Стратегическое управление фирмой

Стратегическое управление, в отличие от оперативного управления, призвано обеспечить выживание организации и достижение ее целей в долгосрочной перспективе. При этом основное внимание руководства должно быть сконцентрировано на внешнем окружении для быстрой и адекватной реакции на изменения в нем.

Стратегическое управление — управление организацией, которое:

опирается на человеческий потенциал, как основу организации;

ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей;

осуществляет гибкое регулирование, своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ.

В структуре стратегического управления можно выделить следующие основные этапы:

· анализ внешней и внутренней среды;

· формулирование миссии организации;

· определение ее целей;

· разработка стратегий для достижения этих целей;

· реализация стратегий;

анализ реализации стратегий (определение необходимости коррекции миссии, целей, стратегий или мероприятий по их осуществлению).

Анализ внешней и внутренней среды

«Среда» или «окружение» организации — совокупность всех внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность этой организации. Анализ внешней и внутренней среды позволяет получить информацию, необходимую как для стратегического планирования, так и для оценки успешности реализации стратегии. На основе данных этого анализа определяются цели и стратегии организации, и, в меньшей степени, ее миссия.

Для сопоставления данных анализа внутренней и внешней среды организации и сведения их в единое целое обычно применяется метод SWOT-анализа. Это позволяет создать общую картину возможности и угрозы внешней среды, а также сильные и слабые стороны организации. В зависимости от того, на каком этапе стратегического планирования проводится SWOT-анализ, он может быть применен как для разработки сценариев развития ситуации, так и для определения целей организации, или ее возможных стратегий.

При анализе внешней и внутренней среды организации могут применяться любые методы: анализ конкурентной среды на основе модели пяти сил Портера, PEST–анализ, матричные методы (составление матриц влияния возможностей и угроз на организацию), и прочее. Главное при таком анализе – не применение какого-то «самого лучшего» метода, а понимание наиболее существенных факторов, влияющих на деятельность организации и их взаимосвязей.

Формулирование миссии

Одной из главных задач менеджмента компании является согласование интересов различных «заинтересованных групп», влияющих на деятельность компании (акционеров, потребителей, высшего руководства, сотрудников и других). Одним из способов решения этой задачи является составление заявления о миссии компании. Миссия — предназначение, смысл существования организации, это то, что компания собирается делать и чем она хочет стать.

Важно, чтобы миссию компании понимали и принимали большинство сотрудников компании, чтобы цели и интересы отдельных людей, участвующих в деятельности компании, были подчинены целям компании как целого. Поэтому в процесс разработки миссии необходимо включить всех ключевых сотрудников компании.

Иногда оказывается трудно, а подчас и невозможно сформулировать миссию организации. Это может свидетельствовать о том, что предприятие не сбалансировано, то есть не существует единых целей внутри организации, интересы различных групп находятся в конфликте, фирма «разрывается» между направлениями развития и принимаемые решения не направлены на достижение общекорпоративных целей.

Определение целей

Определение целей — очень важный этап планирования, так как их достижению будет подчинена вся последующая деятельность организации. Цель — конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели. Например, классификацию целей можно провести по функциональным областям: цели в области маркетинга, производства, финансов и т.д.

Для определения того, правильно ли сформулированы стратегические цели, можно использовать SMART-принцип. Согласно ему цели должны быть конкретными, измеримыми, согласованными, достижимыми и определенными во времени.

Разработка стратегий

Стратегии — пути достижения целей предприятия. Стратегия организации является переходным звеном между миссией и конкретным планом. Она отличается от миссии тем, что ориентирована на достижение конкретных целей. Построение плана осуществляется на базе сформулированных стратегий.

Как и при определении целей организации, в зависимости от специфики предприятия могут быть выделены самые разные виды стратегий. Например, базовая стратегия, конкурентная, портфельные стратегии, функциональные стратегии. По отношению к различным классификациям стратегий верно то же утверждение, что и по отношению к методам исследования внешней и внутренней среды. Неважно, какие виды стратегий рассматривает фирма, важно, чтобы ее руководство и сотрудники четко понимали, какой линии поведения придерживается фирма по отношению к клиентам, к конкурентам, к работе в той или иной функциональной области и т.д.

Выбор конкретных стратегий определяется спецификой конкретного предприятия, в частности, состоянием и динамикой внешней и внутренней среды, целями и ожидания руководства или собственников. В настоящее время известны многочисленные подходы к определению стратегий предприятия и методы, призванные облегчить выбор конкретных стратегий предприятия. Однако следует подчеркнуть, что никакие методы стратегического планирования сами по себе не определяют выбор стратегии: они являются только ориентирами и источниками информации для тех, кто принимает решения.

Стратегический план

Отчет о стратегической диагностике.

Миссия предприятия.

Основные стратегические цели.

Стратегия развития компании.

План стратегических мероприятий.

Стратегический анализ и выбор стратегии имеют небольшое значение для организации, до тех пор, пока не применяется новая стратегия. Именно в «Стратегическом плане» определяются конкретные мероприятия по применению стратегии компании.

Главная цель разработки стратегического плана — определить потребности организации в ресурсах, необходимых для реализации стратегических мероприятий, а также согласовать распределение имеющихся ресурсов между различными направлениями деятельности и/или между подразделениями предприятия.

В состав стратегического плана могут включаться следующие документы (примерный перечень):

Реализация стратегии и корректирующие воздействия

После разработки стратегии организации и ее закрепления в стратегическом плане (а иногда и параллельно с этими этапами) начинается реализация конкретных мероприятий, направленных на достижение стратегических целей компании. Как и для любого другого процесса, для успешной реализации стратегии необходимо выполнение основных управленческих функций: планирования, организации, стимулирования, контроля.

После выполнения контроля следуют корректировки, то есть вносятся изменения в тот этап процесса стратегического управления, на котором были допущены ошибки, либо, которые требуют изменения ввиду изменившихся условий внешней или внутренней среды. Затем процесс повторяется заново — процесс стратегического управления является постоянным процессом, как и любой управленческий процесс.

91.Рынок страховых услуг. Особенности финансов страховых организаций.

Рынок страхования, страховой рынок — часть финансового рынка, на котором предлагаются услуги пострахованию[1].

Услуги по страхованию на данном рынке предлагают страховые компании. Одним из важнейших принципов организации страхового рынка является обеспечение справедливой конкуренции страховых компаний. В Российской Федерации действует специальный закон «О защите конкуренции», который устанавливает критерии справедливой конкуренции на рынке страховых услуг[

Финансовый потенциал страховой организации складывается из двух частей - собственного и привлеченного капитала (страховые премии), причем последний явно преобладает. Это обусловлено спецификой страховой деятельности. Страхование основано на создании денежных фондов, источником которых являются средства страхователей (страховые премии).

Величина собственного капитала имеет существенное значение на начальном этапе функционирования страховой компании при получении лицензии на право заниматься страховой деятельностью. Наряду с этим собственный капитал страховщика может быть использован для исполнения обязательств перед страхователями, если страховой фонд неспособен на первых порах противостоять крупным ущербам. Основными элементами собственного капитала страховой компании являются:

- уставный капитал;

- добавочный капитал;

- резервный капитал;

- нераспределенная прибыль.

Уставный капиталстраховой компании формируется из вкладов его участников-учредителей. Согласно ст. 25 Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховщики должны обладать полностью оплаченным капиталом

, размер которого для разных видов страхования отличается:

30 миллионам рублей – Личное рисковое страхование, имущественное страхование.

60 миллионов рублей – Накопительное страхование жизни, Смешанное страхование.

120 миллионов рублей – Перестрахование, а также страхование в сочетании с перестрахованием.

Источниками формирования добавочного капитала

являются:

- средства, полученные в результате переоценки объектов основных активов;

- эмиссионный доход от размещения акций;

- средства, безвозмездно переданные другими организациями.

Резервный капиталстраховой компании не имеет отраслевой специфики и формируется за счет чистой прибыли в соответствии с законодательными и учредительными документами. Резервный капитал служит дополнением к уставному капиталу. В акционерных обществах величина резервного капитала должна составлять не менее 15% уставного капитала.

Под финансовой устойчивостью страховой компании

понимается такое состояние ее финансовых ресурсов, при котором страховщик в состоянии своевременно и в предусмотренном объеме выполнять взятые на себя текущие и будущие финансовые обязательства перед всеми субъектами за счет собственных и привлеченных средств.

Понятие финансовой устойчивости в сфере страховой деятельности несколько отличается от того же понятия, применимого к другим секторам экономики. Нестраховая компания, используя привлеченные средства, как правило, точно знает, когда и сколько ей нужно заплатить своим деловым партнерам.

В страховой организации дело обстоит иначе. Основную часть своих активов страховщик формирует за счет привлеченных средств, однако сроки и размеры предстоящих выплат он может оценить с большой степенью вероятности. Это обстоятельство заставляет страховщика при выполнении своих страховых обязательств ориентироваться не только на средства страховых резервов, специально предназначенные для осуществления страховых выплат, но и на собственные средства, свободные от выполнения любых других обязательств.

Финансовая устойчивость страховой компании обеспечивается за счет внешних и внутренних факторов, имеющих определенные признаки.

Факторы обеспечения финансовой устойчивости

страховой организации

Факторы Содержание
Внешние (неуправляемые) 1. Состояние экономики страны и мира в целом
2. Состояние страхового рынка
3. Государственное регулирование страховой деятельности
4. Состояние конъюнктуры страхового рынка
5. Состояние инфраструктуры страхового рынка
6. Состояние фондового рынка
7. Платежеспособность населения и т.д.
Внутренние (управляемые) 1. Размер страховой организации, ее специализация
2. Развитость и устойчивость клиентской базы
3. Организационная структура управления
4. Сбалансированность страхового портфеля
5. Состав и структура страховых резервов
6. Тарифная политика
7. Перестраховочная политика
8. Инвестиционная политика
9. Управление расходами и т.д.

92. Международная валютная система. Валютный курс и факторы его определяющие.

Мировая валютная система — это совокупность экономических отношений в мировой хозяйственной сфере, связанных с функционированием валюты.

Основной задачей мировой валютной системы (МВС) является регулирование сферы международных расчетов для обеспечения устойчивого экономического роста и поддержания равновесия во внешнеторговом обмене.

Основой валютной системы является валюта.

Под валютой понимается денежная единица, используемая для измерения величины стоимости товара или услуги. Если рассматривать понятие валюты с позиции международных финансовых отношений, то можно привести следующее определение: валюта —это денежная единица государства, обращающаяся на внутреннем рынке и за его национальными границами.

Наши рекомендации