Понятие финансовой структуры капитала

Концепцию структуры капитала считают одной из ключевых и самых
сложных при управлении финансами корпорации. При формировании
структуры капитала финансовый директор должен установить, какие источники финансирования активов в наибольшей степени максимизируют
стоимость (ценность) компании. Структура капитала оказывает непосредственное влияние на принятие
инвестиционных решений собственниками и финансовыми менеджерами
корпорации. С уставным капиталом связано принятие решений по дополнительной эмиссии акций с целью его увеличения. Для резервного капитала характерны решения по его использованию на покрытие возникших
убытков. С нераспределенной прибылью связаны решения по ее инвестированию на расширение основного капитала (основных средств). Для долгосрочных обязательств характерны решения по финансированию внеоборотных активов, а
для краткосрочных обязательств — по формированию оборотных активов.

На практике под структурой капитала понимают соотношение между
всеми собственными и заемными источниками средств (включая кредиторскую задолженность), т. е. его финансовую структуру (или удельный
вес собственного капитала, долгосрочных и краткосрочных обязательств
в общем объеме пассива баланса). Финансовая структура отражает способ финансирования производственно-коммерческой деятельности корпорации. Любая компания
может финансировать свои активы четырьмя основными методами:

♦ за счет собственных доходов — за счет выручки (нетто) от продаж и
прочих доходов;

♦ через эмиссию акций;

♦ посредством привлечения займов и кредитов с финансового рынка;

♦ комбинированным (смешанным) способом.

Для определения общего размера мобилизованного капитала используют частный показатель — объем капитализации, который численно равен сумме акционерного капитала и долгосрочных обязательств. В состав
акционерного капитала включают уставный и резервный капитал, а долгосрочных обязательств — долгосрочные кредиты банков и облигационные займы со сроком погашения свыше одного года Соотношение между отдельными элементами объема капитализации
называют капитализированной структурой капитала.

Основные финансовые коэффициенты, определяющие структуру капитала:

К1 - коэффициент, показывающий соотношение между акционерным капиталом (АК)
и долгосрочным заемным капиталом (ДЗК)

K1 = АК / ДЗК;

К2 — коэффициент, отражающий соотношение между акционерным капиталом, долгосрочным заемным капиталом и краткосрочным заемным капиталом (КЗК)

К2 = АК / (ДЗК + КЗК);

К3 — коэффициент, показывающий соотношение между собственным капиталом
(СК) и заемным капиталом (ЗК)

К3 = СК / ЗК.

Соотношение между собственным и заемным капиталом служит одним из важных аналитических показателей, показывает степень риска инвестирования в данную компанию. Уровень долгосрочной задолженности, превышающий 30-35%, обычно рассматривают
как рискованный. Структура капитала оказывает непосредственное
влияние на финансовые результаты хозяйственной деятельности
 корпорации.

Оптимальная структура капитала выражает такое соотношение использования собственного и заемного капитала, при котором обеспечивают
наиболее эффективную взаимосвязь коэффициентов рентабельности
собственного капитала и задолженности и тем самым максимизируют рыночную стоимость корпорации. Процесс оптимизации
структуры осуществляют в следующей последовательности:

1. Проводят анализ состава капитала в динамике за ряд периодов (кварталов,
лет) и тенденций изменения его структуры. При этом рассматривают такие параметры, как коэффициенты финансовой независимости, задолженности, соотношения между долгосрочными и краткосрочными обязательствами и др.

2.Изучают показатели оборачиваемости и доходности собственного и заемного капитала.

3. Дается оценка основных факторов, определяющих структуру капитала:

1) Отраслевых особенностей хозяйственной и финансовой деятельности;

2) Стадии жизненного цикла компании;

3) Конъюнктуры товарного и финансового рынков;

4) Уровня прибыльности текущей (операционной) деятельности;

5) Налоговой нагрузки на предприятие;

6) Степени концентрации акционерного капитала (стремление первоначальных собственников сохранить контрольный пакет акций) и др. С учетом перечисленных факторов управление структурой капитала
предполагает решение двух основных задач:

а) установление приемлемых пропорций использования собственного
и заемного капитала;

б) обеспечение в случае необходимости притока дополнительного
внутреннего или внешнего капитала.

Модели оценки оптимальной структуры капитала:

А) по критерию доходности собственного капитала.

Расчет оптимальной структуры капитала рекомендуют
проводить на базе многовариантного расчета.

Б) по критерию минимизации его
 стоимости (цены).

Расчет базируется на предварительной оценке собственных и
заемных средств при разных условиях их привлечения и вариантных расчетах средневзвешенной стоимости капитала (WACC). При расчете оптимальной структуры капитала необходимо установить, при какой его величине будет достигнута минимальная цена средневзвешенной стоимости
корпоративного капитала. Обычно данная структура равна единице, т. е.
50% пассива баланса приходится на собственные источники, а 50% — на
заемные источники финансирования активов корпорации.

В) по критерию минимизации финансового риска.

Эта модель связана с выбором наиболее дешевых и менее рисковых
источников покрытия активов. Для достижения поставленной цели все активы систематизируют на 
три группы:

1) внеоборотные (капитальные) активы;

2) стабильная часть оборотных активов;3)варьирующая часть оборотных активов. На практике применяют три различных подхода к финансированию
неоднородных по экономической природе групп активов за счет источников средств предприятия: консервативный, умеренный и агрессивный.
При консервативном подходе примерно 50% варьирующей части оборотных активов формируют за счет краткосрочных обязательств. Остальные 50% переменной части, а также 100% стабильной суммы оборотных активов и внеоборотных активов покрывают собственным капиталом и долгосрочными обязательствами. При умеренном подходе 100% варьирующей (переменной) части оборотных активов образуют за счет краткосрочных обязательств, а 100% стабильной (постоянной) части — за счет собственных средств корпорации.
Внеоборотные активы возмещают за счет части собственного капитала
и долгосрочных обязательств. При агрессивном подходе 100% варьирующей части и 50% стабильной
части оборотных активов покрывают за счет краткосрочных обязательств.
Остальные 50% постоянной части оборотных активов и внеоборотные активы формируют за счет собственного капитала и долгосрочных обязательств.

Тема 10. Финансовое планирование корпораций

1.Содержание и задачи финансового планирования

2.Принципы финансового планирования

Понятие финансовой структуры капитала - student2.ru
3.Методы финансового планирования

1.Содержание и задачи финансового планирования

Устойчивая работа предприятий (корпораций) в рыноч­ных условиях невозможна без использования современных методов управления финансами. Одним из основных направлений повышения эффективности финансового менеджмента является совершенствование внутрифирменного финансового планирования и контроля. Отечественный и зарубежный практический опыт свидетельствует о том, что проблема со­вершенствования финансового планирования на микроуровне продолжает оставаться актуальной. Планирование стабилизирует деятельность предприятия в условиях непредсказуемости рыночных отношений.

Планирование деятельности организации имеет два тес­но связанных и взаимообусловленных аспекта:

• общеэкономический - с точки зрения теории фирмы;

- управленческий - как функция менеджмента, которая заключается в умении прогнозировать деятельность компании и использовать этот прогноз в целях ее развития.

Основными преимуществами планирования являются следующие:

• планирование обеспечивает использование благоприятных возможностей в условиях изменяющейся ры­

ночной конъюнктуры;

- в результате планирования проясняются многие воз­никающие проблемы;

- планирование стимулирует управленческую деятельность;

- обеспечивается четкая координация действий между структурными подразделениями (филиалами) корпорации;

- руководство обеспечивается необходимой информацией;

- оптимизируется распределение ресурсов. Разработка предприятиями (корпорациями) финансовых

планов (бюджетов) занимает важное место в системе мер по стабилизации их денежного хозяйства.

Определим основные понятия, связанные с финансовым планированием.

финансовый план — это обобщенный плановый доку­мент, отражающий поступление и расходование денежных средств на текущий (до одного года) и долгосрочный свыше одного года) период. Этот план необходим для получения качественного прогноза будущих денежных потоков. Данный плановый документ предполагает составление текущих и ка­питальных бюджетов, а также прогнозирование финансовых ресурсов на один - три года.

По определению Р. Брейли и С. Майерса, финансовое планирование - это процесс, включающий в себя:

- анализ инвестиционных возможностей и возможностей текущего финансирования, которыми располагает корпорация;

- прогнозирование последствий принимаемых решений;

- обоснование выбора варианта из ряда возможных решений для включения его в окончательный план;

- оценку соответствия результатов, достигнутых кор­порацией, параметрам, установленным в финансовом плане.

Отметим также, что в основе прогнозирования лежат на­иболее вероятные события и результаты.

Задачи финансового планирования заключаются:

1) в использовании экономической, правовой, учетной и рыночной информации, а также сведений о финансо­вой и инвестиционной политике компании;

2) в анализе и оценке взаимосвязи решений о дивиден­дах, финансировании и инвестициях;

3) в прогнозировании последствий управленческих ре­шений с целью избежать влияния негативных

• '. тий и четко представлять взаимосвязь оперативных и долгосрочных решений;

4) выборе решений, которые выполнимы в рамках принятых финансового и инвестиционного планов;

5) в сравнительной оценке результатов реализации выбранных решений и целей, установленных финансо-

вым планом.

В процессе финансового планирования западные финансисты часто используют метод сценариев. Например. один сценарий может предусматривать высокие процентные ставки на кредиты и займы, приводящие к замедле

нию темпов роста национальной экономики и падению цен на товары и услуги. В основу второго сценария могут быть заложены нарастающий спад экономики высокая инфляция и слабая национальная валюта и др.

Бюджет - это оперативный финансовый план, составленный, как правило, на срок до одного года (месяц, квартал, полугодие), отражающий расходы и поступления средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности корпорации. В практике управления корпоративными финансами используют два вида бюджетов - операционные и финансовые.

Бюджетирование - это процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования (например, бюджета доходов и расходов на предстоящий месяц или квартал).

Бюджетирование капитала - процесс разработки конкретных бюджетов по управлению капиталом корпорации - по источникам формирования капитала (пассивы баланса) и их размещению баланса). Например, бюджет по балансовому листу (прогноз баланса активов и пассивов) на предстоящий квартал, полугодие, год; бюджет оборотных активов.

Бюджетный контроль - это текущий контроль над исполнением отдельных показателей доходов и расходов, определенных плановым бюджетом.

Смета - это форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоя­щий период (квартал, год) и последовательность действий по исчислению показателей. Например, смета (бюджет) затрат на производство и реализацию продукции. Данный термин широко применялся в плановой экономике при разработке техпромфинплана предприятия на предстоящий

В наличной смете (СанН Вис1§е1) отражают ожидаемое значение поступлений и выплат при различных сценариях будущего движения денежных средств.

Смета не является простой суммой доходов и расходов, а представляет собой прогноз сроков поступления и расхо­дования средств. Точность прогноза зависит от особенностей деятельности компании; степени неопределенности среды, в которой она функционирует, и способности финансовых менеджеров предвидеть будущее движение средств. Аналогом данной сметы в казахстанской практике служит бюджет доходов и расходов.

Главной целью финансового планирования является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины денежных потоков за счет собственных, заемных и привлеченных с фондового рынка источников финансирования.

Данная цель подразумевает:

- обеспечение производственного, научно-техническо­го и социального развития корпорации, прежде всего, за счет собственных средств;

- увеличение прибыли преимущественно за счет роста объема продаж и снижения издержек производства и обращения;

- обеспечение финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности баланса корпорации, особенно в

период реализации крупномасштабных инвестиционных проектов. Финансовый план взаимосвязан с планами по производству продукции, закупкам материальных ресурсов, маркетингу, инвестициям, научным исследованиям и разработкам и др.

В условиях конкуренции при необходимости прогнозной оценки рынка сбыта товаров приобретают значение перспективные финансовые планы, охватывающие 2-3 года, например бизнес-план инвестиционных проектов с длительными сроками реализации. В западных корпорациях (США, Канада, ЕЭС, Япония) при разработке финансовых планов рассматриваются сводные (интегральные) финансовые показатели по каждому виду деятельности с последующей их детализацией в отдельных мелких проектах. Мелкие инвестиционные проекты сводятся воедино и затем рассматриваются как единый проект. На начальном этапе планирования руководство корпорации может потребовать от каждого подразделения представить три альтернативных бизнес-плана на ближайшие пять лет:

2.Принципы финансового планирования

Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в корпорации.

1. Принцип системного планирования подразумевает:

- существование совокупности элементов (подразделений);

- взаимосвязь этих элементов;

- наличие единого направления развития подразделений, входящих в систему, в соответствии с целями корпорации.

Единое направление плановой деятельности, общность целей всех подразделений становятся в рамках

вертикального единства фирмы. '

2. Принцип координации планов отдельных подразделений выражается в том, что:

- нельзя эффективно планировать деятельность одних подразделений вне связи с другими;

- всякие изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других.

Следовательно, взаимосвязь и одновременность — ключевые особенности координации планирования в корпорации.

3. Принцип участия означает, что каждый специалист (менеджер) компании становится участником плановой де­ятельности независимо от занимаемой должности и выполняемой им функции.

4. Принцип непрерывности заключается в том, что:

- процесс планирования осуществляют систематически в рамках установленного цикла;

- разработанные планы непрерывно сменяют друг друга (план закупок - план производства - план по маркетингу (сбыту) - план движения денежных средств).

В то же время неопределенность внешней среды и наличие непредсказуемых изменений внутренней обстановки требует корректировки и уточнения планов корпорации.

5. Принцип гибкости тесно связан с принципом непрерывности. В соответствии с этим принципом допускается вероятность наступления непредвиденных обстоятельств, в связи с которыми корпорация будет вынуждена выйти за рамки плановой деятельности. Поэтому планы должны содержать так называемые резервы безопасности (производственных мощностей, ресурсов и т.п.).

Понятие финансовой структуры капитала - student2.ru
3.Методы финансового планирования

Стратегия финансового планирования предусматривает определение центров доходов (прибыли) и центров затрат корпорации. Центр доходов - это подразделение, которое приносит корпорации максимальную прибыль. Центр затрат - это подразделение с максимумом издержек или имеющее убыток, но играющее важную роль в производственно-коммерческом процессе. Например, многие западные компании придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», т.е. 20% затрат капитала должно обеспечивать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли.

Планирование финансовых показателей осуществляют с помощью нескольких методов. Методы планирования - это конкретные способы и приемы плановых расчетов. К таким методам относятся:

• расчетно-аналитический;

• нормативный;

• балансовый;

• оптимизации плановых решений;

• экономико-математическое моделирование.

Расчетно-аналитический метод планирования заключается в том, что на основе достигнутой величины финансовых показателей прогнозируют их уровень на будущий период. Данный метод применяют в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно, на основе изучения их динамики за ряд периодов (месяцев, лет). С помощью этого метода может быть установлена потребность в оборотных средствах, вложенных в запасы товарно-материальных ценностей, величина амортизационных отчислений и прибыли. При использовании расчетно-аналитического метода часто прибегают к экспертным оценкам.

Нормативный метод планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов определяют потребность корпорации в денежных ресурсах и источниках их образования.Такими нормативами являются ставки налогов, тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды, нормы амортизации основного капитала и нематериальных учетная ставка банковского процента и др.

В финансовом планировании применяется целая нормативная система, которая включает в себя следующие нормы и нормативы:

а* к'.

- республиканские;

- местные:

- отраслевые;

- нормативы самого предприятия.

Республиканские нормативы являются обязательными для всей территории Казахстана. К ним относятся:

- ставки налогов и сборов;

- нормы амортизационных отчислений по отдельным группам основных средств;

-ставки рефинансирования коммерческих банков, утверждаемые, и нормы банков, депонируемых в

Национальном банке;

- тарифы взносов в государственные социальные вне­бюджетные фонды, а также в накопительные пенсион­

ные фонды;

- минимальная месячная оплата труда;

- месячный расчетный показатель;

- минимальный размер уставного капитала для акционерных обществ.

Балансовый метод планирования финансовых показателей состоит в том, что достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяют при прогнозировании поступлений и выплат из денежных фондов (накопления и потребления), квартального плана доходов и расходов, месячного платежного баланса (календаря) и др.

Например, балансовая увязка по денежным фондам имеет вид:

Онп+П = Р + Окп, где 01]П и ОКГ[ - остаток средств фонда на начало и конец расчетного периода;

П - поступление средств в фонд в течение расчетного периода;

Р - расходование средств фонда.

Содержание метода оптимизации плановых решений

сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом можно использовать различные критерии выбора:

• минимум приведенных затрат;

• минимум текущих затрат;

• минимум вложения капитала при наибольшей эффек­тивности его использования;

• минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости авансированных средств;

Метод экономико-математического моделирован в финансовом планировании позволяет определить количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Данная взаимосвязь выявляется в экономико-математической модели, которая представляет собой точное описание экономических процессов с математических символов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц и др.). В модель включают только основные (определяющие) факторы. Она может базироваться на функциональной или корреляционной связи.

Наши рекомендации