Казначейский контроль отложили на год

22/03/2017 12 : 05

Казначейский контроль отложили на год - student2.ru

Федеральное казначейство пока не будет проверять госзакупки.

Правительство РФ одобрило отмену казначейского контроля над госзакупками. На сайте Единой информационной системы госторгов опубликовано постановление, согласно которому Федеральное казначейство временно отстраняется от проверки размещаемых заказов.

Федеральные учреждения освобождены от казначейского контроля до 1 января 2018 г., а муниципалитеты могут забыть о нем до 1 января 2019 г. Разумеется, это не означает, что закупки не будут проверять: эксперты Федеральной антимонопольной службы остаются на посту, как и активисты проекта "За честные закупки" Общенародного российского фронта и других общественных организаций, которые продолжат следить за сделками, заключающимися за счет госбюджета.

Казначейский контроль над госзакупками начал действовать с 1 января этого года. Недочеты его процедур обнаружились буквально с первых дней работы, и в том же месяце Министерство экономического развития выдвинуло предложение приостановить действие программы, чтобы не препятствовать госучреждениям приобретать необходимые товары и услуги. Проблемы при осуществлении контроля возникли с обеих сторон: Федеральное казначейство пока не сумело полностью автоматизировать проверки, а многие госучреждения не успели утвердить планы-графики закупок, необходимые для объявления тендеров.

Реализация положений законодательства РФ о закупках является одним из важнейших направлений работы Федерального казначейства. Сегодня ведомство осуществляет целый спектр контрольных полномочий в данной сфере.

Роман Евгеньевич АРТЮХИН, руководитель Федерального казначейства

Традиционно Федеральное казначейство осуществляет полномочия по ведению реестров контрактов, заключенных заказчиками, банковских гарантий, договоров в соответствии с Федеральным законом № 223‑ФЗ. Кроме того, в соответствии с функциональными требованиями Минэкономразвития России ведомство обеспечивает развитие и техническое сопровождение единой информационной системы в сфере закупок и регистрацию заказчиков и иных лиц в единой информационной системе в сфере закупок.

С 1 января 2016 года введена в эксплуатацию единая информационная система в сфере закупок — ЕИС, в которой появились новые инструменты:

осуществления контрольных функций в сфере закупок;

мониторинга соответствия и оценки соответствия, проводимых Корпорацией развития малого и среднего предпринимательства согласно Федеральному закону № 223‑ФЗ в отношении отдельных видов юридических лиц;

размещения правил нормирования затрат на закупки;

общественного обсуждения крупных закупок;

«бесшовного» размещения информации и документов в ЕИС во взаимодействии с иными информационными системами, включая Государственную интегрированную информационную систему управления общественными финансами «Электронный бюджет» (ГИИС «Электронный бюджет»).

Контроль на разных уровнях

На Федеральное казначейство возложено полномочие по контролю, предусмотренное частью 5 статьи 99 Закона № 44‑ФЗ.

Начиная с 1 января 2017 года мы будем осуществлять контроль за соответствием информации, содержащейся в планах-графиках, планах закупок, протоколе и проекте контракта, размещаемых в ЕИС, утвержденным и доведенным до заказчика ключевым финансовым показателям. В отношении федеральных заказчиков этот контроль будет проводиться в автоматическом режиме посредством взаимодействия ЕИС с подсистемой «Управление закупками» ГИИС «Электронный бюджет». Он позволит минимизировать риски возникновения кредиторской задолженности при исполнении обязательств по оплате контрактов.

Подчеркну, что начиная с 1 января 2017 года документы о закупках в ЕИС могут быть размещены только после проведения контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99. Извещение о проведении закупок и документация о закупке не будут публиковаться, если они не соответствуют плану-графику закупок и финансовым показателям, доведенным до заказчиков. При этом подготовка и направление на размещение в ЕИС всех документов по закупкам будут осуществляться федеральными заказчиками в подсистеме «Управление закупками» ГИИС «Электронный бюджет».

Что касается региональных и муниципальных заказчиков, то у финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований будет выбор — самостоятельно осуществлять контроль или передать полномочия Федеральному казначейству на основании соответствующего соглашения.

При передаче полномочий Федеральному казначейству работа региональных и муниципальных заказчиков не изменится, однако все документы, направляемые ими на размещение в ЕИС, будут попадать в Федеральное казначейство для проверки в порядке, установленном для федеральных заказчиков.

Автоматизация

Указом Президента РФ от 2 февраля 2016 года № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» Федеральному казначейству переданы полномочия Росфиннадзора по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, что существенно изменило роль Федерального казначейства в контрактной системе. Таким образом, Федеральное казначейство осуществляет также и внутренний государственный финансовый контроль, предусмотренный частью 8 статьи 99 Закона № 44‑ФЗ.

Контроль в отношении соблюдения требований к обоснованию закупок, регламентированных статьей 18 того же закона, и обоснованности закупок (пункт 1 части 8 статьи 99) мы начнем проводить с 1 января 2017 года. Контроль, преду­смотренный частью 8 статьи 99, будет осуществляться в том числе с помощью инструментов подсистем ЕИС «Мониторинг закупок» и «Контроль закупочной деятельности». Отмечу, что автоматизация деятельности по осуществлению указанного контроля в полном объеме будет возможна только в случае применения единого Каталога товаров, работ, услуг, который в настоящее время не сформирован Минэкономразвития России. Необходимы также структурированные правила нормирования и библиотека типовых контрактов, которая на начало августа, к сожалению, содержала только семь типовых контрактов. Появление Каталога товаров, работ и услуг существенно повысит точность используемых инструментов и даст возможность перейти к созданию системы референтных цен на закупаемые товары, работы, услуги и применению автоматизированного расчета начальной максимальной цены контракта.

В целях отслеживания применения мер ответственности за нарушение поставщиком условий контракта в ЕИС уже реализована возможность формирования статистики по начислению неустоек (пеней, штрафов).

Отмечу, что опции данной подсистемы доступны также и для органов аудита и контроля в сфере закупок, в частности:

блок преднастроенных отчетов, который позволяет с использованием фиксированного набора и представления данных получать как общую статистику по осуществлению закупок (данные по извещениям, контрактам, договорам, планам), так и информацию о признаках нарушений законодательства о закупках;

конструктор отчетов, который позволяет формировать произвольные выборки данных, размещаемых в ЕИС, в структурированном виде.

В подсистеме «Контроль закупочной деятельности» с 1 апреля 2016 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 октября 2015 года № 1148 «О порядке ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний» ведется Единый реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок и их результатов. Благодаря данным реестра, органы контроля могут иметь оперативную и достоверную информацию обо всех контрольных мероприятиях и использовать ее при планировании контрольной деятельности.

Наши рекомендации