Экономический анализ предприятия сервиса

Экономический анализ предприятия сервиса

Оглавление

Тема 1. Экономический анализ: цель, задачи, метод и методика экономического анализа 3

Тема 2. Виды экономического анализа, основные приемы и методы.. 5

Тема 3. Факторный анализ: сущность, виды, классификация факторов, методы детерминированного факторного анализа. 8

Тема 4. Анализ производства и реализации продукции. 11

Тема 5. Анализ использования основных средств. 12

Тема 6. Анализ использования трудовых ресурсов. 13

Тема 7. Анализ использования материальных ресурсов. 14

Тема 8. Анализ затрат и себестоимости. 15

Тема 9. Анализ финансового состояния. 16

Тема 10. Комплексная оценка эффективности хозяйственной деятельности. 17

Тема 1. Экономический анализ: цель, задачи, метод и методика экономического анализа

Понятие экономического анализа как специальной отрасли экономических знаний.

Анализ (от греч. analysis – разложение).

Экономический анализ – это совокупность методов, способов, приемов, используемых для получения выводов и рекомендаций экономического характера в отношении некоторого субъекта хозяйствования.

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний о методах и приемах исследования, применяемых для обработки и анализа экономической информации о деятельности предприятия.

Экономический анализ как практика – это вид управленческой деятельности, обосновывающий принятие управленческих решений.

Объект экономического анализа - хозяйствующие субъекты экономики.

Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы коммерческих организаций, их социально-экономическая эффективность и конечные экономические и финансовые результаты деятельности.

Процесс анализа включает следующие этапы:

1. Определение проблемы и целей анализа.

2. Разработка плана проведения анализа.

3. Реализация плана проведения анализа.

4. Интерпретация результатов анализа.

Цель, задачи, метод и методика экономического анализа.

1. Повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов в процессе их разработки;

2. Объективное и всесторонне исследование выполнения бизнес-планов и нормативов по данным учета и отчетности;

3. Определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

4. Оценка конечных финансовых результатов;

5. Выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса;

6. Испытание оптимальности управленческих решений.

Под методом экономического анализа понимается способ познания, исследования и описания хозяйственной деятельности организаций в их развитии.

Метод анализа имеет следующие характерные для него особенности:

- комплексность изучения хозяйственной деятельности;

- рассмотрение хозяйственных процессов во взаимосвязи, движении, изменении и развитии;

- раскрытие факторов и измерение их влияния на хозяйственную деятельность;

- обобщение результатов анализа;

- разработка мероприятий по устранению недостатков и дальнейшему улучшению всей работы организации.

Метод экономического анализа предполагает использование специальных приемов и способов аналитической обработки цифровой информации.

Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

Методика – совокупность способов и правил наиболее целесообразного выполнения аналитической работы.

Тема 2. Виды экономического анализа, основные приемы и методы

Виды экономического анализа

1. По времени проведения относительно плана:

- предварительный (перспективный):

краткосрочный;

долгосрочный.

- последующий (ретроспективный):

текущий (оперативный);

итоговый.

2. По степени охвата:

- комплексный (полный);

Комплексный (полный) анализ охватывает всю деятельность организаций и проводится после окончания отчетного периода. Комплексный экономический анализ состоит из двух взаимосвязанных разделов: управленческий анализ и финансовый анализ.

- тематический.

3. По широте сравнения:

- межхозяйственный;

- внутрихозяйственный (внутирифирменный).

4. По аспектам исследования:

- финансовый – изучение, диагностика и прогнозирование финансового состояния предприятия и выявление резервов повышения его устойчивости;

- операционный – оценка и прогнозирование операционной деятельности предприятия, и выявление резервов увеличения выпуска продукции ;

- маркетинговый – изучение внешней среды, рынков сбыта, конкурентоспособности, спроса и предложения, формирования ценовой политики;

- инвестиционный – для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности предприятия;

- функционально-стоимостной – исследует функции, которые выполняет объект с целью выявления ненужных функций и предупреждения лишних затрат.

По методике исследования:

- качественный – основан на сравнении качественных характеристик, экспертных оценках;

- количественный – основан на количественных сопоставлениях;

- экспресс-анализ – это способ диагностики на основе типичных признаков;

- фундаментальный – комплексное, углубленное изучение сущности явлений;

- технический – это исследование динамики рынка посредством графиков с целью прогнозирования будущего направления движения цен;

- SWOT-анализ – ориентирован на выявление сильных сторон (S), слабых сторон (W), возможностей (O) и угроз (T) внешнего окружения,

- маржинальный - изучение причинно-следственной связи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

Основные приемы и методы

Сравнение– сопоставление изучаемых фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный и вертикальный сравнительные анализы.

Сравнение – наиболее распространенный прием анализа. Каждый показатель, используемый для оценки и контроля, имеет значение только в сопоставлении с другим.

Сравнение экономических показателей может осуществляться по разным направлениям.

Сопоставляя отчетные данные с плановыми, выявляют степень выполнения (или невыполнения) задания.

Сопоставляя фактические показатели отчетного периода с аналогичными показателями ряда прошлых лет, оценивают результаты работы в динамике и тенденцию развития данно­го экономического процесса.

Сравнение показателей анализируемого хозяйствующего субъекта со средними аналогичными показателями по отрас­ли выявляет место анализируемого субъекта на рынке среди других конкурирующих субъектов, долю на рынке.

Сопоставлением показателей анализируемого хозяйству­ющего субъекта с высокорентабельными хозяйствующими субъектами по аналогичным показателям выявляются неис­пользованные резервы роста производства.

Важным направлением сравнения является

сопоставление результатов деятельности до и после применения того или иного мероприятия (изменения того или иного фактора) с целью определения количественного влияния фактора и определения резервов.

Таким образом, сравнение – сопоставление изучаемых фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный и вертикальный сравнительные анализы.

Горизонтальный анализ – сравнение каждой позиции отчетного периода с предыдущей, применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового.

Вертикальный анализ – изучение структуры итоговых показателей.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:

- единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;

- единство периодов времени, за которые производится сравнение;

- сопоставимость условий производства;

- сопоставимость методики исчисления показателей.

Структурно-динамический анализ – показывает изменения в структуре, удельных весах. Рассчитывается разницей удельных весов отчетного и прошлого периодов.

Трендовый анализ – анализ динамических временных рядов показателей хозяйственной деятельности, заключается в выявлении общей тенденции развития. Но наиболее широкое распространение трендовый анализ используется при проведении технического анализа.

Коэффициентный анализ – это анализ относительных показателей. Коэффициенты подразделяются на две группы:

коэффициенты распределения – показывают, какую часть показатель занимает от итоговой величины.

коэффициенты координации – дают качественную характеристику и отражают соотношения разных абсолютных показателей по экономическому смыслу, например. рентабельность, коэффициенты оборачиваемости, финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности.

Группировка аналитических данных – деление изучаемой совокупности объектов на однородные группы по соответствующим признакам.

Группировка предполагает классификацию явле­ний и процессов, а также причин и факторов, их обусловли­вающих.

В экономическом анализе широко используются структурные группировки при изучении состава хозяйствующих субъектов (по мощности, уровню автоматизации, величине основных фондов и т.д.), структуры выпускаемой продукции (по номен­клатуре и ассортименту).

Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.

Балансовый метод эффективен в разных областях аналитической работы, но особенно широкое распространение он получил в анализе финансового состояния предприятия, где главным источником информации служит бухгалтерский баланс. С помощью балансового метода производится перегруппировка статей баланса, в результате которой он как бы расчленяется на ряд частных балансов: баланс нормируемых оборотных средств и их источников, баланс расчётов предприятия с дебиторами и кредиторами и др.

Способы табличного отражения аналитических данных, графические способы являются наиболее рациональными и удобными для восприятия формами представления результатов анализа.

Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур. Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений.

Существуют три вида таблиц: простые, групповые и комбинированные.

В простых таблицах перечисляются единицы совокупности характеризуемого явления.

В групповых таблицах данные по отдельным единицам изучаемой совокупности объединяются в группы по одному существенному признаку.

В комбинированных таблицах материал подлежащего разбивается на группы и подгруппы по нескольким признакам.

Анализ структурных сдвигов.

Для расчета структурных сдвигов и устранения их влияния на экономические показатели используют различные методы:

1. Метод прямого счета по всем изделиям по изменению удельного веса каждого изделия в общем выпуске:

Экономический анализ предприятия сервиса - student2.ru

N – выпуск продукции в стоимостном выражении;

Q – выпуск продукции в натуральном выражении;

D – удельный вес каждого изделия i-го наименования;

p – цена за единицу.

Цена за единицу продукции и выпуск продукции в натуральном выражении неизменны!

1. Рассчитываем объем товарной продукции при плановой цене, фактическом выпуске и фактической структуре.

2. Рассчитываем объем товарной продукции при плановой цене, фактическом выпуске и плановой структуре.

Анализ уровня квалификации.

При анализе проводится расчет и сопоставление разряда рабочего и разрядом выполняемых работ.

По каждому подразделению и предприятию в целом определяется средний разряд работ и рабочих. Если они не совпадают, выясняются причины и принимаются меры.

Если разряд работ выше, чем рабочих, необходимо предусмотреть повышение квалификации.

В ходе анализа квалификации служащих проверяют соответствие уровня образования каждого работника занимаемой должности, изучают вопросы, связанные с подбором кадров, их подготовкой и повышением квалификации.

Для выявления соответствия квалификации работников требуемому уровню следует проводить их аттестацию.

Экономический анализ предприятия сервиса

Оглавление

Тема 1. Экономический анализ: цель, задачи, метод и методика экономического анализа 3

Тема 2. Виды экономического анализа, основные приемы и методы.. 5

Тема 3. Факторный анализ: сущность, виды, классификация факторов, методы детерминированного факторного анализа. 8

Тема 4. Анализ производства и реализации продукции. 11

Тема 5. Анализ использования основных средств. 12

Тема 6. Анализ использования трудовых ресурсов. 13

Тема 7. Анализ использования материальных ресурсов. 14

Тема 8. Анализ затрат и себестоимости. 15

Тема 9. Анализ финансового состояния. 16

Тема 10. Комплексная оценка эффективности хозяйственной деятельности. 17


Наши рекомендации