Основные постулаты корпоративного управления

Базовые положения Основополагающие принципы Инструментальное обеспечение реализации принципов
Высокая социальная миссия, обеспечиваю- щая эффектив-ность националь-ной экономики 1. Сотрудничество ведущих национальных корпораций и органов гос. власти в области разработки бщегосударственных и отраслевых социально-экономических прогнозных и программных документов. 2. Определенность, регла-ментация и стабильность состава функций и методов гос. регулирования крупного бизнеса. 3. Разумная открытость, объективность и полнота информации об основных результатах, приоритетах и ценностях ведущих корпораций. 4. Признание наличия зон «взаимного невмешатель-ства» крупного бизнеса в вопросы, относящиеся к прямой прерогативе власти, и наоборот. 5. Ответственность руково-дителей крупных корпора-ций перед обществом и государством за состояние контролируемых отраслей экономики. 6. Независимая, открытая и квалифицированная гос. и общественная экспертиза инвестиционных программ, проектов реструктурирова-ния корпораций. 1.Нормативно-правовая регламентация создания ИКС: 1.1.Законы о крупных корпорациях. 1.2. Рекомендательные кодексы корпоративного поведения. 2. Деловые кредо корпораций.
Компетентная реализация стратегий и целей КУ, эффективный контроль собственников за действиями высших менеджеров компаний. 1. Принятие планов и программ реализации стратегии с учетом интересов всех групп, составляющих корпорацию. 2. Гармонизация и консолидация позиций всех акционеров. 3. Разработка структуры, функций, методов корпо-ративного управления, обеспечивающих: 3.1. Защиту прав акционе-ров и равное к ним (вклю-чая мелких и иностранных акционеров) отношение; 3.2. Своевременное и точное раскрытие инфор-мации по всем вопросам деятельности корпорации, включая систему управления, собственность, финансовое положение и результаты работы; 3.3. Стратегическое управ-ление компанией, эффек-тивный контроль за адми-нистрацией со стороны правления, подотчетность компании и акционерам. 1. Принятие высшими органами управления корпораций конкретных ежегодных программ и оценочных показателей деятельности исполнительных органов. 2. Мотивация (моральная и материальная) высших менеджеров в целях соблюдения установленных Законом и нормами корпоративной этики правил ведения вверенного бизнеса и достижения установленных целей. 3.Постоянное совершенствование систем внутри корпоративных управленческих стандартов деятельности совета директоров, генерального директора и других субъектов менеджмента.   4. Реализация и финансирование функции эффективного учета и контроля деятельности менеджеров и ее результатов.  
Организация интеграцион-ного взаимо-действия, достижение синергетического эффекта 1. Выявление, анализ и систематическое обновление слагаемых (показателей) синергии. 2. Учет факторов синергии на всех стадиях создания (проектирования) и реструктурирования корпорации. 3. Планирование показателей синергии, постановка соответствующих целевых задач, организации и контроля их выполнения в системе менеджмента. 4. Направление потенциала управляемости, сбалансированности мощностей управляющих и производственных мощностей компании. 1. Общекорпоративные и текущие планы и программы совместной деятельности в области реализации продукции, производства, инвестиций и НИОКР. 2. ТЭО финансовых вложений в поглощаемые предприятия. 3. Регламенты систематических совещаний и консультаций руководителей предприятий-участников на базе центральной (материнской) компании. 4. Общие нормы внутри- корпоративного взаимодействия в уставах АО – участников объединения, включая обмен управленческой информацией. 5. Совместные программы по повышению управляемости членов корпорации, включая взаимоучастие в капитале, договоры о совместной деятельности и положения о представительстве материнской компании в советах директоров дочерних фирм.


Трудности в реализации принципов корпоративного управления характерны сегодня для многих российских корпораций. Советы директоров в них часто выполняют пассивную, наблюдательную роль по отношению к исполнительным органам, т.к. не владеют теорией и практикой стратегического управления, современными методами бюджетирования, приемами рационализации организационных структур, не умеют адекватно оценивать риски, связанные с использованием акционерной собственности.

С этими ограничениями связана эффективная реализация третьего постулата – использование возможностей взаимодополнения деятельности участников объединений путем создания совместных фондов, подготовки общих проектов и программ разработки корпоративной культуры.

Спектр потенциальных слагаемых синергии ИКС весьма широк и может включать:

- экономию на транспортных издержках;

- операционную экономию, связанную с устранением дублирования управленческих функций и их централизацией с сокращением сбытовых затрат и с ростом производства вследствие приобретения дополняющей продукции;

- экономию в связи с расширением контролируемых рынков (что дает, в частности, возможность минимизировать издержки на рыночное продвижение новых товаров);

- рост объемов контрактов (заказов) и их лучшую реализуемость при объединении активов;

- наращивание инвестиционного потенциала на основе получения дополнительных заемных средств, нахождения способов аккумулирования временно свободных ресурсов отдельных участников.

На практике конкретные виды синергии возникают одновременно, взаимоусиливаются или взаимоослабляются, их различные комбинации по - разному влияют на суммарный эффект. К тому же с течением времени значение отдельных слагаемых синергии для ИКС может меняться, так как эффект от концентрации производства в перспективе может ослабляться и его необходимо дополнять эффектом от диверсификации.

При оценке эффективности будущей интеграции (будущего ее состояния) на практике зачастую используют подход, связанный с дисконтированием прогнозируемых финансовых потоков. При этом обычно дается приукрашенная, излишне оптимистичная картина, т.к. организационные проекты не базируются на серьезном изучении рынка и включают завышенные оценки объемов сбыта. Кроме того, синергетический потенциал ИКС, как правило, в должной мере не используется вследствие недостаточной квалификации корпоративных менеджеров и их приверженности личным интересам и целям (в условиях явно чрезмерной свободы распоряжения корпоративными ресурсами) вместо целей общеорганизационных или разумного сочетания тех и других.

Коллективный характер корпораций наряду с достоинствами обладает и потенциальными недостатками, связанными с анонимностью и обезличенностью корпоративного капитала бюрократическим типом управления и недобросовестностью управляющих и акционеров - инсайдеров. Если государство не обеспечивает должного контроля и регулирования деятельности корпораций, эти скрытые недостатки перерастают в открытые дефекты.

Наши рекомендации