Внутреннее рейтингование: оценка экономической динамики хозяйствующего субъекта.

Слово «рейтинг» обозначает выстраивание некоторых единиц в опре­деленном порядке в соответствии с заранее установленными правилами и критериями.

При выполнении анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий часто необходимо сравнить результаты деятельности различных хозяй­ствующих единиц. Этот вопрос может иметь два аспекта. Первый из них связан со сравнением нескольких предприятий или разных подразделений одного предприятия на основе некоторых объективных показате­лей, выбранных аналитиком из соображений важности этих величин для комплексной оценки деятельности хозяйствующих субъек­тов. Такое сравнение можно назвать внешним. Второй аспект касается проблемы соответствия достигнутых предприятием результатов некоторому эталону, с которым результаты срав­ниваются. В качестве эталона могут выступать, например, бюджетное или плановое задание, которое предприятие должно было выполнить в течение анализируемого периода времени, результаты базового периода или просто представление о некоем ана­логичном «идеальном» предприятии.

Для решения первой проблемы (внешнего сравнения) привлекаются разного рода рейтинги, решение второй - связано с разработкой инте­гральных показателей оценки экономической динамики хозяйствующего субъекта (внутреннее рейтинго­вание).

Следует иметь в виду, какую бы цель ни преследовал аналитик в своем исследовании сравнительного положения предприятия, важнейшую роль в ряду источников информации о хозяйственной деятельности предприятий, необходимых для решения проблем сравнения, играет бух­галтерская отчетность. При­влекательность использования данных, приведенных в ней, определяется их доступностью, относи­тельно высокой степенью единства методологии расчетов, а также распространенностью этого информационного источника, т.к. бухгалтерская отчетность составляется всеми без исключения хозяйствующими субъектами страны. По существу, при про­ведении внешнего анализа, когда аналитик не имеет доступа к данным управленческого учета, только данные бухгалтерской отчет­ности могут быть использованы для его целей.

При анализе финансово-хозяйственной деятельности предприя­тий рейтингование позволяет расположить подобранные определенным образом предприятия в одном ряду на основании значений некоторых показателей их деятельности. Сравнение предприятия с родственными ему по отраслевой принадлежности или масштабам деятельности дает возможность опре­делить его место среди конкурентов, т.е. приписать ему определенную значимость (ранг) среди других хозяйствующих единиц.

Существует множество способов определения таких рангов. Рейтингование может проводиться как на ос­нове абсолютных значений важнейших (по мнению аналитика) статей отчетности, так и на основе относительных величин - бухгал­терских коэффициентов.

Наиболее распространенными являются рейтинги, которые ранжируют предприя­тия по объемным показателям, содержащимся в бухгалтерской отчет­ности. В качестве абсолютных показателей обычно берутся:

- объем продаж (выручка);

- величина активов (итог баланса);

- чистая прибыль;

- уровень затрат.

На основе абсолютных показателей строится большинство рейтингов, публикуемых западными информационными агентствами, а также наиболее известные из российских рейтингов, например, регу­лярно публикуемый журналом «Эксперт» рейтинг «200 крупнейших предприятий России».

Значительной аналитичностью обладают рейтинги, построен­ные на относительных или удельных показателях. Именно их реко­мендуется использовать при проведении рейтинговой оценки различных хозяйствующих субъектов. В качестве таких показа­телей могут выступать показатели ликвидности, оборачиваемости, деловой активности, струк­туры капитала и другие, кажущиеся аналитику наиболее важными для оценки деятельности предприятия.

При изучении материала необходимо усвоить методики составления рейтинга при использовании нескольких оценочных показателей, в частности, основанные на применении спе­циальных математических методов (таксонометрического и метода суммы мест).

Материал данной темы включает методику рейтинговой оценки финансового состояния предприятия-эмитента. При изучении этого вопроса, необходимо усвоить, что такая итоговая рейтинговая оценка должна учитывать все важнейшие параметры (показатели) финансовой и производственной деятельности пред­приятия, т.е. хозяйственной деятельности в целом. При ее построении используются данные о производственном потенциале предпри­ятия, рентабельности его продукции, эффективности использования финансовых ресурсов, состоянии и размеще­нии средств, их источниках и другие показатели.

Для интегральной оценки экономической динамики хозяйствующего субъекта можно использовать метод нормативной системы значений по­казателей, который предполагает формирование эталонной дина­мики состояния субъекта. В данном методе динамика каждого показателя определяется как темп его роста. Нормативная система значений показателей таким представляет собой эталонную динамику состояния предприятия, пони­маемую как наилучшее распределение всех показа­телей, характеризую­щих это состояние, по темпам их роста.

Наши рекомендации