Вопрос. Методы финансового контроля.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы или способы, средства его осу­ществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: от правового положения и особенностей форм деятель­ности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотноше­ний и др.

Используются следующие методы финансового контроля: ре­визии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отче­тов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание до­кладов, информации должностных лиц и др. Проведение их, как правило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.

Эти общие методы конкретизируются в методиках, правилах проведения контроля различных объектов (например, методичес­кие письма и указания налоговых органов, в частности, Методи­ческое пособие по проведению камеральных проверок, инструк­ции Минфина России по составлению отчетности об исполнении бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и т.п.).

Основной метод финансового контроля — ревизия, т.е. наибо­лее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной де­ятельности предприятий, организаций, учреждений с целью про­верки ее законности, правильности и целесообразности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, в особенности финан­совые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетент­ных органов, в том числе правоохранительных.

По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут быть плановыми (преду­смотренными в плане работы соответствующего органа) и внепла­новыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки), комплексными (проводимыми совместно несколькими контроли­рующими органами).

При проведении документальной ревизии проверяются доку­менты, в особенности первичные денежные документы (счета, платежные ведомости, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т.п. Фактическая ревизия означает проверку не только доку­ментов, но и наличия денег, материальных ценностей. Под пол­ной ревизией понимают проверку всей деятельности предпри­ятия, организации, учреждения за определенный период. При выборочной ревизии контроль направлен на какие-либо отдель­ные стороны финансово-хозяйственной деятельности (например, проверка командировочных расходов, работы по приему налого­вых и страховых взносов). Срок проведения ревизии — не более 30 дней.

Результаты ревизии оформляются актом, имеющим большое юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизион­ной группы (ревизором), руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Свои возражения и замечания руководи­тель и главный бухгалтер проверяемой организации должны при­ложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.

На основе акта ревизии принимаются меры по устранению вы­явленных нарушений финансовой дисциплины, возмещению причиненного материального ущерба; разрабатываются предло­жения по предупреждению нарушений государственной дисцип­лины; виновные привлекаются к ответственности. Руководитель организации, назначившей ревизию, обязан обеспечить контроль за выполнением решений, принятых по ее результатам.

При необходимости срочных мер по устранению выявленных ревизией нарушений и злоупотреблений и привлечения к ответ­ственности виновных лиц в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, а материалы ревизии передаются следст­венным органам. Руководитель проверяемой организации обязан принять меры к устранению выявленных нарушений, не ожидая окончания ревизии. Об этом делается соответствующая запись в акте ревизии.

Несмотря на важное юридическое значение ревизии, ее поня­тие, порядок ее проведения не получили достаточного правового урегулирования, не закреплены, как это следовало бы, в законо­дательном акте, что справедливо отмечается в литературе. Толч­ком для устранения этого пробела мог бы послужить один из новых федеральных законов — Федеральный закон «Об аудитор­ской деятельности» (ст. 10), в котором сформулировано понятие аудиторского заключения как официального документа и основ­ные требования, которым оно должно отвечать.

Финансовый контроль осуществляется в различных формах, под -которыми понимаются способы выражения его содержания, внут­ренняя организация, которые модифицируются с изменением со­держания. Одновременно форма активно воздействует на содержа­ние, ускоряя или тормозя его развитие в зависимости от того, на­сколько она соответствует изменившемуся содержанию. Таким об­разом, форма финансового контроля представляет собой способ конкретного выражения и организации контрольных действий, на­правленных на выполнение функций финансового контроля. При­нято различать следующие формы финансового контроля: ревизии, наблюдение, обследование, проверка, анализ и др.

Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финан­совой деятельности проверяемого субъекта. Возможно проведение обследования отдельных сторон финансовой деятельности с исполь­зованием таких приемов, как анкетирование и опрос. Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий. Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью раз­личных аналитических приемов.

Основной формой финансового контроля является ревизия, ко­торая проводится с целью установления законности финансовой Дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактическо­го наличия денежных средств.

В настоящее время единого нормативного акта, в котором регу­лировались бы все вопросы назначения и проведения ревизии, нет.

Возникающие при этом отношения регулируются различными нор­мативно-правовыми актами, в том числе Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», постановлением Пра­вительства Российской Федерации об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации и др. Наиболее полно вопросы назначения и проведения ревизии регламентируют­ся приказом Министерства финансов РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 7 декабря 1999 г. «Об утверждении Положения о порядке взаимо­действия контрольно-ревизионных органов Министерства финан­сов РФ с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, МВД Российской Федерации, ФСБ Российской Федерации при назначе­нии и проведении ревизии (проверок)». В этом межведомственном документе ревизия определяется как система контрольных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совер­шенных организацией хозяйственных и финансовых операций в ре­визуемом периоде или достигнутых результатов ее финансово-хо­зяйственной деятельности

Специфика ревизии по сравнению с иными формами финансо­вого контроля проявляется в содержании, порядке ее назначения уполномоченными государственными органами (например, на осно­вании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законода­тельством, по требованию прокурора); в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы и субъекты (на­пример ревизоры), ревизия проводится только комиссионно; по окончании составляется акт ревизии, имеющий юридическое значе­ние.

Ревизии могут проводить. Счетная палата РФ; Департамент го­сударственного финансового контроля и аудита Министерства фи­нансов РФ; Федеральное казначейство Министерства финансов РФ; территориальные контрольно-ревизионные управления Мини­стерства финансов РФ в субъектах РФ; контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств.

Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составлен­ной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами: проверять на ревизуемых предприятиях первичные доку­менты, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое нали­чие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основ­ных фондов; проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы, кладовые; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии; получать от должностных и материально ответственных лиц письменные разъяснения по воз­никающим в ходе ревизии вопросам и др Ревизии подразделяются на несколько видов

По содержанию ревизии делятся на документальные и фактиче­ские. Документальные ревизии включают в себя проверку различ­ных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и вне­плановые.

В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, кото­рый составляется в вышестоящих органах, министерствах или ве­домствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раз в год, а в непроизводственной сфере — не реже одного раза в 2 года.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фрон­тальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии прове­ряется вся финансовая деятельность субъекта за определенный пе­риод. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой провер­ку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов) и тематические, сво­дящиеся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридические значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридиче­ского лица. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные наруше­ния, а также виновные в данных нарушениях лица и предлагают­ся меры по ликвидации названных нарушений и меры ответст­венности виновных лиц. Если у руководителя и главного бухгал­тера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовно­го дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания прове­дения ревизии.

Акты ревизий, проведенных в порядке ведомственного контро­ля, представляются Министерству финансов РФ, финансовым ор­ганам субъектов РФ и местным финансовым органам по их требо­ванию.

Наши рекомендации