Увеличение предложения денег

Увеличение предложения денег - student2.ru

При исходной процентной ставке население и фирмы хотели бы держать на руках 200 млрд руб., несмотря на то, чтобанковская система может предложить лишь 150 млрд руб. Население и фирмы предпринимают попытки приобрести больше денег, продавая ценные бумаги. Эти действия приводят к повышению номинальной ставки процента до 12%, что обеспечивает соответствие количества денег, находящихся в обращении, количеству денег, хранящихся у населения и фирм в соответствии с их желаниями. Денежный рынок достигает нового положения равновесия. Уменьшение спроса на деньги запускает рассмотренные процессы в обратную сторону.

Цены и количество денег находятся в прямой зависимости.

В зависимости от разных условий могут изменяться цены вследствие изменения денежной массы, но и денежная масса может меняться в зависимости от изменения цен.

Уравнение обмена выглядит следующим образом:

Формула Фишера

Увеличение предложения денег - student2.ru

  • Увеличение предложения денег - student2.ru — денежная масса;
  • Увеличение предложения денег - student2.ru — скорость оборота денег;
  • Увеличение предложения денег - student2.ru — цена товаров;
  • Увеличение предложения денег - student2.ru — количество товаров.

Несомненно, что данная формула носит чисто теоретический характер и непригодна для практических расчетов. Уравнение Фишера не содержит какого-либо единственного решения; в рамках этой модели возможна многовариантность. Вместе с тем при определенных допусках несомненно одно: уровень цен зависит от количества денег в обращении. Обычно делают два допуска:

  • скорость оборота денег — величина постоянная;
  • все производственные мощности в хозяйстве используются полностью.

Смысл этих допущений в том, чтобы устранить влияние этих величин на равенство правой и левой частей уравнения Фишера. Но даже при соблюдении этих двух допущений нельзя безоговорочно утверждать, что рост денежной массы первичен, а рост цен — вторичен. Зависимость здесь взаимная.

В условиях стабильного экономического развития денежная масса выступает регулятором уровня цен. Но при структурных диспропорциях в экономике возможно и первичное изменение цен, а лишь затем изменение денежной массы

Формула Фишера (уравнение обмена) определяет массу денег, используемую только в качестве средства обращения, а поскольку деньги выполняют и другие функции, то определение общей потребности в деньгах предполагает существенное совершенствование исходного уравнения.

Инфляция — это процесс обесценивания денег вслед­ствие нарушения законов денежного обращения, количе­ственно выражающийся в росте цен.

Выделяют три ос­новные причины инфляции:

-государственная монополия на эмиссию бумажных денег, внешнюю торговлю, рост непроизводительных государственных расходов и т.п.;

-монополия профсоюзов на рынке труда, задающая раз­меры оплаты труда и продолжительность рабочего времени при заключении коллективных договоров;

-монополия крупных фирм на определение цен и соб­ственных издержек.

В целом инфляции присущи следующие черты:

-переполнение каналов денежного обращения бумажны­ми знаками и их обесценивание;

-повышение товарных цен;

-падение реальных доходов и снижение уровня жизни для большинства групп населения.

Принято выделять следующие виды инфляции:

1.Инфляция спроса выражается в избыточном спросе со стороны денег над реальным объемом производства товаров и услуг.

2.Инфляция предложения обусловлена ростом издержек на создаваемые товары. Цены растут из-за роста затрат произ­водителей и приходят в состояние неравновесия по сравне­нию с обращением денег.

3.Структурная инфляция предполагает перемещение спро­са, сопровождающегося ростом цен на продукцию, к которой потребители предъявляют повышенный интерес, в то время как цены на другую продукцию (спрос на которую падает) не снижаются вообще либо снижается незначительно.

4.Инфляция прибылей проявляется в получении сверхпри­былей, в том числе за счет монополизации рынка, что ведет к росту цен, не компенсируемому потребителям улучшени­ем качества продукции.

5.Инфляцию налогов может вызвать государство, повыша­ющее налоги с целью покрытия возрастающих расходов на оборону, управление, социальные программы. Высокие нало­говые ставки увеличивают издержки производства непосред­ственно, а также косвенно — через рост заработной платы.

По темпам инфляция бывает трех видов:

-умеренной (цены растут умеренно до 10 % в год);

-галопирующей (цены растут до 100 % в год);

-гиперинфляцией, когда количество денег в обращении и цены растут астрономически

Главная цель антиинфляционной политики – сделать инфляцию управляемойи ослабить ее негативные социально-экономические последствия.

Основной формой стабилизации денежной системы является антиинфляционная политика государства с помощью:

1) денежной реформы;

2) государственного регулирования инфляционного процесса.

Денежная реформа – полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения.

Осуществляется она различными методами (нули-фикация, реставрация, девальвация, деноминация) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства путем принятия единовременного законодательного акта.

Государственное регулирование инфляционного процессаозначает комплекс государственных мер, направленных на ограничение роста цен и стабилизацию денежной системы путем:

1) дефляционной политики;

2) политики доходов.

Дефляционная политикапредусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Эта политика в целом ведет к замедлению экономического роста.

Политика доходовпредполагает параллельный контроль за ценами и оплатой труда путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.

Российская инфляция отличается своеобразием, что обусловлено условиями ее развития в связи со специфическими причинами, которые слабо реагируют на приводимую государством денежно-кредитную политику. Для стабилизации денежной системы и осуществления эффективной антиинфляционной политики государству необходимы:

– оздоровление экономики в целом, преодоление спада инвестиционной активности и обеспечение приемлемых темпов роста производства;

– разработка и осуществление государственной экономической стратегии, способствующей становлению конкурентоспособного, высокотехнологического и наукоемкого производства;

– усиление стимулов производственного накопления у предпринимателей и населения;

– изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления;

– стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков;

– совершенствование налоговой системы, обращая особое внимание на регулирующую роль налогов;

– формирование и развитие единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т. д.;

– восстановление государственных структур управления и контроля за ценами, доходами, распределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении свободных рыночных цен;

– создание условий для превращения зарубежных долларовых запасов в товары производственного назначения для национальной экономики;

– изменение денежно-кредитной политики, а также платежно-расчетного механизма в пользу безналичных расчетов в целях тесной увязки всех элементов рыночных товарно-денежных отношений;

– стимулирование экспертной продукции, в том числе вооружения, и проведение разумной протекционной политики.

Наши рекомендации