Корпоративная социальная ответственность (КСО)
3.1. Содержание корпоративной социальной ответственности бизнеса
3.2. Теоретические основы КСО
3.3. КСО как система. Управление КСО
3.4. Корпоративное гражданство
3.5. Российский опыт КСО
Нефинансовая отчетность компаний как инструмент этики бизнеса
4.1. Опыт подготовки социальных (нефинансовых) отчетов
4.2. Тенденции развития нефинансовой отчетности в России и в мире.
4.3. Этапы и методы составления нефинансовой отчетности
Этика делового общения
5.1. Деловое общение и имидж
5.2. Деловой этикет
5.3. Профессиональная этика и ее влияние на этические вопросы бизнеса
5.4. Конфликты в деловом общении
Тема 1. Природа и сущность этики, проблемы и возможности формирования нравственного поведения
1.1. Универсальные этические нормы и принципы. Содержание этики бизнеса
1.2. Основные этические проблемы бизнеса
1.3. Теории и концепции этики бизнеса
Универсальные этические нормы и принципы. Содержание этики бизнеса
Подэтикойпонимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых человеком в обществе.
В первоначальном значении «этика» и «мораль» - разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикойглавным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) - изучаемый ею предмет. Однако в общекультурной лексике оба слова продолжают употребляться как взаимозаменяемые.
Что такое мораль? Мораль – это:
а) характеристика личности, совокупность моральных качеств, добродетелей, например, правдивость, честность, доброта;
б) характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм (требований, заповедей, правил), например, «не лги», «не кради», «не убий».
Таким образом, этика – наука о морали и нравственности в поведении людей. Этика бизнеса является одним из направлений этики.
"Деловая этика в широком смысле - это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства.
Вопросами деловой этики являются:
1) этическая оценка внутренней политики организации;
2) этическая оценка внешней политики организации
3) профессиональная этика;
4) моральный климат в организации;
5) нормы делового этикета.
Основные этические проблемы бизнеса
Основные этические проблемы бизнеса:
1) проблемы в отношениях между организациями, действующими в одной сфере: до какой степени конкуренция может обостриться, не нарушая моральных норм и принципов, принятых в обществе;
2) проблемы в отношениях между государством и организациями, которые могут урегулироваться 1) снизу – членами общества в процессе формирования общественного мнения по поводу оценки деятельности организации и качества ее продукции и услуг; 2) специальными государственными органами и законами;
3) проблемы в отношениях между производителями и потребителями, которые должны строиться на соблюдении двух принципов: 1) потребитель должен иметь точную информацию о продукции производителя; 2) потребитель должен быть свободен в выборе того товара, который он хочет купить. Речь идет о проблеме обеспечения качества продукции, ее безопасности для жизни и здоровья потребителя, о точности и правдивости рекламы, о выпуске конкурентоспособной продукции, обеспечивающей престиж страны на мировом рынке;
4) проблемы в отношениях между менеджментом организации и ее владельцами (инвесторами). Речь идет 1) о манипулировании инвестициями и 2) нечестном использовании прибылей и активов организации;
5) проблемы в отношениях между организацией и местными властями, заключающиеся в необходимости поддерживать неприбыльные предприятия, создающие рабочие места в регионе;
6) проблемы в отношениях между организациями и окружающей средой, заключающиеся в сокрытии информации о последствиях вредных производств для окружающей среды, перенос таких производств в страны с неразвитым экологическим законодательством, подкуп и т.д.