Оценка деловой активности и рентабельности организации
Деловая активность в финансовом аспекте проявляется в скорости оборота средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики финансовых коэффициентов -- показателей оборачиваемости. Необходимость оценки деловой активности связана с тем, что финансовое положение организации, ее платежеспособность зависят от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в денежные средства.
Для анализа деловой активности организации используются две группы показателей: бюджетирование бюджет капитал
-общие показатели оборачиваемости;
-показатели управления активами.
Оборачиваемость средств, вложенных в имущество, может оцениваться следующими показателями:
-скоростью оборота -- количеством оборотов, которое делают за анализируемый период средства предприятия;
-периодом оборота -- средним сроком, за который стоимость в денежной форме превращается в неденежную с последующим превращением обратно в денежные средства.
Для анализа деловой активности рассчитывают специальные показатели (коэффициенты) деловой активности при расчете которых используется значение чистой (нетто) выручки.
Показатели деловой активности
Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения компании, поскольку скорость оборота средств оказывает непосредственное влияние на платежеспособность фирмы. Кроме того, увеличение скорости оборота средств, при прочих равных условиях, отражает повышение производственно-технического потенциала фирмы.
На практике наиболее часто используются следующие показатели деловой активности:
1. Коэффициент оборачиваемости активов -при помощи данного коэффициента оценивается эффективность использования фирмой всех имеющихся ресурсов не зависимо от источников их привлечения, показывает, сколько раз за отчетный период совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов. Этот коэффициент варьируется в зависимости от отрасли, отражая особенности производственного процесса.
При сравнении значения данного показателя для разных компаний или для одной компании за различные периоды необходимо проверить, обеспечивается ли единообразие в оценке среднегодовой стоимости активов. Кроме того, следует иметь в виду, что при прочих равных условиях показатель оборачиваемости активов будет тем выше, чем более изношены основные фонды предприятия(организации).[2, с.230]
2. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности -по этому коэффициенту судят, сколько раз в среднем в течение отчетного периода дебиторская задолженность превращается в денежные средства, т. е. погашается. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности рассчитывается путем деления выручки от реализации продукции на среднегодовую стоимость чистой дебиторской задолженности за товары, работы, услуги:
Этот коэффициент сравнивают со среднеотраслевыми коэффициентами, со значениями коэффициента предприятия за предыдущие периоды. Кроме того, коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности полезно сравнивать с коэффициентом оборачиваемости кредиторской задолженности. Такой подход позволяет сопоставить условия коммерческого кредитования, которыми предприятие пользуется у других фирм, с теми условиями кредитования, которые предприятие предоставляет другим предприятиям.
Для анализа оборачиваемости дебиторской задолженности используется также показатель длительности оборота дебиторской задолженности. Его часто называют сроком кредитования. Период оборачиваемости дебиторской задолженности в днях можно получить как частное от деления количества дней в периоде на коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности. Этот показатель дает расчетное количество дней для погашения кредита, взятого дебиторами.
3. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности показывает, сколько оборотов необходимо компании для оплаты имеющейся задолженности.
4. Коэффициент оборачиваемости запасов - показывает, сколько оборотов за год совершили запасы, т. е. сколько раз они перенесли свою стоимость на готовые изделия.
Коэффициент оборачиваемости запасов характеризует период времени, в течение которого запасы превращаются в реализованные товары. Предназначен для того, чтобы показать, насколько успешно администрация использовала ресурсы компании. В целом, чем выше коэффициент оборачиваемости запасов, а следовательно, меньше период оборота запасов, тем меньше средств связано в этой наименее ликвидной статье оборотных средств, тем более ликвидную структуру имеют оборотные средства, и тем устойчивее финансовое положение предприятия (при прочих равных условиях).
Анализ рентабельности
Рентабельность— это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными ил и потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
- показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
- показатели, характеризующие рентабельность продаж;
- показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) R3 исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп), ил и чистой прибыл и от основной деятельности (ЧП), ил и суммы чистого денежного потока (ЧДП), включающего чистую прибыль и амортизацию отчетного периода, к сумме затрат по реализованной продукции(3рп).
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли или самофинансируемого дохода с каждого рубля,затраченного на производство и реализацию продукции, и может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции.
Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг, или чистой прибыли, или чистого денежного потока на сумму полученной выручки (В)эХарактеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель широко применяется в рыночной экономике; рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением брутто-прибыл и или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (КL) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, операционного капитала и т.д.
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями - конкурентами.
Из этого следует, что анализ деловой активности и рентабельности является одним из важнейших анализов для достижении поставленных целей органзации, эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта.