации состава ресурсов предприятия и обеспечения их эффективного использования. Основными естественными ограничителями размера прибыли выступают возможный уровень использования ресурсного потенциала и сложившаяся конъюнктура товарного и финансового рынков;
● обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска. Между этими двумя показателями существует прямопропорциональная связь. С учетом отношений менеджеров к хозяйственным рискам формируется допустимый их уровень, определяющий политику (агрессивную, умеренную (компромиссную), консервативную) осуществления тех или иных видов деятельности или проведения отдельных хозяйственных операций. Исходя из заданного уровня риска в процессе управления должен быть максимизирован соответствующий ему уровень прибыли;
● обеспечение высокого качества формируемой прибыли. В процессе формирования прибыли предприятия должны быть в первую очередь реализованы резервы ее роста за счет операционной деятельности и реального инвестирования, обеспечивающих основу перспективного развития предприятия. В рамках операционной деятельности основное внимание должно быть уделено обеспечению роста прибыли за счет расширения объема выпуска продукции и освоения новых перспективных ее видов;
● обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Так как прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, ее размер определяет потенциальную возможность создания фондов производственного развития, резервного и других специальных фондов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия. При этом в самофинансировании развития предприятия прибыли должна отводиться главенствующая роль;
● обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия. Эта задача призвана обеспечивать максимизацию благосостояния собственников в перспективном периоде. Темп возрастания рыночной стоимости в значительной степени определяется уровнем капитализации прибыли, полученной предприятием в отчетном периоде. Каждое предприятие исходя из условий и задач хозяйственной деятельности само определяет систему критериев оптимизации распределения прибыли на капитализируемую и потребляемую ее части.