Контрольная функция финансов.

Контрольная функция финансов связана с движением стоимости общественного продукта, выраженного в денежной форме и обладающая свойством количественно отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его стадии.

Благодаря этому свойству финансы способны постоянно сигнализировать о том, как складываются пропорции распределяемого валового общественного продукта. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов.

Контрольная функция действует неизолированно, а в тесном единстве с распределительной функцией. Одновременное действие обеих функций позволяет полностью проявиться экономической сущности финансов.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. На практике контрольная функция финансов проявляется через организацию государственного финансового контроля.

Государственный финансовый контроль-система действий государственных контрольных органов, функциональными обязанностями которых является выявление нарушений в процессе управления государственными финансовыми ресурсами на стадии рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также разработка превентивных мероприятий по их предотвращению.

Уровни:

1. Президентский уровень-осуществление надзора за нижестоящими министерствами и ведомствами по поводу соблюдения указов президента, подписанных президентом. Туда входят:

1)Президент;

2)Администрация президента;

3)Главное контрольное управление при администрации президента России.

2. Законодательный уровень или Парламентский

· Совет Федерации(верхняя палата)-утверждает проект;

· Государственная Дума(нижняя палата)-рассматривает проект бюджета;

· Счетная палата-внешний государственный финансовый контроль:

1) внешнего по отношению к исполнительному органу;

2) также осуществляет проверки и ревизии по поводу целевого эффективного расхода бюджетных средств;

3) осуществляет предварительный контроль в виде проведения финансовой экспертизы, предполагающая расходование бюджетных средств;

4) последующий контроль, когда расходы совершены и производится анализ.

3. Исполнительный уровень-возглавляет правительство:

· Председатель правительства;

· Кабинет министров;

· Министерство финансов:

1) Федеральное казначейство-орган предварительного и оперативного контроля;

2) Федеральная налоговая служба-мобилизация доходных источников в бюджет, камеральная проверка, выездная проверка;

3) Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка;

4) Федеральная таможенная служба.

Проблемы организации ГФК:

1. Отсутствие единой нормативно-правовой базы:

· Принятие единого федерального закона о государственном и муниципальном финансовом контроле

2. Усилить взаимодействие внешних и внутренних органов ГФК:

· Создание системы взаимодействующих органов;

· Запретить проведение каких-либо ревизий или проверок в одной и той же организации одновременно несколькими органами ГФК

3. Отсутсвие единых требований и правил к организации и проведению контрольных мероприятий:

· Унифицировать регламенты и стандарты деятельности контрольных органов, предполагающих создание единой системы стандартов ГФК;

· Внедрить комплексную стандартизацию ГФК

4. Неэффективное расходование государственных средств:

· Повсеместно внедрить аудит эффективности государственных расходов

5. Отсутсвует единая методика определения эффективности расходования бюджетных средств:

· Критерии эффективного и неэффективного использования бюджетных средств;

· Ответственность за их неэффективное использование

6. Несовершенный действующих механизм отвественности за нарушение бюджетного законодательства:

· Обеспечить единый подход к выявлению и оценке нарушений, недостатков и их последствий;

· Усовершенствовать классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе государственного финансового контроля

7. Низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проведённых ревизий и проверок:

· Повысить ответственность должностных лиц за неисполнение предписаний контрольных органов;

· Установить правовые нормы, закрепляющие механизм возврата бюджетных средств и ответственность должностных лиц за предоставление необеспеченных бюджетных кредитов и ссуд и т.д.

Наши рекомендации