Виды экономического анализа и их роль в управлении
Содержание
Стр.
Введение
Тема 1. Анализ хозяйственной деятельности и его роль
в управлении деятельностью организации
1.1.Предмет, содержание и задачи экономического анализа
1.2. Виды экономического анализа и их роль в управлении
хозяйственной деятельностью
1.3. Пользователи экономической информации
1.4.Информационное обеспечение экономического анализа
1.5. Взаимосвязь производственного и финансового анализа
Тема 2. Методологические основы экономического анализа
2.1.Этапы и стандартные приемы экономического анализа
2.2.Качественные и количественные методы экономического анализа
2.3. Методы факторного анализа
Тема 3. Система и методология комплексного экономического анализа
3.1. Задачи внутрихозяйственного комплексного анализа
3.2. Системный подход в комплексном экономическом анализе
3.3.Факторы и резервы повышения эффективности хозяйственной
деятельности
Тема 4. Анализ использования производственных ресурсов
4.1. Оценка технико –организационного уровня хозяйственной
деятельности
4.2.Анализ использования основных производственных фондов
и оценка влияния их на объем производства
4.3. Анализ использования материальных ресурсов и оценка
влияния их на величину объема производства
4.4. Анализ использования труда и фонда заработной платы в
организации
4.5. Анализ себестоимости продукции. Оценка влияния на себестоимость продаж использования
производственных ресурсов
4.6. Оценка влияния себестоимости продукции на величину прибыли
Тема 5. Анализ объема производства и реализации продукции
5.1.Показатели, характеризующие объем производства и продаж
5.2.Оценка влияния факторов на величину выручки от реализации продукции
5.3.Система цен на продукцию
5.4.Анализ влияния объема продукции на величину прибыли
Тема 6. Анализ в системе планирования финансово–
хозяйственной деятельности организации
6.1.Роль экономического анализа в разработке основных
показателей планов организации
6.2.Основы сметного планирования
6.3. Анализ поведения затрат и взаимосвязи объема продаж
и прибыли
6.4. Расчет маржинального дохода, порога рентабельности
Тема 7. Оценка производственного и финансового левериджа
7.1. Оценка производственного (операционного) левериджа
7.2. Оценка финансового левериджа
Тема 8. Анализ хозяйственной деятельности организации
на основе финансовой отчетности
8.1.Сущность и технология оценки финансово–хозяйственной
деятельности организации
8.2. Анализ структуры и динамики имущества и источников
финансирования
8.3.Анализ структуры и динамики внеоборотных активов
и эффективности их использования
8.4.Анализ оборотных средств (текущих активов) организации
8.5.Анализ источников финансирования организации
8.6.Анализ ликвидности организации
8.7.Анализ финансовой устойчивости организации
8.8 Оценка деловой активности организации
8.9. Особенности финансового анализа неплатежеспособных
организаций и прогнозирование банкротства
8.10. Анализ финансовых результатов деятельности организации
8.11. Анализ эффективности деятельности организации
Методические указания по расчету финансовых показателей
Ответы к тестам и практическим заданиям
Приложения
Рекомендуемая литература
Тема 1. Анализ хозяйственной деятельности
и его роль в управлении деятельностью организации
1.1. Предмет, содержание и задачи экономического анализа
Экономический анализ является основой принятия решений в процессе финансово-хозяйственной деятельности.
Целью экономического анализа является получение информации, дающей объективную оценку и обоснованную характеристику финансового состояния предприятия.
Экономический анализ с научной точки зрения - это процесс по выявлению сущности явления и изучения всех его сторон, составляющих частей, их взаимосвязей и взаимозависимостей.
Для всех экономических наук общим объектом изучения являются производственные отношения. Поэтому все экономические науки объединяются в систему, при этом каждая экономическая наука имеет свой предмет.
В качестве совокупного объекта анализа выступает финансово -хозяйственная деятельность предприятий и организаций. Это сложная система взаимодействия техники, технологии, организации производства и труда, социальных условий хозяйствования и других элементов в процессах снабжения и сбыта, производства и реализации, в работе с инструментами финансового рынка.
Процесс хозяйствования и его результаты складываются под воздействием многочисленных объективных и субъективных факторов.
Экономический анализ как наука представлен системой специальных знаний, связанных с исследованием экономических явлений и процессов, результатов хозяйственной деятельности, тенденций ее развития, выявлением положительных и отрицательных факторов, с выбором эффективных решений в условиях неопределенности и риска.
Предметом экономического анализа являются хозяйственные процессы предприятий и организаций, конечные результаты их деятельности, причинно -следственные связи экономических процессов.
Процедура экономического анализа включает следующие элементы:
· постановка конкретных задач анализа;
· установление причинно - следственных связей;
· выбор показателей и методов их оценки;
· выявление и оценка факторов, влияющих на результаты финансово -хозяйственной деятельности;
· разработка мероприятий по устранению влияния отрицательных факторов и усиления влияния положительных факторов.
Основными принципами проведения экономического анализа являются:
1) Конкретность: анализ основывается на реальных данных, полученных из достоверных источников информации;
2) комплексность: анализ предполагает всестороннее изучение экономического явления или процесса;
3) системность: в процессе анализа экономические явления изучаются и оцениваются во взаимосвязи друг с другом;
4) регулярность: анализ должен осуществляться регулярно в соответствии с поставленными целями;
5) объективность: изучение экономических процессов, явлений и их оценка должны носить беспристрастный характер;
6) действенность: критерии оценки, выбранные показатели и методы оценки должны способствовать возможности их использования в практических целях для принятия управленческих решений;
7) экономичность: экономический эффект от принятия управленческих решений на основе результатов анализа должен превышать затраты, связанные с проведением анализа;
8) сопоставимость: экономический анализ предполагает преемственность результатов анализа и их сопоставимость;
9) научность: экономический анализ предполагает использование научно обоснованных методик и процедур.
Хозяйственной деятельностью
По роли в управлении выделяют:
· управленческий (внутренний) анализ, который является составной частью управленческого учета и обеспечивает аналитической информацией руководство организации;
· финансовый анализ, обеспечивающий внешних и внутренних пользователей информацией о состоянии организации;
По периодичности анализ может быть:
· перспективным (прогнозным);
· оперативным;
· текущим.
В зависимости от характера объектов управления анализ может быть:
· по отраслям экономики;
· уровням общественного производства и управления;
· стадиям процесса расширенного воспроизводства ( производство, обмен, распределение, потребление);
· по составным элементам производства ( трудовым, материальным и финансовым ресурсам).
По содержанию и полноте изучаемых вопросов экономический анализ делят на:
· полный ;
· локальный (анализ деятельности отдельных подразделений);
· тематический (анализ отдельных функциональных систем экономики).
По методам изучения объекта:
· системный;
· функционально-стоимостный;
· сравнительный;
· факторный;
· диагностический;
· маржинальный ;
· экономико-математический и другие.
Методы факторного анализа
В процессе управления финансово–хозяйственной деятельностью организации для принятия эффективных решений необходимы знания о резервах повышения эффективности деятельности, увеличения объема продаж, причинах изменения результативных показателей деятельности организации. Для получения подобной информации используются приемы факторного анализа.
Сущность методов факторного анализа заключается в оценке влияния различных факторов на результативный показатель. При этом соблюдается следующая последовательность:
на первом этапе - выделяют факторы, определяющие уровень анализируемого показателя;
на втором этапе - устанавливают функциональную зависимость между показателем и выделенными факторами;
на третьем этапе - измеряют влияние изменения каждого фактора на изменение анализируемого показателя.
Для оценки влияния факторов на результативный показатель могут использоваться следующие методы:
· дифференциального исчисления;
· индексный;
· цепных подстановок;
· интегральный.
Метод дифференциального исчисления предполагает, что общее приращение результативного показателя разлагается на слагаемые, где значение каждого определяется как произведение соответствующей частной производной на приращение переменной, по которой вычислена данная производная. Так называемый неразложимый остаток интерпретируется как логическая ошибка метода дифференцирования и просто отбрасывается.
Метод цепных подстановок
Наиболее распространенный метод факторного анализа. Сущность метода заключается в последовательной подстановке в исходную формулу определения результативного показателя отчетных значений исследуемых факторов.
Оценка влияния отдельных факторов на результативный показатель предполагает осуществление ряда расчетов.
В исходную базовую формулу для определения результативного показателя подставляется отчетное значение первого исследуемого фактора и вычисляется первое промежуточное значение результативного показателя.
Полученный результат сравнивается с базовым значением результативного показателя. Это позволяет оценить величину влияния первого фактора.
Далее в полученную при расчете формулу подставляется отчетное значение следующего исследуемого фактора и рассчитывается следующее промежуточное значение результативного показателя.
4. Полученный результат сравнивается с предыдущим и устанавливается влияние второго фактора на результативный показатель.
5. Процедура повторяется до тех пор, пока в исходную базовую формулу не будет подставлено фактическое значение последнего из факторов, введенных в модель.
Существует правило подстановки факторов: сначала оценивается влияние количественных факторов, характеризующих влияние экстенсивности,а затем - качественных, характеризующих влияние интенсивности. Именно на качественные факторы ложится весь неразложимый остаток.
Пример.
Представим объем продукции как произведение производительности труда (качественный интенсивный фактор) и численности производственных работников (экстенсивный количественный фактор).
Базовое значение объема продукции равно:
No = Пто * Чо
Где:
No - базисное значение объема продукции;
Пто - базисное значение производительности труда;
Чо - базисное значение численности работников.
Таким образом, на величину объема продукции оказывают влияние два фактора: интенсивный – изменение производительности труда производственных рабочих и экстенсивный – изменение численности производственных рабочих.
Оценим влияние каждого из этих факторов.
1.Подставим в формулу фактическое значение количественного фактора - численности работников:
Nч = Ч1 * Пто
Где:
Ч1 – фактическое значение численности производственных рабочих.
Влияние изменения численности работников, или экстенсивного фактора, на абсолютное изменение объема продукции определяется по выражению:
DNэст = Nч - Nо
В процентах к общему изменению объема продукции:
DN общ = N1 – N0
DN отн. экст = (DNэст / DNобщ) * 100%
Этот показатель характеризует долю экстенсивных факторов в общем изменении анализируемого показателя.
2. Осуществляем подстановку качественного фактора – производительности труда:
Nпт = Ч1 * Пт1
Доля интенсивного фактора в общем изменении объема продаж составит:
D N отн. инт = ( D Nинт / DNобщ) *100%
Задача 1.
На основе данных о деятельности организации ( таблица № 1) дать оценку влияния экстенсивных и интенсивных факторов на изменение объема реализованной продукции.
Таблица № 1
Показатели | Усл. обозн. | Базовый период | Отчетный период | Темп роста, % |
Объем продукции, т.р. | N | 90 000 | 95 000 | 105,5 |
Производственный персонал, чел | Ч | |||
Производительность труда, т.р./чел | Пт=N/Ч | 470,3 | 104,5 |
Оценка влияния экстенсивного фактора – изменения численности производственных рабочих:
Nч = 202 * 450 = 90900 т.р.
DN общ = 95000 – 90000 = 5000 т.р.
DNэст = 90900 - 90000 = 900 т.р.
Таким образом, за счет роста численности рабочих объем реализованной продукции увеличился на 900 тыс. рублей.
DNотн.экст = 900/ (95000 - 90000) = 900/5000 * 100= 18%
Доля экстенсивного фактора в общем изменении объема продукции составила 18 %.
Оценка влияния интенсивного фактора:
Nпт = 202 * 470,3 = 95000,6 т.р.
DN инт = 95000,6 - 90900= 4100,6 т.р.
За счет роста производительности труда рабочих объем продукции увеличился на 4100,6 тыс. рублей.
D Nотн.инт = 4100,6/5000 * 100= 82%
Доля влияния интенсивного фактора на изменение объема продаж составила 82 %.
При выполнении расчетов методом цепных подстановок можно использовать не только абсолютные значения факторов, а их приращения. При этом сразу получают величину изменения результативного показателя.
При использовании данного метода руководствуются следующими правилами:
При определении влияния количественного фактора приращение этого фактора умножается на величину базового качественного фактора.
При определении влияния качественного фактора его приращение умножается на отчетное значение количественного фактора.
D Nч= (Ч1 -Чо) * Пто = DЧ * Пто
DNпт = (Пт1 - Пто) *Ч1 = DПт * Ч1
В нашей задаче:
1. Изменение объема продукции под влиянием изменения численности (экстенсивного фактора) равно:
DNч = (202 - 200) * 450 = 900 т.р.
2. Изменение объема продукции под влиянием изменения производительности труда (фактора интенсивности) равно:
DNпт = (470,3 - 450) * 202 = 4100,6т.р.
Суммарное влияние факторов равно:
DN,o = 900 + 4100,6 = 5000,6 т.р.
Оценку влияния интенсивных и экстенсивных факторов можно осуществлять на основе относительных изменений исходных и расчетных параметров.
Доля влияния экстенсивного фактора определяется как произведение темпов изменения количественного фактора на темпы изменения результативного показателя. Умножением полученного показателя на общее изменение результативного показателя определяют его изменение под влиянием экстенсивного фактора. Доля влияния интенсивного фактора - равна разности между общим изменение показателя и полученной величиной.
В нашей задаче:
1. оценим влияние количественного фактора:
DNотн.экст = (1 / 5,5) * 100 =18,2%
DNэкст = 0,18 * (95000 - 90000) = 900т.р.
2. Влияние интенсивного фактора буде определяться:
DN отн.инт = 100% - 18,2% = 81,8%
DNинт = 5000 - 900 = 4100 т.р.
Этот метод удобно использовать в тех случаях, когда количественный фактор является сам по себе сложным показателем, полученным в результате взаимодействия ряда других частных характеристик. Например, фонд оплаты труда изменяется под воздействием изменения численности работников и их средней заработной платы.
Интегральный метод факторного анализа
При использовании данногометода расчеты проводятся на основе базовых значений показателей, а ошибка вычислений (неразложимый остаток) распределяется между факторами поровну.
Оценка количественных и качественных факторов проводится по формулам:
D Nч = DЧ * Пто + (DЧ *DПт) /2
DNпт = DПт * Чо + (DЧ *DПт)/2
Осуществим оценку влияния экстенсивного и интенсивного фактора на основе данных предыдущих примеров.
1. Оценка влияния изменения численности работников:
DNч = DЧ *Пто + (DЧ *DП)/2 = (202 - 200) * 450 + ((202 - 200) *(470,3 - 450))/2
= 920,3 т.р.
Влияние изменения производительности труда:
DNпт = DПт *Ч0 + (DЧ*DП)/2 = (470,3 - 450) * 200 + ((202 - 200) * (470,3 - 450))/2 = 4080,3т.р.
Общее влияние факторов: 4080,3 + 920,3 = 5000,6
Экономического анализа
Факторы и резервы повышения
В организации
От эффективности использования трудовых ресурсов, их квалификации, эффективности использования фонда оплаты труда во многом зависят конечные результаты деятельности организации. Поэтому с целью оценки эффективности деятельности и поиска резервов ее повышения осуществляется анализ использования труда по различным направлениям.
1. Анализ использования фонда рабочего времени.
Рабочее время можно подразделить на несколько категорий:
- отработанное оплаченное (отработанное время по обычному графику, время сверхурочных работ, работы в выходные и праздничные дни и т.д.);
- неотработанное оплаченное (вынужденные простои, ежегодные отпуска, временная нетрудоспособность и т.д.);
- неотработанное неоплаченное (прогулы, опоздания и т.д.).
От того, к какой категории относится рабочее время, зависит к какому типу затрат эти суммы будут отнесены (включены в состав себестоимости или отнесены на чистую прибыль).
2. Анализ использования фонда оплаты труда.
Анализ использования фонда оплаты труда осуществляется аналогично анализу других расходов организации. Осуществляется сравнительный анализ с плановыми и нормативными показателями, в динамике, по категориям работающих и по подразделениям.
3. Анализ производительности труда
Производительность труда - это количество произведенной продукции в единицу времени или на одного работника.
Анализ производительности труда осуществляется в целом по предприятию, по категориям работающих. Показатели выработки продукции на одного работника характеризуют не только эффективность использования трудовых ресурсов, но и эффективность работы управленческого персонала по подбору квалифицированных кадров.
Большое значение имеет анализ взаимосвязи производительности труда и размера оплаты труда. В процессе анализа оцениваются следующие показатели:
- выручка на один рубль фонда оплаты труда;
- выручка на один рубль фонда оплаты труда производственных рабочих;
- доля заработной платы в одном рубле выручки;
- доля заработной платы в себестоимости продукции;
- доля расходов на оплату труда в общей сумме расходов предприятия;
- темпы роста производительности труда и заработной платы и другие.
Обобщающими показателями использования труда в организации являются:
1. доля средств на оплату труда персонала в стоимости продукции;
2. производительность труда;
3. темп роста производительности труда;
4. доля прироста продукции за счет повышения производительности труда;
5. относительная экономия живого труда;
6. относительная экономия фонда оплаты труда;
7. отношение темпов прироста производительности труда к приросту средней заработной платы.
Для оценки влияния экстенсивных и интенсивных факторов использования труда и фонда заработной платы используются методы факторного анализа.
Обозначим:
N - продукция, т.р.
Чо,1 - среднегодовая численность работников в базисном и отчетном периодах;
ПТо,1 - выработка (производительность) на одного работающего в базисном и отчетном периодах, руб/чел.
1. Влияние экстенсивного фактора - изменения численности работников на изменение объема продукции исчисляется следующим образом:
DNэкс = DЧ * Пто
DN отн.экс = DN / DN общ
2. Влияние интенсивного фактора - изменения производительности труда:
DNинт = DПТ * Ч1
DN отн. Инт. = DN инт / N общ
Суммарное влияние факторов определяется:
DNобщ = DNэкс + D Nинт
Оценка влияния экстенсивных и интенсивных факторов использования труда с помощью интегрального метода осуществляется следующим образом:
влияние изменения численности работников:
DNэкс = ПТо * DЧ + (DПТ *DЧ) / 2
влияние изменения производительности труда:
DNинт = Чо * DПТ + (DПТ*DЧ) / 2
Абсолютная экономия (перерасход) трудовых ресурсов определяется:
Эабс = Ч1 – Чо
Относительная экономия (перерасход) трудовых ресурсов определяется:
Эотн = Ч1 – Чо * In
In = N1 / N о
Аналогично осуществляется анализ влияния экстенсивных и интенсивных факторов использования фонда заработной платы на изменение объема продукции.
8. Влияние экстенсивных факторов использования фонда оплаты труда:
DN экс = = DФОТ * ЗЧо
DNинт = DЗЧ * ФОТ1
Где:
ФОТо,1 – фонд оплаты труда в базисном и отчетном периоде;
ЗЧо,1 – зарплатоотдача ( отношение выручки от реализации к среднегодовому фонду оплаты труда) в базисном и отчетном периодах.
Производственных ресурсов
Под себестоимостью продукции (работ, услуг) понимаются выраженные в денежной форме суммарные затраты всех видов ресурсов: основных фондов, сырья, материалов, топлива, энергии, труда, используемых непосредственно в процессе производства продукции и выполнения работ.
Поэтому величина себестоимости в основном зависит от уровня этих затрат при производстве продукции и выполнении работ.
Задачами анализа себестоимости продукции являются:
-оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения;
-установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;
-определение факторов, влияющих на величину себестоимости;
-анализ себестоимости отдельных видов продукции;
-выявление резервов снижения себестоимости продукции.
Анализ себестоимости продукции (услуг) осуществляется в следующей последовательности:
· определяются абсолютные и относительные отклонения показателей себестоимости от аналогичных показателей базисного периода;
· проводится оценка изменений структуры себестоимости, исчисляется влияние различных факторов на изменение себестоимости;
· определяется уровень затрат на один рубль товарной продукции, проводится анализ динамики этого показателя.
Наибольший удельный вес в себестоимости продукции занимают прямые материальные затраты и трудовые затраты. На их уровень влияют:
-изменение объема продукции;
-изменение структуры затрат;
-изменение уровня затрат в себестоимости.
Рассмотрим порядок расчета изменения себестоимости в результате изменения затрат по оплате труда, материалов, амортизации.
Общее изменение себестоимости за анализируемый период составляет:
DС = DU + DМ + DА
DС - общее изменение себестоимости;
DU - изменение затрат по оплате труда;
DМ - изменение затрат на материалы;
DА - изменение амортизационных отчислений.
Изменение затрат по оплате труда характеризуется абсолютным и относительным отклонением:
а) абсолютное отклонение:
DU = U1 - Uо
б) относительное отклонение:
DUотн = U1 - Uо * In
где:
U1, Uо - величина затрат по оплате труда в отчетном и базисном периоде;
In - индекс изменения выручки от реализации.
In = N1 / Nо
Изменение материальных затрат характеризуется абсолютным и относительным отклонением:
а) абсолютное изменение:
DМ = М1 - Мо
б) относительное отклонение:
DМ = М1 - Мо *In
Изменение амортизационных отчислений характеризуется абсолютным и относительным отклонением:
а) абсолютное отклонение:
DА = А1 - Ао
б) относительное отклонение:
DА = А1 - Ао *In
Помимо перечисленных факторов на уровень себестоимости оказывают влияние изменения :
-технического уровня производства;
- уровня организации производства и труда;
-объема, структуры и размещения производства;
- эффективности использования природных ресурсов.
Эффективность использования материалов, труда и основных фондов характеризуется показателями: материалоемкость, зарплатоемкость, амортизациоемкость.
Изменение себестоимости может происходить под воздействием экстенсивных и интенсивных факторов использования производственных ресурсов. К экстенсивным факторам относится увеличение уровня используемых ресурсов, а к интенсивным факторам относится снижение затрат на один рубль выручки от реализации.
Оценка влияния этих факторов на изменение себестоимости осуществляется следующим образом:
1. Оценка влияния изменения затрат по оплате труда на изменение себестоимости:
методом цепных подстановок:
DС = DСоп + DСз = (DОП *Зо) + (DЗ *ОП1)
где:
DС - изменение себестоимости;
DСоп , DСз - изменение себестоимости, вызванное изменениями затрат по оплате труда и зарплатоотдачи;
ОПо, ОП1 - затраты по оплате труда в базисном и отчетном периоде;
З - зарплатоотдача.
2. Оценка влияния на себестоимость изменения использования материальных затрат:
DСм = DСмз + DСм = (DМЗ * Мо) + (Dм * МЗ1)
Где:
DСм – изменение себестоимости под воздействием изменения использования материальных затрат;
DСмз – изменение себестоимости под воздействием изменения величины материальных затрат;
DСм – изменение себестоимости под воздействием изменения материалоотдачи;
DМЗ – изменение величины материальных затрат;
Dм – изменение материалоотдачи
3. Оценка влияния изменения амортизационных отчислений на изменение себестоимости:
DСа = DСаф + DСа = (DАФ * а0) + (Dа * АФ1)
DСаф - изменение себестоимости продукции в результате изменения суммы амортизационных отчислений;
DСа - изменение себестоимости в результате изменения амортизациоотдачи;
DАФ - изменение амортизационных отчислений;
Dа - изменение амортизациоотдачи.
От реализации продукции
Изменение выручки от реализации может происходить в следствии:
· изменения объема реализации (в натуральном выражении);
· изменения отпускных цен.
Общее изменение выручки от реализации может быть представлено в виде суммы факторных отклонений:
D N = N1 - Nо = DNq + DNр + DNс
Где:
N1 - выручка отчетного года;
Nо - выручка базисного года;
DNq – изменение выручки в результате изменения объема реализации;
DNр – изменение выручки в результате изменения отпускных цен на продукцию;
DNс – изменение выручки в результате изменения структуры реализации продукции.
Представим выручку (N) как произведение цены реализации (Р) на объем реализации (Q):
N = Р * Q
Nо = Ро*Qо - выручка базисного года;
N1 = Р1 *Q1 - выручка отчетного года.
Оценка влияния изменения объема реализации продукции (при неизменных ценах) на изменение выручки производится следующим образом:
D Nq = Ро*Q1 - Ро * Qо = Ро(Q1 - Qо) =Ро * DQ
Оценка влияния изменения цены реализации (при неизменном объеме) на изменение выручки осуществляется следующим образом:
DNр = Р1 *Qо - Ро *Qо = Qо*(Р1 - Ро) = Qо *DР
В процессе анализа определяется также влияние такого фактора, как изменение структуры реализации.
При этом определяется удельный вес отдельных ассортиментных позиций в общем объеме реализации в базисном и анализируемом периоде, а затем рассчитывается влияние структурных сдвигов на общий объем реализации. Недополученная выручка в результате изменения ассортимента реализованной продукции оценивается отрицательно, а сверхплановая выручка - положительно.
Система цен на продукцию
Цена - это сумма денежных средств, за которую продавец согласен продать, а покупатель купить единицу товара или услуги.
В денежной форме цена выражает стоимость единицы товара. Цена является важнейшим фактором, определяющим финансовые результаты деятельности организации.
В общем виде механизм формирования цены выглядит следующим образом.
Оптовая цена складывается из себестоимости и величины планируемой прибыли (затратный метод ценообразования):
Ц = С + П
Установление цен по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь между ценами, складывающимися по мере продвижения товаров от производителя к конечному потребителю.
Схема формирования цен в процессе движения товаров:
1. Цены оптовые изготовителя = себестоимость + прибыль изготовителя;
2. Цены оптовые отпускные = цены оптовые изготовителя + косвенные налоги (акцизы, НДС);
3. Цены оптовые закупки = Цены оптовые отпускные + Посредническая надбавка (издержки посредника, прибыль посредника, НДС посредника);
4. Цены розничные = Цены оптовые закупки + торговая надбавка (издержки торговли, прибыль торговли, НДС торговли).
Группировка цен по их транспортной составляющей осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это отражается в системе франкирования цен. Термин «франко» означает, до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя к потребителю транспортные расходы включены в цену.
В современной практике ценообразования применяется система цен «франко».
Схема франкирования цен
1. Франко-склад поставщика = цена продукции на складе поставщика;
2. Франко-станция отправления = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления;
3. Франко-вагон - станция отправления = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления;
4. Франко-вагон - станция назначения = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления + расходы по транспортировке до станции назначения;
5. Франко-станция назначения = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления + расходы по транспортировке до станции назначения + расходы по выгрузке из вагонов на станции назначения;
6. Франко-склад потребителя = цена продукции на складе поставщика + расходы по доставке на станцию отправления + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления + расходы по транспортировке до станции назначения + расходы по выгрузке из вагонов на станции назначения + расходы по доставке до склада потребителя.
В условиях рыночной экономики используются две системы цен: регулируемые и свободные.
Регулируемые цены применяются в основном в отраслях с естественной монополией и некоторых других.
Рыночные цены товаров складываются на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения. Рыночные цены по условиям их формирования подразделяются на свободные, монопольные и демпинговые.
Свободные рыночные цены складываются под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.
Монопольные цены формируются в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования. Монопольные цены используются для получения дополнительной прибыли.
Демпинговые цены - это цены, уровень которых сознательно занижен одним или несколькими субъектами ценообразования в сравнении со сложившимся рыночным уровнем цен. Эти цены используются как средство вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объема продаж. К ним обычно относят цены ниже издержек производства.
Регулируемые цены складываются в процессе прямого государственного воздействия. Они подразделяются на фиксированные и предельные. Фиксированные цены - цены, установленные в твердо определенной величине. Предельные цены - это цены, ограниченные нижним и верхним пределом, предельными размерами торговых надбавок, предельным уровнем рентабельности.
Смета производства
Бюджет производства (производственная программа) обычно составляется в физических единицах измерения продукции. Этот бюджет должен учитывать объем продаж, производственные мощности предприятия, рост или снижение запасов готовой продукции на планируемый период.
Целью составления данного бюджета является определение объема производства на основе расчета предполагаемого объема продаж, величины остатков не реализованной продукции.
Планируемый объем производства определяется:
Сметный объем производства в натуральном выражении + необходимая величина запасов готовой продукции на конец года = ожидаемый объем продаж + запасы готовой продукции на начало года
Объемы производства сверяются со сметой продаж, чтобы гарантировать сбалансированность производства и продаж в течение года.
И прибыли
Основной целью деятельности хозяйствующих субъектов является получение прибыли. Поэтому в процессе управления деятельностью очень важно знать:
-какой объем продаж обеспечит безубыточность;
-какой объем продаж позволит достичь запланированного уровня прибыли;
-какую прибыль можно ожидать при данном уровне продаж;
-какое влияние на уровень прибыли окажет изменение цены, переменных затрат, постоянных затрат и объема производства;
-как изменение структуры объема продаж влияет на уровень безубыточности, объем плановой прибыли и потенциал роста доходов.
Ответы на эти вопросы можно получить из анализа соотношения «затраты - объем производства - прибыль».
Теоретической базой оптимизации прибыли и анализа затрат является классическая система учета прямых затрат «директ–костинг», которую также называют системой управления себестоимостью. Сущность современной системы «директ–костинг» - это разделение производственных затрат на постоянные и переменные.
К постоянным относятся затраты, которые не изменяются с изменением объема производства.
Переменные затраты - это затраты, изменяющиеся с изменением объема производства.
Деление затрат на постоянные и переменные условно, так как многие виды затрат носят полупеременный характер.
Общие затраты на производство складываются из переменных и постоянных затрат:
З = Зпост + Зпер
В практике экономического анализа существуют различные способы разделения затрат на постоянную и переменную составляющие.
Для построения уравнения общих затрат и разделения их на постоянную и переменную части по методу высшей и низшей точки используется следующий алгоритм:
· из данных об объеме производства и затратах за анализируемые периоды выбираются максимальные и минимальные значения объема производства и затрат ;
· находятся разности в уровнях объема производства и затрат;
· определяется ставка переменных расходов на одно изделие путем отнесения разницы в уровнях затрат за период (разность между максимальным и минимальным значениями затрат) к разнице в уровнях производства в тот же период;
· рассчитывается общая величина переменных расходов на максимальный (минимальный) объем производства путем умножения ставки переменных расходов на соответствующий объем производства;
· исчисляется общая величина постоянных расходов как разность между всеми затратами и величиной переменных расходов;
· составляется уравнение совокупных зат