Причина низкой прибыльности – низкий объем продаж
Глубинные причины низкого объема продаж:
- низкий спрос на продукцию
- недостаточные усилия маркетинговых служб
Рекомендации: необходимо проверить эффективность работы маркетинговой службы и выяснить, какие конкретные мероприятия по активному продвижению товаров были предприняты за последний квартал, а именно, участия в выставках, рассылки, объезд потенциальных клиентов.
Если выявлены проблемы, связанные с нерациональным управлением, то следует детализировать, с чем связана нерациональность. Возможны следующие варианты нерационального управления:
- в области оборачивае6мости Активов;
- в области кредитной политики;
- в области управления основными Активами;
- неверная ассортиментная политика;
- неверно выбранная ценовая политика;
- нерациональное управление затратами (отдельно должны быть рассмотрены постоянные (производственные) и переменные затраты).
Главные претенденты на наказание и поощрение на предприятии:
o Финансовый директор;
o Начальник службы маркетинга;
o Начальник службы сбыта;
o Начальник службы поставок;
o Директор по производству;
o Бухгалтер;
Заключение по результатам проведения анализа финансового состояния предприятия (организации)
Составляя аналитическую записку по результатам анализа финансового состояния предприятия, желательно следовать следующей рекомендации: рассмотрение каждого направления анализа должно включать формальную (описательную) и резюмирующую части.
Формальная часть подразумевает описание методологии расчета и экономического смысла показателей и коэффициентов, используемых в работе.
Резюмирующая часть предполагает интерпретацию полученных значений применительно к данному рассматриваемому предприятию - сравнение с нормативными (допустимыми) значениями, выявление причин ухудшения финансового состояния организации и резервов его оптимизации.
Итоговое резюме анализа необходимо представить в виде, который в наибольшей степени соответствует выбранной точке зрения на рассматриваемое предприятие.
Например, для руководителя предприятия выводы анализа в кратком изложении могут звучать так:
«В рассматриваемом периоде (1-4 кварталы года) основным негативным фактором в финансовом положении предприятия является устойчивая тенденция на ухудшение абсолютной ликвидности. Причиной ухудшения абсолютной ликвидности является неудовлетворительное управление оборотным капиталом в части готовой продукции (в течение анализируемого периода наблюдается значительный объем готовой продукции на складе, имеющий постоянную тенденцию к росту).
Анализ номенклатуры производимой продукции показал, что наибольшим спросом на рынке пользуются изделия А и F, спрос на изделие Z значительно сократился. Именно изделие Z «оседает» на складе готовой продукции.
Основным рычагом повышения ликвидности предприятия в среднесрочной перспективе представляется оптимизация номенклатуры производимой продукции.
Возможный вариант программы оптимизации предполагает снижение объемов производства продукции Z (по предварительной оценке на 60% от сложившегося объема производства) при одновременной реализации готовой продукции (Z) со склада.
Данные мероприятия позволят высвободить средства за счет:
· сокращения потребности в оборотном капитале по изделию Z;
· сокращения налога на имущество в части готовой продукции;
· получения средств за реализованную со склада продукцию.
Высвобождаемые денежные средства целесообразно направить на увеличение объемов производства изделий А и F (финансирование прироста потребности в оборотном капитале, заключение договоров на поставку продукции).
При реализации данных мероприятий необходимо поддерживать сложившийся уровень цен на реализуемую продукцию и закупаемые материалы, которые в настоящее время являются оптимальными.
Необходима разработка плана мероприятий отдела маркетинга по заключению дополнительных договоров на поставку изделий A и F.
В краткосрочной перспективе возможно рассмотреть вариант привлечения краткосрочного кредита».
С точки зрения банка, краткий вариант резюме финансового анализа предприятия, претендующего на получение кредита, может выглядеть следующим образом:
«Учитывая высокий уровень рентабельности и оборачиваемости предприятия при низкой финансовой устойчивости, рекомендуется рассматривать условия только краткосрочного кредитования предприятия. При этом необходимо предоставление документов, подтверждающих планируемые объемы продаж и условия оплаты продукции на ближайший период. Данная мера необходима для контроля сохранения высокого уровня рентабельности и оборачиваемости».
Рассмотренные примеры резюме не связаны между собой.