Межгосударственное регулирование

Международное движение капитала, по своей сути, представляет собой миграцию капиталов между странами, которая приносит доход их собственникам. Одной из причин перемещения капитала за рубеж является его относительная избыточность в стране. Это позволяет размещать капитал за границей с целью получения сравнительно больших доходов в форме дивидендов и процентов. Опыт западных практик, в частности США, показывает, что присутствие иностранного капитала не только не противоречит экономическим интересам страны, на территории которой он действует, но и является важным фактором хозяйственного развития и научно-технического прогресса.

В результате глобализации мировой экономики трансформировались внешние условия международной деятельности компаний, изменилась роль государственного и надгосударственного регулирования, появились совер­шенно новые технологии, существенные изменения произошли в глобальной финансовой системе, связанные с глобальным характером операций, широ­ким применением информационных технологий, турбулентностью внешней среды. Глобальные финансы перестали подчиняться государственному контролю.

Общественный климат заставляет политиков критиковать банки и под­талкивает реформу финансового сектора.

В настоящее время можно выделить 2 главных сценария развития ми­ровой финансовой системы:

посредством замены существующих традиционных институтов прин­ципиально новыми институтами посткризисного мира;

посредством регулирования проблем с помощью существующих ин­ститутов, которые претерпят модернизацию, чтобы соответствовать реалиям посткризисного мира.

Сейчас очевидно, что выбран преимущественно второй вариант раз­вития. По итогам саммитов можно сделать вывод о том, что основными чертами нового мирового порядка станет:

- развитие наднациональной системы регулирования и надзора;

рост роли таких наднациональных организаций, как Форум финан­совой стабильности, с некоторыми условиями Международный валютный фонд, Банк международных расчетов (Базель);

усиление надзора в области аудита, деятельности рейтинговых агентств, финансовой отчетности, а также в секторе производных финансо­вых инструментов;

формирование мегарегуляторов и ускорение унификации националь­ных систем законодательного регулирования финансовых рынков.

Глобализация финансовых рынков, начавшаяся в 1980-х гг., показала, что возникшая мировая финансовая система отличается нестабильностью, так как построена на ложной гипотезе, что финансовые рынки способны регулировать себя сами. А это не так.

Иностранный капитал положительно влияет на уровень занятости в стране, уровень заработной платы и многие другие экономические по­казатели. Формируя международные производственные комплексы, ино­странный капитал позволяет шире использовать преимущества междуна­родного разделения труда и международной кооперации с целью оказа­ния воздействия на социально-экономическое развитие и различные ас­пекты внешнеэкономической деятельности. Именно поэтому правитель­ство многих стран, включая США, уделяют огромное внимание стимулированию иностранных инвестиций [7].

Так, например, важнейшими приоритетами американской инвести­ционной политики в последние пару лет являлись привлечение инвестиций в США, а также стимулирование внешних инвестиций с целью создания для американских граждан дополнительных рабочих мест и восстановления экономики. В частности, данная цель была озвучена Президентом США в программном документе - Ежегодном докладе «Повестка торговой политики на 2013 год и годовой отчет за 2012 год» . В этой связи основным приоритетом государственных институтов как на макро уровне, так и на уровне штатов и муниципальном уровне являлись оказание максимальной поддержки потенциальным инвесторам и создание эффективных стимулов для инвестирования, таких как предоставление налоговых льгот, в том числе в виде налоговых кредитов, льготного банковского кредитования, инновационных грантов и др. Применительно к инвестициям в страну, США придерживается политики максимального стимулирования иностранных инвесторов, оставляя за собой право контроля за инвестициями в наиболее чувствительных областях экономики.

Говоря о государственном регулировании инвестиционной деятель­ности, следует начать с того, что в США в силу федеративного устройства государства регулирование вопросов иностранных инвестиций осу­ществляется на двух уровнях: на федеральном уровне и на уровне шта­тов. При этом на федеральном уровне, как правило, устанавливаются общие требования, а конкретные предписания в отношении участия иностранных инвесторов в проектах на территории соответствующих штатов устанавливаются органами местного управления таких штатов.

Правовое регулирование иностранных инвестиций в США на феде­ральном уровне осуществляется на основании значительного числа пра­вовых актов, в частности, Публичного закона № 110-49 «Об иностранных инвестициях и национальной безопасности» 2007 года и соответствую­щих отраслевых законов. Функции регулирования принадлежат спе­циально созданной структуре - Комитету по иностранным инвестициям, который является межведомственным органом, напрямую подчиняясь президенту США.

Проводимая в США политика в принципе обеспечивает, за отдель­ными исключениями, о которых будет сказано ниже, предоставление рав­ных условий хозяйствования иностранным и национальным инвесторам. Иностранные инвесторы могут свободно вкладывать свои средства в большинство отраслей экономики США, а также выводить основной ка­питал и прибыли. Однако имеются и определенные ограничения на осуществление иностранных инвестиций в капитал компаний некоторых отраслей американской экономики, которые устанавливаются по соображениям национальной безопасности или для защиты «чувствительных отраслей» и «критической инфраструктуры».

Среди основных сфер деятельности, на которые накладываются огра­ничения, следует выделить: все сделки в оборонную отрасль; все проекты, связанные с производством и переработкой плутония, эксплуатацией ядерных реакторов и захоронением отходов; в качестве таможенного брокера; в сфере спутниковой передачи информации; компании с иностранным участием не могут получать специальную финансовую помощь и дотации при производстве и переработке сельхозпродукции; при создании акционерных компаний в сфере воздушного и морского транспорта.

Так, иностранным инвесторам может принадлежать не более 25% го­лосующих акций американских авиаперевозчиков и компаний, владею­щих коммерческими рыболовецкими судами.

Транспортные средства (включая самолеты), более чем на 25% принадлежащие иностранным лицам, не могут осуществлять коммерческие перевозки между пунктами назначения в США. Кроме этого, в соответствии с Законом США «О статистической отчетности в сфере иностранных инвестиций», большинство иностранных инвестиций в США (в том числе приобретение в собственность недвижимого имущества с целью получения прибыли), в которых иностранное лицо получает в собственность более 10% голосующих акций (или эквивалент), должны быть доведены до сведения Бюро экономического анализа Министерства торговли США. Исключения предоставляются для незначительных сумм [8].

Однако, если приобретение предполагает покупку 200 акров или более земли США, эти сведения должны быть предоставлены независимо от суммы сделки. Нарушение этих требований может привести к гражданской или уголовной ответственности.

При этом, если на федеральном уровне, как правило, устанавлива­ются общие требования, то конкретные предписания в отношении уча­стия иностранных инвесторов в проектах на территории соответствую­щих штатов устанавливаются органами местного управления таких шта­тов с учетом местных особенностей и потребностей и в соответствии с местным законодательством.

В каждом из 50 американских штатов есть специально разработанные программы привлечения как националь­ных, так и зарубежных инвестиций. Кроме того, США активно реализуют различные программы по поддержке инвестиций. Основная идея такой поддержки сводится к стимулированию инвестиций в приоритетные сферы деятельности, а также в социально значимые проекты (среди которых, в частности, проекты по поддержки малого и среднего бизнеса) путем предоставления стимулирующих льгот, а также путем прямого государственного софинансирования в виде грантов и иных аналогичных стимулирующих выплат. Среди действующих программ необходимо особо выделить программы «Startup America» и «Select USA», которые являются в настоящее время важными инструментами государственного механизма поддержки зарубежных прямых инвестиций в экономику. Обе программы были начаты в 2011 г. и продолжают реализовываться в наши дни.

Суть программы сводится к стимулированию национальных и ино­странных инвестиций в экономику США, прежде всего в целях создания новых рабочих мест. Инициатива в частности предусматривает снижение административных барьеров на пути новых инвестиций из-за рубежа. Кроме того, достижение основной цели данной инициативы будет дости­гаться также путем оказания информационного содействия зарубежным инвесторам. Помимо своего федерального значения, одной из ее целей является продвижение и поддержка инициатив отдельных штатов и тер­риторий США по привлечению иностранных капиталовложений.

В рамках инициативы «SelectUSA» различными ведомствами реали­зуется значительное число программ грантов и иных форм поддержки инвестиций. Общее число программ по данным официального сайта ини­циативы по состоянию на июль 2012 года превышало 2 238. Мировой опыт в целом и США, в частности свидетельствует о том, что иностранный капитал, деятельность которого грамотно регулируется государственными институтами, не только не противоречит экономическим интересам страны, на территории которой он действует, но и является важным фактором хозяйственного развития и научно-технического прогресса. Поэтому данные положительные практики государственного регулирования международным движением капитала целесообразно учитывать и в системе национальной экономики РФ.

Наши рекомендации