Тема 2 Общая характеристика модели исламских финансово-кредитных отношений

Тема 2 Общая характеристика модели исламских финансово-кредитных отношений

Фундаментальные положения и принципы экономической деятельности в исламе

Идеологическим и теоретическим фундаментом экономической доктрины ислама является Коран. Исходное положение состоит в том, что Коран содержит в себе полнейший глобальный кодекс жизни индивидуума, включая свод правил, регулирующих всю экономическую деятельность человека и хозяйственных структур. На основе Корана сформулированы основные принципы правовых, имущественных и хозяйственных отношений в современном му­сульманском обществе. Первой и главной обязанностью каждого правоверного мусульманина является уплата закята - обязатель­ного общегосударственного сбора с доходов всех обеспеченных мусульман в пользу бедняков. Также правоспособный мусульма­нин обязан:

- неуклонно выполнять правила шариата, касающиеся торговых и финансовых операций, соблюдать платежные обязательства по за­логам, долгам, а также по срокам заключенных им соглашений;

- соблюдать правила раздела имущества умершего между закон­ными наследниками;

- уважать чужую собственность, не допускать таких нарушений закона, как грабеж, вымогательство, мошенничество, обман, афе­ра, припрятывание товаров, монополия, распространение вредных лекарств;

- нельзя получать дополнительное богатство без усилий и риска, в том числе путем эксплуатации либо присвоения имущества других людей.

Отношения реального труда и капитала в исламской экономи­ческой доктрине объективно исключают эксплуатацию. В исламе труд всегда ценится выше, чем капитал. В случае производственного партнерства и привлечения наемных работников, когда одна сторона обеспечивает труд, а другая предоставляет необходимый капитал, любые убытки должны покры­ваться исключительно за счет капитала, но не за счет привлеченного наемного труда. Частное национальное предпринимательство в этих странах должно строится на базе основополагающих принципов ис­лама:

- взаимопомощь,

- равное долевое участие в прибылях и убытках,

- справедливое вознаграждение каждого участника и фактора произ­водства, в том числе наемного труда.

В соответствии с этими принципами допускаются различные формы предпринимательского партнерства и соответствующие им методы исламского финансирования.

Исламская модель финансовой деятельности ос­нована на представлении, что деньги не есть товар, который можно продать, получив доход от самой такой продажи, т.е. запрещается давать или получать проценты. Все финансовые операции должны быть основаны на реальной экономической деятельности, не раз­решается вкладывать средства в такие сферы, как табак, алкоголь, азартные игры и вооружение.

Главной особенностью исламских финансов является отказ от того, на чем основана общепринятая западная финансовая систе­ма - от ссудного процента. Это не означает превращения коммер­ческих займов в благотворительные. Вознаграждение собственни­ку капитала не должно принимать форму выплаты заранее установ­ленной суммы, гарантированной вне зависимости от доходности предприятия, как это происходит в случае взимания процента. Согласно нормам исламской этики, праведно лишь то богатство, источником которого являются собственный труд и предпринима­тельские усилия его владельца, а также наследство или дар. При­быль является вознаграждением за риск, сопутствующий любому деловому предприятию.

Исламские экономисты дают различные рациональные обоснова­ния запрета ссудного процента, делая акцент на его эксплуататорском характере и подчеркивая роль банковской системы в провоцировании экономических кризисов. Однако, в конечном счете, отказ от процен­тов, как и выполнение заповеди, является актом веры. Финансовая деятельность, что и любая сфера жизни мусульманина, регламенти­руется священным писанием мусульман - Кораном, а также сводом правовых и религиозных норм - шариатом.

Содержание финансовой системы исламских стран

Исходя из особенностей организации экономической деятельнос­ти в исламских странах, финансовая система таких стран включает в себя:

1. Исламские банки - финансовые институты, принимающие депозиты и осуществляющие инвестирование накопленных средств.

2. Исламские финансовые институты, не являющиеся банками. К ним относятся исламские лизинговые и факторинговые компании, финансовые компании, жилищно-строительные кооперативы, мик­рофинансовые институты, частные инвестиционные и венчурные фонды, а также институты, связанные с исполнением религиозных обрядов и благотворительностью.

3. Исламское страхование (такафул).

4. Исламский рынок капитала и его участники: брокерские кон­торы, инвестиционные банки и т.д.

5. Исламскую финансовую инфраструктуру, которая включает:

- платежную систему;

- скрининговые системы, торговые и клиринговые системы, ин­фраструктуру интернет-бизнеса;

- организации, способствующие обеспечению экономической безопасности и поддержанию ликвидности;

- регулирующие органы;

- органы, осуществляющие контроль над соблюдением стандар­тов финансовой отчетности;

- рейтинговые агентства;

- организации, предоставляющие статистическую информацию;

- образовательные учреждения;

- научно-исследовательские организации.

В своей деятельности участники финансовых отношений мо­гут использовать различные финансово-кредитные инструменты, формируемые в соответствии с нормами шариата. Всю совокуп­ность таких инструментов можно разделить на транзакционные и посреднические.

Транзакционные контракты включают тор­говлю, обмен и финансирование экономической деятельности. Пос­реднические контракты облегчают эффективность и прозрачность исполнения транзакционных контрактов.

Тема 2 Общая характеристика модели исламских финансово-кредитных отношений

Наши рекомендации