Предмет региональной экономики.
Общее экономическое районирование.
Территория России разделена на 11 основных экономических районов. Каждый экономический район включает определенные субъекты Федерации по принципу смежности и территориальному разделению труда. Вне экономических районов находится Калининградская область. Экономические районы различаются между собой условиями и особенностями формирования в прошлом и стратегическими направлениями развития на перспективу, масштабами, специализацией и структурой производства и многими другими признаками.
Каждый из этих районов выполняет определенные функции в обшей системе территориального разделения труда внутри страны.
Экономические районы — это территориально внутренне связанные части единого народного хозяйства страны, взаимосвязанные различной специализацией, постоянным обменом производимых товаров и другими экономическими отношениями.
Экономический район не является конституциально закрепленным территориальным образованием. Нет и органов управления экономическими районами. Тем не менее по районам группируется большой массив статистической информации, ведется экономическая, социальная, политическая, демографическая диагностика их развития.
Экономические районы являются объектами статистического наблюдения, экономического анализа и прогнозирования и частичного государственного регулирования в основном в форме координации.
Наряду с экономическими районами для стратегического анализа и прогнозирования применяется деление РФ на макроэкономические зоны Запад и Восток или Европейскую, включающую Урал, и Восточную, включающую территории Сибири и Дальнего Востока.
В состав крупных экономических зон входят промышленные районы — территории с однородными природными условиями и ресурсами, развитием производственных сил, материально-технической базы, производственной и социальной инфраструктурой.
Промышленные агломерации — территориальные экономические образования, отличающиеся высоким уровнем концентрации предприятий различных отраслей хозяйства, инфраструктурных объектов, научных учреждений, высокой плотностью населения.
Промышленный узел — группа производств, компактно размещенных на небольшой территории. Главный признак — территориальное разделение труда, наличие производственных связей между предприятиями, общность системы расселения, производственной и социальной инфраструктуры.
Промышленные центры — предприятия могут не иметь технологических связей, например областные центры.
Факторы и принципы размещения производства в регионе.
В соответствии с парадигмой традиционной советской политической экономии закономерности являются конкретизациями, частными случаями или следствиями объективных экономических законов
К числу важнейших закономерностей, например, относят: 1) рациональное, наиболее эффективное размещение производства; 2) комплексное развитие хозяйства экономических районов, всех субъектов Федерации; 3) рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий; 4) выравнивание уровней экономического и социального развития регионов
Некоторые из сформулированных закономерностей идеализируют противоречивые процессы эволюции размещения производительных сил
Принципы размещения производительных сил, формулируемые в работах отечественных регионалистов, конкретизируют, дополняют и отчасти дублируют закономерности. К наиболее часто называемым принципам относятся: приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и местам потребления готовой продукции; равномерное размещение производства по территории страны; специализация хозяйства отдельных регионов с целью максимального использования эффекта территориального разделения труда; комплексное развитие хозяйства регионов; укрепление обороноспособности страны.
Региональные рынки труда.
В рыночной системе традиционно различают рынок товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Считается, что рынок труда занимает подчиненное положение в системе рынков капиталов и товаров. Однако, эта точка зрения отражает период индустриального этапа развития экономики. Концепция “человеческого капитала” достаточно убедительно раскрывает роль человеческого ресурса в устойчивом социально-экономическом развитии национальной экономики и эффективного ее функционирования. Мировизация и регионализация мировой экономики как две тенденции, отражающие сочетание общего и особенного, заставляют изучать становление, формирование, функционирование и регулирование рынка труда на основе новых теоретико-методологических концепций. Категория рынка труда в экономической литературе остается дискуссионной, что характерно как для западной, так и отечественной экономической теории. Анализ политики показывает, что наиболее часто рынок труда отождествляется либо с безработицей, либо с рынком рабочей силы, либо с рынком занятости. Определение “рынок труда” может быть сформулировано следующим образом: рынок труда – это организационно-экономические и социально-экономические отношения, складывающиеся между работниками (трудовыми коллективами), работодателями, государствами, а также представительными организациями со стороны работника и работодателя по поводу включения рабочей силы в общественное хозяйство, а также размещения и создания рабочих мест. Данное определение включает в себя потребность работника в рабочих местах, а работодателя – в рабочей силе. Как со стороны работника существует спрос на рабочие места и предложение рабочей силы, так и со стороны работодателя – спрос на рабочую силу и предложение рабочих мест. Спрос и предложение – это основные составные элементы любого рынка, но на рынке труда спрос и предложение могут иметь особенности. Анализируется региональный рынок труда Саратовской области. Экономическая теория различает три способа функционирования рынка труда – спонтанный, регулируемый и директивно-управленческий. В современных экономических системах преобладает регулируемый тип рынка труда. Однако цели, задачи, способы, методы регулировки рынка труда зависят, во-первых, от этапа развития экономической системы; во-вторых, от общей экономической конъюнктуры; в-третьих, от проводимой государственной политики на рынке труда в различных формах.
Структурные фонды ЕС.
Структурные фонды Евросоюза предназначены для финансирования программ и проектов социальной и региональной политики, проводимой ЕС. Они появились в ходе экономической интеграции членов Содружества, результатом которой стало введение евровалюты, а также увеличение доли расходов, выделяемых на социальную и региональную политику.
К данным фондам относятся:
· Европейский фонд ориентации и гарантий в сфере сельского хозяйства European Agricultural Guidance and Guarantee Fund (действует с 1 июля 1964 года). Финансирует как мероприятия общей сельскохозяйственной политики ЕС, так и конкретные мероприятия в данной отрасли;
· Европейский фонд регионального развития European Regional Development Fund (1975 г.). Главной задачей ЕФРР является снижение диспропорций в развитии разных регионов стран ЕС. В первую очередь нацелен на поддержку и развитие депрессивных и периферийных регионов;
· Европейский социальный фонд European Social Fund (1960 г.) оказывает помощь представителям определенных районов, отраслей и профессий, которые оказались в тяжелом положении в результате перестройки промышленности в рамках Евросоюза. Ресурсы данного фонда направлены на проведение программ по сокращению безработицы, преодолению социального отторжения, гармонизации профессиональной и семейной жизни женщин;
· Фонд сплочения Cohesion Fund (1993 г.) создан для софинансирования, а также реализации определенных проектов в области защиты окружающей среды и развития транспорта в отстающих странах;
· Фонд содействия рыболовству Financial Instrument for Fisheries Guidance (1994 г.) создан для финансирования мероприятий по повышению конкурентоспособности рыболовной промышленностичленов ЕС.
Кроме того, существуют и другие целевые фонды Евросоюза, среди которых можно выделить:
· Европейский фонд улучшения условий жизни и труда;
· Европейский фонд профессиональной подготовки.
Предмет региональной экономики.
Региональная экономика как отрасль экономической науки изучает совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в региональной системе страны и каждом регионе»
Предметом изучения региональной экономики служат особенности и закономерности размещения производительных сил и развития районов, факторы размещения и регионального развития. Она тесно связана с экономической географией, но в отличие от нее, занимающейся фундаментальными вопросами, нацелена на прикладные, практические результаты исследования. Региональная экономика, несмотря на всю близость с географией, является составной частью экономики.
Основными составляющими предмета региональной экономики являются:
-экономика отдельного региона;
-экономические связи между регионами;
-региональные системы (национальная экономика рассматривается как система взаимодействующих регионов);
-размещение производительных сил;
-региональные аспекты экономической жизни, включая региональные аспекты финансов, инвестиционного процесса, трудовой деятельности, уровня жизни и т.д.
Объектами исследования региональной экономики, как следует из самого названия науки, являются регионы.
2.Методы региональных исследований.
Особенность региональной экономики состоит в том, что ее специфический объект исследования - регион как единство территории, производства, населения, использования материальных благ и услуг – является столь сложной и динамично развивающейся системой, что для ее анализа используются разнообразные методы.
Методы исследования: программно-целевой, балансовый, системного анализа, нормативный, картографический, методы социологических исследований и экономико-математическое моделирование.
Программно-целевой метод характеризуется как метод постановки целей и задач социально-экономического развития региона, как метод реализации взаимоувязанных мероприятий по достижению этих целей и задач в намеченные сроки. Каждая программа должна разрабатываться с учетом адресности и временного ограничения, содержать задания конкретным исполнителям и детально разработанную систему управления. Финансирование данных программ осуществляется из федерального и местного бюджетов.
Балансовый метод заключается в том, что при обосновании программ регионального развития используется прием балансирования потребностей с возможными ресурсами, согласованности взаимозависимых показателей. Использование балансового метода позволяет выбрать наиболее рациональное соотношение между отраслями, определяющими хозяйственный профиль региона, и отраслями, дополняющими территориальный комплекс; разработать экономически обоснованные варианты размещения производства; определить потребности региона в ресурсах, товарах, рабочей силе и т.д.
Системный анализ – это метод научного исследования, при котором комплексное изучение проблемы с учетом ее структуры и внутренних взаимосвязей дополняется изучением взаимодействия этой проблемы со смежными, то есть системный анализ – это всесторонний анализ, использующий принцип поэтапности, начиная с постановки цели, определения задачи, формулировки научной гипотезы, всестороннего изучения особенностей, условий региона, заканчивая выработкой оптимального варианта развития производства.
Нормативный метод представляет собой метод обоснования показателей с помощью установленных норм и нормативов, которые ограничивают экономические, социальные, технологические явления и процессы. Нормы и нормативы представляют собой необходимую базу научной разработки региональных прогнозов, планов, программ, балансов, технико-экономических проектов.
Картографический метод. Этот метод позволяет наглядно представлять особенности размещения.
Методы социологических исследований используются при изучении, анализе и оценке современного состояния отрасли; выявлении наиболее острых проблем регионального развития, при формировании системы показателей как критериев определения приоритетов, планирования и прогнозирования. Методы социологических исследований используются комплексно и включают опрос, наблюдение, методы анализа документальных источников, опрос экспертов, методы социального прогнозирования и моделирования.
Методы экономико-математического моделирования представляют собой совокупность способов расчета социально-экономических показателей с применением прикладной математики и математической статистики. Применение математических моделей позволяет выявить взаимосвязи в экономике региона, обосновать изменение социально-экономических показателей, осуществлять многовариантные расчеты региональных прогнозов, программ и других разработок и выбрать из них оптимальный. Выделяют такие направления экономико-математического моделирования территориальных экономических процессов, как: моделирование территориальных пропорций развития хозяйственного комплекса страны; моделирование развития региональной производственной подсистемы по отраслям народнохозяйственного комплекса, то есть специализация; моделирование формирования хозяйства экономических регионов страны или совокупности регионов. Составляя математические модели, можно отработать десятки и сотни вариантов территориальных сочетаний производительных сил, что дает оптимальное решение их территориальной организации.