Наиболее информативные данные в бизнесе
Каждый день любой из менеджеров оказывается в бурном потоке самой различной информации. Она обрушивается на него из внутренних оперативных отчетов, ежедневной прессы, профессиональных журналов и из множества других источников. Причем часто эта информация поступает к нему в неполном или непонятном виде. Порой мы знаем значение каждого слова в отдельности, но когда из них составляется фраза, ее смысл может стать для нас туманным. Сущность этой проблемы показана на рис. 1.1,а-б. Так, отдельные слова "акция", "прибыль", "поток денежных средств" нам совершенно понятны, однако далеко не каждый из нас может объединить их друг с другом и на основе этой комбинации определить, является ли рассматриваемый и анализируемый бизнес жизнеспособным. К сожалению, часто разобраться в этом не помогает и чтение статей по интересующей проблеме: порой создается впечатление, что каждый месяц в них появляется новая концепция, которая "на этот-то раз" все и всем объяснит.
..; Часть I. ОСНОВЫ
Можно ли, однако, создать из отдельных понятий, показанных на верхнем поле рисунка, общую картину состояния дел в бизнесе (нижняя часть рисунка)? В большинстве случаев ответ на этот вопрос будет утвердительным.
Базовыми понятиями в бизнесе следует считать:
. активы;
. прибыль;
. темп роста;
. поток денежных средств.
Эти четыре переменные связаны между собой многочисленными зависимостями. Существует равновесное состояние, при котором перечисленные составляющие находятся в оптимальных соотношениях друг с другом, и именно при таком состоянии можно определить важнейший показатель любого бизнеса — его корпоративную стоимость, или стоимость компании. Именно ради того, чтобы этот показатель был максимально высоким, осуществляются в основном все операции в бизнесе, и именно поэтому в качестве базовых финансовых коэффициентов в книге выбраны именно те, которые и определяют стоимость компании.
Глава 1. ОБОСНОВАНИЕ ВАЖНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 23
Глава 2. ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КОМПАНИИ 25
Глава 2
Финансовая отчетность компании
Введение ♦ Баланс ♦
Часть баланса — внеоборотные активы ♦
Часть баланса — пассивы, или капитал ♦
Итоги
Занятие бизнесом, как и занятие, скажем, медициной
или правом, требует профессиональной подготовки,
практики и знаний, но помимо этого для бизнеса
нужны еще и деньги.
Вальтер Бейджхот (1826 —1877)
ВВЕДЕНИЕ
Ч |
тобы иметь целостное представление о том, как функционирует бизнес, необходимо прежде всего разобраться, как действуют его основные составляющие. Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд, так как:
• большая часть предмета изучения уже знакома студентам (особенно
менеджерам и будущим менеджерам), поскольку в ходе своей работы
они постоянно сталкиваются с различными сторонами бизнеса;
• хотя в работе менеджер оперирует сотнями понятий, по-настоящему
важны только некоторые из них;
• хотя предмет изучения сложен, в его основе лежит здравый смысл и
поэтому в нем можно разобраться, если усвоить основные принципы,
на которых он строится.
Последнее не всегда кажется очевидным, так как в повседневной деятельности мы часто сталкиваемся с тем, что язык, применяемый в бизнесе, непонятен. Отчасти это объясняется наличием в нем многих жаргонных слов и выражений. Хотя использование жаргона в определенной степени имеет и свои плюсы (он позволяет специалистам более кратко выражать свои идеи), но в то же время его употребление приводит к появлению своего рода почти непроницаемой для остальных людей стены вокруг предмета, о котором идет речь. Рекомендуем вам самим подумать и решить, для каких целей обычно применяется финансовый жаргон, однако подчеркнем: одна из основных целей этой книги — показать, что за этим "неприступным" барьером, за этой внешне страшной снаружи сложностью находятся здравый смысл и обычная логика.
На первом уровне понимания, которого мы хотим с вами достичь сначала, следует исходить из того, что в бизнесе существуют три — только три — документа, из которых мы получаем данные для дальнейшего анализа. Это:
• баланс;
• отчет о прибылях и убытках;
. отчет о движении денежных средств.
Далее мы подробно разберем содержание каждого из этих документов, а также логику, на основании которой они строятся.
Баланс
Баланс можно представить в виде двигателя определенных массы и мощности, который вырабатывает энергию. Энергией в этом случае является прибыль. Возможно, еще из школьной программы вы помните основную связь между массой и энергией. Чтобы разобраться в существе баланса,
Часть I. ОСНОВЫ
можно воспользоваться указанной аналогией, которая позволит понять, каким образом какая-то "масса" активов должна "сгенерировать" минимальный уровень "энергии" — прибыли, при котором обеспечивается эффективность их работы.
Что такое баланс? Это своего рода "моментальный снимок" состояния активов, которые используются в компании, и капитала, за счет которого созданы эти активы. Следует подчеркнуть, что это документ статического характера, так как он привязан к какой-то одной, фиксированной точке времени. Поэтому, чтобы посмотреть, как изменились активы и соответствующий им капитал (т. е. понять динамику), нам приходится повторять такое "фотографирование" через какие-то интервалы времени: месяц, квартал, год.
Отчет о прибылях и убытках
В отчете о прибылях и убытках показываются прибыли и убытки компании от ее обычных операций за определенное время. В этом документе измеряется совокупный доход за вычетом издержек компании. И доход, и затраты вычисляются по четко установленным правилам бухгалтерского учета и отчетности. Большая часть этих правил вполне рациональны и понятны, однако некоторые из них представляются нам порой надуманными и лишними. Хотя в основе этих правил лежит обоснованная специалистами теория, на практике следование им приводит иногда к достаточно странным результатам. Такие правила всегда были предметом пристального изучения заинтересованных лиц, однако события последнего времени заставляют относиться к ним еще более внимательно. Сейчас происходит уточнение, казалось бы, устоявшихся понятий, таких, как "поток денежных средств", "дочерняя компания", и многих других.