Есть два различных вида целей.

1 Конечная цель: пункт назначения, куда вы и направляетесь.

I Промежуточная цель: ваше путешествие и как вы собирае­тесь туда добираться.

Семь золотых правил постановки целей

1. Цели формулируются в позитивных выражениях. Это отно­сится только к конечной цели.

2. Будьте конкретны.

Формулируйте конечную цель как можно конкретнее.

Материальные цели описывайте как можно точнее. Для абстрактных целей конкретизируйте какое-нибудь свиде­тельство понагляднее, которое даст вам понять, что цель достигнута.

Чем отдаленнее цель, тем менее конкретно может клиент выражать свою цель.

Долгосрочные цели задают направление.

3. Решите, как получить свидетельство и доказательство дости­жения. Для конечной цели выберите такое, которое говорило бы, что вы достигли цели. Для путешествия определите об­ратную связь, которая обращала бы на себя внимание.

Что вы оцениваете?

Как вы оцените свой прогресс? По сравнению с самим собой или с другим человеком?

Как часто вы будете оценивать свой прогресс?

4. Определите и распределите свои ресурсы.

Ресурсы вам понадобятся во время путешествия, а не в пунк­те назначения. Ресурсами могут быть:

Объекты.

Люди.

Время.

Ролевые модели.

Личные качества.

Пользуйтесь ресурсами по принципу рычага. Принцип рыча­га применяют, когда хотят при минимальном усилии полу­чить максимальный эффект, причем неважно, прекращаете вы действие или продолжаете. Какие ресурсы у вас уже имеются? Какие вам необходимо развить?

5. Будьте субъектом действия.

Этот принцип снова относится к путешествию, а не к пункту назначения.

6. Обращайте внимание на экологию.

Экология — более обширная система, в которой живет кли­ент. Это правило относится и к пункту назначения, и к путе­шествию.

Каковы будут последствия для окружающих? Какова стоимость во времени, деньгах и возможностях?

Что в нынешних обстоятельствах есть важного, что вам, воз­можно, придется оставить позади?

7. Составляйте план действий.

План действий делит цель на более мелкие этапы. Он служит картой путешествия. Чтобы разработать план действий, вам необходимо выяснить ценности клиента.

Ценности

Ценности — это то, что важно для вас.

Не бывает плохих ценностей.

Ценности обычно выражают в абстрактных понятиях.

Все цели порождены ценностями.

Одна из причин, по которым вы можете остановиться на пути к достижению целей — неуважение к собственным ценностям во время процесса.

Найдите сокровенные ценности, породившие цель, спраши­вая, «Что это дает вам?», пока не доберетесь до них.

Убедитесь, что в достижении цели клиент придерживается ценности.

Чтобы составить план действий, начните прорабатывать его с цели и двигайтесь назад.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Если хотите понять — действуйте. Вот несколько способов опробовать идеи, приведенные в этой главе. При желании их можно использовать и как задания для себя или своих клиентов.

1. Подумайте о цели, которой достигли в прошлом. Проверьте, соответствует ли она семи золотым правилам постановки целей.

2. Если вы еще не спланировали свою жизнь, сделайте это, за­писав пять самых важных целей на 10 лет. Удостоверьтесь, что они пропорционально сочетаются и соответствуют раз­ным участкам колеса жизни (см. страницу 59 оригинала).

3. Подумайте о цели, которой еще не достигли. Найдите стоя­щую за нею ценность.

Проверьте, уважаете ли вы эту ценность в процессе дости­жения цели.

Конгруэнтен ли способ, которым вы планируете достичь сво­ей цели, той ценности, что ее породила?

4. Определите краткосрочную цель (такую, которой хотите достичь в следующем году), используя эти семь золотых пра­вил. Разработайте план действий, двигаясь от цели назад.

5. Проведите «инвентаризацию» своих ресурсов.

Какими навыками вы владеете? Подумайте о каждой воз­можной ситуации. Какими знаниями обладаете? Подумайте о своем образовании, специальных знаниях и о том, что узна­ли в «школе жизни». С кем у вас и в прошлом, и в настоящем есть отношения, пусть и не слишком прочные? Перечислите знакомых по работе и по жизни, друзей (прежних и нынеш­них), родных, наставников и преподавателей и т.д. Закончив, подумайте, кто из них мог бы послужить ресурсами для вас как коуча.

ГЛАВА 4

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ

  • Коучинг начинается с первой же встречи клиента с коучем. Именно тогда создается взаимопонимание, возникает дове­рие и начинается коучинг. На первой встрече выясняется круг интересов, обсуждаются практические детали коучинга, анализируется настоящее клиента и планируется дальней­шая работа коуча с клиентом.

Первая встреча, когда клиент берет на себя обязательства перед собственной жизнью и счастьем — это начало чего-то очень серьезного. Первая встреча состоит из восьми стадий:

1. Создать атмосферу взаимопонимание и доверия.

2. Разобраться с ожиданиями клиента.

3. Оценить клиента и собрать сведения.

4. Выявить конкретный интерес клиента.

5. Создать рабочий альянс в коучинге.

6. Организовать практическую сторону дела.

7. Принять обязательства перед программой коучинга.

8. Приступить к коучингу конкретной проблемы.

Наши рекомендации