Систематизация доходов и факторы, влияющие на их величину.

Экономическое содержание категории «доход» в учебной литературе, как правило, раскрывается в соответствии со стандартами бухгалтерского учета в России. Доходами
 предприятия (корпорации) признают реальное увеличение экономических выгод в
результате как поступления активов (денежных средств, другого имущества), так и погашения обязательств, что приводит к увеличению его собственного капитала (при условии, что величина вкладов его участников
в капитал остается неизменной). Не приводят к росту собственного капитала и, следовательно, не признаются доходами: поступления от других юридических и физических лиц
 сумм: авансов, предоплаты, задатка, косвенных налогов, взимаемых с покупателя в составе выручки от продаж (НДС, акцизы), залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю; в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику. Доходы предприятия, исходя из характера получения, условия и направлений деятельности, классифицируют на:

♦ доходы от обычных видов деятельности;

♦ прочие доходы. Доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, считают прочими доходами.

Доходами от обычных видов деятельности считают выручку от реализации продукции (работ, услуг). На предприятиях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное владение и пользование своих активов
 по договору аренды, выручкой признают арендную плату. В организациях, предметом деятельности которых считают предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности, выручкой признают поступления от данной деятельности (лицензионные
 платежи за пользование объектами интеллектуальной собственности).

В бухгалтерском учете выручку отражают в сумме, определенной в денежном выражении : цена продажи единицы продукции умноженное на количество проданной продукции. По предоставляемым услугам утверждается тариф, а по работам- расценки. Оплаченная выручка покупателями равна величине поступления денежных средств и
иного имущества и, а неоплаченная выручка - величине дебиторской задолженности. Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручку, принимаемую к бухгалтерскому учету, определяют как сумму поступлений и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлениями). При
реализации продукции (работ, услуг) на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки (рассрочки) оплаты, выручку отражают в бухгалтерском учете в полной сумме дебиторской задолженности.

Объем выручки от реализации зависит от ряда факторов:

♦ ценовой политики;

♦ объема реализации произведенной продукции;

♦ уровня налогообложения валовой выручки от реализации (ставок 
косвенных налогов);

♦ ассортиментной политики предприятия-изготовителя;

♦ емкости товарного рынка;

♦ уровня конкуренции между товаропроизводителями;

♦ форм расчетов за продукцию и др.

Ценовая политика — один из ключевых методов управления выручкой
 от реализации. Она обеспечивает наиболее важные приоритеты производственного и научно-технического развития предприятия. Ценовая политика непосредственно влияет на результаты его текущей деятельности,
формирование маркетинговой стратегии и финансовое состояние. Кроме
 того, ценовая политика представляет собой действенный механизм укрепления позиций продавца на товарном рынке.

В настоящее время корпорации, как правило, признают факт регистрации выручки по мере отгрузки продукции, выполнения работ, применяя метод начисления причитающихся покупателю средств. Малые организации могут признавать появление в учете выручки по факту поступления денежных средств, т.е. применяя кассовый метод (метод денежных потоков).

В налоговом учете кассовый метод используют корпорации, перешедшие на специальные режимы налогообложения (единый сельскохозяйственный налог, единый налог при упрощённой системе налогообложения и др.), а остальные применяют метод начисления для определения доходов и исчисления налогооблагаемой прибыли.

В состав прочих доходов включают:

1) Поступления, связанные с предоставлением за плату во временное
владение и

пользование активов предприятия;

2) Поступления, относящиеся к предоставлению за плату прав, возникающих из

интеллектуальной собственности;

3) Поступления (включая процентные доходы по ценным бумагам),
связанные с участием в

уставных капиталах других предприятий;

4) Прибыль, полученную предприятием в результате совместной деятельности (по

договору простого товарищества);

5) Выручку от продажи основных средств и иного имущества;

6) Проценты, полученные за предоставление в пользование денежных
средств

предприятия, а также проценты за использование банком
денежных средств, находящихся на счете предприятия в этой кредитной организации;

7) Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;♦ поступления в возмещение

причиненных предприятию убытков;

8) Прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном году;♦

9) Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым
истек срок исковой давности;

10) Другие доходы( субсидии из бюджетов, страховые возмещения по застрахованному

имуществу и т.п.).

В налоговом учете состав, группировка доходов и порядок их признания отличается от стандартов бухгалтерского учета. Доходы подразделяются по операциям:

А) доходы от продаж (продукции, товаров, услуг, основных средств, материалов, ценных бумаг);

Б) внереализационные доходы (арендная плата, проценты по вкладам и предоставленным займам, списанная кредиторская задолженность по истечению срока исковой давности, безвозмездно предоставленное имущество и др.)

В управлении предприятием используются еще такие виды доходов, как: валовой доход (вновь созданная стоимость), чистый доход (отражающая дополнительно привлеченную стоимость, остающуюся после возмещения затрат) Валовой доход рассчитывается:

- по реализованной продукции как разность между выручкой от продаж и материально- денежными расходами, не включая в них оплату труда с социальными отчислениями во внебюджетные социальные фонды и на добровольное страхование работников;

- по нереализованной продукции как разность между ее себестоимостью и оплату труда с социальными отчислениями во внебюджетные социальные фонды и на добровольное страхование работников;

Чистый доход рассчитывается как разница между валовым доходом и начисленной оплатой труда с социальными отчислениями во внебюджетные социальные фонды и на добровольное страхование работников. По реализованной продукции чистый доход принимает форму прибыли, которая рассчитывается как разница между доходами периода и расходами периода, возникшими при извлечении этих доходов.

2.Планирование доходов

Одним из методов управления доходами является их планирование. Планирование выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) необходимо для определения прибыли и составления оперативных финансовых планов (бюджета доходов
и расходов, налогового бюджета и др.). Планирование выручки от реализации подчинено главной цели —
управлению прибылью, что обеспечивают системой мероприятий по расчету ее отдельных видов от текущей и финансовой деятельности. Информационной базой для планирования выручки от реализации 
служат:

1) Разработанная производственная программа, которая определяет объем и состав

производимой продукции (работ, услуг) на квартал,
 полугодие, год;

2) Разработанная ценовая политика;

3) Принятая ассортиментная политика;

4) Оценка и прогноз конъюнктуры товарного рынка;

5) Расчет плановой величины выручки от реализации;

6) Разработка мероприятий по выполнению запланированного объема
выручки от

реализации. Планирование доход от продаж (выручки без косвенных налогов, т.е. выручки –нетто) может осуществляться одним из двух методов:

А) методом прямого счета, основанным на гарантированном спросе (весь объем запланированного товарного выпуска и остатков готовой продукции с прошлого периода распределен по покупателям согласно заявок и договоров продаж)

Ожидаемая выручка (ВР) в плановом периоде будет определяться согласно каждого договора (заявки) :

ВР = Ц х К,

Где Ц - цена за единицу продукции;

К - количество продукции.

Б) расчетным методом. В этом случае объем (количество) реализуемой продукции (К) определяется с учетом переходящих остатков готовой продукции на начало (ОН) и конец (ОК) планируемого периода и товарного выпуска продукции в этом периоде (ТВ):

К = ОН +ТВ – ОК

Расчет осуществляется в ценах продаж: остатки на начало периода оцениваются по ценам отчетного периода, а товарный выпуск и остатки на конец периода – в плановых ценах.

Плановый расчет выручки может осуществляться в обобщенном виде (без выделения каналов реализации и в целом за год) или детально ( в разрезе каналов продаж и по краткосрочным периодам –месяцам, кварталам).

При необходимости корпорация может пользоваться упрощенным счетно- аналитическим методом планирования общей суммы выручки :

Выручка (плановая) = Выручка фактическая прошлого года х Темп планируемого роста количества продаж х Темп планируемого роста цены продаж.

Данный расчет можно производить как по однородным видам продукции, так и по предприятию в целом.

Плановым документом является «План продаж» (бюджет продаж). В нем отражается по видам продукции количество продаж, цена продаж за единицу продукции и сумма выручки за весь объем продаж. По необходимости могут выделять перечисленную информацию по каналам продаж.

3.Методы планирования прибыли

Планирование прибыли — сложный и многогранный процесс, включающий изучение хозяйственных связей предприятия за период, предшествующий планируемому. От правильности и обоснованности прогноза прибыли зависит обеспечение финансовыми ресурсами производственного и научно-технического развития предприятия, а также уровень дивидендных выплат акционерам (собственникам). Оптимальный план по прибыли необходим также
для разработки налогового и других бюджетов. Корпорация самостоятельно разрабатывает план по
 прибыли, исходя из договоров, заключаемых с поставщиками и потребителями его продукции; экономических нормативов, устанавливаемых государством – по налогам, страховым взносам; материалов анализа финансово-хозяйственной деятельности
за предшествующий период; данных бухгалтерского учета и отчетности
и др. Планирование прибыли включает два взаимосвязанных процесса: 1) определение бухгалтерской прибыли и выявление факторов,
 влияющих на ее величину; 2) планирование распределения прибыли. Объем прибыли во многом зависит от экономически обоснованных
методов ее планирования с соблюдением принципов учетной политики,
принятой предприятием на предстоящий финансовый год. В России традиционными для планирования прибыли являются методы

1) прямого счета;

2) аналитический;

3) нормативный;

4) совмещенного счета;

Рассмотрим наиболее распространенный метод — прямого счета. Общая сумма бухгалтерской прибыли от текущей (операционной) деятельности складывается из прибыли от реализации продукции (прибыли от
продаж) и прочих доходов (за вычетом произведенных расходов). Прибыль от реализации продукции рассчитывают по формуле:

П = ∑(Ц,-С,) х К, где

Ц, — цена реализации изделия i-го вида изделия,

С, — полная себестоимость изделия г-го вида;

К, — количество изделий i-ro вида, подлежащих продаже исходя из заключенных договоров с покупателями или установленного плана продаж.

Расчет плановой суммы прибыли 
аналитическим методом применяется по сопоставимой продукции (ранее производимой). Расчет прибыли производится по группе изделий или по всем изделиям сразу. Основой для расчета является уровень рентабельности изделий за отчетный или иной период. Его называют базисным уровнем рентабельности (УРб).

УРб = Пб / Сб х 100%, где

Пб – прибыль базисного периода;

Сб – себестоимость базисного периода.

Плановая прибыль из расчета базисного уровня рентабельности – Ппб (без учета влияния в плановом периоде изменений в ценах продаж, структуры ассортимента изделий, объема продаж) рассчитывается следующим образом:

Ппб = УРб х Сп, где

Сп – себестоимость реализуемых изделий в плановом периоде, которую можно определить укрупненно без осуществления калькулирования себестоимости единицы продукции каждого вида.

Сп = Себестоимость остатков готовых изделий на конец отчетного года + Затраты на законченный выпуск изделий в плановом году - Себестоимость остатков готовых изделий на конец планового года.

Плановая прибыль от продаж изделий с учетом изменения в плановом году факторов, влияющих на нее ( цен продаж, структуры ассортимента изделий, количества продаж) – Пп, будет определена :

Пп =Плановая прибыль из расчета базисного уровня рентабельности + (-) отклонение прибыли за счет цены продаж +(-) отклонение прибыли за счет количества продаж +(-) отклонение прибыли за счет изменения структуры ассортимента изделий.

Определение сумм отклонений прибыли в плановом периоде по каждому фактору предусматривает знание методики факторного анализа прибыли.

При нормативном методе величину прибыли в планируемом периоде
рассчитывают на основе установленного руководством предприятия процента рентабельности на всю реализуемую продукцию без учета входных
и выходных остатков на начало и конец планируемого периода (например, хлебопекарная и молочная промышленность). Его применяют также
строительные компании, которые предусматривают величину прибыли в
договорной цене на продукцию строительства.

Планирование прибыли является важной составной частью финансового планирования корпорации. Оно может производиться в раздельно по видам реализуемых изделий (товаров, услуг); по каналам реализации (государственный заказ, прямые договора, экспорт ит.п.): в целом по предприятию, по периодам времени (за квартал, год).

Наши рекомендации