Финансово-экономическая поддержка государством компаний – экспортеров товаров и услуг.
Для того чтобы оценить в полной мере силу этого вида оружия против России, необходимы серьезные международные сопоставления, которые бы показали уровень государственной поддержки отдельных отраслей экономики зарубежных стран и России (естественно, нас интересуют те отрасли, продукция которых поступает на наш внутренний рынок). Отчасти мы уже говорили о государственной поддержке в форме экспортных кредитов, гарантий и страховок специализированных агентств. Это «верхняя часть айсберга». «Нижняя часть айсберга» – поддержка самого производства экспортного товара в виде прямых и косвенных государственных субсидий. Это могут быть налоговые льготы (включая ускоренную амортизацию основных фондов), пониженные цены и тарифы на энергию, воду и коммунальные услуги, бесплатное предоставление в пользование земельных участков под производство, государственные низкопроцентные кредиты на производственные цели и т.п. Насколько нам известно, министерство экономического развития Российской Федерации таких оценок и сопоставлений при проведении переговоров о присоединении к ВТО не проводило. Недавно Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) подготовил доклад, в котором содержатся кое-какие расчеты подобного рода. В первую очередь речь идет о сопоставлении государственной поддержки отраслей экономики Китая и России. Из доклада следует, что предприятия в Китае получают множество льгот: освобождение от корпоративного подоходного налога, вычеты из налоговой базы до 200% расходов, используемых на НИОКР, льготы для экспортных производств, снижение подоходного налога, налоговые каникулы в первые годы деятельности. Если предприятие экспортирует более 70% своей продукции, то оно освобождается от налога на прибыль. Кроме того, китайское правительство дотирует свои экспортно-ориентированные предприятия за счет поставок электроэнергии и воды по заниженным ценам и пр. По данным ИПЕМ, общая сумма субсидий на поддержку китайской внешнеторговой экспансии достигает 7% китайского ВВП, в то время как в России – немногим более 0,7% («Китайский экспорт грозит похоронить российскую экономику» /KM.RU, 29.05.2012). Часть субсидирования китайского экспорта обеспечивается за счет специализированных агентств поддержки экспорта (Экспортно-импортный банк, Корпорация по страхованию рисков экспортных сделок и кредитов – Sinosure), о чем мы выше уже говорили. Эта часть, согласно разным источникам, сегодня составляет примерно 3–3,5% ВВП Китая. Стало быть, не менее 3,5% представляет собой государственное субсидирование самого производства. Казалось бы, все это надо учитывать властям России, защищая внутренний рынок от фактического демпинга со стороны нашего восточного соседа. В этой связи директор ИПЕМ Юрий Саакян отмечает: «На сегодняшний день Россия – достаточно крупный торговый партнер Китая и фактически единственная развитая страна, не использующая антидемпинговых мер против товаров китайского происхождения, – сообщает Юрий Саакян. – Между тем только в течение 2005 г. 18 стран и регионов мира, включая ЕС, США, Индию и Японию, провели против Китая свыше 60 антидемпинговых расследований, под которые подпали порядка тысячи наименований китайской продукции. А США, будучи крупнейшими импортерами китайских товаров, находятся почти в постоянном состоянии торговой войны с Китаем». Итак, наши власти, имея реальные средства обороны против китайского торгово-экономического оружия, отказались от их применения, допуская противника на свою экономическую территорию.
10. Поддержка государством экспансии частных компаний на мировых рынках с помощью военной силы, дипломатических средств и с использованием возможностей спецслужб. Слава богу, прямого применения военной силы для захвата российских рынков другие страны пока не предпринимали. Что же касается использования возможностей дипломатических и специальных служб других стран для содействия захвату российского рынка компаниями соответствующих стран, то такое содействие не вызывает ни у кого сомнения. «Содействие» осуществляется порой с нарушением норм международного права, российских законов, не говоря уже про этические нормы. Какая-то часть это «содействия» осуществляется легально сотрудниками посольств, курирующих вопросы торгово-экономических отношений с Россией. Однако большая часть такого «содействия» является негласным, базируется на подкупе российских чиновников, вербовке агентов, добывании секретной коммерческой информации с использованием специальных технических средств. Об использовании этого вида оружия нам могли бы поведать представители ФСБ и ФСВР.
Государственный департамент США прибегает и к такому средству, как введение санкций против российских компаний, «перебегающих дорогу» американским экспортерам. Например, летом 2006 г. он ввел санкции против ряда наших компаний, поставлявших оружие на внешний рынок (эти компании были обвинены якобы в том, что в 1999 г. осуществляли секретные поставки в Иран материалов, необходимых для создания оружия массового поражения). В данном случае государственный департамент играл против российских поставщиков оружия и расчищал путь на рынки третьих стран американским военным экспортерам.
В заключение следует отметить, что использование компаниями других стран широкого арсенала оружия конкурентной борьбы против России не вызывает никакого удивления. Мировой рынок, прикрываясь красивыми «правилами ВТО», продолжает в XXI веке жить по «законам капиталистических джунглей». Удивляет другое: Россия крайне вяло и непоследовательно применяла средства обороны против всех этих наступательных видов оружия.