Механизм рынка. Спрос и предложение. Цена равновесия.
Механизм рынка состоит из трех основных элементов: спроса, предложения и цены. Обязательным условием нормального функционирования рынка является наличие конкуренции.
Спрос– это то количество товара или услуги, которое потребитель хочет и может купить в определенном месте, в определенное время и по определенной цене. Спрос – это не просто потребность, а платежеспособная потребность. Потребность, не подкрепленная какими-либо платежными средствами, для рынка спросом не является. Различают:
— индивидуальный спрос – спрос отдельного субъекта на конкретный товар или услугу;
- совокупный спрос на отдельный товар – спрос всех субъектов на данный товар;
- совокупный спрос общества на все товары – спрос всех субъектов на все объекты купли-продажи.
Важнейшим фактором, влияющим на величину спроса, является цена на товар.
Кривая спроса
Между ценами и количеством товаров или услуг, которые будут куплены при каждой цене, существует обратная связь. При прочих равных условиях при низкой цене удастся продать больше товаров, чем при высокой. Взаимосвязь цены (Р) и количества покупаемого товара (Q) называется законом спроса и графически выражается кривой спроса D. Кривая спроса убывающая, т.к. цена и количество товаров находятся в обратной зависимости. Изменение величины спроса графически выражается перемещением вдоль кривой спроса.
На спрос, кроме цены, оказывает влияние целый ряд неценовых факторов. К неценовым факторам спроса относятся все обстоятельства, которые изменяют его, но которые не связаны с ценой на объект спроса:
· изменение потребностей и вкусов (предпочтений) потребителей;
· изменение численности потребителей;
· изменение денежных доходов потребителей;
· изменение цен на взаимодополняющие товары (автомобиль-бензин, фотоаппарат-фотопленка) и на товары-субституты (заменители) (масло-маргарин, пальто-куртка);
· изменение потребительских ожиданий:
— изменения наличия товаров;
— изменения цен;
— изменения денежных доходов.
Если изменяются неценовые факторы, то изменяется и кривая спроса – она смещается вправо, если увеличивается спрос на товары, и влево, если под воздействие названных факторов спрос падает.
Предложение – это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить покупателю в конкретном месте в конкретное время и по определенной цене. Аналогично спросу выделяют:
— индивидуальное предложение – предложение отдельного объекта или группы близких товаров, поставляемых отдельной фирмой;
— совокупное предложение объекта – поставки всего объема данного товара, осуществляемые всеми его продавцами;
— совокупное предложение общества – поставки всех товаров, поступающих на рынок.
Кривая предложения
Как и спрос, предложение рассматривается в экономике прежде всего в зависимости от цен реализации. Для простоты рассмотрим индивидуальное предложение конкретного товара, поскольку присущие ему зависимости характерны и для совокупного предложения.
Зависимость между ценой (Р) и объемом предложения (Q) графически выражается кривой предложения S. Чем выше цена, тем больше предложение, т.к. больше стимулов для производства товаров и их продажи. Изменение объема предложения под воздействием изменения цены графически будет выражаться смещением точки вдоль кривой предложения.
Неценовые факторы предложения:
· изменение технологии (более совершенная техника и технология способствуют снижению издержек производства и увеличению выпуска продукции при тех же затратах);
· изменение цен на ресурсы (возросшие цены на ресурсы увеличивают затраты на производство и сбыт продукции, снижают доходы продавцов и их заинтересованность);
· изменение налогов (повышение налогов снижает предложение, т.к. они увеличивают затраты, снижают стимулы для производителя);
· изменение дотаций (от лат. dotatio – дар) и субсидий (от лат. subsidium – помощь); их рост стимулирует предложение и наоборот;
· изменение численности продавцов (чем больше продавцов, тем выше предложение);
· изменение цен на товары-субституты (снижение цен на товары-заменители увеличивает доходность других товаров, цены на которые остались прежними, что способно увеличить предложение последних);
· ожидание продавцов по поводу изменения цен на их товар в будущем (если продавцы ожидают падение цен на свой товар в будущем, они стремятся увеличить свой сбыт сегодня и наоборот).
Воздействие неценовых факторов вызывает изменение предложения (а не величины предложения) и видоизменяет кривую предложения. Она смещается вправо при увеличении предложения и влево при его уменьшении.
Взаимодействие спроса и предложения приводит к установлению равновесной (рыночной) цены.
Равновесная (рыночная) цена – это та цена, при которой уравновешиваются величина спроса и величина предложения. Геометрически определить равновесную цену можно, если совместить кривые спроса и предложения одного и того же товара. Точка пересечения кривых спроса и предложения даст равновесную цену (цену равновесия).
Рыночное равновесие
На изменение рыночной цены влияет:
· неудовлетворенный спрос, ведущий к повышению цен;
· избыточное предложение, приводящее к снижению цен до уровня равновесных.
Пока предложение и спрос остаются неизменными, равновесная цена будет постоянной, а рынок – в состоянии равновесия (сбалансирован). Любая другая цена будет способствовать стремлению и продавцов и покупателей изменить ситуацию.
Возможны варианты:
· установлена более низкая цена. Возникает излишек спроса, дефицит и рост рыночной цены. Вывод: избыток спроса оказывает повышающее давление на цену.
· установлена более высокая цена. Предложение товара больше спроса покупателей. В этом случае производители предпочтут снизить цену для того, чтобы соответствовать объему спроса. Вывод: избыток предложения оказывает понижающее давление на цену.
Подобные колебания цен будут происходить до установления цены на равновесном уровне. Механизм рынка устроен таким образом, что любое отклонение от положения равновесия приводит в действие силы, возвращающие рынок в состояние равновесия.