Сущность финансов предприятий
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
(СамГУПС)
Кафедра «Экономика и финансы»
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине Б3.В.ОД.7 «Финансы предприятий»
для направления подготовки: 38.03.01 (080100) «Экономика»
Разработчик: _____________/Н.Ю. Жаркова/
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры
от «_____» _____________ 20 ___ г., протокол № ________
Зав.кафедрой ______________/П.А. Первов/
УДК 658.14/.17(075.8) или УДК 656.2.003
ББК 65.290-95я73
М 69
Финансы предприятий: Конспект лекций для студентов экономических специальностей / составители: Н.О. Михаленок, Н.Ю. Жаркова. – Самара: СамГУПС, 2012г. - с.
Утверждено на заседании кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и статистика» 12.11.12 г. протокол № 4.
Печатается по решению редакционно-издательского совета университета.
Данная методическая разработка содержит лекционный курс по дисциплине «Финансы предприятий». Рассмотрена сущность финансов предприятий и их функции, организация финансовой работы на предприятии, особенности финансов железнодорожного транспорта. Подробно излагается методика расчетов различных финансовых показателей по темам: расходы и доходы предприятий, формирование финансового результата и его планирование; амортизационные отчисления, порядок их планирования; инвестиции в оборотные активы; финансовое планирование на предприятиях. Предназначено для студентов экономических специальностей.
Составители: Михаленок Наталья Олеговна – д.э.н., проф. кафедры
«Бухгалтерский учет, анализ и статистика» СамГУПС;
Жаркова Наталья Юрьевна – к.э.н., доцент кафедры
«Бухгалтерский учет, анализ и статистика» СамГУПС;
Рецензенты: к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и статистика» И.В. Додорина (СамГУПС);
к.т.н., доцент кафедры «Экономика и логистика на транспорте» Л.С. Попов (СамГУПС)
Редактор И.А. Шимина
Компьютерная верстка
Подписано в печать 2012. Формат 60х90 1/16
Бумага писчая. Печать оперативная Усл. п.л.
Тираж экз. Заказ №
Самарский государственный университет путей сообщения, 2012
ВВЕДЕНИЕ
Осуществляемые в стране реформы привели к увеличению объемов и потоков социально-экономических связей, повышению роли распределительных отношений. Продолжает развиваться негосударственный сектор экономики, современная банковская система, рынки товаров, услуг, капитала. Предприятия перешли к широкому использованию рыночных методов регулирования своей деловой активности.
Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.
Хорошее знание финансовой сферы деятельности необходимо еще и потому, что страна переживает глубокий экономический и финансовый кризис. Первостепенное значение в этих условиях приобретают правильные ответы на вопросы о том, как стабилизировать экономическую ситуацию, что может обеспечить эффективное ведение хозяйства, какими методами можно добиться нормализации.
Финансы предприятий занимают ведущее место в воспроизводственном процессе и формировании собственных денежных средств и централизованных финансовых ресурсов государства.
Конспект лекций содержит семь разделов. В них отражаются: сущность финансов предприятий и их функции, организация финансовой работы на предприятии, особенности финансов железнодорожного транспорта, реформа системы управления финансами железнодорожного транспорта, организация расчетов за перевозки, существующий порядок управления доходными поступлениями на дороге, система проведения операций по доходным счетам ОАО «РЖД», планирование финансово-экономических показателей, осуществления казначейского контроля ОАО «РЖД». А также подробно излагается методика расчетов различных финансовых показателей по темам: расходы и доходы предприятий, формирование финансового результата и его планирование; амортизационные отчисления, порядок их планирования; инвестиции в оборотные активы; финансовое планирование на предприятиях.
Содержание финансовой работы на предприятии
Основная задача управления финансами предприятия – достижение целей предприятия (а эти цели устанавливаются собственниками) минимальным капиталом.
Основное содержание финансовой работы на предприятии заключается в обеспечении финансовыми ресурсами хозяйственной деятельности, в организации взаимоотношений с финансово-кредитной системой и другими хозяйствующими субъектами; в сохранении и рациональном использовании основного и оборотного капитала; в обеспечении своевременности платежей по обязательствам предприятия в бюджет, банкам, поставщикам и персоналу. Сущность финансовой работы состоит в обеспечении кругооборота основного и оборотного капитала и поддержании финансовых отношений, сопутствующих коммерческой деятельности.
Задачи, которые необходимо решать при управлении финансами, могут быть представлены в виде следующей схемы (рис. 2).
Для организации финансовой работы хозяйствующий субъект создает специальную финансовую службу. Деятельность финансовой службы подчинена главной цели – обеспечению финансовой стабильности, созданию устойчивых предпосылок для экономического роста и получения прибыли.
Для финансовой работы на предприятии создается структура (отдел, служба, департамент).
Финансовые структуры предприятий должны:
1. Быстро и качественно готовить финансовые документы в объеме, необходимом для принятия руководством предприятия эффективных управленческих решений.
2. Координировать и направлять деятельность всех подразделений для достижения главной цели предприятия.
3. Нести ответственность за качественное составление финансовых планов предприятия.
4. Обеспечивать нормальное функционирование предприятия врыночных условиях хозяйствования.
Рис. 2. Задачи финансовой функции предприятия
Важнейшими направлениями работы финансовой структуры являются:
Ø финансовое планирование;
Ø оперативная работа;
Ø контрольно-аналитическая работа.
2.2. Сущность финансового планирования
Финансовое планирование занимает важное место в организации финансовой деятельности предприятия. В ходе финансового планирования каждое предприятие всесторонне оценивает свое финансовое состояние, определяет возможность увеличения финансовых ресурсов и выявляет направления наиболее эффективного их использования. Финансовое планирование осуществляется на основе анализа информации о финансах предприятия, получаемой из бухгалтерской, статистической и управленческой отчетности.
В области планирования финансовая служба обеспечивает выполнение следующих задач: разработку проектов финансовых и кредитных планов со всеми необходимыми расчетами; определение потребности в собственном оборотном капитале; выявление источников финансирования хозяйственной деятельности; разработку плана капитальных вложений с необходимыми расчетами; участие в разработке бизнес-плана; составление кассовых планов в учреждения банка; участие в составлении планов реализации продукции в денежном выражении и определение плановой суммы балансовой прибыли на год и по кварталам и показателей рентабельности.
В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, многовариантности, экономико-математического моделирования.
Ø Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.
Ø Сущность нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др.
Ø Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе.
Ø Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов.
Ø Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные.
Ø Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.
Оперативная работа
В области оперативной работы финансовая служба решает многочисленные задачи, основными из которых являются следующие: обеспечение в установленные сроки платежей в бюджет; выплата процентов по краткосрочным и долгосрочным ссудам банков; выдача заработной платы работникам и другие кассовые операции; оплата счетов поставщиков за отгруженные товарно-материальные ценности, услуги и работу; обеспечение финансирования затрат плана; оформление кредитов в соответствии с договорами; ведение ежедневного оперативного учета реализации продукции, прибыли от реализации, других показателей финансового плана; составление сведений о поступлении средств и справок о ходе выполнения показателей финансового плана и финансового состояния.
В целях контроля поступления фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует повседневного эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов.
Оперативное финансовое планирование включает составление и использование платежного календаря, кассового плана и кредитного плана.
При составлении платежного календаря финансовый отдел тесно взаимодействует с бухгалтерской службой, поскольку бухгалтерия обеспечивает сбор информации об операциях по счетам предприятия, об уплате налогов, о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, о расчетах с поставщиками и подрядчиками и проч.
Платежный календарь составляется на месяц, 15 дней, декаду, пятидневку. При этом срок определяется исходя из периодичности основных платежей предприятия. Наиболее целесообразно составление платежного календаря на месяц с подекадной разбивкой.
В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств (как в наличной, так и безналичной форме) должны быть сбалансированы. Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия и, таким образом, избежать финансовых затруднений.
Календарь платежей составляется на основе реальной информационной базы о денежных потоках предприятия. Информационной базой платежного календаря служат: планы, составленные на предприятии, например, план реализации продукции, смета затрат на производство, план капитальных вложений и т.п.; выписки по счетам предприятия и приложения к ним; нормативно установленные сроки платежей для финансовых обязательств; договора; счета-фактуры; график выплаты заработанной платы; внутренние приказы.
Кроме платежного календаря на предприятии должен составляться кассовый план –план оборота наличных денежных средств, отражающий поступления и выплаты наличных денег через кассу. Своевременная обеспеченность наличными денежными средствами характеризует состояние финансовых отношений между предприятием и его работниками, т.е. одну из сторон платежеспособности предприятия. Кассовый план необходим предприятию для контроля поступления и расходования наличных денег.
Важной частью оперативной финансовой работы является составление кредитного плана. Если предприятие испытывает определенную потребность в краткосрочном финансировании, то оно должно обосновать размер испрашиваемого кредита, определить сумму с учетом процента, которую необходимо вернуть коммерческому банку, просчитать эффективность кредитного мероприятия, заключить с банком договор о кредитном обслуживании.
Состав расходов предприятия
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров; с выполнением работ, оказанием услуг и осуществлением других обычных видов деятельности. К ним также относится возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.
Расходы по обычным видам деятельности состоят из:
♦ расходов, связанных с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;
♦ расходов, возникающих непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи;
♦ расходов, возникающих в процессе продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, по поддержанию их в исправном состоянии);
♦ коммерческих расходов;
♦ управленческих расходов.
Для формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ,услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности.
При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:
♦ материальные затраты;
♦ затраты на оплату труда;
♦ страховые взносы;
♦ амортизация;
♦ прочие затраты.
Прочими расходами являются:
♦ расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
♦ расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
♦ расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
♦ расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
♦ проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
♦ расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
♦ отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности.
Прочими расходами также являются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. п.).
Планирование затрат на реализуемую продукцию
В процессе финансового планирования большое внимание уделяют прогнозированию себестоимости продукции.
При планировании выручки по методу начисления (по отгрузке) планируемую величину затрат на реализацию можно представить в виде
(1)
где ЗРП – затраты на реализованную продукцию;
ЗТП – затраты на товарный выпуск;
- изменение себестоимости готовой продукции на складе на конец планируемого периода по сравнению с началом;
- изменение себестоимости остатков товаров отгруженных, учитываемых на бухгалтерском счете 45 «Товары отгруженные, выполненные работы и услуги» на конец планируемого периода по сравнению с его началом.
При планировании выручки от реализации продукции по методу оплаты определение затрат на реализацию осуществляется по формуле
(2)
где - изменение себестоимости товаров отгруженных, но не оплаченных покупателями (счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками») на конец планируемого периода по сравнению с его началом.
Традиционный подход к определению себестоимости реализуемой продукции выражается формулой
(3)
где О1 – остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода по производственной себестоимости;
Т – товарный выпуск планируемого года по производственной себестоимости;
О2 – остатки нереализованной по производственной себестоимости продукции на конец планируемого года;
ЗКУ – коммерческие и управленческие (если они списываются на реализацию, минуя счет «Основное производство») расходы в планируемом году.
Состав доходов предприятия
Доходами организации (кроме кредитных и страховых организаций) признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и/или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, авансы, задатки, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Доходы организации в зависимости от их характера, условий получения и предмета деятельности организации подразделяются на:
1. доходы от обычных видов деятельности;
2. прочие поступления.
Доходами от обычных видов деятельности является:
выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, а также от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды;
предоставления за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
участие в уставных капиталах других организаций (в том случае, если это относится к предмету деятельности организации).
Все прочие доходы хозяйствующего субъекта, исходя из их экономического содержания можно разделить на доходы:
♦ получаемые от операций по реализации (но за рамками основной деятельности), а также в результате иного использования активов организации:
поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;
♦ внереализационные (получение которых не связано с продажей продукции, работ, услуг или иных активов организации):
штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
поступления в возмещение причиненных организации убытков;
суммы кредиторской и дебеторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, и др.
♦ право на получение которых может появиться в связи с чрезвычайными обстоятельствами, т. е. это поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. п.).
3.4. Формирование выручки от реализации продукции (работ, услуг)
Выручка, поступившая на счета предприятия и в кассу, как правило, используется на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, топлива и энергии. Из нее производятся отчисления налогов в бюджеты и отчисления во внебюджетные фонды, выплата заработной платы, возмещается амортизация и производятся другие расходы.
Величину выручки от реализации продукции по методу отгрузки в плановых финансовых расчетах можно определить по формуле:
(4)
где В – выручка от реализации (продажи) продукции (работ, услуг) в планируемом периоде;
ТП – товарная продукция в планируемом периоде в продажных ценах;
- изменение остатков готовой продукции на складе на конец планируемого периода, по сравнению с началом в продажных ценах;
- изменение остатков товаров отгруженных, учитываемых на счете 45 на конец планируемого периода по сравнению с его началом в продажных ценах.
Величина выручки от реализации продукции по методу оплаты в плановых финансовых расчетах определяется по формуле
(5)
где - изменение остатков товаров отгруженных, не оплаченных покупателями (счет 62) на конец планируемого периода по сравнению с началом в продажных ценах.
3.5. Формирование финансового результата и его планирование
В экономике используется несколько понятий прибыли и соответственно способов ее формирования.
Валовая прибыль определяется как выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг за минусом налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов, экспортных пошлин, налогов и обязательных платежей от выручки, а также за минусом себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг.
Прибыль (убыток) от продаж определяется разностью между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходами.
Прибыль (убыток) до налогообложения определяется как прибыль (убыток) от продаж разница между процентами полученными и уплаченными + доходы от участия в других организациях прибыль (убыток) от прочих операционных доходов и расходов прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов.
Чистая прибыль от обычной деятельности определяется разностью между прибылью до налогообложения и налогом на прибыль (другими аналогичными платежами).
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль, непокрытый убыток) определяется как чистая прибыль от обычной деятельности прибыль (убыток) от чрезвычайных доходов и расходов.
Рассмотрим следующие методы планирования прибыли:
1. Планирование прибыли методом прямого счета. Прямой счет основан на том, что количество реализуемой продукции (объем продаж) по каждой номенклатурной позиции умножают последовательно на цены реализации и на себестоимость каждой единицы. Разность между суммами обоих произведений по всем позициям номенклатуры составляет планируемый объем прибыли. По несравнимой продукции себестоимость каждой единицы должна определяться по плановым единичным калькуляциям.
Планирование прибыли методом прямого счета производится по формуле
или (6)
где П – прибыль;
В – выручка от реализации продукции по оптовым ценам;
З – полная себестоимость реализуемой продукции, которая включает в себя себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие и управленческие расходы;
П1, П2 – соответственно прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планового года;
ПТ – прибыль в товарной продукции планового года, определяемая исходя из плана производства по развернутой номенклатуре, плановых калькуляций по каждому изделию, смет управленческих и коммерческих расходов.
2. Планирование прибыли аналитическим методом. Аналитический метод применяется при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу, для проверки. Базой расчета служат затраты на 1 тыс. руб. товарной продукции, базовая рентабельность, а также совокупность отчетных показателей предприятия (факторный метод).
Планирование прибыли аналитическим методом производится по формуле
(7)
где П – валовая прибыль от выпуска товарной продукции;
Т – товарная продукция в ценах реализации предприятия;
З – затраты в рублях на 1 тыс. руб. товарной продукции, исчисленной в ценах реализации.
Инвестиции в основные фонды
Инвестиции –это вложение капитала в активы предприятия с целью последующего его увеличения.
Инвестиционная деятельность – это совокупность практических действий предприятий по реализации инвестиций.
Инвестиционная политика – составная часть общей финансовой стратегии предприятия, которая заключается в выборе и реализации наиболее рациональных путей расширения и обновления его производственного потенциала.
Основными источниками финансирования предприятий являются собственные, заемные, привлеченные финансовые средства, средства федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и внебюджетных фондов.
В составе собственных источников ведущее место занимают прибыль и амортизационные отчисления.
Часть чистой прибыли предприятие вправе направить на капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения. Эта часть прибыли может использоваться на инвестиции в составе фонда накопления или другого аналогичного фонда, создаваемого на предприятиях.
Вторым крупным источником финансирования инвестиций в основные средства предприятий являются амортизационные отчисления (как составная часть фонда возмещения).
Процесс начисления амортизации – это перенесение стоимости амортизируемых основных фондов на стоимость производимой продукции (работ, услуг). Рассмотрим следующие способы начисления амортизационных отчислений:
1) линейный способ;
2) способ уменьшаемого остатка;
3) способ списания стоимости по сумме лет срока полезного использования;
При линейном способе амортизацию начисляют равными долями, в течение всего срока службы различных видов основных средств до полного перенесения их стоимости на издержки производства (обращения). Начисление производится по формуле
, (16)
где А – расчетная сумма амортизационных отчислений;
ПСi – первоначальная стоимость объекта основных средств i-го вида;
Нi – норма амортизации по объекту i-го вида, %;
n – количество объектов i-го вида, подлежащих амортизации.
В соответствии со способом уменьшаемого остатка амортизацию начисляют не по первоначальной (восстановительной), а по остаточной стоимости. Вследствие этого размер амортизационных отчислений, переносимых на стоимость продукции, ежегодно понижается, исходя из уменьшения остаточной стоимости основных средств, а их амортизационный период увеличивается. Расчет производится по формуле
, (17)
где ОСi – остаточная стоимость объекта i-го вида на начало отчетного года;
В случае погашения стоимости объектов основных средств, исходя из числа лет их полезного использования, амортизацию начисляют по линейному методу, однако амортизационный срок службы увеличивают на период, в течение которого отдельные виды основных средств находились в ремонте, на консервации или проходили модернизацию, и в течение которого амортизацию не начисляли. Расчет производится по формуле
, (18)
где Т0i – число лет, остающихся до конца срока службы объекта i-го вида;
ТCi – общий амортизационный срок службы объекта i-го вида, лет.
Сущность финансов отрасли
Финансы железнодорожного транспорта - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.
Денежный оборот, будучи обособленным полностью или частично, составляет материальную основу финансов предприятий. Реальный денежный оборот - это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов.
Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы - собственные источники финансирования расширенного воспроизводства, остающиеся в распоряжении предприятия после выполнения текущих обязательств по платежам и расчетам.
Финансы отрасли выполняют следующие функции: образование различных форм денежных доходов и накоплений в процессе хозяйственной деятельности; распределение доходов и денежных фондов на расширенное воспроизводство; материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Предприятия железнодорожного транспорта по установленным тарифам и ценам реализуют: перевозки грузов, пассажиров, багажа, почты, выполненные ремонтно-строительные и погрузо-разгрузочные работы, товары промышленного производства, производственные услуги и услуги населению.
От реализации продукции на предприятиях и организациях железнодорожного транспорта создаются фонды денежных средств в форме доходов и прибыли. Финансы выполняют распределительную и контрольную функции.
Распределительная функция финансов отрасли обеспечивает централизацию ресурсов на уровне ОАО «РЖД» и перераспределение их внутри железнодорожного транспорта, а также между транспортом и бюджетами. С помощью этой функции осуществляется возмещение стоимости потребленных средств производства и образование доходов в различных формах, а также формируются фонды целевого назначения, необходимые для удовлетворения потребностей развивающегося производства и материального стимулирования работающих.
Усиление финансового воздействия на экономику требует постоянного совершенствования распределительного механизма финансов.
Контрольная функция позволяет осуществлять контроль за движением финансовых ресурсов, за распределением и использованием фонда денежных средств при выплате заработной платы, перечислении единого социального налога, оплате стоимости материалов, топлива, электроэнергии и других средств, получаемых от поставщиков, а также услуг и затрат, связанных с процессом производства и реализацией продукции. Контрольная функция позволяет определить, эффективно ли используются финансовые ресурсы. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация, которая имеется в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетностях.
Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. Контрольная функция действует не изолированно, а в тесном единстве с распределительной.
Финансовые отношения на железнодорожном транспорте имеют следующие особенности:
1. В настоящее время из отрасли, получающей значительные объемы бюджетных средств, железнодорожный транспорт превратился в отрасль не только практически полностью финансирующую саму себя, но и являющуюся одним из крупнейших доноров федерального бюджета и внебюджетных фондов.
2. Железнодорожный транспорт осуществляет перекрестное субсидирование пассажирских и пригородных перевозок, в то время как субъекты Федерации в большинстве своем не выполняют обязательства по покрытию убытков железных дорог от пригородных перевозок.
3. Железнодорожный транспорт работает по регулируемым государством тарифам, несмотря на то, что цены на продукцию других отраслей (в том числе конкурентов) стали свободными.
4. В осуществлении каждой перевозки участвует, как правило, несколько железных дорог и их отделений, а также значительное количество станций, локомотивных и вагонных депо, дистанций и других структурных подразделений, что обуславливает существование особой системы расчетов за перевозки между ними.
5. Полигон каждой железной дороги занимает территории нескольких субъектов Федерации, имеющих различные условия ведения хозяйственной деятельности.
6. Значительная часть текущих затрат не зависит от объемов перевозок. Около 40 % эксплуатационных расходов железных дорог приходится на содержание инфраструктуры: путевого и энергетического хозяйств, хозяйства сигнализации и связи, других объектов и сооружений.
Совершенствование внутриотраслевых финансовых отношений направлено на обеспечение устойчивой работы единой сети железных дорог.
Состав выручки дороги
Большую часть выручки железных дорог составляет выручка от перевозок:
Ø от перевозки грузов во внутригосударственном и международном сообщениях;
Ø от перевозки пассажиров во внутригородских и международных сообщениях;
Ø от перевозки почты и багажа;
Ø прочие выручки (от обслуживания подъездных путей, аренды подвижного состава и др.);
Ø дополнительные сборы (за хранение грузов, за подачу и уборку вагонов, за маневровую работу локомотивов и др.).
Провозные платежи, сборы и штрафы, связанные с перевозкой грузов и грузобагажа, при оплате наличными деньгами вносятся в кассу станции (товарную, багажную, билетную). Безналичные расчеты по таким перевозкам осуществляются через технологические центры по обработке перевозочных документов (ТехПД).
При расчетах через ТехПД предусматривается форма:
Ø предварительной оплаты платежными поручениями на основной расчетный счет (ОРС) и подсобные расчетные счета ;
Ø плановыми платежами на основании соглашений ТехПД и плательщиков, в которых предусматривается порядок определения месячной и текущей суммы