Анализ финансовых коэффициентов.
1) Коэффициенты ликвидности дают ответ на вопрос: будет ли компания в состоянии погасить свои долги в течение следующего года без задержек?
Коэффициент текущей ликвидности. Этот показатель определяется так:
КТЛ – коэффициент текущей ликвидности
ОА – оборотные активы
КО – краткосрочные обязательства
Оборотные активы обычно включают денежные средства, ликвидные ценные бумаги, дебиторскую задолженность и материально-производственные запасы. Краткосрочные обязательства состоят из кредиторской задолженности, краткосрочных векселей к оплате, суммы долгосрочной задолженности к погашению в текущем году, накопленной задолженности по заработной плате и налогам и другой краткосрочной задолженности.
Если краткосрочные обязательства растут быстрее, чем ее оборотные активы, величина отношения между ними будет снижаться, и это может означать возникновение финансовых трудностей: текущая ликвидность считается лучшим показателем того, в какой степени требования кредиторов обеспечиваются активами, которые могут быть достаточно быстро обращены в денежные средства. Она является наиболее популярным показателем краткосрочной платежеспособности компании.
Коэффициент быстрой ликвидности (критической оценки) получается при вычитании материально-производственных запасов из оборотных активов и делении остатка на краткосрочные обязательства:
КБЛ – коэффициент быстрой ликвидности
ОА – оборотные активы
З – запасы
КО – краткосрочные обязательства
2) Коэффициенты оборачиваемости активов предназначены для измерения того, насколько эффективно фирма управляет своими активами. Эти коэффициенты разработаны для того, чтобы отвечать на следующие вопросы: является ли общее количество каждого типа активов, представленных в балансе, приемлемым, слишком большим или слишком маленьким по отношению к текущим и прогнозируемым продажам?
Коэффициент оборота запасов определяется как отношение выручки к материально-производственным запасам:
КОЗ – коэффициент оборота запасов
В – выручка
З – запасы
Срок оборота дебиторской задолженности (в днях) (Days Sales Outstanding, DSO), также называемый «средним периодом сбора выручки», используется для оценки дебиторской задолженности и вычисляется с помощью деления суммы дебиторской задолженности на среднюю выручку за день – для нахождения количества дней продаж, которые порождают накопившуюся на данный момент дебиторскую задолженность.
СОДЗ – срок оборота дебиторской задолженности
ДЗ – дебиторская задолженность
В – годовая выручка
Коэффициент оборота основных средств (fixed assets turnover ratio) измеряет, насколько эффективно фирма использует свои здания, сооружения и оборудование.
КООС – коэффициент оборота основных средств
В – выручка
ОС – чистая стоимость основных средств
Коэффициент оборота (всех) активов измеряет оборот активов; он получается при делении суммы реализации на общее количество активов:
КОА – коэффициент оборота активов
В – выручка
А – активы
3) Коэффициенты управления задолженностью. Степень, в которой фирма использует заемное финансирование, или финансовый леверидж (financial leverage), важна с трех точек зрения: 1) при наращивании активов за счет заемных средств акционеры могут поддерживать управление фирмой без увеличения собственных вложений; 2) кредиторы анализируют собственный капитал компании, чтобы определить вероятность невозврата своих ссуд, поэтому чем больше пропорция общего капитала, предоставленного акционерами, тем ниже риск, с которым сталкиваются кредиторы; 3) если фирма получает больше прибыли от инвестиций, финансируемых с помощью заемных средств, чем она выплачивает в виде процентов, растет рентабельность собственного капитала.
Коэффициент левериджа (задолженности) измеряет процент фондов, предоставляемых кредиторами:
КФЛ – коэффициент финансового левериджа
ЗК – заемный капитал
СК – собственный капитал
Общая сумма обязательств включает как краткосрочные, так и долгосрочные обязательства (иногда используется только цифра кредитов и займов, а не всех обязательств).
Коэффициент покрытия процентов вычисляется путем деления прибыли до выплаты процентов и уплаты налогов (EBIT) на проценты к уплате:
Коэффициент покрытия фиксированных платежей определяется следующим образом:
Банки и другие относительно краткосрочные кредиторы больше интересуются именно коэффициентом покрытия фиксированных платежей, в то время как владельцев долгосрочных облигаций преимущественно интересует коэффициент покрытия процентов.
4) Коэффициенты рентабельности показывают совместное влияние левериджа и эффективности управления активами и задолженностью на результаты деятельности компании.
Рентабельность продаж показывает долю прибыли в выручке:
РП – рентабельность продаж
ЧП – чистая прибыль
В – выручка
Коэффициент способности активов порождать прибыль показывает способность активов фирмы порождать прибыль, без учета влияния налогов и левериджа:
Отношение чистой прибыли к общему количеству активов показывает (общую) рентабельность активов (return on assets, ROA) после выплаты процентов и уплаты налогов:
РА – рентабельность активов
ЧП – чистая прибыль
А – активы
Наиболее важным бухгалтерским коэффициентом является отношение чистой прибыли к акционерному капиталу, которое показывает рентабельность собственного капитала (return on equity, ROE) компании:
РСК – рентабельность собственного капитала
ЧП – чистая прибыль
СК – собственный капитал
5) Коэффициенты рыночной стоимости относят цену акций фирмы к ее прибыли, денежным потокам и учетной стоимости акций. Эти коэффициенты дают менеджерам представление о том, что думают инвесторы о прошлой эффективности компании и ее будущих перспективах.
Отношение цена/(чистая) прибыль на акцию (Price-to-Earnings ratio, Р/Е) показывает, сколько инвесторы готовы заплатить на каждый доллар чистой учетной прибыли фирмы:
ЦS – рыночная цена акции
ЧПS – чистая прибыль на акцию
В некоторых отраслях промышленности цена акций более тесно связана с денежными потоками, нежели с чистой прибылью, поэтому инвесторы часто изучают соотношение цена/денежный поток (Price/cashflow ratio) на акцию:
ЦS – рыночная цена акции
ДПS – денежный поток на акцию