Виды и формы финансово-хозяйственного контроля

ТЕОРИЯ РЕВИЗИИ (АУДИТА)

Конспект лекций

для студентов специальности 1-25 01 08

«Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»

Витебск

УДК 657.6 (075.8)

ББК 65.052.8

Д 81

Рецензенты:

Ковалевич И. Н., кандидат юридических наук, директор аудиторской фирмы «Альбарусiя - аудыт», аудитор;

Липский А.В., начальник управления бухгалтерского учета и финансов, главный бухгалтер УО «ВГТУ».

Рекомендовано в качестве пособия редакционно-издательским советом УО «ВГТУ», протокол № 5 от 07. 09. 2010.

Д 81 Дулебо, Е. Ю. Теория ревизии (аудита) : конспект лекций / Е. Ю. Дулебо. – Витебск : УО «ВГТУ», 2010. – 81 с.

ISBN 978-985-481-220-5

В конспекте лекций изложены основные вопросы, касающиеся организации и осуществления контрольной (надзорной) и аудиторской деятельности в Республике Беларусь с учетом действующих нормативных правовых документов и актов законодательства Республики Беларусь.

Курс лекций предназначен для студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», может быть использован студентами специальности «Финансы и кредит», а также при повышении квалификации работников учетно-контрольных служб коммерческих организаций.

УДК 657.6 (075.8)

ББК 65.052.8

ISBN 978-985-481-220-5

© Дулебо Е.Ю., 2010

©УО «ВГТУ», 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Тема 1. Содержание и сущность финансово-хозяйственного контроля в современных условиях  
1.1 Содержание финансово-хозяйственного контроля и его место в системе управления  
1.2 Предмет и задачи контроля
1.3 Основные принципы контроля
1.4 Виды и формы финансово-хозяйственного контроля
1.5 Органы ведомственного контроля в Республике Беларусь и их функции  
1.6 Органы государственного контроля в Республике Беларусь и их функции  
Тема 2. Методическое обеспечение контроля
2.1 Общая характеристика метода контроля
2.2 Способы и приемы документальной проверки
2.3 Приемы фактического контроля
Тема 3. Организация контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь  
3.1 Сущность и объекты проверки (ревизии), ее виды и задачи
3.2 Государственное регулирование контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь  
3.3 Планирование и координация контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь  
3.4 Права и обязанности участников контрольной (надзорной) деятельности  
Тема 4. Проведение контрольно-ревизионной работы
4.1 Основные этапы ревизионного процесса. Подготовка проверки (ревизии)  
4.2 Проведение проверки (ревизии)
4.3 Оформление результатов проверки (ревизии)
4.4 Реализация материалов проверки (ревизии) и организация контроля за выполнением принятых решений  
4.5 Учет и отчетность субъектов хозяйствования о контрольно - ревизионной работе  
Тема 5. Сущность, содержание и классификация аудита
5.1 Необходимость и основные этапы развития аудита в условиях рыночной экономики  
5.2 Сущность, цели и задачи аудита. Сравнительная характеристика аудита и ревизии  
5.3 Классификация аудита
5.4 Профессиональная этика аудиторов
Тема 6. Аудиторская деятельность в Республике Беларусь: ее содержание и регулирование  
6.1 Государственное регулирование и контроль осуществления аудиторской деятельности в Республике Беларусь  
6.2 Субъекты аудиторской деятельности
6.3 Международные и национальные стандарты аудита
6.4 Права, обязанности и ответственность субъектов аудита
Тема 7. Организация и планирование аудита
7.1 Основные этапы аудита. Подготовка к проведению аудита
7.2 Планирование аудита
7.3 Оценка системы внутреннего контроля аудируемого лица
7.4 Понятие существенности в аудите
7.5 Аудиторский риск и его составляющие
7.6 Аудиторская выборка: понятие, порядок построения и оценка ее результатов  
Тема 8. Технология проведения аудита
8.1 Аудиторские доказательства, их виды и источники получения  
8.2 Методы и процедуры аудиторской проверки
8.3 Аналитические процедуры аудита
8.4 Действия аудитора при выявлении искажений отчетности
8.5 Рабочая документация аудитора
Тема 9. Аудиторское заключение и отчетность аудиторов (аудиторских организаций)  
9.1 Порядок составления и представления аудиторского заключения  
9.2 Формы выражения аудиторского мнения и виды аудиторских заключений  
9.3 Письменная информация (отчет) аудитора о результатах проведения аудита  
Литература

ВВЕДЕНИЕ





Формирование рыночных экономических отношений повышает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности экономических субъектов. Особая роль в обеспечении контроля за достоверностью информации принадлежит ревизии и аудиту. В связи с этим вопросы организации аудиторской и контрольно-ревизионной деятельности в Республике Беларусь являются актуальными и требуют систематического изучения студентами, обучающимися по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

В соответствии с учебной программой по курсу «Ревизия и аудит» учебный материал включает два самостоятельных тематических блока с соответствующей формой контроля: «Теория ревизии и аудита» и «Ревизия и аудит деятельности субъектов хозяйствования». Предлагаемый конспект лекций отражает основные лекционные темы, относящиеся к первому блоку дисциплины, по которому в качестве формы контроля предусмотрен зачет. Изучение этого материала позволит сформировать у студентов теоретические знания о содержании и функциях контроля в системе управления на микро- и макроуровне, о правовом обеспечении финан­сово-хозяйственного контроля, а также приобрести практические навыки организа­ции и проведения проверок и аудита фи­нансово-хозяйственной деятельности организаций любой отрасли националь­ной экономики, направленных на выявление и устранение недостатков в их ра­боте, мобилизацию резервов повышения эффективности хозяйствования в со­временных условиях.

В результате изучения теоретических основ ревизии и аудита студенты должны научиться планировать контрольную (надзорную) деятельность, составлять планы аудита, оформлять рабочие документы, акты (справки) по результатам проверки, аудиторское заключение, обобщать результаты проверок и обосновывать мнение о достоверности бухгалтерской отчетности организации и соответствии ее деятельности законодательству.

Впоследствии знание законодательных и нормативных правовых актов по вопросам теории контрольной (надзорной) деятельности и аудита послужит основой для успешного освоения приемов и способов ревизии (аудита) деятельности экономических субъектов и поиска управленческих решений в различных хозяйственных ситуациях.

ТЕМА 1. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Вопросы:

1.1 Содержание финансово-хозяйственного контроля и его место в системе управления

1.2 Предмет и задачи контроля

1.3 Основные принципы контроля

1.4 Виды и формы финансово-хозяйственного контроля

1.5 Органы ведомственного контроля в Республике Беларусь и их функции

1.6 Органы государственного контроля в Республике Беларусь и их функции

Содержание финансово-хозяйственного контроля и его место в системе управления

Жизнедеятельность любого общества организована по определенным законам. Поэтому необходим контроль за соблюдением и выполнением этих законов. В этом смысле контроль является одной из функций управления и представляет собой проверку исполнения управленческих решений.

Контроль основан на обратной связи, которая позволяет получить информацию о фактическом состоянии управляемого объекта, необходимую для принятия правильных управленческих решений. Таким образом, кон­троль представляет собой систему наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния управляемого объекта с целью оценки эффективности принятых управ­ленческих решений и результатов их выполнения.

Финансово-хозяйственный контроль означает распространение контрольной функции управления в сферу экономики.

Как система финансово-хозяйственный контроль включает следующие взаимосвязанные элементы:

· объекты контроля – субъекты хозяйствования и лица, деятельность которых подлежит проверке;

· субъекты контроля – носители прав и обязанностей, осуществляющие контрольные функции и принимающие решения по результатам контроля;

· предмет контроля − управленческая деятельность организации, хозяйственные и финансовые операции и процессы, предусмотренные планом проверки;

· метод контроля – совокупность приемов и способов осуществления контрольных действий;

· принципы контроля.

Финансово-хозяйственный контроль в системе управления выполняет несколько самостоятельных функций:

- информационная, которая заключается в получении информации, являющейся основанием для принятия управленческих ре­шений, обеспечивающих нормальное функционирование контролируемого объекта;

- профилактическая функция, которая заключается в устранении недостатков и злоупотреблений, а также недопущении их в дальнейшей работе;

- мобилизующая функция, которая заключается в том, что контроль обязывает всех субъектов хозяйствования и лиц ответственно выполнять свои функции;

- воспитательная функция, которая заключается в том, что, наличие контроля воспитывает потребность неукоснительного соблюдения законности и четкого исполнения своих обязанностей;

Весь контрольный процесс в зависимости от сложности выполняемых функций можно разделить на следующие ступени:

1) счетная правильность;

2) законность;

3) экономическая выгодность (прибыльность);

4) контроль эффективности.

Представляя собой самостоятельную функцию управления экономикой, финансово-хозяйственный контроль взаимодействует с другими функциями, например, с бухгалтерским учетом и анализом, оказывая активное влияние на эффективность их примене­ния.

Реализация указанных функций контроля за деятельностью коммерческих организаций позволяет решать следующие основные задачи:

- укрепление законности и правопорядка, государственной и финансовой дисцип­лины;

- обеспечение сохранности имущества, принадлежащего собственнику;

- достижение целевого и рационального использования имущества организации;

- выявление и использование резервов повышения эффективности деятельности организации.

От эффективности контроля во многом зависит эффективность функционирования не только отдельных субъектов хозяйствования, но и экономики в целом. Этим определяется его роль и место в экономической системе государства.

В условиях рыночных отношений в экономике роль финансово-хозяйственного контроля возрастает. Это обусловлено наличием конкуренции и необходимостью повышения эффективности предпринимательс­кой деятельности, а также возникновением новых организационно-правовых форм функционирования бизнеса и органов управления.

Предмет и задачи контроля

Поскольку объектом финансово-хозяйственного контроля являются субъекты хозяйствования, следовательно, контролю подлежит законность и эффективность их финансово-хозяйственной деятельности. Следовательно, предметом финансово-хозяйственного контроля является управленческая деятельность организации, хозяйственные и финансовые операции и процессы, рассматриваемые с позиции их экономической эффективности, законности, достоверности и целесообразности, обеспечения сохранности имущества собственника.

Наличие единого объекта связывает контроль с другими экономическими науками, например, с бухгалтерским учетом и анализом. В частности, без знаний бухгалтерского учета невозможно проверить правильность записей в первичных доку­ментах, учетных регистрах и отчетности, в которых отражены фак­ты хозяйственной деятельности проверяемой организации. Кроме того, при осуществлении контрольных действий используется такой прием контроля, как инвентаризация, который, в свою очередь, является одним из методов бухгалтерского учета. Контроль также невозможен без знания приемов и способов анализа.

В условиях рыночных отношений перед финансово-хозяйственным контролем стоят следующие основные задачи:

- выявление внутрихозяйственных резервов повышения эффективности деятельности организации;

- подготовка предложений по использованию вскры­тых резервов и контроль за их реализацией;

- контроль за экономным и рациональным использованием материальных и финансовых ресурсов, предупреждение наруше­ний и злоупотреблений в их расходовании;

- пресечение непроизводительных расходов, потерь, недостач, растрат и хищений;

- контроль за достоверностью данных бухгалтерского учета и отчетности.

Основные принципы контроля

Принцип контроля − это общепризнанное правило действия в контрольных ситуациях.

К общепринятым принципам контроля относятся:

Принцип объективности − непредвзятое выполнение контрольных функций и отражение результатов проверки в соответствии с фак­тическим состоянием дел объекта контроля.

Принцип гибкости – предоставляет возможность на этапе подготовки к проверке при наличии оснований вносить изменения в планы осуществления контрольных дейст­вий.

Принцип экономичности – достижение максимального эффекта контрольной (надзорной) дея­тельности при минимальных затратах на ее проведение.

Принцип всеобъемлемости – распространение контроля на все стороны финансово-хозяйственной деятельности контролируемых объектов.

Принцип внезапности – осуществление контрольных мероприятий без согласования времени их проведения с объектами контроля.

Принцип непрерывности – систематическое выполнение контрольной (надзорной) деятельности, что обусловлено непрерывностью деятельности контролируемых объектов. Контролируемый период всегда на­чинается с момента окончания предыдущей проверки.

Виды и формы финансово-хозяйственного контроля - student2.ru Принцип действенности – обусловлен активным воздействием контроля на эффективность деятельности объекта контроля путем выявления недостатков, предуп­реждения их в дальнейшей работе и оптимизации управленческих решений.

Принцип плановости – выполнение контрольных функций в соответствии с планами контрольной (надзорной) деятельности.

Принцип научности – предполагает применение достижений науки и передового опы­та в осуществлении контрольных функций.

Принцип гласности − своевременное информирование заинтересован­ных должностных лиц и специалистов проверяемого объекта о результатах проведенных контрольных действий.

Принцип массовости – возможность участия специалистов и других привлечен­ных лиц для осуществления определенных видов контроля.

Рисунок 1 – Классификация видов контроля

Проверка – совокупность мероприятий, проводимых контролирующими (надзорными) органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемой ими деятельности, а также действий (бездействия) их должностных лиц и иных работников.

Аудит − это независимая проверка бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и других документов аудируемых лиц с целью выражения мнения о достоверности отчетности и соответствия совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

Планирование и координация контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь

Порядок формирования и исполнения координационных планов устанавливается Комитетом государственного контроля.

Координационные планы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь формируются органами Комитета государственного контроля на полугодие на основании представленных республиканскими органами государственного управления сводных планов проверок, в том числе в рамках ведомственного контроля.

Для формирования сводного плана все организации, подлежащие проверке, делятся на три группы риска, что влияет на периодичность их проверки:

- организации, отнесенные к высокой группе риска, проверяются не чаще одного раза в течение календарного года;

- организации, отнесенные к средней группе риска, проверяются не чаще одного раза в три года;

- организации, отнесенные к низкой группе риска, проверяют по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет.

Для определения необходимости назначения плановой проверки субъекта, отнесенного к средней или низкой группам риска, контролирующим (надзорным) органом может использоваться контрольный список вопросов (чек-лист), который направляется проверяемому субъекту для получения информации о соблюдении им законодательства.

Проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается. Плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки.

Координация плановых проверок осуществляется органами Комитета государственного контроля, а координация проверок, включенных в сводные планы проверок, – представившими их государственными органами.

Координационный план размещается на официальном сайте Комитета государственного контроля либо его органов в сети Интернет соответственно не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки.

Основные этапы ревизионного процесса. Подготовка проверки (ревизии)

Проведение проверки (ревизии) — это последовательный процесс, который начинается с подготовки к проведению и заканчивается проверкой устранения нарушений и недостатков, выявленных во время проверки (ревизии). Этот процесс включает следующие этапы:

1) подготовка проверки (ревизии),

2) проведение проверки (ревизии).

3) систематизация полученной в ходе проверки (ревизии) информации;

4) оформление результатов проверки (ревизии);

5) реализация материалов проверки (ревизии) и контроль за выполнением принятых решений;

6) учет и отчетность о контрольно-ревизионной работе.

В процессе подготовки к проверке (ревизии)руководитель ревизионной группы составляет программу, предусматривающую перечень вопросов, подлежащих проверке, и их распределение по исполнителям.Программа утверждается руководителем контролирующего органа, назначившего ревизию.

Члены ревизионной группы на основе этой программы составляют индивидуальные рабочие планы, в которых отражают объем работы, сроки, приемы и способы проверки в соответствии с конкретным заданием. Эти планы утверждаются руководителем ревизионной группы.

Если ревизия (проверка) проводится по постановлению органов уголовного преследования или суда, то конкретный перечень вопросов, подлежащих проверке, согласовывается с этим органом.

О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения.

При необходимости проведения контрольного обмера контролирующий (надзорный) орган обязан письменно известить его участников о времени и месте проведения не позднее чем за три рабочих дня до начала его осуществления.

Для проведения проверки (ревизии) проверяющим лицам выдается предписание руководителя контролирующего органа, заверенного печатью контролирующего (надзорного) органа или оформленного на фирменном бланке. В предписании указывается:

- номер и дата выдачи предписания;

- основание проведения проверки;

-наименование контролирующего (надзорного) органа, проводящего проверку;

-наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта;

- фамилия и инициалы проверяющего, его должность;

- исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке;

-проверяемый период, который не должен превышать трех календарных лет, предшествующих году, в котором принято решение о ее назначении, но включает истекший период текущего календарного года;

-срок проведения проверки (дата начала и окончания проверки):

· не более 30 рабочих дней – для плановой проверки;

· не более 3 рабочих дней – для внеплановой тематической оперативной проверки;

· не более 5 рабочих дней – для контрольной проверки;

· не более 10 рабочих дней – для дополнительной проверки .

После того, как предписания подписываются руководителем контролирующего органа, они регистрируются в Книге учета предписаний, которую обязаны вести контролирующие органы.

Оформление результатов проверки (ревизии)

По результатам ревизии (проверки), в ходе которой выявлены наруше­ния составляется акт, а при отсутствии нару­шений − справка.

По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

В вводной (вступительной) части акта ревизии (проверки) указываются следующие реквизиты:

- наименование документа;

- основание назначения ревизии (проверки), т.е. дата и номер предписания на ее проведение;

- состав комиссии, с указанием должностей, фамилий и инициалов ревизующих;

- даты начала и окончания проверки (ревизии);

- место составления акта проверки;

- проверенный период;

- должности, фамилии и инициалы работников ревизуемой организации, обязанных подписать акт, с указанием периода их работы на занимаемых должностях в проверяемом периоде;

- наименование проверяемого субъекта, местонахождение, подчиненность, УНП, реквизиты счетов в банке;

- наличие книги учета проверок (журнала производства работ), а также информация о произведенной в ней записи о данной проверке;

- кем и когда были проведены предыдущие ревизии (проверки) за проверяемый период по тем же вопросам, по которым проведена проверка;

- какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какой период проверены.

В основной (результативной) части акта приводится информация о выявленных фактах. Эта часть акта представляет собой систематизированный перечень выявленных нарушений, недостатков и злоупотреблений. Она состоит из отдельных разделов, соответствующих наименованию и числу вопросов (разделов) программы ревизии.

Эта часть документа должна включать следующее:

- место, время и характер совершенного экономического правонарушения,

- акты законодательства, требования которых нарушены,

- предусмотренная законодательными актами ответственность за данный вид нарушения;

- размер причиненного ущерба и другие последствия выявленных нарушений;

- должности и фамилии лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения проверяемым субъектом;

- иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершен­ном правонарушении и принятия решения по акту проверки и (или) вынесения требования (предписания) об устранении нарушений.

В акте проверки могут излагаться предложения об устранении выявленных нарушений.

В необходимых случаях к акту могут быть приложены справки и расчеты, составленные на осно­вании проверенных документов, а также копии или выписки из документов, заверенные в установленном порядке, объяснения проверяемого субъекта.

По вопросам, возникающим в ходе проведения ревизии, работники контролирующих органов имеют право требовать письменные объяснения от должностных лиц проверяемого субъекта и других граждан. Эти объяснения также прилагаются к основному акту ревизии и являются его неотъемлемой частью.

Акты (справки) проверки оформляются не менее чем в двух экземплярах и подписываются не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки. Эти документы подписывают:

- проверяющие лица (руководитель проверки),

- руководитель проверяемого субъекта предпринимательской деятельности,

- лицо, осуществляющее руководство бухгалтерским учетом проверяемого субъекта.

- а при необходимости − другие участники проверки (ревизии).

Акт контрольного обмера и обязательные приложения к нему подписываются участниками контрольного обмера.

Акт (справка) проверки в течение двух рабочих дней со дня его (ее) подписания проверяющим вручается под роспись руководителю проверяемого субъекта или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

При наличии возражений по акту ревизии (проверки) подписывающие должностные лица проверяемого субъекта делают об этом оговорку перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта представляют в письменном виде возражения по его содержанию в контролирующий орган, назначивший ревизию (проверку). Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим, и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись.

При необходимости не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений может быть назначена дополнительная проверка в отношении проверяемого субъекта. В этом случае письменное заключение по возражениям направляется проверяемому субъекту не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.

В случае если выявленное нарушение или злоупотребление может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности виновных лиц, проверя­ющим до окончания ревизии (проверки) составляется отдельный промежу­точный акт.

На его основании контролирующим (надзорным) органом может быть вынесено решение и (или) требование (предписание) об устранении выявленных нарушений, а факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии (проверки).

Разновидностью промежуточного акта являются разовые акты, которыми оформляются результаты обследований.

Однородные нарушения могут отражаться в ведомостях (таблицах), при­лагаемых к каждому экземпляру акта ревизии (проверки), в которых указыва­ются все необходимые данные по каждому факту нарушения.В акте тогда приводятся обобщенные итоговые данные и примеры со ссылками на соответствующие приложения. Ведомости подписываются руководителем ревизионной группы (ревизором) и главным бухгалтером ревизуемой организации.

ТЕМА 5. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АУДИТА

Вопросы:

5.1 Необходимость и основные этапы развития аудита в условиях рыночной экономики

5.2 Сущность, цели и задачи аудита. Сравнительная характеристика аудита и ревизии

5.3 Классификация аудита

5.4 Профессиональная этика аудиторов

Нормативные документы:

- Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 08.11.1994 № 3373-XII

- Правила аудиторской деятельности "Цели и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности", утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.10.2000 № 114

- Правила аудиторской деятельности «Профессиональная этика лиц, оказывающих аудиторские услуги», утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 19.12.2007 № 189

Классификация аудита

Существует несколько подходов к классификации аудита в зависимости от того, какой признак положен в основу классификации.

По исполнителям аудит может быть внешним и внутренним.

Внешний аудит проводится независимым аудитором или аудиторской организацией.

Внутренний аудит проводится по желанию и на условиях экономического субъекта его специалистами (внутренней службой аудита).

В свою очередь, внешний аудит по отраслевой направленности подразделяется на:

- общий,

- аудит страховых организаций,

- аудит банков,

- аудит бирж,

- аудит инвестиционных и внебюджетных фондов.

По обязательности проведения различают инициативный и обязательный аудит.

Аудит, проводимый по инициативе экономи­ческого субъекта (его руководства, собственников, акционеров и т.п.), считается инициативным (добровольным); характер и мас­штабы такого аудита определяет заказчик.

Обязательный аудит − это внешний аудит, обязательность которого установлена законодательными актами.

Обязательный аудит достоверности бухгалтерской отчетности проводится ежегодно в:

- ОАО;

- банках, небанковских кредитно-финансовых организациях,

- биржах,

- коммерческих организациях с иностранными инвестициями,

- страховых организациях, у страховых брокеров;

- резидентов Парка высоких технологий;

- иных организациях и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тыс. евро.

Обязательный аудит колхозов и крестьянских (фермерских) хозяйств не проводится.

Затраты на проведение обязательного аудита относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).

По объекту проверки различают аудит:

- бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- ­правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета;

- целевого использования кредитов и инвестиций;

- финансового состояния аудируемого лица,

- формирования уставного фонда, организации,

- достоверности налоговых деклараций (расчетов);

- состава и стоимости предприятия как имущественного комплекса;

- стоимости основных средств аудируемого лица;

- иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности аудируемых лиц.

По периодичности проведения различают первоначальный и согласованный (повторяющийся) аудит.

Первоначальный аудит конкретного аудируемого лица проводится определенным аудитором (аудиторской организацией) впервые.

Согласованный (повторяющийся) аудит конкретного аудируемого лица проводится определенным аудитором (аудиторской организацией) повторно или на регулярной основе.

ТЕМА 6. АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ

Вопросы:

6.1 Государственное регулирование и контроль осуществления аудиторской деятельности в Республике Беларусь

6.2 Субъекты аудиторской деятельности

6.3 Международные и национальные стандарты аудита

6.4 Права, обязанности и ответственность субъектов аудита

Нормативные документы:

1. Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 08.11.1994 № 3373-XII

2. Положение о Министерстве финансов Республики Беларусь, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 31.10 2001 № 1585

3. Положение о методологическом совете по аудиторской деятельности Министерства финансов Республики Беларусь, утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 04.08.2000 № 82

4. Правила аудиторской деятельности "Образование аудитора", утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 28.03.2003 № 45

5. Правила аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к правилам аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора – индивидуального предпринимателя», утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 16.01.2003 № 4

ТЕМА 7. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА

Вопросы:

7.1 Основные этапы аудита. Подготовка к проведению аудита

7.2 Планирование аудита

7.3 Оценка системы внутреннего контроля аудируемого лица

7.4 Понятие существенности в аудите

7.5 Аудиторский риск и его составляющие

7.6 Аудиторская выборка: понятие, порядок построения и оценка ее результатов

Нормативные документы:

- Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 08.11.1994 № 3373-XII

- Инструкция о порядке формирования тарифов на аудиторские услуги, утв. Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30.04.2002 № 94

- Правила аудиторской деятельности "Порядок заключения договора оказания аудиторских услуг", утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2001 № 106

- Правила аудиторской деятельности "Планирование аудита", утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 04.08.2000 № 81

- Правила аудиторской деятельности "Понимание деятельности, системы внутреннего контроля аудируемого лица и оценка риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности", утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.12.2008 № 203

- Правила аудиторской деятельности "Существенность в аудите", утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 06.03.2001 № 24

- Правила аудиторской деятельности "Аудиторская выборка", утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 09.07.2001 № 77

Основные этапы аудита. Подготовка к проведению аудита

Выделяют несколько этапов аудита, основными из которых являются:

1) подготовка к проведению аудита (предварительное планирование);

2) планирование аудита;

3) проведение аудита;

4) составление ауди­торского заключения.

Этап подготовки к аудиту начинается с обращения заказчика по поводу проведения аудита. Причем заказчиком может выступать как аудируемое лицо, так и иные лица.

Затем аудитором (аудиторской организацией) определяется объем аудита, сроки его проведения, трудоемкость предстоящей работы и соответствующая ей стоимость проведения аудита.

Объем аудита − совокупность аудиторских процедур, которые необходимы для достижения целей аудита при определенных обстоятельствах его проведения.

С целью определения объема аудита аудитор (аудиторская организация) обязан провести преддоговорное обследование, а именно:

• предварительно ознакомиться с деятельностью аудируемого лица;

• выделить наиболее важные вопросы предстоящего аудита;

• выяснить условия, требующие особого внимания;

• определить степень доверия учетной системе и системе внутреннего контроля аудируемого лица;

• определить примерный объем предстоящей работы и ее продолжительность;

• установить сущность и необходимый объем а

Наши рекомендации