Функции финансов предприятия

Функции финансов предприятия

Финансы предприятия как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях, изучение которых необходимо для реализации эффективной финансовой деятельности.

Финансы предприятия выполняют три основные функции:

обеспечивающая;

распределительная;

контрольная.

Обеспечивающая функция заключается в систематическом формировании в необходимом объёме денежных средств из различных альтернативных источников для обеспечения текущей хозяйственной деятельности предприятия и реализации стратегических целей её развития.

Распределительная функция тесно связана с обеспечивающей и проявляется через распределение и перераспределение общей суммы сформированных финансовых ресурсов.

Контрольная функция предполагает осуществление финансового контроля над результатами производственно- финансовой деятельности предприятия, а также за процессом формирования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с текущими и оперативными планами.

Формирование денежных фондов предприятия начинается с момента его организации.

Денежные фонды предприятия можно разбить на четыре группы (рис. 3.15):

I группа – фонды собственных средств:

– уставный капитал,

– добавочный капитал,

– резервный капитал,

– инвестиционный фонд,

– валютный фонд,

– прочие.

II группа – фонды заёмных средств:

– кредиты банков,

– коммерческие кредиты,

– факторинг,

– лизинг,

– кредиторы,

– прочие.

III группа – фонды привлечённых средств:

– фонды потребления,

– расчеты по дивидендам,

– доходы будущих периодов,

– резервы предстоящих расходов и платежей

IV группа – оперативные денежные фонды:

– для выплаты зарплаты,

– для выплаты дивидендов,

– для платежей в бюджет,

– прочие.

Рис. 3.15. Состав денежных фондов предприятия

I группа денежных фондов предприятия – фонды собственных средств. Они играют решающую роль в его деятельности, так как требования по их объёму и организации достаточно однозначны.

Собственные средства являются экономической основой всех хозяйствующих субъектов.

Собственные средства предприятий выступают в виде фондов.

При организации предприятие должно иметь уставный фонд или уставный капитал.

Источниками формирования уставного фонда могут быть:

– для государственных предприятий – бюджет; средства специальных фондов; безвозмездно полученные здания, сооружения, оборудование, которые закрепляются за ними в форме уставного фонда;

– для частных предприятий – денежные средства собственника, материальные ценности, имущественные права;

– для акционерных обществ – вклады акционеров, составляющие их акционерный фонд (3.16).

Рис. 3.16. Источники формирования уставного фонда

Минимальный размер уставного капитала (фонда) для открытых и закрытых акционерных обществ определен в законодательном порядке и измеряется в белорусских рублях (рис. 3.17).

Рис. 3.17. Уставный фонд коммерческих организаций

За счет средств уставного фонда предприятие формирует основной и оборотный капитал. Он в свою очередь направляются на приобретение основных производственных фондов, нематериальных активов, оборотных средств.

Организация уставного капитала, его эффективное использование, управление им – одна из главных и важнейших задач финансовой службы предприятия. Уставный капитал предприятия определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Уставный капитал выступает первым денежным фондом, отражаемым в разделе пассива баланса предприятия. В этой связи баланс предприятия представляет собой следующее (рис. 3.18):

Актив Пассив
I. Внеоборотные активы III. Источники собственных средств
II. Оборотные активы IV. Долгосрочные обязательства
  V. Краткосрочные обязательства
Баланс Баланс

Рис. 3.18. Баланс предприятия

Актив – имущество предприятия, пассив же денежные средства, за счёт которых сформировано имущество.

С уставным капиталом предприятия тесно связано такое понятие, как чистые активы, которое в широком смысле слова являются его собственными средствами. В мировой практике их еще называют акционерным капиталом. Необходимость расчета чистых активов объясняется тем, что некоторые средства предприятия носят двойственный характер. С одной стороны они служат его собственными средствами (например, начисленные дивиденды или фонды потребления), с другой – они принадлежат не непосредственно предприятию, а его работникам.

Чистыми активами называют активы за вычетом долгов (расчетов с кредиторами, заемных средств, доходов будущих периодов и прочие). Существует определенный порядок расчета чистых активов предприятия (рис. 3.19).

№ п/п Показатели Код строки баланса Оценка, применяемая для расчета чистых активов
Активы – всего (сумма стр. 2-11) 300-241 все денежное и неденежное имущество предприятия
основные средства по остаточной стоимости с учетом произведенных согласно законодательству переоценок
нематериальные активы по остаточной стоимости
вложения во внеоборотные активы в сумме фактических затрат с учетом переоценок
запасы и затраты 210-215-216-217 по фактической стоимости с учетом отклонений, возникших при их приобретении и сумм НДС (сырье и материалы); по остаточной стоимости (средства труда); в сумме фактических расходов расходы будущих периодов)
готовая продукция и товары в сумме фактической себестоимости (готовая продукция); по покупной стоимости (товары)
товары отгруженные 216+217 по полной производственной себестоимости
дебиторская задолженность в фактическом размере
финансовые вложения в сумме фактических затрат
денежные средства в размере фактических остатков в кассе и на счетах
прочие активы 130+150+220 +242+270 в сумме доходных вложений в материальные ценности и прочие
Пассивы – всего (сумма стр. 13-18) 590+470+460-411 все обязательства предприятия
целевое финансирование в суммах фактического поступления
заемные средства 510+520 в суммах подлежащих возврату
кредиторская задолженность в суммах подлежащих выплате
резервы предстоящих расходов в размере фактически зарезервированных сумм
доходы будущих периодов в фактическом размере
прочие пассивы 540+560-411 в сумме прочих доходов и расходов, иных видов обязательств, страховых резервов и фондов
Стоимость чистых активов (стр. 1 – стр.12) 490-470-460+411 разница между активами, принимаемыми к расчету, и пассивами, принимаемыми к расчету
Уставный фонд Приводится справочно для сравнения

Рис. 3.19. Порядок расчета чистых активов предприятия

Взаимосвязь между величиной чистых активов и уставным фондом проявляется в том, что если по окончании второго и каждого последующего года стоимость чистых активов коммерческой организации окажется меньше уставного фонда, такая организация обязана объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного фонда. В случае если стоимость указанных активов менее минимального размера уставного фонда, предприятие подлежит ликвидации.

Если ЧА (чистые активы) < УК (уставного капитала), предприятие обязано уменьшить свой уставный капитал до величины чистых активов, то есть фактически до величины собственных средств.

Если ЧА < УК (минимального), общество обязано принять решение о своей ликвидации, так как сложившаяся ситуация противоречит закону.

Если ЧА < УК + РК + ^ПА, где РК – резервный капитал, ^ПА – превышение над номинальной стоимостью определённой уставом организации ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций, организация не имеет права принимать решение о выплате дивидендов. Она не имеет права это делать также и в том случае, если стоимость чистых активов может оказаться меньше указанной величины после выплаты дивидендов.

Сегодня на многих предприятиях уставный капитал находится в значительном отрыве от стоимостной оценки внеоборотных и оборотных активов и не отражает реальных масштабов их денежного оборота. Отчасти это объясняется трудным финансовым положением предприятий в условиях кризисной экономики, недостатком собственного оборотного капитала. Другая весомая причина заключается в том, что на негосударственных предприятиях уставный капитал является платным. Поскольку эмиссионная и коммерческая деятельность предприятий накладывает на них обязательства по выплате учредителям (собственникам) их доли в прибыли, это является сдерживающим фактором увеличения уставного капитала.

После уставного капитала денежным фондом собственных средств предприятия является добавочный капитал, который включает:

– прирост стоимости внеоборотных и оборотных активов в результате переоценки основных фондов, то есть их дооценку, проводимой в соответствии с законодательством;

– эмиссионный доход акционерного общества или доход от продажи акций сверх их номинальной стоимости за вычетом расходов на их продажу;

– безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели;

– ассигнования из бюджета на финансирование капитальных вложений;

– поступления на пополнение оборотных средств.

Он может быть использован на погашение сумм снижения стоимости имущества, выявившихся по результатам его переоценки, на погашение убытков, возникших в результате безвозмездной передачи имущества другим предприятиям и лицам, на увеличение уставного капитала, на погашение убытка, выявленного по результатам работы предприятия за отчетный год (рис. 3.20).

Рис. 3.20. Формирование и использование добавочного фонда

Резервный капитал – денежный фонд предприятия, который образуется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и учредительными документами. Его размер предусматривается уставом общества, но не менее 15 % уставного фонда. Порядок его образования зависит от национальной принадлежности организации.

Порядок формирования и использования резервного фонда определяется уставом акционерного общества. Конкретные размеры отчислений от прибыли в резервный фонд устанавливаются общим собранием акционеров, но не менее 5 % чистой прибыли общества. Формирование и пополнение резервного фонда происходит путем ежегодных отчислений до образования минимально необходимой суммы.

Резервный фонд предназначен для покрытия непредвиденных коммерческих убытков акционерного общества (рис. 3.21).

Наличие резервного фонда является важнейшим условием обеспечения устойчивости финансового состояния предприятия.

Рис. 3.21. Формирование и использование резервного фонда

Инвестиционный фонд предназначен для развития производства. В нём концентрируются: – амортизационный фонд, предназначенный для простого воспроизводства основных фондов; – фонд накопления, образуемый за счет отчислений от прибыли и предназначенный для развития производства; – заёмные и привлечённые источники (рис. 3.22).

Рис. 3.22. Формирование и использование инвестиционного фонда

Роль инвестиционного фонда очевидна. Предприятие должно иметь возможность и обязано за счет собственной прибыли и других источников обеспечивать прирост оборотных средств и финансирование капитальных вложений.

Валютный фонд формируется на предприятиях, получающих валютную выручку от экспортных операций и покупающих валюту для импортных операций. Этот фонд не имеет самостоятельного целевого значения. Он выделяется постольку, поскольку операции с валютой имеют свои особенности. В этих целях предприятия в коммерческих банках, имеющих лицензию Национального банка Республики Беларусь для проведения валютных операций, открывают валютные счета.

II группа денежных фондов предприятия – фонды заёмных средств. Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности организации, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, а, в конечном счете – повысить рыночную стоимость предприятия.

Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга) (рис. 3.23).

Рис. 3.23. Формы заемного капитала по сроку привлечения

Управление привлечением заемных средств представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития.

К наиболее распространенным в мировой практике формам заемных средств относятся: кредиты, лизинг, факторинг, франчайзинг и другие.

Формы, методы, цена капитала, а соответственно и достигаемые с их использованием результаты существенно разняться между собой. В связи с этим финансовый менеджер должен хорошо представлять специфику различных видов заемных средств, принимать решение об их выборе с учетом реальных возможностей, уровня предполагаемых затрат и получаемого эффекта.

Наиболее распространенной формой является банковский кредит (рис. 3.24).

Рис. 3.24. Классификация банковских кредитов

Банковский кредит – средства, предоставляемые банком взаймы клиенту для целевого использования на установленный срок за определенную плату. Он является основной формой финансового кредита. Коммерческие банки предоставляют его в следующих основных видах:

– бланковый (необеспеченный) кредит. Он выдается коммерческим банком, осуществляющим расчетно–кассовое обслуживание клиента;

– контокоррентный кредит (овердрафт). Кредит предоставляется банком обычно под обеспечение. Но это требование является необязательным;

– открытие кредитной линии. Договор на получение кредита предприятие может оформить с банком предварительно путем открытия кредитной линии;

– ипотечный кредит. Он может быть получен от банков, специализирующихся на выдаче долгосрочных займов под залог основных средств или имущественного комплекса предприятия в целом;

– ломбардный кредит. Кредит может быть получен предприятием под заклад высоколиквидных активов (векселей, государственных краткосрочных облигаций), которые на период кредитования передаются банку;

– консорциумный (консорциональный) кредит. Кредитная политика банка или высокий уровень риска иногда не позволяют ему в полной мере удовлетворить потребность предприятия–клиента в кредите. В этом случае банк, обслуживающий предприятие, может привлечь к кредитованию данного клиента другие банки. За организацию консорциумного кредита ведущий банк получает определенное комиссионное вознаграждение;

– прочие виды банковского кредита (рис. 3.25).

Рис. 3.25. Характеристика видов банковских кредитов

Кредит – это «чужие» средства, за пользование которыми надо платить. Плата за кредит составляет его цену.

Цена кредита (процентная ставка) зависит не только от сроков погашения кредита, методов его предоставления, назначения, но и кредитоспособности клиента, выполнения им своих обязательств в предыдущие периоды. Размер годовой процентной ставки за кредит зависит от экономической ситуации в стране, соотношения спроса и предложения на кредитные ресурсы, проводимой в стране кредитной политики.

Цена кредита определяетцелесообразность привлечения кредита.

В структуре пассивов предприятия значительный удельный вес занимает кредиторская задолженность, которая представляет собой не что иное, как товарный (коммерческий) кредит. Сущность этого кредита заключается в предоставлении продавцом отсрочки покупателю в оплате счетов за поставленные ему товары (рис. 3.26).

Рис. 3.26. Преимущества и недостатки товарного кредита

В целях стимулирования ускорения расчетов за отгруженную продукцию и товары поставщики могут в договорах с покупателями предусматривать скидки с цены за досрочную или немедленную оплату, отказ от которой свидетельствует об утраченной выгоде. В итоге кредиторская задолженность получает свою цену (рис. 3.27).

Рис. 3.27. Виды товарного (коммерческого) кредита

Одной из прогрессивных форм привлечения заемных средств является лизинг. Он представляет собой метод кредитования предприятия путем предоставления ему за плату в аренду основных фондов (рис. 3.28, 3.29).

Рис. 3.28. Характеристика лизинга

Рис. 3.29. Преимущества и недостатки лизинговых операций

Существует несколько классификаций лизинговых сделок (рис. 3.31). Лизинг делится на два типа: оперативный – при котором расходы лизингодателя, связанные с приобретением объекта лизинга, его сдачей в аренду, не покрываются лизинговыми платежами в течение одного контракта; и финансовый – при котором срок, на который передается имущество, совпадает по продолжительности со сроком его полной амортизации. При финансовом лизинге лизингодателю полностью возмещается вся стоимость имущества и оплачивается доход от операции (рис. 3.30).

оперативный лизинг финансовый лизинг
имущество в аренду сдается несколько раз участие третьей стороны
срок договора меньше срока физического износа оборудования более продолжительное лизинговое соглашение, примерно равное периоду амортизации оборудования
риск потери, порчи лежит на лизингодателе высокая стоимость имущества
оборудование приобретается заранее, лизингополучатель неизвестен возможность расторжения договора
лизингодатель самостоятельно страхует оборудование, производит его техническое обслуживание риски по сохранности объекта несет лизингополучатель
обычно дороже финансового  

Рис. 3.30. Особенности оперативного и финансового лизинга

Пример: Предприятию предоставляется оборудование в соответствии с договором финансового лизинга стоимостью 100000 тыс. руб. на 5 лет. Годовая процентная ставка составляет 35 %. Дополнительные расходы в год составляют 1000 тыс. руб. Погашение общей стоимости оборудования производится равными долями раз в году. Рассчитайте общую сумму лизинговых платежей.

Решение: Расчет общей суммы лизингового платежа можно представить в виде таблицы.

Год Стоимость объекта, тыс. руб. Возмещение стоимости, тыс. руб. Плата лизинго-получателю, тыс. руб. Другие расходы, тыс. руб. Лизинговый платеж, тыс. руб.
1 100000 20000 35000 1000 56000
2 80000 20000 28000 1000 49000
3 60000 20000 21000 1000 42000
4 40000 20000 14000 1000 35000
5 20000 20000 7000 1000 28000
0 100000 105000 5000 210000

Рис. 3.31. Классификация лизинга

Лизинг в мировой практике считается одной из наиболее эффективных форм финансирования основных фондов, их постоянного совершенствования, модернизации, обеспечивающей техническое развитие производства (рис. 3.32).

Рис. 3.32. Разновидности лизинга

Чтобы принять правильное решение о форме привлечения заемных средств в виде лизинга, необходимо рассчитать размер оплаты за лизинговые услуги, определить фактическую годовую процентную ставку и сравнить ее со ставками банковского кредита (рис. 3.33).

Рис. 3.33. Классификация лизинговых платежей

Альтернативными формами привлечения заемных средств являются факторинг, франчайзинг и форфейтинг.

Рис. 3.34. Сравнительная характеристика факторинга и банковского кредита

Факторинг – это приобретение у поставщика права на получение платежа с плательщика за поставленные ему товаро-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги.

Факторинг – это торгово-комиссионная операция, сочетающаяся с кредитованием оборотного капитала и связанная в любой форме с переуступкой факторинговой компании (банку) неоплаченных платежных требований, возникающих между хозяйственными организациями в процессе реализации товаров и услуг (рис. 3.35).

Рис. 3.35. Схема факторинговой сделки

Факторинговые операции совершают банки или создаваемые при них факторинговые отделы. Банки (факторинговые отделы) заключают трехсторонние договоры на определенный срок с поставщиками и плательщиками, в соответствии с которыми гарантируют оплату счетов поставщиков, выставляемых на этих плательщиков через счет факторинга (рис. 3.36).

Пример: Предприятие-поставщик обратилось в банк с просьбой о предоставлении ему факторинга. Оплата выставленной на сумму 8000000 белорусских рублей счет-фактуры должна состояться через 60 дней, однако потребность в этих средствах возникла у предприятия гораздо раньше. Величина дисконта составляет 6 %.

Определите цену факторинга для предприятия, величину его годовой процентной ставки.

Решение:

1. Определим цену факторинга: 8000000 * 0,06 = 480000 белорусских рублей

2. Рассчитаем годовую процентную ставку за факторинговые услуги:

Пример: Предприятие предоставляет среднее время оплаты счетов 45 дней, факторинг позволяет сократить его до 10 дней. Предприятие имеет два варианта. В первом – возможно мобилизовать за 10 дней в результате оплаты счетов 340000 руб. При использовании факторинга 850000 рублей при дисконте 5 %. В данном периоде предприятию необходимо 900000 белорусских рублей для погашения обязательств в течение 30 дней. Определите наиболее выгодный вариант для предприятия. Годовая процентная ставка по кредиту 21 %, комиссионный сбор – 6 %.

Решение:

1. В первом варианте предприятию дополнительно необходимо привлечь за счет краткосрочного кредита 560000 рублей. Процент за пользование кредитом составит 560000 * 1,75 % = 9800 рублей. Комиссионные равны 33600 рублей. Тогда общая сумма расходов составляет 43400 рублей.

2. Во втором варианте стоимость факторинга составит 850000 * 0,04 = 34000 рублей. Дополнительное использование кредита 50000 рублей. Процент плюс комиссионные составят 870 + 3000 = 3870. Общая сумма расходов составляет 37470 руб.

Наиболее выгодным для предприятия является второй вариант.

Разновидностью факторинга является форфейтинг, применяемый во внешнеэкономической деятельности предприятий, в расчетах, связанных с экспортом и импортом.

Форфейтинговые услуги оказывает банк или специальные форфейтинговые компании, которые взимают кроме установленной оплаты и комиссионные. Форфейтинг – операция по приобретению финансовым агентом (форфейтором) коммерческого обязательства заемщика (покупателя, импортера) перед кредитором (продавцом, экспортером). Форфейтинг – специфическая форма кредитования торговых операций. Основное условие форфейтинга состоит в том, что все риски по долговому обязательству переходят к форфейтору без права оборота на продавца обязательства.

В основном форфейтинговыми ценными бумагами являются простой и переводной вексель (рис. 3.37).

Рис. 3.36. Классификация факторинговых сделок

Форфейтинговая финансовая операция довольно часто используется в экспортных сделках. Форфейтинг выгоден, когда в роли экспортера выступает крупный несырьевой поставщик, а импортер не способен оплатить крупный заказ сразу. В таком случае предприятие-экспортер не всегда готово предоставить заказчику отсрочку платежа, особенно если тот является резидентом развивающейся страны, экономика которой нестабильна, а финансовые и страновые риски высоки. Банк, выступающий в роли форфейтора, по дисконтной цене выкупает долг у заказчика и выплачивает необходимую сумму поставщику продукции. В таком случае импортеру выгодно использовать форфейтинг, поскольку ему предоставляется отсрочка платежа, экспортеру – поскольку он гарантировано и в срок получает деньги, а банку – поскольку таким образом он фактически осуществляет крупную кредитную сделку.

Рис. 3.37. Преимущества и недостатки форфейтинговых сделок

Пример. Определите сумму, на которую можно выписать вексель (номинал), чтобы оплатить контракт; расходы белорусской организации по организации форфейтинговой операции; процентную ставку по кредиту. Условия по экспортно-импортному контракту, заключенному между белорусской организацией-импортером и иностранным поставщиков следующие: предмет контракта – импорт галантерейных товаров; сумма контракта – 4 млн. евро; условия платежа – вексель, авалированный белорусским банком; срок векселя – 6 месяцев.

Иностранный банк учитывает вексель на условиях LIBOR плюс 9 % годовых. Размер LIBOR составляет 5,7 %. Комиссия белорусского банка составляет 4 % годовых от номинала векселя.

Решение:

1. Рассчитаем величину учетной ставки в расчете на 6 месяцев:

2. Определим номинал векселя:

3. Определим сумму комиссии: 4271223 евро * 0,02 = 85424 евро

4. Рассчитаем сумму расходов белорусской организации: 4271223 евро – 4000000 евро + 85424 евро = 356647 евро

5. Определим годовую процентную ставку по кредиту:

Для определения наиболее эффективного варианта заимствования для предприятия необходимо сравнить существующие способы по ряду критериев (рис. 3.38).

Рис. 3.38. Сравнительная характеристика способов заимствования

В последнее время в мировой практике используется довольно специфический способ расширения финансовых и хозяйственных возможностей отдельных предпринимателей. Он выступает в форме франчайзинговых услуг, которые солидные фирмы предоставляют другим хозяйствующим субъектам. Эти услуги оказываются в виде продажи (передачи) фирменного знака, новых технологий, методов управления, организации маркетинга, производства, услуг ноу–хау. Такая форма носит название франчайзинг.

Франчайзинг, коммерческая концессия, франшиза – вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную систему его ведения.

Франчайзинг – развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени (реализовывать товары), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.

Франчайзинг — метод тиражирования успешных малых предприятий.

Филип Котлер выделяет следующие признаки франчайзинга:

►франчайзер получает отчисления за использование своей торговой марки;

►франчайзи выплачивает начальный взнос за право стать частью системы;

►франчайзер предоставляет франчайзи систему ведения бизнеса.

Франчайзинговые соглашения обычно используют компании, которые желают распространить свой бизнес (торговую марку) в новые регионы, не вкладывая в это значительные капиталы, т.к. франчайзинговая точка принадлежит местному франчайзи и развивается соответственно за его счет. Местному франчайзи работа по системе франчайзинга интересна, прежде всего, как возможность использования раскрученной торговой марки и отточенного франчайзером «бизнес-макета» для быстрого становления и развития собственного бизнеса, с минимизацией рекламных, маркетинговых и иных расходов (рис. 3.39).

Рис. 3.39. Преимущества и ограничения франчайзинга

III группа денежных фондов – фонды привлечённых средств. Такие фонды носят двойственный характер: с одной стороны, эти средства находятся в обороте предприятия; с другой – они принадлежат его работникам (дивиденды и фонд потребления).

Фонд потребления – денежный фонд, образуемый за счет чистой прибыли и используемый на удовлетворение материальных и социальных потребностей работников предприятия (рис. 3.40).

Рис. 3.40. Содержание фондов привлеченных средств

Оперативные денежные фонды предприятия, образующие IV группу денежных фондов, создаются ими периодически.

Дважды или один раз в месяц на предприятии формируется фонд оплаты труда. Его основой является фонд заработной платы. Периодически предприятие организует фонд для платежей в бюджет различных налогов. Несвоевременные платежи в бюджет предприятием влекут за собой штрафные санкции.

Кроме перечисленных, на предприятии создаётся ряд других фондов денежных средств: для погашения кредитов банка, освоения новой техники, научно – исследовательских работ, отчислений вышестоящей организации.

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Цены в условиях рынка

Порядок формирования цен.

Цели, задачи, стратегия и процесс ценообразования.

Цена –это денежная оценка стоимости единицы товара.

Цена –это денежная стоимость которую готов заплатить покупатель за полезность товара, а производитель при этом готов продать этот товар.

Функции цен:

1. Регулирующая

2. Измерительная

3. Учетно-информационная

4. Стимулирующая

5. Распределительная

Основные виды цен:

1. Отпускная(оптовая) – это цена используемая в расчетах со всеми покупателями кроме населения.

2. Розничная –это фиксированная или свободная цена используемая в расчетах с населением.

3. Закупочная –это цена на закупаемую сельскохозяйственную продукцию

4. Тариф –это цена на услуги

Типы установления цен:

1. Регулируемая(фиксированная) – это цена устанавливаемая соответствующими государственными органами осуществляющие регулирование ценообразование.

2. Свободная цена –это цена складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.

Порядок формирования цен

Ценовые стратегии

Стратегия снятия сливок –установление максимально высоких цен с начала появления нового товара в расчете на потребителя, готового купить товар по такой цене. Снижение цен происходит после первой волны спроса.

Стратегия проникновения на рынок –предприятие устанавливает на товар более низкую цену по сравнению с ценами на аналогичные товары конкурентов. Это дает ему возможность привлечь максимальное количество покупателей и способствует завоеванию рынка.

Стратегия следования за лидером –заключается в том, что цена на товар устанавливается исходя из цены предлагаемой главным конкурентом, доминирующим на рынке.

Стратегия скользящей цены –предполагает что цена устанавливается в зависимости от соотношения спроса и предложения, а потом постепенно снижается по мере снижения спроса. Такой подход применяется для товаров массового спроса.

Стратегия психологической цены –основана на установлении такой цены, которая учитывает психологию потребителей.

Планирование выручки от реализации продукции, работ, услуг

Планирование выручки от реализации продукции основывается на учете двух факторов:

1. емкости освоенного рынка продаж выпускаемой продукции и возможностей его расширения

2. производственных мощностей предприятия, позволяющих выпускать такой объем продукции, который востребован рынком.

Планирование выручки продукции осуществляется на год, квартал и оперативно. Для определения выручки от реализации необходимо знать объем реализации товара в действующих ценах без НДС, акцизов, торговых и сбытовых наценок и скидок и экспортных тарифов для экспортной продукции.

Чтобы застраховаться от крупных просчетов, следует составлять многовариантные планы объемов продаж, сориентированные на низший, наиболее вероятный и высший объем сбыта продукции по основным номенклатурным направлениям.

Расчет объемов продаж целесообразно начинать с наихудшего варианта, когда возможны потери части рынка из-за конкуренции, появлении на рынке нового более качественного продукта или по внутренним причинам, в связи со снижением объемов производства, из-за недопоставки сырья и комплектующих и пр.

Следующий вариант должен быть сориентирован на наивысшие объемы продаж, когда предполагается расширение сегмента рынка, устранение конкурентов, привлечение новых покупателей и пр.

Существенную трудность представляет расчет наиболее вероятных объемов продаж, так как он требует реальных оценок собственного потенциала и емкости рынка.

Поскольку не вся произведенная в данном периоде продукция в нем же и реализуется, то при планировании выручки от реализации учитываются также объемы переходящих остатков на начало (Он ) и на конец (ОК) планового периода, т.е. используется формула:

Р= Он+ ТП - ОК,

При планировании выручки от реализации продукции пользуются двумя методами: метод прямого счета и расчетный метод.

Метод прямого счета основан на гаран

Наши рекомендации