Внутреннее рейтингование: оценка экономической динамики хозяйствующего субъекта.
Слово «рейтинг» обозначает выстраивание некоторых единиц в определенном порядке в соответствии с заранее установленными правилами и критериями.
При выполнении анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий часто необходимо сравнить результаты деятельности различных хозяйствующих единиц. Этот вопрос может иметь два аспекта. Первый из них связан со сравнением нескольких предприятий или разных подразделений одного предприятия на основе некоторых объективных показателей, выбранных аналитиком из соображений важности этих величин для комплексной оценки деятельности хозяйствующих субъектов. Такое сравнение можно назвать внешним. Второй аспект касается проблемы соответствия достигнутых предприятием результатов некоторому эталону, с которым результаты сравниваются. В качестве эталона могут выступать, например, бюджетное или плановое задание, которое предприятие должно было выполнить в течение анализируемого периода времени, результаты базового периода или просто представление о некоем аналогичном «идеальном» предприятии.
Для решения первой проблемы (внешнего сравнения) привлекаются разного рода рейтинги, решение второй - связано с разработкой интегральных показателей оценки экономической динамики хозяйствующего субъекта (внутреннее рейтингование).
Следует иметь в виду, какую бы цель ни преследовал аналитик в своем исследовании сравнительного положения предприятия, важнейшую роль в ряду источников информации о хозяйственной деятельности предприятий, необходимых для решения проблем сравнения, играет бухгалтерская отчетность. Привлекательность использования данных, приведенных в ней, определяется их доступностью, относительно высокой степенью единства методологии расчетов, а также распространенностью этого информационного источника, т.к. бухгалтерская отчетность составляется всеми без исключения хозяйствующими субъектами страны. По существу, при проведении внешнего анализа, когда аналитик не имеет доступа к данным управленческого учета, только данные бухгалтерской отчетности могут быть использованы для его целей.
При анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятий рейтингование позволяет расположить подобранные определенным образом предприятия в одном ряду на основании значений некоторых показателей их деятельности. Сравнение предприятия с родственными ему по отраслевой принадлежности или масштабам деятельности дает возможность определить его место среди конкурентов, т.е. приписать ему определенную значимость (ранг) среди других хозяйствующих единиц.
Существует множество способов определения таких рангов. Рейтингование может проводиться как на основе абсолютных значений важнейших (по мнению аналитика) статей отчетности, так и на основе относительных величин - бухгалтерских коэффициентов.
Наиболее распространенными являются рейтинги, которые ранжируют предприятия по объемным показателям, содержащимся в бухгалтерской отчетности. В качестве абсолютных показателей обычно берутся:
- объем продаж (выручка);
- величина активов (итог баланса);
- чистая прибыль;
- уровень затрат.
На основе абсолютных показателей строится большинство рейтингов, публикуемых западными информационными агентствами, а также наиболее известные из российских рейтингов, например, регулярно публикуемый журналом «Эксперт» рейтинг «200 крупнейших предприятий России».
Значительной аналитичностью обладают рейтинги, построенные на относительных или удельных показателях. Именно их рекомендуется использовать при проведении рейтинговой оценки различных хозяйствующих субъектов. В качестве таких показателей могут выступать показатели ликвидности, оборачиваемости, деловой активности, структуры капитала и другие, кажущиеся аналитику наиболее важными для оценки деятельности предприятия.
При изучении материала необходимо усвоить методики составления рейтинга при использовании нескольких оценочных показателей, в частности, основанные на применении специальных математических методов (таксонометрического и метода суммы мест).
Материал данной темы включает методику рейтинговой оценки финансового состояния предприятия-эмитента. При изучении этого вопроса, необходимо усвоить, что такая итоговая рейтинговая оценка должна учитывать все важнейшие параметры (показатели) финансовой и производственной деятельности предприятия, т.е. хозяйственной деятельности в целом. При ее построении используются данные о производственном потенциале предприятия, рентабельности его продукции, эффективности использования финансовых ресурсов, состоянии и размещении средств, их источниках и другие показатели.
Для интегральной оценки экономической динамики хозяйствующего субъекта можно использовать метод нормативной системы значений показателей, который предполагает формирование эталонной динамики состояния субъекта. В данном методе динамика каждого показателя определяется как темп его роста. Нормативная система значений показателей таким представляет собой эталонную динамику состояния предприятия, понимаемую как наилучшее распределение всех показателей, характеризующих это состояние, по темпам их роста.