Определение общей потребности в капитале

Данная задача возникает как при планировании деятельности функционирующего предприятия на предстоящий период, так и при организации нового бизнеса. Ее можно рассматривать как оптимизационную, поскольку требуется определить оптимальный объем капитала с позиции обеспечения последующего эффективного его использования. Дефицит капитала может негативно сказаться на успешности деятельности предприятия, как производственной, так и финансовой. Избыток же его может привести к неполной загрузке производственных мощностей и неудовлетворительным финансовым и производственным результатам.

I.Оценка потребности в капитале вновь создаваемого предприятия.

Для вновь создаваемого предприятия определение потребности в капитале является начальным этапом управления капиталом. Основной цепью формирования капитала создаваемого предприятия является привлечение достаточного его объема для финансирования необходимых для начала деятельности активов. Недостаточный объем капитала в данном случае существенно удлиняет период открытия и освоения производственных мощностей нового предприятия, а в ряде случаев вообще не дает возможности начать его операционную деятельность. В то же время избыточный объем формируемого капитала приводит к последующему неэффективному использованию активов предприятия, снижает норму его доходности. Оптимизация общей потребности в капитале создаваемого предприятия представляет собой процесс расчета реально необходимого объема финансовых средств, которые могут быть эффективно использованы на первоначальной стадии его жизненного цикла.

Оценка потребности в капитале вновь создаваемого предприятия может быть осуществлена несколькими способами.

1. Балансовый метод оптимизации общей потребности в капитале. Основывается на определении необходимой суммы активов, позволяющих новому предприятию начать хозяйственную деятельность. Этот метод расчетов исходит из балансового алгоритма: общая сумма активов создаваемого предприятия равна общей сумме инвестируемого в него капитала.

Расчет потребности в активах вновь создаваемого предприятия осуществляется в разрезе следующих их видов:

- основных средств;

- нематериальных активов;

- запасов товарно-материальных ценностей, обеспечивающих производственную деятельность;

- денежных активов;

- прочих видов активов.

· Потребность в основных средствах рассчитывается по отдельным их группам:

а) машины и оборудование, используемые в производственном технологическом процессе;

б) машины и оборудование, используемые в процессе управления операционной деятельностью;

в) производственные здания и помещения.

Потребность в отдельных видах машин и оборудования, используемых в производственном технологическом процессе. Принципиальная формула расчета этой потребности имеет следующий вид:

, (2.15)

где Поб – потребность в производственном оборудовании конкретного вида;

ВПпл – планируемый объем выпуска продукции, требующей использования данного вида оборудования;

Пр – производительность рассматриваемого вида оборудования;

С1 – стоимость единицы рассматриваемого вида оборудования;

У – стоимость установки рассматриваемого вида оборудования.

Далее определяется потребность в отдельных видах машин и оборудования, используемых в процессе управления операционной деятельностью (офисная мебель, электронно-вычислительные машины, средства связи и т.п.).

В последнюю очередь определяется потребность в помещениях (зданиях) для осуществления непосредственного производственного процесса и размещения персонала управления.

· Потребность в нематериальных активах определяется исходя из используемой технологии осуществления операционного процесса.

· Потребность в запасах товарно-материальных ценностей рассчитывается дифференцированно в разрезе следующих их видов:

а) потребность в запасах сырья и материалов;

б) потребность в запасах товаров (для торговых предприятий).

Потребность в оборотном капитале, авансируемом в запасы товарно-материальных ценностей каждого вида, определяется путем умножения однодневного их расхода на норму запаса в днях. Нормы запасов товарно-материальных ценностей каждого вида устанавливаются каждым предприятием самостоятельно, исходя из отраслевых и других особенностей его хозяйственной деятельности

Для усредненных расчетов в зарубежной практике при разработке бизнес-планов применяют следующие стандартные нормы запасов: по сырью и материалам – 3 месяца (90 дней); по товарам, реализуемым предприятиями торговли – 2 месяца (60 дней).

· Потребность в денежных активах определяется на основе предстоящего их расходования:

а) на расчеты по оплате труда (исключая начисления на нее);

б) по авансовым и налоговым платежам;

в) по маркетинговой деятельности (расходы по рекламе);

г) за коммунальные услуги и т.п.

Для вновь создаваемых предприятий эти потребности определяется на предстоящие три месяца, что обеспечивает достаточный запас платежеспособности на первом этапе функционирования предприятия. В дальнейшем нормативы активов в денежной форме снижаются, особенно в условиях инфляции.

· Потребность в прочих активах устанавливается методом прямого счета по отдельным их разновидностям с учетом особенностей создаваемого предприятия. Расчет потребности в прочих активах осуществляется раздельно по внеоборотным и оборотным активам,

По результатам проведенных расчетов путем суммирования потребностей в отдельных разновидностях активов определяется итоговая потребность в них для вновь создаваемого предприятия. При определении стоимости внеоборотных активов учитывается форма удовлетворения потребности в отдельных их видах – приобретение в собственность, финансовый или оперативный лизинг.

При использовании этого метода следует учесть, что еще до начала формирования активов учредители предприятия несут определенные предстартовые расходы, связанные с разработкой бизнес-плана, оформлением учредительных документов и т.п. С учетом этих затрат расчет общей потребности в капитале вновь создаваемого предприятия балансовым методом производится по следующей формуле:

, (2.16)

где Пк – общая потребность в капитале для создания нового предприятия;

Па – общая потребность в активах создаваемого предприятия, определенная на стадии разработки его бизнес-плана;

Пр – разовые предстартовые расходы и другие единовременные затраты капитала, связанные с созданием нового предприятия.

Расчет потребности в операционных активах нового предприятия целесообразно осуществлять в трех вариантах:

- минимально необходимая сумма активов, позволяющая начать хозяйственную деятельность;

- необходимая сумма активов, позволяющая начать хозяйственную деятельность с достаточными размерами страховых запасов по основным видам оборотных активов (материальным и денежным);

- максимально необходимая сумма активов, позволяющая приобрести в собственность все используемые основные средства и необходимые нематериальные активы, а также создать достаточные размеры страховых запасов по всем видам оборотных активов, требуемым на первоначальном этапе деятельности.

В процессе расчетов вначале определяются показатели минимального и максимального вариантов потребности в активах, а затем в рамках этих ее границ формируется необходимая их сумма. Максимальный вариант потребности в активах может быть использован впоследствии для первой стадии расширения предприятия.

При определении минимально необходимой общей суммы активов нового предприятия следует учитывать требования действующего законодательства к формированию уставного капитала предприятий различных сфер деятельности. Общая сумма формируемых активов по этим предприятиям не может быть ниже минимального размера их уставного капитала, определенного законодательством.

2. Метод аналогий основан на установлении объема используемого капитала на предприятиях-аналогах. Предприятие-аналог для осуществления такой оценки подбирается с учетом его отраслевой принадлежности, региона размещения, размера, используемой технологии, начальной стадии жизненного цикла и ряда других факторов.

Определение объема потребности в капитале создаваемого предприятия этим методом осуществляется следующим образом:

· на основе проектируемых параметров создания и предстоящего функционирования предприятия определяются его наиболее существенные показатели, оказывающие влияние на формирование объема его капитала;

· по установленным показателям формируется предварительный перечень предприятий, которые могут потенциально выступать как аналоги создаваемого предприятия;

· осуществляется количественное сравнение показателей подобранных предприятий с ранее определенными параметрами создаваемого предприятия, влияющими на потребность в капитале. При этом рассчитываются корректирующие коэффициенты по отдельным сравниваемым параметрам;

· с учетом корректирующих коэффициентов по отдельным параметрам оптимизируется общая потребность в капитале создаваемого предприятия.

Следует отметить определенную сложность использования данного метода в силу недостаточных возможностей адекватного подбора предприятий-аналогов по всем значимым параметрам.

3. Метод удельной капиталоемкости является наиболее простым, однако позволяет получить наименее точный результат расчетов. Этот расчет основывается на использовании показателя капиталоемкости продукции. Капиталоемкость характеризует размер капитала, используемый в расчете на единицу произведенной продукции, рассчитывается путем деления общей суммы используемого капитала на общий объем произведенной продукции.

Этот метод дает лишь приблизительную оценку потребности в капитале, так как показатель среднеотраслевой капиталоемкости продукции существенно колеблется в разрезе предприятий под влиянием следующих факторов:

а) размер предприятия;

б) стадия жизненного цикла предприятия;

в) используемая технология;

г) тип используемого оборудования;

д) физический износ оборудования;

е) уровень использования производственной мощности предприятия и т.п.

Расчет общей потребности в капитале вновь создаваемого предприятия на основе показателя капиталоемкости продукции осуществляется по следующей формуле:

, (2.17)

где Кё – показатель капиталоемкости продукции (среднеотраслевой или аналоговый).

Преимуществом этого метода является то, что он автоматически задает показатели капиталоотдачи предприятия на стадии его функционирования.

II. Определение потребности функционирующего предприятия в капитале на предстоящий период.

В данном случае его величина оценивается исходя из скорректированного показателя капиталоемкости при планируемом объеме производства. Расчетная формула выглядит следующим образом:

, (2.18)

где – средняя величина капитала в предстоящем периоде;

Кёпл – планируемая капиталоемкость единицы продукции, скорректированная с учетом роста отдачи от активов в предстоящем периоде.

Оптимизация структуры капитала является одной из наиболее важных и сложных задач, решаемых в процессе стратегического финансового управления предприятием. Оптимальная структура капитала представляет собой такое соотношение использования собственных и заемных средств, при котором обеспечивается наиболее эффективная пропор­циональность между коэффициентом финансовой рентабель­ности и коэффициентом финансовой устойчивости предпри­ятия, т.е. максимизируется его рыночная стоимость. Процесс оптимизации структуры капитала предпри­ятия осуществляется по следующим этапам (рис. 14.4):

Рисунок 14.4. Содержание основных этапов процесса оптимиза­ции структуры капитала предприятия. 1. Анализ капитала предприятия. Основной целью это­го анализа является выявление тенденций динамики объема и состава капитала в предплановом периоде и их влияния на финансовую устойчивость и эффективность использо­вания капитала. На первой стадии анализа рассматривается динамика общего объема и основных составных элементов капитала в сопоставлении с динамикой объема производства и реа­лизации продукции; определяется соотношение соб­ственного и заемного капитала и его тенденции; в составе заемного капитала изучается соотношение долго- и кратко­срочных финансовых обязательств; определяется размер про­ сроченных финансовых обязательств и выясняются при­чины просрочки. На второй стадии анализа рассматривается система ко­эффициентов финансовой устойчивости предприятия, определяемая структурой его капитала. В процессе прове­дения такого анализа рассчитываются и изучаются в дина­мике следующие коэффициенты: • коэффициент автономии; • коэффициент финансирования', • коэффициент долгосрочной финансовой независимости', • коэффициент соотношения долго- и краткосрочной задолженности. Анализ финансовой устойчивости предприятия поз­воляет оценить степень стабильности его финансового раз­вития и уровень финансовых рисков, генерирующих угро­зу его банкротства. На третьей стадии анализа оценивается эффектив­ность использования капитала в целом и отдельных его элементов. В процессе проведения такого анализа рассчи­тываются и рассматриваются в динамике следующие ос­новные показатели: • период оборота капитала, • коэффициент рентабельности всего используемого ка­питала; • коэффициент рентабельности собственного капитала; • капиталоотдача; • капиталоемкость реализации продукции. 2. Оценка основных факторов, определяющих форми­рование структуры капитала. Практика показывает, что не существует единых рецептов эффективного соотношения собственного и заемного капитала не только для однотип­ных предприятий, но даже и для одного предприятия на разных стадиях его развития и при различной конъюнкту­ре товарного и финансового рынков. Вместе с тем, сущест­вует ряд объективных и субъективных факторов, учет ко­торых позволяет целенаправленно формировать структуру капитала, обеспечивая условия наиболее эффективного его использования на каждом конкретном предприятии. Ос­новными из этих факторов являются: • Отраслевые особенности операционной деятельности предприятия. Характер этих особенностей определяет структуру активов предприятия, их ликвидность. Предпри­ятия с высоким уровнем фондоемкости производства про­дукции в силу высокой доли внеоборотных активов, имеет обычно более низкий кредитный рейтинг и вынуждены ориентироваться в своей деятельности на использование собственного капитала. Кроме того, характер отраслевых особенностей определяет различную продолжительность операционного цикла. Чем ниже период операционного цикла, тем в большей степени (при прочих равных усло­виях) может быть использован предприятием заемный ка­питал.

• Стадия жизненного цикла предприятия. Растущие предприятия, находящиеся на ранних стадиях своего жиз­ненного цикла и имеющие конкурентоспособную продук­цию, могут привлекать для своего развития большую долю заемного капитала, хотя для таких предприятий стоимость этого капитала может быть выше среднерыночной (на предприятиях, находящихся на ранних стадиях своего жиз­ненного цикла, уровень финансовых рисков более высо­кий, что учитывается их кредиторами). В то же время пред­приятия, находящиеся в стадии зрелости, в большей мере должны использовать собственный капитал. • Конъюнктура товарного рынка. Чем стабильней конъ­юнктура этого рынка, а соответственно и стабильней спрос на продукцию предприятия, тем выше и безопасней ста­новится использование заемного капитала. И наоборот — в условиях неблагоприятной конъюнктуры и сокращения объема реализации продукции использование заемного ка­питала ускоренно генерирует снижение уровня прибыли и риск потери платежеспособности; в этих условиях необхо­димо оперативно снижать коэффициент финансового ле­вериджа за счет уменьшения объема использования заем­ного капитала. • Конъюнктура финансового рынка. В зависимости от состояния этой конъюнктуры возрастает или снижается стоимость заемного капитала. При существенном воз­растании этой стоимости дифференциал финансового ле­вериджа может достичь отрицательного значения (при ко­тором использование заемного капитала приведет к резкому снижению уровня финансовой рентабельности, а в ряде случаев — и к убыточной операционной деятельно­сти). В свою очередь, при существенном снижении этой стоимости резко снижается эффективность использования долгосрочного заемного капитала (если кредитными усло­виями не оговорена соответствующая корректировка став­ки процента за кредит). Наконец, конъюнктура финансо­вого рынка оказывает влияние на стоимость привлечения собственного капитала из внешних источников — при воз­растании уровня ссудного процента возрастают и требова­ния инвесторов к норме прибыли на вложенный капитал. • Уровень рентабельности операционной деятельности. При высоком значении этого показателя кредитный рей­тинг предприятия возрастает и оно расширяет потенциал возможного использования заемного капитала. Однако в практических условиях этот потенциал часто остается не­востребованным в связи с тем, что при высоком уровне рентабельности предприятие имеет возможность удовлет­ворять дополнительную потребность в капитале за счет более высокого уровня капитализации полученной прибы­ли. В этом случае собственники предпочитают инвестиро­вать полученную прибыль в собственное предприятие, обеспечивающее высокий уровень отдачи капитала, что при прочих равных условиях снижает удельный вес ис­пользования заемных средств. • Коэффициент операционного левериджа. Рост прибы­ли предприятия обеспечивается совместным проявлением эффекта операционного и финансового левериджа. Поэто­му предприятия с растущим объемом реализации продук­ции, но имеющие в силу отраслевых особенностей ее про­изводства низкий коэффициент операционного левериджа, могут в гораздо большей степени (при прочих равных ус­ловиях) увеличивать коэффициент финансового леверид­жа, т.е. использовать большую долю заемных средств в об­щей сумме капитала. • Отношение кредиторов к предприятию. Как правило, кредиторы при оценке кредитного рейтинга предприятия руководствуется своими критериями, не совпадающими иногда с критериями оценки собственной кредитоспособ­ности предприятием. В ряде случаев, несмотря на высо­кую финансовую устойчивость предприятия, кредиторы могут руководствоваться и иными критериями, которые формируют негативный его имидж, а соответственно сни­жают и его кредитный рейтинг. Это оказывает соответ­ствующее отрицательное влияние на возможность привлечения предприятием заемного капитала, снижает его фи­нансовую гибкость, т.е. возможность оперативно формиро­вать капитал за счет внешних источников. • Уровень налогообложения прибыли. В условиях низ­ких ставок налога на прибыль или использования пред­приятием налоговых льгот по прибыли, разница в стоимо­сти собственного и заемного капитала, привлекаемого из внешних источников, снижается. Это связано с тем, что эффект налогового корректора при использовании заем­ных средств уменьшается. В этих условиях более предпоч­тительным является формирование капитала из внешних источников за счет эмиссии акций (привлечения допол­нительного паевого капитала). В то же время при высокой ставке налогообложения прибыли существенно повышает­ся эффективность привлечения заемного капитала. • Финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия. Неприятие высоких уровней рисков форми­рует консервативный подход собственников и менеджеров к финансированию развития предприятия, при котором его основу составляет собственный капитал. И наоборот, стремление получить высокую прибыль на собственный капитал, невзирая на высокий уровень рисков, формирует агрессивный подход к финансированию развития предпри­ятия, при котором заемный капитал используется в мак­симально возможном размере. • Уровень концентрации собственного капитала. Для того, чтобы сохранить финансовый контроль за управле­нием предприятием (контрольный пакет акций или кон­трольный объем паевого вклада), владельцам предприятия не хочется привлекать дополнительный собственный капитал из внешних источников, даже несмотря на благоприятные к этому предпосылки. Задача сохранения финансового контроля за управлением предприятием в этом случае яв­ляется критерием формирования дополнительного капита­ла за счет заемных средств. С учетом этих факторов управление структурой капи­тала на предприятии сводится к двум основным направле­ниям — 1) установлению оптимальных для данного пред­приятия пропорций использования собственного и заемного капитала; 2) обеспечению привлечения на пред­приятие необходимых видов и объемов капитала для дос­тижения расчетных показателей его структуры. 3. Оптимизация структуры капитала по критерию мак­симизации уровня финансовой рентабельности. Для прове­дения таких оптимизационных расчетов используется ме­ханизм финансового левериджа. Рассмотрим процесс оптимизации структуры капитала по этому критерию на следующем примере: Таким образом, проведение многовариантных расче­тов с использованием механизма финансового левериджа позволяет определить оптимальную структуру капитала, обеспечивающую максимизацию уровня финансовой рен­табельности. 4. Оптимизация структуры капитала по критерию ми­нимизации его стоимости. Процесс этой оптимизации осно­ван на предварительной оценке стоимости собственного и заемного капитала при разных условиях его привлечения и осуществлении многовариантных расчетов средневзве­шенной стоимости капитала. Рассмотрим процесс оптими­зации структуры капитала по этому критерию на следую­щем примере: 5. Оптимизация структуры капитала по критерию ми­нимизации уровня финансовых рисков. Этот метод оптими­зации структуры капитала связан с процессом диффе­ренцированного выбора источников финансирования различных составных частей активов предприятия. В этих целях все активы предприятия подразделяются на такие три группы: а) Внеоборотные активы. б) Постоянная часть оборотных активов. Она пред­ставляет собой неизменную часть совокупного их размера, которая не зависит от сезонных и других колебаний объ­ема операционной деятельности и не связана с формиро­ванием запасов сезонного хранения, досрочного завоза и целевого назначения. Иными словами, она рассматрива­ется как неснижаемый минимум оборотных активов, необходимый предприятию для осуществления текущей операционной деятельности. в) Переменная часть оборотных активов. Она представ­ляет собой варьирующую часть их совокупного размера, которая связана с сезонным возрастанием объема реализа­ции продукции, необходимостью формирования в отдель­ные периоды деятельности предприятия товарных запасов сезонного хранения, досрочного завоза и целевого назначе­ния. В составе этой переменной части оборотных активов выделяют максимальную и среднюю потребность в них. Существуют три принципиальных подхода к финанси­рованию различных групп активов предприятия (рис. 14.5).

Рисунок 14.5. Принципиальные подходы к финансированию активов предприятия. В зависимости от своего отношения к финансовым рискам собственники или менеджеры предприятия изби­рают один из рассмотренных вариантов финансирования активов. Учитывая, что на современном этапе долго­срочные займы и ссуды предприятиям практически не пре­доставляются, избранная модель финансирования активов будет представлять соотношение собственного и заемного (краткосрочного) капитала, т.е. оптимизировать его струк­туру с этих позиций. 6. Формирование показателя целевой структуры капи­тала. Предельные границы максимально рентабельной и минимально рискованной структуры капитала позволяют определить поле выбора конкретных его значений на стра­тегический период. В процессе этого выбора учитываются ранее рассмотренные факторы, характеризующие индиви­дуальные особенности деятельности данного предприятия. Окончательное решение, принимаемое по этому вопросу, позволяет сформировать на предстоящий период показатель "целевой структуры капитала", в соответствии с которым будет осуществляться последующее его форми­рование на предприятии путем привлечения финансовых средств из соответствующих источников.

Наши рекомендации