Расчет показателей операционного анализа
Основными показателями операционного анализа являются валовая маржа, объем безубыточности, порог рентабельности (критическая выручка), запас финансовой прочности, операционный леверидж.
Валовая маржа (Contr) – разность между выручкой от продажи и переменными затратами:
;
где S – фактическая выручка от продаж,
VC – переменные затраты;
Объем безубыточности представляет собой минимально допустимый объем производства и реализации продукции, при котором выручка полностью покрывает текущие затраты:
;
где F – условно-постоянные затраты;
p – цена единицы продукции;
ν – удельные переменные затраты.
Критический объем продаж в стоимостном выражении – это такая выручка от продажи продукции, при которой финансовый результат равен нулю (SK):
;
Запас финансовой прочности – это разница между фактически достигнутой выручкой и критической выручкой:
;
Действие операционного левериджа проявляется в том, что изменение выручки сопровождается более сильной динамикой изменения прибыли.
Уровень операционного левериджа (DOLr) определяется:
А) при наличии данных за 2 периода
;
где TEBIT – темп прироста прибыли до вычета процентов и налогов (EBIT), %;
ТQ – темп прироста объема реализации, %.
Б) при отсутствии исторических данных (для оценки в каком-либо периоде)
.
Задачи по теме
1.Имеются следующие данные о производстве продукции:
- постоянные расходы – 200 тыс. руб.
- удельные переменные расходы – 55 руб.
- цена единицы продукции – 65 руб.
Рассчитать критический объем реализации в натуральных единицах и стоимостном выражении. Сделать выводы.
2. Известно, что автотранспортная компания «СТК» за последние 2 года имела следующие показатели (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Показатель | Предыдущий год | Отчетный год |
Выручка от автоперевозок, руб. | ||
Себестоимость автоперевозок, руб. | ||
Перевезено грузов, тыс. т |
Компания испытывает финансовые затруднения и хочет рассчитать точку безубыточности. Как это сделать по имеющимся данным? Какие решения должно принять руководство в связи с полученными результатами?
3.На предприятиях А и Б базовые уровни выпуска продукции одинаковы, причем цена единицы продукции и переменные затраты на единицу продукции соответственно равны 12 и 9 ден. ед.; 13 и 11 ден. ед., EBIT соответственно 32 и 28 ден. ед. У какого предприятия выше уровень производственного риска?
4. Для предприятия «Альфа» рассчитать валовую маржу, запас финансовой прочности, операционный леверидж, если имеются следующие данные.
- постоянные расходы – 81 тыс. руб.
- переменные расходы на единицу продукции – 1,5 руб.
- цена единицы продукции – 3 руб.
- объем реализации продукции – 70 тыс. ед.
Сделать выводы.
4. Определить показатели операционного анализа. Объяснить, как и почему изменяются операционный леверидж и запас финансовой прочности по мере удаления выручки от критического значения. Для этого рассчитать показатели исходного варианта и при изменении выручки от продажи на ±10% (выручка меняется только за счет изменения натурального объема реализации)
Исходные данные:
- выручка от продажи – 40000 тыс. руб.
- переменные затраты – 31000 тыс. руб.
- постоянные затраты – 3000 тыс. руб.
6. Проанализировать уровень операционного левериджа для предприятия «Омега». Исходные данные представлены в табл. 3.2 по вариантам. Сделать выводы.
Таблица 3.2
Показатель | Вариант | ||||||||
Объем реализации за предыдущий год, Q0, тыс. шт. | |||||||||
Объем реализации за отчетный год, Q1, тыс. шт. | |||||||||
Цена единицы продукции, руб. | |||||||||
Удельные переменные расходы, руб. | |||||||||
Условно-постоянные расходы, тыс. руб. |
7.Проанализировать взаимосвязь уровней операционного левериджа и производственного риска предприятий А, В и С, используя данные табл. 3.3. Определить показатели операционного анализа. У какого предприятия выше производственный риск? В расчетах использовать «классическую модель» оценки операционного левериджа.
Таблица 3.3
Исходные данные
Показатель | Предприятие | ||
А | B | C | |
Цена единицы продукции, тыс. руб. | 4,0 | 4,0 | 4,0 |
Удельные переменные расходы, тыс. руб. | 2,5 | 2,0 | 1,8 |
Условно‑постоянные расходы, млн руб. | 35,0 | 45,0 | 81,0 |
Выполнить расчеты для вариантов выпуска продукции (табл. 3.4). Заполнить пустые строки.
Таблица 3.4