Понимание важности наличия «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций
В 2013 году выяснилось, что 30% россиян понимают важность наличия «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций. В результате проведения второй волны исследования оказалось, что за 3 года доля таких людей выросла незначительно – лишь на 2 п.п. и теперь составляет 32%. Следует отметить, что в большинстве регионов разница в данном показателе между группами респондентов со средним и с низким доходом незначительна. За исключением Алтайского края (27 п.п.), Ростовской области (23 п.п.), города Москвы (19 п.п.), Саратовской области (15 п.п.) и Республики Татарстан (13 п.п.). В остальных регионах различия составляют не более 10 п.п.
Таблица 3. Доля представителей целевых групп, понимающих важность наличия «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций, %
Подвыборка | 2013 год | 2015 год |
Россия | 29,5 | 32,1[2] |
Низко и среднедоходные группы (Россия) | 26,2 | 32,6 |
Низкодоходные группы | 21,6 | 30,3 |
Среднедоходные группы | 31,7 | 34,9 |
Низкодоходные группы+Среднедоходные группы (регионы) | 30,8 | 31,2 |
Низкодоходные группы | 30,5 | 27,3 |
Среднедоходные группы | 31,1 | 35,0 |
Низкодоходные группы+Среднедоходные группы Волгоградская область | 24,1 | 38,5 |
Низкодоходные группы | 25,2 | 39,0 |
Среднедоходные группы | 23,0 | 38,0 |
Низкодоходные группы+Среднедоходные группы Калининградская область | 36,8 | 27,3 |
Низкодоходные группы | 36,6 | 29,1 |
Среднедоходные группы | 37,0 | 25,6 |
Низкодоходные группы+Среднедоходные группы Оренбургская область | 33,9 | 26,2 |
Низкодоходные группы | 32,2 | 22,2 |
Среднедоходные группы | 35,4 | 30,1 |
Низкодоходные группы+Среднедоходные группы Ярославская область | 26,3 | 30,6 |
Низкодоходные группы | 24,9 | 28,2 |
Среднедоходные группы | 27,6 | 33,0 |
Низкодоходные группы+Среднедоходные группы Алтайский край | n/a | 30,7 |
Низкодоходные группы | n/a | 17,0 |
Среднедоходные группы | n/a | 44,3 |
Низкодоходные группы+Среднедоходные группы Архангельская область | n/a | 31,9 |
Низкодоходные группы | n/a | 28,4 |
Среднедоходные группы | n/a | 35,3 |
Низкодоходные группы+Среднедоходные группы Краснодарский край | n/a | 34,4 |
Низкодоходные группы | n/a | 32,3 |
Среднедоходные группы | n/a | 36,5 |
Низкодоходные группы+Среднедоходные группы Москва | n/a | 26,6 |
Низкодоходные группы | n/a | 17,3 |
Среднедоходные группы | n/a | 36,0 |
Низкодоходные группы+Среднедоходные группы Мурманская область | n/a | 31,9 |
Низкодоходные группы | n/a | 33,0 |
Среднедоходные группы | n/a | 30,8 |
Низкодоходные группы+Среднедоходные группы РеспубликаТатарстан | n/a | 36,8 |
Низкодоходные группы | n/a | 30,3 |
Среднедоходные группы | n/a | 43,2 |
Низкодоходные группы+Среднедоходные группы Ростовская область | n/a | 33,9 |
Низкодоходные группы | n/a | 22,5 |
Среднедоходные группы | n/a | 45,2 |
Низкодоходные группы+Среднедоходные группы Саратовская область | n/a | 36,2 |
Низкодоходные группы | n/a | 28,6 |
Среднедоходные группы | n/a | 43,9 |
Низкодоходные группы+Среднедоходные группы Ставропольский край | n/a | 28,6 |
Низкодоходные группы | n/a | 26,9 |
Среднедоходные группы | n/a | 30,3 |
Низкодоходные группы+Среднедоходные группы Томская область | n/a | 23,1 |
Низкодоходные группы | n/a | 23,2 |
Среднедоходные группы | n/a | 23,1 |
Низкодоходные группы+Среднедоходные группы Хабаровский край | n/a | 30,9 |
Низкодоходные группы | n/a | 32,0 |
Среднедоходные группы | n/a | 29,7 |
Данный индикатор рассчитывался как доля (%) тех, кто отвечает «это точно про меня» на вопрос С20 (пункт 3): «Я зачитаю несколько утверждений, а Вы скажите, насколько каждое из них характеризует лично Вас. Это про Вас или нет… Вы всегда стараетесь иметь хотя бы какую-то сумму денег на непредвиденные расходы, на всякий случай».
Реальные пользователи финансовых услуг незначительно отличаются от населения России в целом: среди них 34% опрошенных всегда стараются иметь хотя бы какую-то сумму денег на непредвиденные расходы, на всякий случай (доля таких людей во всероссийской выборке – 32%).
Диаграмма 5. Понимание населением важности наличия «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций, % от числа респондентов в группе (2015 год)
Значимых различий за прошедшие 3 года в данном показателе не наблюдается: как в 2013, так и в 2015 годах примерно каждый третий респондент считает, что важно иметь «финансовый буфер» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций.
Диаграмма 6. Понимание населением важности наличия «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций, % от числа респондентов в группе (динамика).